Чем философы зарабатывают на хлеб насущный?

Популярный раздел для новых идей и теорий мироздания.
Теории доказывающие существование Бога или опровергающие. Теории происхождения Вселенной, Земли, Человека. И многое другое…
Правила форума
Научный форум "Философия"

Чем философы зарабатывают на хлеб насущный?

Комментарий теории:#1  Сообщение Ivanesphilosof » 12 ноя 2019, 15:29

Среди студентов философских факультетов и преподавателей философии популярна поговорка: «Философ – не профессия, философ-это диагноз». В словаре дается следующее определение термина «профессия»: «Профессия — это род трудовой деятельности, занятий, требующий определённой подготовки, и являющийся обычно источником средств к существованию». Таким образом, профессия требует специального обучения (в специальной школе или непосредственно от учителя к ученику вне формальной школы), а также является источником существования, при этом «являться источником существования»- это достаточное, но не необходимое условие. Владение профессией-это определенный уровень профессионализма в профессиональной области. Этим профессионал отличается от дилетанта, который не имеет профессиональной подготовки в области своего занятия, увлечения, а полученные знания есть результат самообучения.
Таким образом, можно иметь профессию, пройти обучение ей, но источник существования при этом не связан с ней; можно увлеченно заниматься какой-либо областью деятельности (знания), не будучи профессионалом в аспекте прохождения «школьного» обучения. Надо учитывать, что если человек профессионально подготовлен в двух областях, а получает средства к существованию от деятельности в одной из них, то эта деятельность и есть его профессия в узком смысле слова, а в широком он является профессионалом в обеих сферах.
Чтобы не путаться в терминах, будем называть профессионалом человека прошедшего специальную подготовку в соответствующей области, а профессией-деятельность в области профессиональной подготовки при условии, что эта деятельность является источником дохода.
Если говорить о философии в настоящее время, то в данной области можно выделить следующие категории людей, имеющие какое-либо отношение к ней:
1. Академические философы. Это люди прошедшие специальную профессиональную подготовку на философских и теологических факультетах в университетах, и преподающие философию, философские дисциплины в академических заведениях или работающие в учреждениях по виду деятельности, требующей философской профессиональной подготовки. Это широкий круг людей от сотрудников академических институтов философии до учителя обществознания, основ этики и религии в средних образовательных учреждениях.
2. Профессиональные философы по образованию, но работающие в др. сферах деятельности или имеющие др. источник дохода, сохранившие интерес к философии, возможно пытающиеся писать, или пишущие философские работы.
3. Академические ученные, не имеющие профессионального философского образования, как правило, теоретики, интересующиеся философией или выходящие в своей области в сферу метапредметную, метатеоретическую, метафизическую. К этой категории, можно отнести и профессиональных ученных в разных областях (физиков, историков, биологов, юристы), которые работают в институтах философии, учителями дисциплин, требующих профессиональной философской подготовки.
4. Не получившие профессионального философского образования, далекие от философии по сфере деятельности, но глубоко интересующиеся философией, не равнодушные к философскому знанию.
Первые две категории являются профессиональными философами, а для первой-философия – это профессия в узком смысле слова. Данная классификация отчасти верна только для нашего времени, когда науки сильно дифференцировались, а философия перестала быть «матерью всех наук». Обычным явлением стала профессиональная академическая деятельность. В исторически более отдаленные эпохи, многие известные философы не имели специального философского образования, а у многих представителей ителлигенции (и не только) во все времена присуствовал интерес к философии.
Стоит заметить, что часто успешная деятельность в литературе, науке, философии осуществлялась дилетантами из четвертой категории. Причем дилетантов удавалось оставить после себя существенный культурный вклад в области своих дилетантских интересов.
«Чтобы наилучшим образом использовать свободное время, человек должен посвящать ему столько же внимания и изобретательности, сколько он посвящает своей работе. Занятие активным отдыхом, который способствует развитию человека, не такое простое дело. В прошлом люди ценили досуг, потому что он давал им возможность экспериментировать и развивать свои навыки. На самом деле, до того как наука и искусство стали профессиями, именно в свободное время люди сделали многие научные открытия, написали стихи, картины и музыкальные произведения. Грегор Мендель делал свои знаменитые генетические эксперименты, поскольку ему нравилось заниматься этим на досуге; Бенджамин Франклин следовал своему увлечению, а не предписаниям своей работы, когда он экспериментировал с электричеством, получаемым с помощью трения линз, и молниеотводами; Эмили Дикинсон писала свои возвышенные стихи, чтобы упорядочить свою собственную жизнь. Сегодня считается, что только эксперты могут интересоваться подобными вопросами; если любители на свой страх и риск пытаются проникнуть в сферы, предназначенные только для специалистов, над ними смеются. Однако любители – те, кто делает что-то из любви к этому – привносят интерес и удовольствие в свою собственную жизнь и в жизнь других людей».
Если говорить о «хлебе насущном», то издательская деятельность не была так развита, и жить от реализации философских трудов было невозможно. Даже писатели и поэты не могли жить только от реализации своих произведений, часто имели спонсоров или имели собственный достаточный доход от ренты, поместья и др.
Таким образом, профессия философа сформировалась не сразу и была связанна с содержанием со стороны государства или церкви. Частное же философствование не могло, да и не может кормить профессионального философа. Ведь, в обыденном понятии, профессией мы называем тот вид деятельности, который нас кормит, т.е. за него потребители или государство, другие социальные структуры готовы платить денежные средства, содержание; но профессиональный труд, чтобы быть оплачиваемым, должен быть полезен обществу, иметь стоимостное измерение. То есть, необходимо ответить на вопрос, сколько ваш труд стоит, скажем, в сапогах, сколько сапог можно за него дать или оценить степень его полезности для социальных структур. Оценить же интеллектуальный труд философа просто невозможно, он неизмерим в материальных предметах, хотя бы потому, что предмет его-метафизичен, связан с предельными основаниями бытия (личностного, культурного, природного….), с бесконечным, а сколько могут стоить мысли о бесконечном, даже красиво изложенные на папирусе, бумаге, в электронном файле….С точки зрения закона стоимости, они стоят ровно столько, сколько готов заплатить за них потребитель, если такой и найдется. Далеко не всегда найдется такой потребитель, да и не всегда он готов заплатить адекватную цену, если измерять труд философа в мыслечасах (хотя такое измерение – трудно представимо).
В истории философии были периоды, когда философы добывали «хлеб насущный», именно философией, за счет ее преподавания в академических заведениях и в частном порядке, отчасти от реализации своих трудов. Это были периоды особой популярности философии, востребованности «мудрости». Но таких периодов не так уж много, да и количество людей, получавших хлеб насущный за философию, было всегда существенно меньше, чем «философов», «философствующих», даже получивших специальное образование (знания) в различных философских школах (то есть, уже по определению являющихся профессионалами). А количество людей, пытавшихся философствовать, погружаться в практику философской рефлексии, а не просто извне знакомиться с философской традицией на «школярском» уровне, всегда значительно превышало, количество получивших специальное образование. Среди известных нам философов, даже современности, большинство не заканчивали философских или теологических факультетов по специальности философия.
Поэтому философы, «влекущиеся к мудрости», во все времена часто занимались философией как «хобби» (говоря современным языком), многие прошли «школьное» обучение, но хлеб насущный зарабатывали или получали другим образом, иногда не относящимся к интеллектуальным профессиям. Но при этом философствование было важной и значимой частью их жизни, а «профессия» часто просто «добыванием хлеба в поте лица».
Необходимо учитывать, что философия является метанаучным знанием, поэтому вполне естественно «философствование» ученых различных областей, возникающее, когда они, занимаясь теоретическими аспектами своей предметной области, выходят за пределы φυσυς, в область μετα φυσυς, если под первым понимать область эмпирически познаваемого.
Большинство философов были эрудитами. Известный философ и математик Мордухай-Болтовский называл философский ум широким, но не глубоким, характеризующийся большей ясностью сознания, чем бессознательной интуицией. Поэтому надо учитывать, что почти у всех философов их интересы, занятия выходили и выходят за пределы метафизической проблематики; они были довольно обширны, в связи с чем, большинство философов были в той или иной мере энциклопедистами. Ведь философия выполняет интегрирующую функции не только по отношению к научному знанию, но и др. областям культуры. Философия является не только метанаукой, рацинально аргументированным мировоззрением, но и саморефлексией культуры, поэтому деятели искусства также занимались философским осмыслением аксиологических аспектов различных сфер культуры, экзистенции человека. Если обратиться к истории русской философии, то видно, что большинство русских писателей философствовали, в то время как в Европе, не считая профессиональных философов, философствовали, преимущественно, ученные. В России, что не философ, то писатель, в Европе, что не философ, то ученный из какой-либо области.
Таким образом, философией занимались представители совершенно разных областей деятельности, с одной стороны, а с др. профессиональные философы в аспекте «школьной философской подготовки», занимались др. сферами, выходя за пределы чистых вопросов философии.

Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать
Код: выделить все
<div style="text-align:center;">Обсудить теорию <a href="http://www.newtheory.ru/philosophy/chem-filosofi-zarabativaut-na-hleb-nasushchniy-t5611.html">Чем философы зарабатывают на хлеб насущный?</a> Вы можете на форуме "Новая Теория".</div>
Ivanesphilosof
 
Сообщений: 110
Зарегистрирован: 15 фев 2018, 10:41
Откуда: МО, г. Фрязино
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 7 раз.

Re: Чем философы зарабатывают на хлеб насущный?

Комментарий теории:#2  Сообщение Лимарев » 03 дек 2019, 23:17

Ivanesphilosof писал(а):... философия перестала быть «матерью всех наук».

В определенный исторический период в обществе процветает то, что востребовано определенными слоями населения. Без поддержки элиты общества, в смысле тех людей которые находятся у власти, любые умственные упражнения, если они вызывают раздражения элиты обречены на провал.
У меня на памяти работа о Омаре Хайяме, о последних годах его жизни. Когда в государстве к власти пришли кочевники "тюрки",он оказался не удел. Его не убили. Он оказался не востребован и практически в полном одиночестве. Дикие племена тюрок не философствовали, как и далека от философии элита государства в котором мы живем.
Лимарев В.Н.
Лимарев
 
Сообщений: 8
Зарегистрирован: 18 янв 2012, 07:38
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: Чем философы зарабатывают на хлеб насущный?

Комментарий теории:#3  Сообщение alexandrovod » 04 дек 2019, 08:47

Лимарев писал(а): Дикие племена тюрок не философствовали, как и далека от философии элита государства в котором мы живем.

Это заключение полностью ложное. У элиты любого государства и не только нашего родного, своя Философия - "Если ты такой умный, то почему тогда бедный? А раз бедный значит глупый! Поэтому мы элита тобой и правим "Грабим" и не рыпайся!*
alexandrovod
 
Сообщений: 4574
Зарегистрирован: 06 май 2014, 17:34
Благодарил (а): 701 раз.
Поблагодарили: 306 раз.

Re: Чем философы зарабатывают на хлеб насущный?

Комментарий теории:#4  Сообщение ЗдесЯ » 06 дек 2019, 23:55

Cвоей философией и своими учениями. Если они понятны обществу, а тем более востребованы людьми, тогда философ в "шоколаде". А если нет то нет.
ЗдесЯ
 
Сообщений: 26
Зарегистрирован: 19 май 2018, 05:23
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Re: Чем философы зарабатывают на хлеб насущный?

Комментарий теории:#5  Сообщение alexandrovod » 07 дек 2019, 23:51

ЗдесЯ писал(а):Cвоей философией и своими учениями. Если они понятны обществу, а тем более востребованы людьми, тогда философ в "шоколаде".

Это общее для любой нематериальной профессии и поэтому такое утверждение торжественно равно нулю.
alexandrovod
 
Сообщений: 4574
Зарегистрирован: 06 май 2014, 17:34
Благодарил (а): 701 раз.
Поблагодарили: 306 раз.


Вернуться в Философия

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 1

cron