Массовые зрелища в Древнем Риме - манифестация власти

Новые теории и предположения истории Земли, Человечества.
Правила форума
Научный форум "История"

Массовые зрелища в Древнем Риме - манифестация власти

Комментарий теории:#1  Сообщение Ivanesphilosof » 04 фев 2020, 12:17

В Риме массовые зрелища,- это манифестация власти. В отношении близкого круга диктатор, императоры манифестировали власть в рамках малых зрелищ: приемов, пиров, собраний и др. Рассмотренные выше зрелища предназначались, в основном, для низов римского социума. Поэтому рассмотрим социальную структуру римского социума.
Римский социум включал патрициев, представителей знатных родов, из которых и формировался сенат. Во времена Августа в сенате было 600 человек, Патрициям принадлежали большие земельные латифундии, большое количество рабов. Причем с ростом завоеванных территорий их земельные владения росли за счет новых территорий в провинциях. Патриции непосредственно сами не управляли своими латифундиями, это делали управляющие: или рабы, или вольноотпущенники.
Др. значимое римское сословие-всадники. С развитием торговли и ростовщичества в разряд всадников по имущественному стали вступать владельцы крупных мастерских, ростовщики. Таким образом, всадники были не только земельным сословием, но и занимались крупной торговлей, ростовщичеством. К всадникам относилась и муниципальная власть в римских провинциях. В мунициях имели крупные поместья, занимали административные должности, были юристами. Часто всадники были состоятельнее сенаторов, но менее знатными, поэтому их политическое влияние в римском социуме было менее значительным. Если изначально стать всадником можно было по имущественному цензу, то со времен Августа всадническое положение стало передаваться по наследству.
Др. сословие – плебс. Рим в древние времена пополнялся за счет пришлого населения, которое не пользовалось политическими правами. Они и составили основу плебса. Если изначально пришлые «латины» получали земельные участки и включались в древние плебейские роды трибов, то потом нет; в связи, с чем занимались ремеслом и торговлей, при этом некоторые были обеспеченными людьми, но перед патрициями были одинаково бесправны, как и др. плебеи.
В Риме в эпоху последнего царя в V в. до н.э. был введен имущественный ценз, определявший политические права, социальный класс. Так многие богатые плебеи по этому цензу объединились с патрициями в новое сословие нобилитет. Многие плебеи встали всадниками. Лица, не имевшие достаточного (минимального) ценза, лишались политических прав и становились пролетариями. К ним относились люди, которые не имели имущества стоимостью в 1000 асов. Пролетарий - производящий потомство. Их название в обществе объяснялось тем, что единственное значение пролетариев для государства выражалось в производстве потомства — будущих граждан Рима. С развитием экономического кризиса количество пролетариев возрастало. К ним можно было отнести и вольнотпущеников. Количество римлян, которые были пролетариями постоянно возрастало. При этом они не занимались наемным трудом, все их стремления были ориентированы на нахождение хорошего покровителя. Времяпровождение пролетария – сопровождение патрона, участие в обеде у него, посещение массовых зрелищ. Именно, пролетарии были наиболее внушаемы на массовых зрелищах, ориентированы на выражение верноподданнических чувств их организатору-диктатору или императору в исследуемый период.
Таким образом, массовые зрелища, как манифестация власти были ориентированы на пролетариев, плебеев, которые и составляли основу социума, при этом в самом городе Риме соотношение между ними сдвигалось в сторону пролетариев, которые, в сути, вели паразитический образ жизни.
Массовые зрелища воздействовали на данный слой сильно, в связи со следующим. Во-первых, когда человек не занят трудовой деятельностью, или др. творческой деятельность, он психологически обращен вовне, экзальтирован и экстровертирован. В психологии такое отношение к внешнему, и внутреннему с одновременной ориентированностью на внешнюю театральность, есть не что иное, как истеричность, а истерики исключительно внушаемы. Таким образом, в исследуемый период в Риме рос слой внушаемых бездельников, жаждущих только «хлеба и зрелищ».
Управление массой основывается на воображении. При этом что ни одна власть не признает, что использует политические спектакли в виде массовых зрелищ для воздействия на общественные настроения масс. Как пример, можно привести из нашего времени инаугурации президентов, др. красочные массовые зрелища. В Древне Риме для этого использовались описанные выше массовые зрелища, причем власть стремилась увеличить объем сооружений для них, чтобы они вместили как можно больше публики из народа, так был достроен этаж в Колизее, куда пускали не граждан, рабов. В разные эпохи выдающиеся политики думали над тем, как организовать политический спектакль-массовое зрелище, чтобы оно произвело максимальное впечатление на массы низших слоев населения. При этом для высших делались свои малые зрелища, цель которых была той же, -манифестация власти. На эту тему проводились исследования, но в силу устремленности римской жизни к внешней форме, в Риме любое общественное действие превращалось в зрелище.
Высшим проявлением политической манифестации власти в рамках массового зрелища был триумф. На взгляд А.Ф. Лосева, римское эстетическое чувство в триумфе, ориентированно только на блеск и славу внешней красоты. Церемония триумфа в древнем Риме достигает «наибольшего развития, наи¬большей роскоши, блеска, эффекта и силы впечатления на народные массы».
Роскошь, блеск, эффект, сила впечатления – это сильные инструменты, воздействующие на массовое сознание, особенно в рамках крупных массовых зрелищ. Ведь известно, что толпа больше поддается внушению, чем человек в отдельности. В рамках триумфа взаимовнушение поднимало чувство восторга и упоения до особого степени экзальтации.
Императоры постоянно устраивали массовые зрелища в различных формах, причем они были политическим спектаклем. Политическим спектаклем было организованное Калигулой торжественное перезахоронение останков его матери и братьев. Ту же функцию выполняли цирковые представления в честь Агриппины.
Любое массовое зрелище достигает максимального эффекта, будучи соединённым с праздником, особенно с религиозным. При этом религиозные чувства соединяются с гражданскими, благоговение перед богами - с восхище¬нием властью. Внешняя форма таких массовых зрелищ – самая красочная, грандиозная и впечатляющая. Стоит отметить, что к большому количеству религиозных праздников в Древнем Риме присоединилось большое количество праздников, связанных с культом императора, в которую, как правило, облекаются действа религиозно-политического характера, бывает самой блестящей и впечатляющей. В
Таким образом, устремленность к внешней форме как специфика культуры, позволяла римским политическим деятелям посредством массовых зрелищ воздействовать на социальные низы, на их массовое сознание в целях укрепления своей власти и авторитета. Эта специфика римской культуры позволила первым императорам использовать массовые зрелища как сильнейшее орудие воздействия на эмоции, чувства, общественные настроения римских масс, соединяя их при этом со старыми религиозными культами, и новыми культом императора, приобретшем сакральное значение.

Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать
Код: выделить все
<div style="text-align:center;">Обсудить теорию <a href="http://www.newtheory.ru/history/massovie-zrelishcha-v-drevnem-rime-manifestaciya-vlasti-t5767.html">Массовые зрелища в Древнем Риме - манифестация власти</a> Вы можете на форуме "Новая Теория".</div>
Ivanesphilosof
 
Сообщений: 139
Зарегистрирован: 15 фев 2018, 10:41
Откуда: МО, г. Фрязино
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 8 раз.

Re: Массовые зрелища в Древнем Риме - манифестация власти

Комментарий теории:#2  Сообщение dreamer » 05 фев 2020, 05:38

О чем статья ? -Ни о чем . Автор не сказал ничего НОВОГО , что бы не было уже давно освещено в работах Т.Моммзена(за что последний и был удостоен Нобелевской премии). Серость и заурядность-вот цвета одежды статьи иванесапхилософа. Интересно, он сам это понимает или пребывает в плену иллюзий ?
dreamer
 
Сообщений: 4850
Зарегистрирован: 15 окт 2010, 14:43
Благодарил (а): 481 раз.
Поблагодарили: 490 раз.


Вернуться в История

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2