Идеалистические корни марксизма

Новые теории и предположения истории Земли, Человечества.
Правила форума
Научный форум "История"

Идеалистические корни марксизма

Комментарий теории:#1  Сообщение ЮрийГриг » 01 апр 2015, 17:52

Идеалистические корни марксизма

Критическое отношение к марксизму, проникшее в большинство работ наших историков и социологов, объясняется не только реакцией высвобождения от официальной теории, но и многочисленными слабостями этого учения. Оно в достаточной мере подходило к объяснению начального этапа капитализма, но не согласовалось с более ранним и поздним периодами общественного развития. К тому же советская идеология утвердила марксизм как безоговорочно материалистическую доктрину, хотя при непредвзятом анализе выявляется влияние идеализма и на методологию и на частные выводы этой теории.
Методология
Как бы не переделывалась гегелевская диалектика на материалистический лад, ставилась с головы на ноги, марксова концепция общественного развития не сумела избавиться от въевшегося в него идеализма Гегеля. Идеализм того, что из зародыша противоречий показано «развитие (и рост и движение) этих противоречий и этого общества», для советских философов остался незамеченным. Инструктивный диалектический закон: единство и борьба противоположностей (противоречие) есть сущность и источник развития – значительно облегчал объяснение общественного развития. Сославшись на «саморазвитие» можно было не утруждать себя познанием природных причин развития. При материалистическом мировоззрении подобное можно принять, лишь имея в виду воспроизводство по матрице, зародышу, ранее сформированной целостной системы. И даже при этом следует оценить вклад необходимых и случайных факторов внешней среды. Когда же речь идет о новообразовании, то саморазвитие принципиально невозможно. То, что было разумным для объективного идеализма Гегеля, стало ущемлением материализма Маркса.
Вполне понятно, что при взаимодействии противоположностей возникает их взаимосвязь, что противонаправленная активность может быть охарактеризована во взаимодействии как «борьба», что в возникшей целостности состояние каждой из сторон обусловлено наличием противоположной стороны (единство), что такую взаимосвязь удобно называть противоречием. Но при чем тут источник развития. Как только будет нарушен паритет, во взаимосвязи высвободится нескомпенсированная активность одной стороны, которая будет направлена на обретение прежней нейтральности. Ничего большего ожидать от этого противоречия нельзя. Именно гомеостаз обусловлен нарушением противоречивого единства. Только воображение, подпитываемое истолкованной на революционный манер классовой борьбой, могло придумать «саморазвитие», каким-то внутренним образом возникающее преимущество одной из сторон, ее антагонистическую битву с другой и т.п.
Одно дело гегелевская абсолютная идея, которая в своем начале содержит все будущее. Ее развертывание проходит последовательные ступени становления, отчего каждый объект есть осуществление этой идеи и момент последующего восхождения. Поэтому все сущее, как зародыш, зигота, содержит в себе самопротиворечивость, через которую происходит самодвижение к свернутому в начале конечному состоянию. В ходе развития «полагается лишь то, что уже имеется в себе».
Но если вы придерживаетесь материалистического мировоззрения, то не должны принимать ни платоновские, ни гегелевские сами по себе существующие идеи всего и вся.
Следует иметь в виду, что сам по себе отдельный объект не содержит в себе идеи будущего, следовательно, саморазвитие каждого элемента природы не должно было бы самостоятельно привести к будущему, почему-то совпадающему с саморазвитием всех остальных. Тождественность возможна, если отсутствует случайность и целевое качество заранее предопределено во всех саморазвивающихся объектах. Иначе говоря, когда миром правит динамическая закономерность изменений, динамический детерминизм, а законы будущего заключены в исходном материале природы. Для абсолютного идеализма законы существуют изначально, они лишь проявляются в природе. Но в наше время естественники, в частности Пригожин, доказали, что качественные преобразования с необходимостью предполагают случайные воздействия. Следовательно, структура новой интеграции, а значит и новая закономерность, не может быть всецело обусловлена прежними системными свойствами. Для материализма законы возникают вместе с возникновением нового, не существовавшего ранее качества.
После Джона Толанда материалисты строго придерживаются тезиса: материя – причина самой себя. Таково наше представление о бесконечном мире. Однако едва ли кто-то станет утверждать, что каждый объект также есть причина самого себя, хотя почему-то в «самоорганизации» не чувствуют той же нелепицы. Природа – всеобщее, а конечный объект лишь частичка природы, присущая ему и подчиненная общим процессам. В меру целостности она стремится сохранить себя как таковое. Гегелевский принцип: объект выходит из себя и начинает развиваться, - безоснователен. Напротив, его структура, представляющая внутренние противоречия, включает возможности поддерживать свое обособленное единство. Изменяться его вынуждает внешний мир. Он же обеспечивает переход к новому качеству, внедряясь в формирующуюся структуру через отраженные признаки. Тем самым внешнее противоположение преобразуется во внутреннее противоречие, обеспечивающее новую целостность.
Приняв за основу метод Гегеля, Маркс сконцентрировал свой анализ на процессах, происходящих в отдельно взятом обществе: внутренней классовой борьбе; публичной власти государства, призванного для утверждения господствующего класса; революции, необходимой, чтобы сменить прежнее устройство общества и власти. Каждый вывод не мог не вызвать обоснованной критики.
Диалектический детерминизм должен был двигать развитие каждого общества однотипным образом и независимо от взаимных влияний приводить к однообразным коммунистическим устройствам. Реально происходящие многочисленные войны государств становились чем-то беспочвенным побочным занятием, никак не объясняемым теорией. Когда же понадобилось оценить коммунизм, то, понимая, что среди известных стран отдельной коммунистической стране не просуществовать, Маркс вынужденно изменяет методологической схеме и переходит ко всему человечеству: «буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого сообщества» (1., с. 537).
Марксизм был вправе относить свои выводы только лишь к отдельно взятому обществу. Его анализ и структура были замкнуты на классы внутри общества, публичную власть, обусловленную внутренней борьбой, и переходы в формациях именно данного общества. Теория не имела оснований увязывать эти преобразования с человеческим сообществом. Конечный вывод о мировом коммунизме был вынужденным отступлением от схемы.
Того же принципа он придерживается в «Капитале», анализируя стоимостные отношения внутри отдельного предприятия. Когда же встала необходимость оценить норму прибыли возникла аналогичная проблема. Энгельсу позже пришлось оправдывать этот необоснованный выход на экономику и рынок всего общества. Гегелевский метод приемлем только для его идеализма.
Создание орудий труда.
Методология саморазвития привела к одномерной теории эволюции, где в качестве основания отмечено только лишь отношение человека к природе, как бы материальный фактор развития производительных сил. Ортодоксальный марксист Ю.Семенов отмечает: «Первое положение исторического материализма состоит в том,
что необходимым условием существования людей является производство материальных благ. Материальное производство есть основа всей человеческой деятельности. Возьмется ли кто-нибудь из ученых оспаривать это положение? Думаю, что вряд ли». (2.) Оспорить просто. Во-первых, материальное производство далеко не всегда было производством материальных благ, во-вторых, тысячелетиями войны и разные виды внутренних столкновений также были необходимой формой человеческой деятельности.
Но в исходном положении есть идеальная сторона, которая остается как бы незаметной. Развитие производительных сил возможно только благодаря познанию и созиданию человека, а, следовательно, опять-таки актуальным становился вопрос – как возникла эта способность, каковы те исторические процессы, что вынуждают познание, наконец, поскольку познание есть также акт развития, то каковы закономерности этого процесса. Последний вопрос требует уже знания всеобщих факторов развития, которые в принципе должны быть присущи и самой эволюции. Чтобы не остановиться на чисто субъективном, идеальном побуждении людей, требуется выявить основание, вынуждающее эту деятельность.
Объяснение Маркса, мол, капиталистическому способу производства присуща тенденция к абсолютному развитию производительных сил, безосновательно. Как она могла возникнуть? Ведь следствием этого может стать понижение нормы прибыли. Тем более, что развитие науки и техники требует вложения средств. Только при особых обстоятельствах капиталист стал бы направлять прибыль на развитие производительных сил вместо простого расширения производства и увеличения прибавочной стоимости. Естественно, именно конкурентная борьба, а не как-то возникшая тенденция, вынуждает делать эти затраты.
Семенов не замечает порочного круга в своей попытке сохранить одномерную марксову модель, но и сгладить явную идеальность основы. Он заявляет, «что источником развития производительных сил являются производственные отношения» (там же), т.е. производственные отношения, которые сами обусловлены развитием производительных сил.
Производственные отношения
Здесь мы вплотную подходим к основной проблеме марксизма. Маркс утверждает: «на известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями…» и что «из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы». (1., с. 536) Но если производственные отношения обусловлены уровнем развития производительных сил, то никакого противоречия, тормоза, оков не должно было быть. Изменение основы привело бы к сопряженному изменению зависимых от нее явлений. Только в том случае, когда производственные отношения формировались бы как минимум не на одной основе, они могли бы противостоять новым производительным силам. Более того, это основание должно обладать качеством насилия. Только в этом случае понадобятся также насильственные действия для подавления противоборства прежних производственных отношений и всей консервативной надстройки, чтобы внедрить отношения, которые соответствуют новым производительным силам.
Человек – сознательное существо. После первобытной стадии развития организация сообществ и многие частные формы жизни людей обусловливались сознательными решениями. Это прежде всего относится к организации государств, к их системам управления, но и к производственным и различного рода иным общностям. В том причина, что социологические теории, взяв за основу какое-либо явление общественной жизни, отрываются от естественной базы и в той или иной мере пропитываются идеализмом. Не избежал этого и марксизм. Производственные отношения не могли отстраниться от сознательной системы управления, и уже этот идеальный момент должен был ослабить материализм теории. В цепочке зависимостей: производительные силы -> производственные отношения -> надстройка, включая общественное сознание, - познание и сознательные действия производятся в различных сферах. Качественно новые производительные силы и создание орудий труда обязаны познанию природы, производственные отношения – знанию качества этих сил, организации труда и рыночных отношений в обществе, общественное сознание включает в себя и то, и другое, но и весь комплекс общественных отношений. Однозначная зависимость этих уровней сознания невозможна, поскольку объекты познания имеют совершенно разную сущность. Взаимовлияние в обоих направлениях - несомненно, но и только. Следовательно, субъективизм и идеальная сторона будет своеобразно присутствовать во всей цепочке марксистской схемы. Если же попытаться найти основу для производительных сил, увязав производственные отношения с требуемым познанием, то вновь окажемся в порочном кругу. Ю. Семенов часто попадает в него. Его вариант решения проблем: поставить в основу развития производительных сил производственные отношения, - фактически переворачивает теорию и лишь усиливает ее идеальную сторону.
Классы
Каким образом возникли классы, эксплуатация меньшинством большинства и почему их борьба тысячелетиями не могла сбросить эксплуатирующее меньшинство? Рассуждая о капиталистах и наемных рабочих, Маркс находит решение в экономически правомерном приобретении рабочей силы и прибавочной стоимости. Эксплуатация оказывается ненасильственной. Но как быть с предыдущими формациями? Рабы и крепостные также свободны от насилия? Энгельс, рассуждая об Индии, отмечает роль государства в организации мелиоративных работ. Без такой функции даже завоеватель не мог длительное время сохранять свое господство. Чистое насилие не может длительное время сохраняться, если за ним не стоит необходимая для существования общества функция.
При почти однотипных средствах труда сосуществовали рабовладельческие государства с государствами, в которых рабства не было или оно крайне слабо использовалось. Почти те же средства труда применялись и в наиболее продвинутых племенах, но рабы им были совершенно не к чему. Также и в более позднюю эпоху с более развитыми производительными силами рядом с капиталистическими странами существовала Америка с рабовладельчеством. Следовательно, вовсе не производительные силы утверждали эти производственные отношения. Энгельс отмечает, что рабство могло возникнуть только при таком уровне производительности труда, когда отдельный работник производил блага, большие, чем требовалось для его существования. У такого общества проблем для обеспечения жизни не было. Зачем было принуждать других людей для работы на себя? Ради стремления к бездействию, к праздной жизни? Принцип неограниченного стремления к накоплению, которого придерживается теория мир-систем Валлерстайна, сам требует пояснения, так как у первобытных людей подобная страсть не наблюдалась. Если оставаться в согласии со схемой внутри отдельно взятого общества и не выявить природное основание (внешняя противоположность), которое причинило и неравенство, и внутренние противоречия, и собственность, и антагонизм классов, то придется признавать их появление как следствие лишь сознательного стремления одних к господству над другими (как у Макиавелли).
Можно также отметить, что внутренние противоречия в форме классовых противоречий оказались, во-первых, без начала, так как насильственные отношения никак не выводились из экономического прогресса, а во-вторых, и без конца, ибо развитие после капитализма теоретически требовало аналогичных противоречий, в данном случае новой пары классов. Пришлось выставить самостоятельную сторону противоречия, одиночный класс, пролетариат, и выдвинуть явно субъективную основу движения. То, что искажалась схема теории, что явно проступал идеалистический ход преобразования, меркло по сравнению с тем предпочтением, которое отдавалось в тот период рабочему классу. Противоположность перестает быть тем, что она есть, как только исчезает противоречивая сторона. Рабочий класс подавляется вместе с подавлением буржуазии. Чтобы осуществить диктатуру пролетариат должен перестать быть пролетариатом. Логически он должен приобрести совершенно иной статус. Например, перейти в управленческий класс (такой класс отмечен Энгельсом), стереть прочие классы, а затем отменить и себя, как класс. Нелепость этого самоуничтожения и самопеределки лишь подчеркивает слабость теории. Идеализм явно звучал в 11-м тезисе о Фейербахе. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (1., с.3). Иначе говоря, идеи должны доминировать над бытием, а изменять мир рекомендовалось философам. Типичный футурологический подход к обществу. Рабочий класс должен был преобразовать общество по желаемому коммунистическому образу. "Царство разума" должно было воплотиться в царство, демиургом прогресса которого становился пролетариат.
Если действуют объективные законы эволюции, то только в том случае допустимо изменять мир, когда мы всецело познали не только бесконечно многообразную действительность, но и то будущее, которое грядет. Абсолютная идея через самопознание своего инобытия достигает вновь абсолюта в гегелевском учении, и тем завершает процесс становления. На основании такого учения логически правомерно изменять мир. В реальности подобное возможно лишь по отношению к воспроизводству ранее сформировавшегося и познанного явления, но не к новообразованию. За отсутствие развития во времени теорию Гегеля критиковали и Маркс и Энгельс. Материалист знает, что эволюция неограниченна, что человек принципиально не способен познать законы будущей структуры, поскольку этих законов в наличной действительности попросту нет – они рождаются при рождении новой структуры. А современное естествознание показало, что случайность внешнего воздействия является необходимым фактором качественных переходов. Следовательно, даже зная тенденцию развития и основные стадии эволюционных преобразований, законы будущего общественного устройства нам знать не дано. Пытаясь же на основании наших упрощенных знаний изменить мир, мы рискуем лишь сотворить зло.
Материализм марксизма
При всем том марксизм был наиболее материалистической теорией того времени. Уровень развития науки сто-двести лет тому назад не мог предоставить знания, достаточного для разработки более объективной теории. Хотя с того времени и до наших дней появилось огромное количество социологических учений, в этом плане они все же уступали марксизму. Так же, как и марксизм, каждая из них выдвигала в качестве собственной базы то или иное явление или качество общественной жизни, но они оказывались менее фундаментальными, чем экономика. Важным принципом марксизма был подход к эволюции. История - не калейдоскоп противоборства людей, движимых главными политическими фигурами. Смена общественных формаций происходит не по чьей-то воле, а лишь когда экономическое развитие подводит данное общество к черте, за которой необходимо изменение ее политической структуры. История - есть проявление закономерного прогресса общественных отношений.
Конечно, учение Маркса не могло быть всецело свободным от недостатков, присущих как теориям вообще, так и теориям того времени. Маркс - ученый и гражданин не мог не впитать революционный дух своего времени с принципом переделки общества во имя высоких идей равенства и всеобщего блага, тем более, что конечная цель была вполне обосновываемой. Можно также предположить, что сказывалось стремление противопоставить распространенным описаниям истории, якобы творимой великими политиками, теорию с главной детерминантой в виде экономики, и было, наверное, соблазнительным, представить политические события в качестве следствий этого основания.
Теория, разработанная полтора века тому назад, непременно будет иметь недостатки, присущие как теориям вообще, так и теориям прошлых лет, как минимум в меру ограниченности знаний того времени. Они оба вполне сознавали ограниченность этой теории. Недаром Маркс говорил, что он не марксист, а Энгельс писал: «Маркс и я отчасти сами виноваты в том, что молодежь иногда придает больше значения экономической стороне, чем это следует». (3, с. 539)
Но марксизм сделал значительный шаг в понимании объективных закономерностей развития, и я с восхищением читаю мудрые высказывания Маркса и Энгельса, глубоко анализирующих конкретные исторические события. В подобных случаях положено говорить: воздадим им должное, но сами пойдем дальше.
Материализм
Исходя из вышесказанного, теория будет материалистической в том случае, когда будет опираться на всеобщие природные закономерности, а не на присущие сугубо человеку формы его бытия. Должен отметить, что марксистов-ленинцев сбило с толку определение материи, данное Лениным в известном труде. Они не поняли ограниченность определения, и упростили себе задачу познания одной лишь ссылкой на субъективность. Утверждение типа «раз производственные отношения не зависят от воли людей, от сознания, то, следовательно, материальны» - ошибочно. Ленинское определение материи выдвинуто в противопоставление только субъективному идеализму. Сам Ленин, конечно, это понимал: «… абсолютный идеализм Гегеля мирится с существованием земли, природы, физического мира без человека, считая природу лишь «инобытием» абсолютной идеи». (4., с. 58) Его определение ничем не задевает объективный идеализм.
Принципиально нам невозможно дать истинное определение материи. Мы ее постигаем в процессе взаимодействия с внешним миром и его познания при этом. Чем более развивается наука и наша практика, тем объективнее наше представление материального мира. Но никогда мы не достигнем абсолютно объективного знания. Поэтому в любое определение материи будет внесена определенная степень субъективности нашего отношения к миру. Соответственно, лишь та теория может претендовать на материалистичность, которая смыкается с наукой.

Литература

1. М-Э, Избранные произведения в 3 томах, т. 1, ИПЛ, М., 1980
2. Семенов Ю., 1955, Материалистическое понимание истории: «за» и «против», http://www.istmat.ru
3. М-Э, Избранные произведения в 3 томах, т. 3, ИПЛ, М., 1981
4. Ленин В.И., Материализм и эмпириокритицизм, ИПЛ, Москва, 1967

Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать
Код: выделить все
<div style="text-align:center;">Обсудить теорию <a href="http://www.newtheory.ru/history/idealisticheskie-korni-marksizma-t3279.html">Идеалистические корни марксизма</a> Вы можете на форуме "Новая Теория".</div>
ЮрийГриг
 
Сообщений: 26
Зарегистрирован: 09 мар 2015, 10:53
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 2 раз.

Re: Идеалистические корни марксизма

Комментарий теории:#2  Сообщение che » 04 апр 2015, 13:19

ЮрийГриг писал(а):Идеалистические корни марксизма
Со сказанным можно в значительной степени согласиться но хочется кое-что добавить. А именно -- мне кажется что не только диамат, но и материализм вообще имеет идеалистические корни. Вообще-то говоря первые философы, не смотря даже на то, что религиозное (языческое) мышление было им присуще, как естественное, отнюдь не были идеалистами. Впрочем, как и материалистами. Идею, как нечто возвышенное, доступное нам в своей пещере только тенью -- это придумал Платон. о не как утверждение, а как гипотезу. Это представление никто всерьёз не воспринимал, пока оно не оказалось востребовано Христианством. Конечно очень упрощённо, кредо идеализма можно сформулировать так: всё хорошее -- идеально, а что не идеально, то плохое, материальное. Это утверждение, как минимум -- непродуктивное, породило, как свой негатив материалистическую догму. В одном из вариантов: Материя первична, сознание вторично. Но отрицание ложного утверждения -- это отнюдь не Истина! Ходжа Насреддин по этому поводу говорил: "О мудрый муж! Если ты находишься перед важным выбором и не заешь как поступить, спроси жену свою и сделай наоборот"

Придание понятию "материя", в общем-то интуитивно понятному и продуктивному, статуса "первичности" перегружает его не имманентными ему атрибутами -- а именно теми которые целесообразнее усматривать в форме, как начале дополнительном к материи. Речь идёт, конечно не о том, "как природа устроена", а лишь о том, как сподручнее анализировать Единое. При таком подходе всякий объект Реальности непременно оказывается одновременно и материальным и идеальным. Материальность мы усматриваем в том, что неизменно, что сохраняется, включая и сохранение движения. Идеальным в предмете является то, что творимо и уничтожимо -- его форма. В самом широком смысле этого слова.

ЮрийГриг писал(а):Но если вы придерживаетесь материалистического мировоззрения, то не должны принимать ни платоновские, ни гегелевские сами по себе существующие идеи всего и вся.
А чтобы закрыть вопрос раз и навсегда, следует понять, что идеи существуют отнюдь не как какие-то иные сущности отличные от материальных предметов. Если А есть предмет, а В есть "идея предмета А", то это значит, что В тоже является предметом: некоторая толика материи принявшей определённую форму. Связь предмета В с предметом А состоит в том, что форма предмета В находится в некотором закономерном соответствии с формой предмета А.
che
 
Сообщений: 13016
Зарегистрирован: 25 авг 2010, 18:50
Благодарил (а): 956 раз.
Поблагодарили: 941 раз.

Re: Идеалистические корни марксизма

Комментарий теории:#3  Сообщение ЮрийГриг » 05 апр 2015, 10:59

Каждый раз, когда читаю высказывания che , мне вспоминается анекдот о чукче, который поступает в литературный институт, но ни Пушкина, ни Толстого, ни других писателей не читал – чукча хочет быть писателем, а не читателем. Вот и che , как не уговариваю прочитать (хорошо бы еще и понять) статью и книгу, - ни в какую. Он хочет просто писать, что пришло на ум. Вот ведь написано: «знание – есть форма взаимодействия с внешним миром. Поскольку это наше взаимодействие, то в знании непременно присутствует субъективность, поскольку же в нем отражены внешние признаки, оно содержит и объективное. Абсолютно объективное знание невозможно.» Т.е. «идея предмета» - это не предмет, а наше в определенной степени субъективное (идеальное) представление о предмете. Комментировать нужно то, что написано, а не пытаться каждый раз быть только писателем своих надуманных (предельно субъективных) идей.
ЮрийГриг
 
Сообщений: 26
Зарегистрирован: 09 мар 2015, 10:53
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 2 раз.

Re: Идеалистические корни марксизма

Комментарий теории:#4  Сообщение che » 05 апр 2015, 11:54

ЮрийГриг писал(а):когда читаю высказывания che , мне вспоминается анекдот о чукче
Когда вижу попытки Юрийя Грига меня задеть -- мол чего со мной разговаривать, если я не прочёл Книгу, то вспоминаю одного героя Wilkie Collins'а: он как раз прочёл книгу -- приключения Робинзона Крузо -- и нашел в ней ответы на все вопросы.
ЮрийГриг писал(а):чукча хочет быть писателем
И имеет на это полное право! А Вы имеете право не читать. А если прочли, то не надо впадать в истерику, что Чукча написал нечто такое, чего до него не писал Пушкин. И я ведь не в "Вопросы философии" пишу, а на сайт, куда и параноикам со своими сверхценными идеями вход не заказан.
А еще, можете рассматривать мои высказывания как тест на способность защищать ортодоксальные суждения. Вы этот тест не прошли, увы. Я писал:
che писал(а): Если А есть предмет, а В есть "идея предмета А", то это значит, что .... форма предмета В находится в некотором закономерном соответствии с формой предмета А
Вы пытаетесь это опровергнуть? не получается:
ЮрийГриг писал(а):«идея предмета» - это не предмет, а наше в определенной степени субъективное (идеальное) представление о предмете
Начнём с того, что представление, пусть идеальное, субъективное, но оно безусловно находится в "определённом закономерном соответствии" с представляемым. А само представление -- отнюдь не эфирное явление потустороннего мира, а вполне материальная структура в мозгу представляющего. Вот эти самые молекулы, находящиеся между собой в определённых связях -- это и есть тот самый "предмет В"
che
 
Сообщений: 13016
Зарегистрирован: 25 авг 2010, 18:50
Благодарил (а): 956 раз.
Поблагодарили: 941 раз.

Re: Идеалистические корни марксизма

Комментарий теории:#5  Сообщение alexandrovod » 06 апр 2015, 09:45

Лично моё мнение. Марксизм, полит.экономика являются несомненно попыткой научного объяснения производственно-общественных отношений. К сожалению власть пришедшая в 17 г. в России всеми силами старалась эту попытку сделать религией. И практически убила веру большинства материалистов и не стандартно мыслящих нашей страны в полезность этих работ! А религия позволяет, любым обладающим властью, давить не чем не рискуя для себя, всех не стандартно мыслящих. Оба оппонента che и Юрий Григ, по моему не стандартно мыслящие (а истинно новое могут создать только такие, но только при достаточном знании предмета). Я же, этот предмет знаю поверхностно - в объёме технического вуза.
Овод
alexandrovod
 
Сообщений: 5616
Зарегистрирован: 06 май 2014, 17:34
Благодарил (а): 833 раз.
Поблагодарили: 349 раз.

Re: Идеалистические корни марксизма

Комментарий теории:#6  Сообщение ЮрийГриг » 06 апр 2015, 10:50

Насколько идея будет соответствовать форме предмета (находится в некотором закономерном соответствии), настолько она объективна. Сугубо «идеальное, субъективное» находится в "определённом закономерном соответствии"», но не с представляемым, а с представляющим, его субъективной активностью, потребностью и с присущим ему (субъекту) способностью к обобщению (генерализации). Я не прочь разъяснять каждый раз, что такое отражение, его объективные и субъективные стороны, что такое ощущение, восприятие, представление, их сущность взаимодействия с внешним миром и формирования адекватного поведения, суть многоуровневости. Но хотелось бы, чтобы оппоненты внимательно читали изложенное, тогда не пришлось бы многократно повторять сказанное.
(Из форума «Философия» - «Предмет философии»): «Непрестанное взаимодействие с окружающей средой происходит непременно физическим образом. Оно затрагивает прежде всего самые низшие подсистемы и лишь с той же необходимостью, с которой возникли последующие подсистемы, восходит до активности всей системы. Тем самым происходит как бы повторение истории формирования многоуровневой системы.»
Отсюда следует, что на низших уровнях (молекулы, находящиеся между собой в определённых связях) формируется действие в связи с соответствующими явлениями окружающей среды (фоторецепция, хеморецепция), позже вырабатывается поведение на отраженные признаки потребных предметов, но и при том проявляется генерализация. Так что животные повторяют выработанный паттерн действий, даже если он вреден, порой смертельно, в новых обстоятельствах. А представление также есть взаимодействие при заторможенной внешней моторной активности, когда «сохраняющаяся активация замыкается на деятельности внутренней, осуществляя мысленные действия, но с отраженными следами потребных объектов. Это как бы свернутые внутрь мыслительные акции с представлением данного объекта, стремящиеся получить желаемый эффект.» Нейронные процессы и их структура – это не идея, «тот самый "предмет В"», а активация паттерна действий на данные внешние признаки. В человеческом сообществе происходит выделение этих признаков как самостоятельных сущностей. (Прочтите внимательнее последние абзацы статьи, а лучше в книге более подробное описание развития мышления человека). Но как бы не была многообразной практика взаимодействия с ними, как бы не была высока степень объективности, субъективность отношения к ним непременно будет присутствовать. Другое дело, что генерализация, наша способность к обобщению, абсолютизирует знание, и даже может отождествить или даже извратить отношение «идеи» и предмета.
Кстати, che вполне мог бы печататься в журнале «Вопросы философии». Там можно встретить такие надуманные представления, которые не мог бы написать ни один ученый, а только теолог или фантаст.
ЮрийГриг
 
Сообщений: 26
Зарегистрирован: 09 мар 2015, 10:53
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 2 раз.

Re: Идеалистические корни марксизма

Комментарий теории:#7  Сообщение che » 06 апр 2015, 12:47

ЮрийГриг писал(а):che вполне мог бы печататься в журнале «Вопросы философии»
Спасибо на добром слове, тронут. Но кто Вам сказал, что я там не печатаюсь? Если честно, то да -- не пачатаюсь. И знаете почему? На мой вкус то, что там публикуется на 90% состоит из цитат и ссылок, включая "теологию" и "фантастику". А может быть это просто отговорки, а в действительности потому, что я лентяй.

Добавлено спустя 25 минут 26 секунд:
ЮрийГриг писал(а):Насколько идея будет соответствовать форме предмета (находится в некотором закономерном соответствии), настолько она объективна
Как поёт Армен Григорян: "Во всякой любви кроме любви есть еще много чего". Идея является идеей существующего предмета постольку, поскольку она "объективна", как Вы это называете. Идеи -- они разные бывают: и более объективные, и так себе; бывают и вовсе вздорные -- идеи не соответствует никакому предмету...
ЮрийГриг писал(а):Я не прочь разъяснять каждый раз, что такое отражение
Я знаете ли, тоже не прочь. Слово "отражение" имеет множество смыслов. Первоначальный -- предотвращение поражения. В физике отражением называют процесс резкого изменения направления хода световых лучей. В частности отражение может вызвать у наблюдателя иллюзию, что наблюдаемый объект находится не там, где он есть в действительности. В русскоязычной философии это словечко возникло как неудачная калька с reflection и практически вытеснило близкий по звучанию термин "отображение", т.е. создание и запоминание образа чувственных ощущений.

Добавлено спустя 40 минут 44 секунды:
ЮрийГриг писал(а):Непрестанное взаимодействие с окружающей средой ... затрагивает прежде всего самые низшие подсистемы и лишь с той же необходимостью, с которой возникли последующие подсистемы, восходит до активности всей системы. Тем самым происходит как бы повторение истории формирования многоуровневой системы
Это утверждение не лишено смысла но до закономерности не дотягивает. Так часто бывает просто потому, что всякая рационально устроенная система (в отличие от вертикали власти) формирует реакцию на внешнее воздействие на максимально низком уровне. Принятие решения переносится на более высокий уровень только тогда, когда возможности низшего -- исчерпаны. Отмеченный Вами эффект связан с тем, что более сложные подсистемы, как правило, эволюционно более молодые. Но это не всегда так, особенно пррименительно к разумной, сознательной деятельности. Процесс мышления рекурсивен, включает обратные и перекрёстные связи систем различного уровня.
ЮрийГриг писал(а):Нейронные процессы и их структура – это не идея
Но идея (во всяком случае на стадии формирования) -- есть "нейронный процесс".
che
 
Сообщений: 13016
Зарегистрирован: 25 авг 2010, 18:50
Благодарил (а): 956 раз.
Поблагодарили: 941 раз.


Вернуться в История

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1