Анализ сущности искусства показал, что искусство выражает явленость бытия и его гармонию, причем бытия идеального предельного, к которому устремлен человек и которое является суперэйдосом для данной исторической культуры.
Исторический анализ философско-эстетических концепций искусства и его происхождения показал, следующее:
1. Эстетическая концепция античности базировалась на понимании сущности искусства как имитации красивого, т.е. гармоничного и целостного, заключающегося в предельности бытия материального космоса или идеального. Имитация высшего метафизического свойствена человеку по его антропологическим свойствам. Происхождение искусства связано с антропологическим стремлением человека имитировать целостный, универсальный, гармоничный Космос.
2. В Средние века формируется и развивается религиозная теория происхождения искусства, согласно которой, человек, потеряв при грехопадении, связь с Богом, стремится к нему, пытается восстановить разрушенную связь с божественным. Происхождение искусства трактуется на основе стремления человека к восстановлению, разрушенных грехопадением отношений с Богом.
3. В Возрождении развиваются уже сформировавшиеся ранее эстетические концепции: эстетическая; религиозная; имитативная. Важное новое понимание – это восприятие искусства, как человеческой деятельности и деятельности для удовлетворения потребностей человека. В Новое время на развитие искусства влияют рационализм, нормоцентризм, стремление к символичному изображению духовного мира в барокко, романтизме и символизме. В период Просвещения особое значение уделяется воспитательной и коммуникативной функциям искусства, формируется коммуникативная теория происхождения искусства. Немецкая классика вносит концепцию искусства, как устремления к идеальному, соответственно, искусство есть стремление к предельному идеальному. С др. стороны немецкие классики видели источник искусства в творческих способностях художника, в стремлении их реализовать, но наш взгляд, этот подход не является антропологическим, т.к. сами эти способностью обусловливаются раскрытием Абсолюта.
4. Важной тенденцией в модерне стало биологизаторский подход к искусству, который проявлялся, как понимание искусства и его происхождения через социал-дарвинизм или психоаналитику З. Фрейда.
5. Для постмодернизма происхождение искусства больше связанно с теорией игры.
Выделены следующие эстетические концепции, которые могут быть положены в основу теорий происхождения искусства:
1.Идеалистически-религиозная. В рамках нее можно выделить две составляющие:
Религиозно-эсхатологическая, в которой искусство отражает движение мира и человека к некоторому оптимистическому эсхатологическому идеалу. Происхождение искусства видится неосознанным эсхатологическим чувством, особенно выраженным у художника и желанием выразить это чувство внешневыразительными средствами или через символы.
Религиозно-идеалистическая, в которой искусство стремится отразить идеал, сущность вещей, стремление выразить сущность вещей посредством изображения идеализированной вещи или символически и является основой происхождения искусства.
2.Иммитативная. Также включает две составляющие:
Натуралистическое отражение действительности, как она есть, возможно, базируется на стремлении человека к подражанию.
Реалистическая, характеризуется стремлением выразить наиболее типичные, обобщенные черты действительности.
3.Антропологическо-эстетическая. Стремление выразить красоту, т.к. красиво, его созерцание, как в процессе восприятия художественного произведения, так и его создания, доставляет чувственное удовольствие.
4. Социальная. Включает две составляющие:
Коммуникативная. Искусство позволяет людям общаться, через символы транслировать как в пространстве, так и времени культурный код, что служит основой развития социума.
Деятельностная (праксеологическая). В искусстве человек отражает собственную деятельность, ее нормы, образцы, как правило, идеализированые.
5. Психологическая. Включает две составляющие:
Катарсическая. В процессе создания произведения искусства и его восприятия посредством рационально-эмоционального сопреживания, сопричачстности произведению, человек освобождается от комплекса негативных эмоций.
Сублимативная. Посредством сублимации, человек высвобождает вытесненные в подсознание социальными запретами чувственные желания и помыслы.
6.Игровая. В искусстве человек выражает свои игровые мотивы, а происхождение искусства связано с потребностью человека к игре.
Анализ базовых потребностей первобытного человека показывает соответствие выделенных философско-эстетических концепций происхождения искусства и данных ряда эмпирических наук, кроме эсхатологической, которая формируется только в иудейско-христианской традиции и отсутствовала в у древнего человека и в античности.
Сравнительный анализ теорий происхождения искусства показал, что все имеющиеся теории происхождения искусства, благодаря своему историческому репрезентевизму не являются, на взгляд автора, уместными в аспекте происхождения искусства. Они отражают не генезис искусства, а его развитие на различных фазах филогенеза, наиболее же адекватно объсняет генезис искусства религиозная теория, учитывающая магическое сознание, как первую форму религиозного сознания, вызвавшего к жизни символико-магическое искусство.
Представляется, что необходимо на основе магической теории происхождения искусства, сформировать теорию его филогенеза, в которой задействовать имеющиеся теории происхождения искусства, каждая из которых будет объяснять генезис новой фазы в развитии искусства и религиозного сознания.
- Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать