Недостаток знаний – почва для конспирологических фантазий о причинах гибели судов в Бермудском треугольнике.
На самом деле, в особых условиях шторма, когда длина встречной ветровой волны по величине становится равной длине судна, суда сами себя убивают энергией от собственной энергетической установки.
Причина этому, возникающее в корпусе судна явление резонанса, когда собственная частота колебаний корпуса относительно носа и кормы, становится равной частоте вынужденных колебаний в корпусе, возбуждаемой в нём периодически действующей на корпус внесшей сжимающей силой, движущей силой, развиваемой гребным винтом.
В условиях волнения, судно периодически оказывается в положении своей средней частью, то на впадине волны, её подошве, опираясь носом и кормой на гребни волны, то на гребне волны, когда нос и корма зависают над впадинами.
Из-за неравномерности распределения по длине корпуса сил плавучести, в корпусе возникают гармонические собственные колебания корпуса, представленные периодическими смещениями его средней части относительно носа и кормы на величину прогиба/перегиба корпуса в вертикальном направлении, вниз/вверх.
Период собственных колебаний корпуса определён временем прохождения судном длины волны.
В условиях волнения внешняя движущая сила, развиваемая гребным винтом и действующая на корпус сжимающе против силы лобового сопротивления движению судна, так же периодически изменяет значение своей величины – от максимального значения, в момент положения судна на впадине волны, до нуля, когда судно своей средней частью располагается на гребне волны, а нос и корма зависают над впадинами. Нулевое значение сжимающая сила приобретает из-за периодического обнажения из воды в воздух гребного винта при большой высоте волны.
Частота вынужденных колебаний в корпусе судна, вызванных в нем периодически действующей внешней сжимающей силой, совпадает с частотой собственных колебаний корпуса и налагается на них, являясь резонансной частотой, из-за чего максимально возрастает амплитуда собственных колебаний корпуса, – прогиб/перегиб корпуса судна по его середине возрастает до максимального, разрушающе-катастрофического значения. Корпус судна в этом месте переламывается, судно мгновенно гибнет, не успев подать сигнал бедствия.
При описанных погодных условиях, когда длина набегающих ветровых волн становится соизмеримой с длиной судна, чтобы избежать гибели судна, надо прекратить движение судна и лечь в дрейф до улучшения погоды.
А.Ф. Дзюба
- Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать