Аннотация
В основе реактивной тяги лежит закон сохранения импульса. Если из замкнутой системы в каком-то направлении выбрасывается рабочее вещество, например масса, то всегда имеется импульс отдачи, который и является реактивной тягой. В фотонных двигателях рабочим веществом являются электромагнитные (ЭМ) волны. До появления работ с описание двигателей типа EmDrive не были известны реактивные двигатели, в которых отсутствует выброс рабочего вещества. Рабочим веществом в двигателях такого типа являются электромагнитные волны, которые наружу двигателя не выходят, а образуют стоячую волну в резонаторе. Работы, проведенные китайскими учёными, которые установили такой двигатель на спутнике, доказали его работоспособность. Однако до настоящего времени отсутствует теоретическое обоснование работы таких двигателей. В предлагаемой статье сделана попытка найти физическое обоснование их работы.
Ключевые слова: реактивный двигатель, резонатор, электромагнитная волна, мощность, сила, двигатель EmDrive.
1. Введение
В основе реактивной тяги лежит закон сохранения импульса. Если из замкнутой системы в каком-то направлении выбрасывается масса, то всегда имеется импульс отдачи, который и является реактивной тягой.
Известно, что электромагнитные волны при падении на любую поверхность оказывают на неё давление. Если имеется антенна, которая излучает электромагнитные волны, то излучению таких волн всегда сопутствует импульс отдачи, противоположный направлению излучения ЭМ волн.
Известно, что существуют радиотехнические системы, которые обеспечивают излучение ЭМ волн в каком-то преимущественном направлении. Примером таких систем являются радиолокаторы, которые обеспечивают узкую диаграмму направленности излучения ЭМ энергии в заданном направлении. При таком излучении излучающая антенна испытывает давление по направлению обратное направлению излучения энергии.
Реактивные двигатели, в которых тяга двигателя создается за счет истечения электромагнитного излучения, принято условно называть фотонными двигателями[1,2]. Главным преимуществом таких двигателей является максимально-возможная скорость истечения, равная скорости света в вакууме. Для ракетного аппарата это единственный широко известный способ достичь сколь-нибудь значительной доли световой скорости при разумных значениях числа Циолковского Z, характеризующего соотношение масс заправленной и пустой ракеты. Необходимо отметить, однако, что и в этом случае речь идет о числе Z порядка нескольких сотен, при технически реализованных значениях порядка 10 для многоступенчатых ракет. Главным недостатком фотонного двигателя является низкий КПД цепочки преобразования энергии от первичного источника до потока истечения электромагнитного излучения. Применение реакции аннигиляции для прямого получения истечения электромагнитного излучения не намного снижает остроту проблемы, так как необходимо учитывать потери на хранение антивещества (не говоря о его производстве) и трудности фокусировки получаемого излучения. Кроме того, как более реальные, рассматривались использование в качестве источника электромагнитного излучения термоядерной плазмы (в том числе и для генерации лазерного излучения) и использование излучения более длинноволнового диапазона. В первом случае остаются пока нерешенными проблемы генерации и подержания в устойчивом состоянии плазмы с необходимыми параметрами. Во втором случае значительно упрощается задача фокусировки потока излучения, но резко снижает КПД движительного комплекса.
2. Двигательная система EmDrive
Вопрос создания двигателя EmDrive, в котором отсутствует выброс наружу рабочего вещества в виде электромагнитного излучения, обсуждается довольно давно. В Википедии даже имеется статья с таким названием https://ru.wikipedia.org/wiki/EmDrive .
Приведём краткие тезисы этой статьи.
EmDrive - двигательная установка, состоящая из магнетрона и резонатора, предполагаемая работоспособность которой не согласуется с современными научными представлениями.
Установка EmDrive была впервые предложена британским инженером Роджером Шойером (англ. Roger John Shawyer) в 1999 году. Используемый в ней магнетрон генерирует микроволны, энергия их колебаний накапливается в резонаторе высокой добротности, и, по заявлениям автора, стоячая волна электромагнитных колебаний в замкнутом резонаторе специальной формы является источником тяги. Вне резонатора не испускается не только вещество, но и электромагнитное излучение, иными словами, EmDrive не является фотонным двигателем. Но даже если бы создаваемые магнетроном микроволны полностью излучались в одном направлении, полученная тяга была бы значительно меньше заявленной тяги EmDrive.
Отсутствие расходуемого рабочего компонента у этого двигателя, по-видимому, нарушает закон сохранения импульса, а какое-либо общепринятое объяснение этого противоречия авторами разработок не предложено. Сам Шойер опубликовал нерецензированную работу с объяснением, но физики отмечают, что теория радиационного давления более сложна, чем упрощённый аппарат, использованный Шойером, а его объяснения в целом противоречивы.
Экспериментальные данные не дают однозначного подтверждения или опровержения работоспособности подобной установки, что связано, в том числе, с небольшой величиной предполагаемого эффекта, сравнимой с погрешностями измерения.
Физики объясняют полученные экспериментаторами немногочисленные положительные результаты ошибками в экспериментах. Единственное опубликованное в научном журнале независимое исследование, которое показало положительный результат, это эксперимент группы Eagleworks 2016 года; в нём были устранены многие источники возможных ошибок, однако научная группа из Дрезденского технического университета предполагает, что полученная группой Eagleworks тяга возникала из-за влияния магнитного поля Земли на элементы установки, а не из-за самого EmDrive.
В декабре 2016 года, ссылаясь на пресс-конференцию одной из дочерних компаний Китайской академии космических технологий (CAST), издание International Business Times сообщило, что правительство КНР с 2010 года финансирует исследования двигателя, а прототипы EmDrive были отправлены в космос для проверки на борту космической лаборатории «Тяньгун-2». Доктор Чэнь Юэ (Chen Yue) из CAST, согласно публикации International Business Times, подтвердил факт изготовления прототипа двигателя для тестирования на низкой околоземной орбите.
В сентябре 2017 года появились новые сообщения об успешном создании работающего прототипа двигателя EmDrive в Китае. Приведена даже фотография двигателя.
Теоретическая физика предсказывает, что EmDrive неработоспособен и любые положительные результаты экспериментов могут быть лишь артефактами измерений, поскольку работоспособность EmDrive противоречила бы закону сохранения импульса. Для предполагаемого факта работоспособности EmDrive были предложены различные теоретические объяснения, противоречащие установленным в физике представлениям.
В предлагаемой статье сделана попытка найти теоретическое обоснование работы двигателей EmDrive.
3. Физика пондеромоторного действие электромагнитных полей
Главной задачей индукции является нахождение закономерностей возникновения электрических полей, а, следовательно, и сил, действующих на заряд, в данной точке пространства, т.к. только электрические поля, генерируемые тем или иным способом, оказывают силовые воздействия на заряд. Такие поля можно получить, изменяя расположение других зарядов вокруг данной точки пространства или ускоряя их. Если вокруг рассматриваемой точки имеется какая-то статическая конфигурация зарядов, то напряженность электрического поля в данной точке определяется соотношением
Основным законом индукции в электродинамике является закон Фарадея [3-5]. В современной электродинамике он записывается в виде
где
Сразу укажем на терминологическую ошибку. Закон Фарадея следует называть законом не электромагнитной, как это принято в существующей литературе, а магнитоэлектрической индукции, т.к. изменение магнитных полей приводит к возникновению электрических полей, а не наоборот.
Введём векторный магнитный потенциал магнитного поля [/formula]{{\mathbf{A}}_{H}}[/formula] :
где контур интегрирования совпадает с контуром интегрирования в соотношении (3.1), а вектор
Введенный вектор
Таким образом, если определён вектор
Векторный потенциал магнитного поля можно непосредственно получить и из закона Ампера, который был известен задолго до уравнений Максвелла. Этот закон, выраженный в векторной форме, определяет магнитное поле в точке
где
Можно показать, что
Но ротор
где
В данном случае векторный потенциал определён уже не через магнитный поток, а через ток, текущий через определённый участок проводника. Замечательным свойством этого выражения является то, что векторный потенциал зависит от расстояния до точки наблюдения, как
Поскольку
Для одиночного заряда
а поскольку выполняется соотношение (3.3), то
где
Для одиночного заряда это соотношение выглядит следующим образом:
Это и есть закон индукции, который связывает возникновение электрических полей непосредственно с ускорением заряда.
Если нужно найти индуцируемые электрические поля при движении в поле пространственно-меняющегося векторного потенциала, следует использовать полную производную:
Штрих около вектора \
где
Конвективная часть силы, действующая на заряд в движущейся системе,
зависит только от пространственных производных векторного потенциала и скорости заряда.
Заряд, движущийся в поле векторного потенциала
Поэтому должна существовать еще одна сила, действующая на заряд в движущейся системе координат, а именно:
Таким образом, величина
Наиболее просто пордеромоторное действие электромагнитных полей можно показать на примере сверхпроводников.
Макроскопические электродинамические свойства сверхпроводников описываются феноменологическими уравнениями Лондонов:
\[\Delta \mathbf{H}=\frac{1}{\lambda _{L}^{2}}\mathbf{H}=0. (3.7) [/formula][/center]
Здесь
Уравнения дают связь между токами и полями в сверхпроводниках.
Учитывая (3.4), из (3.6) и (3.7) получаем
где
Если взять
Соотношение (3.9) определяет силу, действующую на единичный электрон в области глубины проникновения магнитного поля. В том случае, когда магнитное поле переменное
Учитывая это соотношение, элемент силы, действующий на единичную поверхность толщиной
Интегрируя соотношение (3.10) по координате
Таким образом, сила, действующая на единичную площадку сверхпроводника, при падении на неё ЭМ волны равна удельной энергии магнитного поля такой волны. Электрические и магнитные поля ЭМ волны в свободном пространстве связаны соотношением
где Z - волновое сопротивление свободного пространства. Из (3.11) и(3.12) следует
Таким образом, давление, которое оказывает ЭМ волна при её падение на сверхпроводник, равна значению её удельной энергии. Такая ситуация характерна для случая полного отражения ЭМ волны от поверхности, на которую она падает, поскольку сверхпроводник в рассмотренном варианте ЭМ волну не поглощает.
Феноменологический подход к решению проблемы пондеромоторного действия электромагнитных полей рассмотрен в монографии [6].
Рассмотрим плоскую линейно-поляризованную электромагнитную волну, распространяющуюся в сторону отрицательных значений \[z[/formula] .
где
Воспользуемся системой максвелловских натяжений [3]. Если волна падает на поверхность, то для компонент тензора натяжений получаем:
Нормальная составляющая тензора натяжений, равная удельной силе, действующей на единичную поверхность, составляет
Эта сила направлена в сторону плоскости, на которую падает волна.
4. Двигатель с внутренним расходом волновой энергии
Возьмём квадратную металлическую пластинку толщиной
Рис. 1. Поля и токи в квадратной металлической пластинке
Если имеется электромагнитная волна, падающая на металлическую поверхность, то имеет место случай, когда в связи с наличием скин-эффекта волна проникает только на определённую глубину. Если имеется полупространство, когда толщина пластинки стремиться к бесконечности, то вводится комплексная глубина проникновения
где
Реактивная и активная составляющие поверхностного импеданса в этом случае записываются
Величина
Если волновое сопротивление свободного пространства
Если же ставится задача полного поглощения падающей волны заданной поверхностью, то следует организовать такую поверхность у которой
Рассмотрим закороченный волновод, по которому распространяется ЭМ волна (Рис. 2.)
Рис. 2. Закороченный волновод
Если торцевой стенкой волновода является металлическая пластинка с высокой проводимостью (например медной), то волна практически полностью отразится от этой стенки. Если же в качестве торцевой стенки используется поглощающая пластинка с заданными выше свойствами, то волна будет полностью поглощена этой стенкой. Именно эти случаи и рассмотрены в предыдущем разделе, когда вычислялось удельное давление волны, падающей на поверхности с различными свойствами.
Рассмотрим случай, когда в конце волновода расположена не сплошная торцевая стенка, а объёмный резонатор, связанный с волноводом отверстием в этой стенке (Рис. 3.).
Рис. 3. Волновод, нагруженный резонатором
Процессы, происходящие в такой системе хорошо известны [7]. В начальный момент времени, когда в резонаторе ещё не установились колебания, падающая на перегородку волна, частота которой рана резонансной частоте резонатора, практически полностью отражается от перегородки. По мере возрастания амплитуды колебаний в резонаторе через отверстие в перегородке начинает излучаться обратная волна, которая начинает компенсировать падающую волну. И в установившемся режиме волна, выходящая из резонатора через отверстие в перегородке, полностью компенсирует падающую волну, и резонатор оказывается согласованным с волноводом.
В этом случае вся мощность, предаваемая по волноводу, поглощается в резонаторе, а амплитуда колебаний ЭМ волны в резонаторе оказывается в
Рис. 4. Схема двигателя с внутренним расходом волновой энергии
Двигатель состоит из объёмного резонатора, энергия в который вводится при помощи волновода. На схеме стрелками изображены электрические поля, падающие и отраженные от противоположных торцевых стенок резонатора. Поверхностное сопротивление торцевых стенок следует подобрать так, чтобы коэффициенты отражения от этих стенок сильно отличались. Тогда сила, действующая на стенку, коэффициент отражения у которой значительно выше, будет значительно больше, чем у противоположной стенки, В направлении этой стенки и будет направлены сила тяги двигателя.
Рассмотрим конкретный пример. Если по волноводу передаётся мощность 3 Вт, то давление, оказываемое на его металлическую торцевую стенку (Рис. 2), рано 2х10-8 Н. В резонаторе это давление увеличивается в
5. Заключение
В основе реактивной тяги лежит закон сохранения импульса. Если из замкнутой системы в каком-то направлении выбрасывается рабочее вещество, например масса, то всегда имеется импульс отдачи, который и является реактивной тягой. В фотонных двигателях рабочим веществом являются электромагнитные (ЭМ) волны. До появления работ с описание двигателей типа EmDrive не были известны реактивные двигатели, в которых отсутствует выброс рабочего вещества. Рабочим веществом в двигателях такого типа являются электромагнитные волны, которые наружу двигателя не выходят, а образуют стоячую волну в резонаторе. Работы, проведенные китайскими учёными, которые установили такой двигатель на спутнике, доказали его работоспособность. Однако до настоящего времени отсутствует теоретическое обоснование работы таких двигателей. В предлагаемой статье сделана попытка найти физическое обоснование их работы.
Литература
1. Бурдаков В., Данилов Ю. - Ракеты будущего. - М.: Атомиздат, 1980. с. 138.
2. Curtis G. Callan, Jr. (1982). «Dyon-fermion dynamics». Phys. Rev. D 26 (8): 2058–206
3. Тамм И. Е. Основы теории электричества М.: Наука, 1989 - 504 с.
4. Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. М: Мир, 1977.
5. Сидорович А. М. К бинарно-инверсной интерпритации уравнений Максвелла и индукционных явлений. Весщ АН БССР. Сер фiзм.-мат. Навук, 1980, №3, с. 126.
6. Пондеромоторное действие электромагнитного поля (теория и приложения). Под ред. Р. А. Валитова. М., «Сов. Радио», 1975, 232 с.
7. Менде Ф. Ф., Бондаренко И. Н., Трубицын А. В. Сверхпроводящие и охлаждаемые резонансные системы, Киев, Наукова думка, 1978, 271 с.
- Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать