пред- и пост-авангардные десятилетия

Новые идеи изобразительного искусства, кино, литературы, музыки.
Правила форума
Научный форум "Культура"

пред- и пост-авангардные десятилетия

Комментарий теории:#1  Сообщение Г Нестеров » 17 дек 2014, 18:40

ПРЕД- И ПОСТ-АВАНГАРДНЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ
(О колебаниях человеческой активности в истории)
Что нас ожидает в ближайшие 30 лет, начиная с 2015 года?
(Об этом можно узнать, заглянув в историю). …Заглянем!

Ранее мы выяснили,* что через каждые 60 лет повторяются 10-летние периоды, отличающиеся повышенной активностью. В дальнейшем, мы будем называть их «авангардными», или «авангардами». Они имеют революционный, взрывчатый характер. Особенной силой и энергетикой обладают «авангардные» десятилетия, открывающие 120-летний цикл – назовем их «первым авангардом».
Через каждые шестьдесят лет после «первого авангарда», подобно эху, прокатывается гул нового «взрыва», развивающего и повторяющего достигнутое ранее, но не столь разрушительного. – Назовем его «вторым авангардом» (термин М. Гробмана).
Ранее было выяснено,** что каждое активное, действенное десятилетие (в том числе и «авангардное»), чередуется с более спокойным десятилетием, ориентированным на «восприятие».
Это значит, что каждый «авангард», подобно сэндвичу, будет находиться между двумя «созерцательными» десятилетиями:
1. «Пред-авангардное» десятилетие, или «пред-авангард».
2. «Авангардное» десятилетие, или «авангард».
3. «Пост-авангардное» десятилетие, или «пост-авангард».

Посмотрим, как это было в истории.
Отсчитаем пять 120-летних циклов и заглянем на 600 лет назад, в начало самого активного, «летнего» этапа нашей эры:

(1-). Итак, как мы уже рассмотрели ранее*, 1425-1434 годом датировано активное десятилетие «первого авангарда», открывающее первый 120-летний цикл, рассматриваемого нами периода. Здесь были заложены новые, взрывные идеи свободной, богоподобной личности.

Это десятилетие предваряет «первый пред-авангард» этого цикла, датированный 1415-1424 годами. Как и предполагалось, это десятилетие носило стабильный, устойчивый и созерцательный характер. Это были годы конца «Великой схизмы» и избрания единого папы. Характерным штрихом этого времени было запрещение властями разрисовывать карикатурами стены Флоренции. Это было время строительства в Пекине «Запретного города»… Брунеллески начинает продумывать идеи раннего возрождения в архитектуре – гармония и соразмерность человеку… Для скульптуры Донателло этого времени свойственны характерность, портретность, естественность. Присутствие «здесь и сейчас» («Святой Георгий», «Пророк Иов»).

И завершением «первого авангарда» будет «первый пост-авангард» 1435-1444 годов.
Для искусства этого времени характерны многочисленные «оплакивания», «положения во гроб», эстетизация горя, реализм, мягкость, смирение, суровый реализм… (Донателло, Ян Ван Эйк, Рогир Ван дер Вейден, Фра Беато Анджелико и др.) (Италия, Германия, Нидерланды…)

«Второй авангард» этого 120-летнего цикла в 1485-1494 годах мощным эхом повторил и укрепил новые революционные идеи, освобождавшие и ставившие человека в «центр мира». Здесь, в драматической и экспрессивной борьбе ВОЗРОЖДАЛСЯ почти забытый дух античного мира…

Этому «взрыву» во «втором пред-авангарде» 1475-1484 годов, предшествовали более умеренные настроения. Наступал конец феодальной раздробленности и укрепления государства во Франции (1477) и в Испании (1479). В Испании учреждается Инквизиция (1480). В искусстве атмосфера «благовения и углубленности в себя» (Ж. Клуэ Старший – «Рождество»). Подражание Георгикам Вергилия (Полициано – «Сельский житель»). Легкость «Весны» (Боттичелли).

Во время «второго пост-авангарда» (1495-1504) настроения восторга и экзальтации резко меняются. Наступает тишина («Тайная вечеря» Леонардо да Винчи); чахлый голый пейзаж начала весны (Перуджино). В «Пьете» у Микеланджело – «…достоинство и красота/ и скорбь…» Апокалипсис гравюр Дюрера - «Четыре всадника». Убогая реальность и надлом у Босха в «Блудном сыне». Тишина и загадочность знаменитой «Моны Лизы» Леонардо да Винчи…

(2+). «Первый авангард» следующего 120-летнего цикла (1545-1554) «до краев насыщен страстью, кровью и обнаженными телами… Кровавые объединительные процессы идут одновременно во Франции, Англии, России и Японии.»

«Первый пред-авангард» этого цикла – 1535-1544 годы, можно обозначить словами Микеланджело: «Наслаждение красотой соединено со страхом…(что то) тяготит или возносит душу…» Это время «католической реакции» и основания в Риме ордена Иезуитов… С фреской «Страшного суда» соседствует «Венера Урбинская» Тициана и образ земледельца у Ручелли… Кальвин считает, что жизнь человеческая предопределена заранее…

Замыкается эта триада «первым пост-авангардом» 1555-1564 годов и «Аугсбургским религиозным миром». В поэзии характерны многочисленные «Жалобы», «Вздохи» и «Сожаления» (П. Ронсар, Дю Белле, Ж. Таюро, О. де Манья). В живописи, рядом с принятием реальности (П. Артсен «Кухарка»), появляются знаменитые Брейгелевские «Безумная Грета» и символ тщетности – «Вавилонская башня». У Микеланджело – смирение и рухнувшие надежды «Пьетты Ронданини».

Настроение «второго авангарда» 1605-1614 годов этого цикла, хорошо выражает «клубок тел в состоянии крайнего физического напряжения» у Рубенса; экспрессия и формализм, кричащая эмоция Эль Греко… Пафос «Города Солнца» Кампанеллы и образование в Голландии республики в результате буржуазной революции…(1609)

Во «втором пред-авангарде» 1595-1604 годов появляется один из первых натюрмортов в Европе (Караваджо)…принятие реальности и чувственная радость (в его же «Вакхе»)…
Пасторальный роман «Аркадия» (Лопе де Вега)… Призыв к объективности «…держать зеркало перед природой…неприкрашенный облик…» (В «Гамлете» Шекспира).

И завершает цикл «второй пост-авангард» 1615-1624 годов. Для этого десятилетия характерны, на фоне разочарования в разуме - реализм, плотность, весомость (Рубенс, Иорданс) …Правда, психологизм, сочувствие простому человеку («Водонос» Веласкеса, «Нищие» - офорты Ж. Калло). Ф. Бэкон заявляет: «… Лучшее из… доказательств…- опыт … Разуму надо придать не крылья, а скорее свинец и тяжести, чтобы они сдерживали всякий прыжок и полет.»

(3-) В третьем, рассматриваемом нами 120-летнем цикле «первый авангард» выпадает на
1665-1674 годы. Это время разоблачения ханжества Мольером, трагедий Расина и Мильтона, фанфар Бернини… Время гражданской войны в Польше и восстания Разина…

В «первом пред-авангарде» 1655-1664 годов мы видим многочисленные «кабачки» с приземленными жанровыми сценами и игрой в карты (П. де Хох, А. Ван Остаде). Тихая жизнь в натюрморте В. Кальфа; теплоту чувства пейзажа Лоррена… Реализм, доходящий до натурализма у Вермеера… Время конца республики в Англии и реставрации Стюартов…

В «первом пост-авангарде» 1675-1684 годов, Б. Спиноза утверждает – «Под реальностью и совершенством я разумею одно и то же». Реальность, лепнина, богатство – удваиваются, отражаясь в Зеркальной галерее Версаля… В Японии, в хайку Мацуо Басё – простота и точность, дух Дзен-Буддизма… Рассказ о «квартале удовольствий» в романе Ихара Сайкаку «Жизнь любовника»…

Во «втором авангарде» этого цикла 1725-1734 годов – сатира, осмеяние, пародии, фантастика… (Свифт, Дж. Гей, Мариво, Хогарт); «Английские или Философские письма» Вольтера… С 1725 года - Эпоха дворцовых переворотов в России…

В предыдущем десятилетии «второго пред-авангарда» 1715-1724 годов – смутный переходный период «Регентства» - «…затянувшийся беспечный праздник». А.Ватто и стиль «Рококо» - фривольность и непринужденность, кокетство и флирт… Галантность и мечта, легкость нравов… «Проект вечного мира» аббата Сен-Пьера…

В замыкающем триаду «втором пост-авангарде» 1735-1744 годов появляется тема принятия будничной реальности у Шардена… Простоты и правдивости актерского исполнения – «…естественное звучание голоса» (Д. Гарик). Широко распространяется «сентиментальная» или «кладбищенская» поэзия - «Жалоба…», «Могила»… (Э. Юнг, Р. Блэр). 1740 годом датируется начало периода «Просвещения»…

(4+) В четвертом 120-летнем цикле в «первом авангарде» 1785-1794 годов мы видим феноменальный революционный взрыв энергии, направленный на утверждение принципов человеческой справедливости и равноправия…

Для предшествующего «первого пред-авангарда» 1775-1784 годов основополагающей является «Критика чистого разума» и обращение к чувству. Кант утверждает субъективность пространства и времени… На фоне величественных «Руин» Г. Робера, - «жизнь без прикрас» на автопортрете Шардена… Шиллер протестует против «узкого, душного круга жизни обыденной»… В воздухе «предгрозовое состояние»…

Революция завершается «первым пост-авангардом» 1795-1804 годов. Конец республики и цензура прессы. Политикой больше не интересуются… Появление романтизма «Озерной школы» - «…смиренная сельская жизнь». Сгущение атмосферы страха и тайны в поэме «Кристобель» Кольриджа, его же ода «Уныние»… «Гимны к ночи» Новалиса… «Лунная соната» Бетховена… Восстановление католического культа и неограниченная власть Наполеона…

Эхо первой французской революции во «втором авангарде» 1845-1854 годов… «Манифест коммунистов» и «золотая лихорадка» в Калифорнии… «Девятый вал» у Айвазовского и «неистовая скачка» в музыке Листа…

Во «втором пред-авангарде» 1835-1844 годов Готье проповедует «Искусство для искусства» и воспевает «красоту, богатство и счастье…» Здесь рядом соседствуют «чувство уныния и бессилия» (Маццини) и грандиозный «Реквием» (Берлиоза).
Это время «Сборщицы колосьев» (Милле) и «почитания героев» (Карлейля)… Ф. Купера и «черной серии» Э. Сю… Время иррационализма «Философии откровения» Шеллинга…

Завершает эту триаду «второй пост-авангард» 1855-1864 годов. - Дж. Элиот полемически требует «поэзии будничного, ежедневного, обыденного…». Толстой «…Устал от… споров …Художественное наслаждение, плакать и смеяться…». «…Книги английские, как бифштекс…» (Троллоп). Реализм и приземленность Милле («Человек с мотыгой»). «Цветы зла» - эстетизация безобразного Бодлером. «Позитивизм» Спенсера…

(5-) «Первый авангард» 1905-1914 годов (последнего 120-летнего цикла этапа «лето») – революция, экспрессионизм, релятивизм, абстракционизм. «Да здравствует безумие…» (М. Шагал).

Начинает эту триаду «первый пред-авангард» 1895-1904 годов. Кончается «Викторианская эпоха». Здесь «мечты о земном рае» Гогена и английский «неореализм здравого смысла». «Золотая лихорадка» на Клондайке и «застой, тишина» «Белых кувшинок» Клода Моне. Пропаганда в Париже «народного искусства» и «Чайка» Чехова. «Консерватизм» и «прагматизм» параллельно с «Миром искусства». «Психоанализ» Фрейда и «Феноменология» Гуссерля…

Завершает триаду «первый пост-авангард» 1915-1924 годов. С 1915 «засилье цензуры» в литературе США… Появление термина «постмодернизм». «Идеальный порядок» Мондриана… В Англии консерваторы. В США «сухой закон», «возвращение к нормальности». …Шпенглер пишет «Закат Европы». «Экзистенциализм» Ясперса и «Поток сознания» Джойса… У Стравинского «взгляд назад…простая музыка…».
В Германии «Новая вещественность»… «Манифест сюрреализма» Бретона. Лозунг дадаистов: «Не надо…ничего, ничего, ничего». В Италии: «Да здравствует диктатура».

«Второй авангард» 1965-1974 годов был экспрессивным эхом «первого авангарда».
В СССР «нонконформисты», «диссиденты», «андеграунд». В США бунт негров. В Китае «культурная революция». Во Франции – студенческий бунт…

В предваряющем «втором пред-авангарде» 1955-1964 годов – ветер вздымает платье
Мэрилин Монро. Набоков пишет «Лолиту». Поп-арт. Развенчание культа Сталина. «Сладкая жизнь» и «Ночи Кабирии» Феллини. «Философия плоти» Мерло-Понти – «вещи обладают нами». «Битлы» и «Тишины хочу, тишины…» Вознесенского…

И в завершающем «втором авангарде» 1975-1984 годов загадочность фильмов «Зеркало», «Сталкер» и «Ностальгии» Тарковского… «О людях,…проживших…без цели и смысла» (в пьесе Олби). «Ежик в тумане» Норштейна. «Меланхолическое, пессимистическое настроение» (Парижских выставок). «Деревенская проза» в СССР. «Национальный стиль» в Израиле. Консерваторы в Англии (Тэтчер). В США «Закончилось идеологическое опьянение»; «Прощание с модернизмом» К. Левина, «неоконсерватизм» и «Рейганомика». «Точка инерции» у Бодрийара и «Песни шепотом» (Башлачев)…

Резюме:
1. Мы убедились в обязательности чередования «созерцательных» и «активных» периодов общественной жизни.
2. Шаг этого чередования равен 10 годам.
3. Цикличность активных «авангардных» десятилетий равна 60 годам.
4. Обязательность «созерцательного» и «чувственного» характера «пред- и пост-авангардных» десятилетий.
5. В «пред-авангардных» десятилетиях оптимистические настроения преобладают над минорными.
6. В «авангардных» десятилетиях преобладает агрессивное, действенное настроение.
7. В «пост-авангардных» десятилетиях доминируют настроения разочарования и смирения.


Конечно, это упрощенная схема. Реальность намного шире. Но без схемы, плана и направляющих мы рискуем заблудиться.

P.S. Прошу не волноваться сторонников другой цикличности. Найденные мною ритмы, по моему мнению, не отвергают возможности другой ритмики.


* «Шестидесятилетний цикл «авангардных» десятилетий» (О колебаниях человеческой активности в истории) http://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=278531
** Чувственность и рациональность (Психология человека и цикличность времени)
http://forum.artinvestment.ru/blog.php? ... &goto=next


Григорий Нестеров 14.12.2014


«Триада «пред» и «пост» авангардных десятилетий):

ПРЕД-АВАНГАРДНЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ:
1. (Н-) - 1415-24 (первый пред-авангард); 1475-84 (второй пред-авангард)
2. (О+) - 1535-44 1595-1604
3. (П-) - 1655-64 1715-1724
4. (Р+) - 1775-84 1835-1844
5. (С-) - 1895-1904 1955-1964
АВАНГАРДНЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ:
1. (Н-) – 1425-34 (первый авангард); 1485-94 (второй авангард)
2. (О+) – 1545-54 1605-14
3. (П-) – 1665-74 1725-34
4. (Р+) – 1785-94 1845-54
5. (С-) – 1905-14 1965-74
ПОСТ-АВАНГАРДНЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ:
1. (Н-) – 1435-44 (первый пост-авангард); 1495-1504 (второй пост-авангард)
2. (0+) – 1555-64; 1615-24
3. (П-) – 1675-84; 1735-44
4. (Р+) – 1795-1804; 1855-64
5. (С-) - 1915-24; 1975-84

Нас ожидает : «Первый пред-авангард» - 2015-24; «Первый авангард» - 2025-34; «Первый пост-авангард» - 2035-44


Все права защищены. Цитирование с указанием авторства. (Статья основывается на материалах книги «Часы истории…» (2011))
Ключевые слова: - Цикличность культуры, Сезонные циклы, Циклы настроений, Циклы истории, Ритмичность времени.
The key words: - The Rhythms of World Culture, The seasonal Cycles, The Cycles of Mood, The Cycles of History.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0% ... @yandex.ru https://www.facebook.com/gregory.nesterov http://gnesterov.blog.tut.by/
http://www.art-fakt.com/ru/gallery/nesterov http://forum.artinvestment.ru/blog.php?u=735901 Культура?sid=ab009ff4d4c3a112bdc18f1b9f07ca9c http://www.historicus.ru/forum/viewforum.php?f=7

Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать
Код: выделить все
<div style="text-align:center;">Обсудить теорию <a href="http://www.newtheory.ru/culture/pred-i-post-avangardnie-desyatiletiya-t3153.html">пред- и пост-авангардные десятилетия</a> Вы можете на форуме "Новая Теория".</div>
Г Нестеров
 
Сообщений: 17
Зарегистрирован: 27 окт 2013, 18:03
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 2 раз.

Вернуться в Культура

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron