Владислав Фельдблюм. Фридрих Энгельс и современность

Популярный раздел для новых идей и теорий мироздания.
Теории доказывающие существование Бога или опровергающие. Теории происхождения Вселенной, Земли, Человека. И многое другое…
Правила форума
Научный форум "Философия"

Владислав Фельдблюм. Фридрих Энгельс и современность

Комментарий теории:#1  Сообщение explorer » 01 ноя 2010, 22:23

Владислав Фельдблюм

Фридрих Энгельс и современность
(к 190-летию со дня рождения великого человека)

28 ноября 1820 г. в Германии родился Фридрих Энгельс - немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг, единомышленник и соавтор Карла Маркса. Этот человек настолько знаменит, что нет необходимости даже кратко пересказывать его жизненный путь, идеологию и научные труды. В советское время эта юбилейная дата, несомненно, была бы торжественно отмечена на государственном уровне. В нынешней России эта дата будет упомянута, пожалуй, лишь среди философов. У нас теперь вообще культивируется этакий иронически-пренебрежительный взгляд на основоположников марксизма как на неких древних ископаемых, чьи труды безнадёжно устарели и не заслуживают серьёзного внимания. Нашим "продвинутым" социологам и политологам невдомёк, что основоположники марксизма гениально предвидели многие тенденции современного развития, что их труды до сих пор сохраняют очень большое научное и практическое значение. Это в полной мере относится и к научным трудам Фридриха Энгельса.

Не секрет, что Маркс и Энгельс ненавидели современный им дикий капитализм в его наиболее одиозных проявлениях. Энгельс дал этой безжалостной и бесчеловечной системе убийственную характеристику: "Самые низменные побуждения - вульгарная жадность, грубая страсть к наслаждениям, грязная скаредность, корыстное стремление к грабежу общего достояния...Самые гнусные средства - воровство, насилие, коварство, измена..." [т.21, с.99]. Это было написано сто пятьдесят лет назад. Но до чего современны эти слова в применении к России начала приснопамятных 90-х годов! К сожалению, актуальность этих слов Фридриха Энгельса во многом сохраняется и до сих пор. Борьба с экономической преступностью и коррупцией сегодня объявлена общенациональной задачей. Так что рано списывать классика в архив, не мешает и теперь поучиться у него говорить правду.

Конечно, Фридрих Энгельс сегодня общеизвестен в первую очередь как революционер, который создал вместе с Карлом Марксом учение о неминуемой пролетарской революции и о грядущем коммунизме, был соавтором "Манифеста коммунистической партии". Авторов этого знаменитого документа часто обвиняют в том, что они породили теорию о несбыточной "коммунистической утопии". Но, вопреки этому распространённому мнению, основоположники марксизма были реалистами, а не беспочвенными фантазёрами, какими их часто изображают. В интервью корреспонденту французской газеты "Фигаро" 11 мая 1893 года Энгельс сказал: "У нас нет конечной цели. Мы сторонники постоянного, непрерывного развития, и мы не намерены диктовать человечеству какие-то окончательные законы. Заранее готовые мнения относительно деталей организации будущего общества? Вы и намёка на них не найдёте у нас" [т.22, с.563] (ссылки приводятся на 2-е издание собрания сочинений К.Маркса и Ф.Энгельса). В "Анти-Дюринге" Энгельс чётко обозначил важнейшую тенденцию всего цивилизационного процесса - освобождение человечества от насилия. Он рассматривал коммунизм не как навязанный человечеству общественный строй, а как "высокое равенство общественного договора" [т.20, с.143]

В первые годы после революции в СССР была развёрнута широкая политическая кампания экспроприации и раскулачивания крестьянства. Перегибы и злоупотребления, допущенные в аграрной политике, явно шли в разрез с высказываниями основоположников марксизма по крестьянскому вопросу. Энгельс прогнозировал: "Обладая государственной властью, мы и не подумаем о том, чтобы насильно экспроприировать мелких крестьян, как это мы вынуждены сделать с крупными землевладельцами. Наша задача по отношению к мелким крестьянам состоит, прежде всего, в том, чтобы их частное производство и их собственность перевести в товарищескую, но не насильно, а посредством примера, предлагая общественную помощь для этой цели" [т.22, с.518]. Однако, сталинское руководство предпочло иную политику. Она обосновывалась тем, что в условиях враждебного капиталистического окружения нужны быстрые и решительные меры. Очень часто между мелкими и средними крестьянами с одной стороны и кулаками - с другой не делали никаких различий. Рекомендации Энгельса о "примере" и "общественной помощи" заменили директивами и их ускоренной насильственной реализацией. Такая политика нанесла большой урон российскому сельскому хозяйству.

Основоположников марксизма часто обвиняют в революционном экстремизме. Между тем, при всей революционности они оставались мыслящими и глубокими исследователями. Они умели видеть и реально оценивать различные фазы развития капитализма. Они не призывали к революционному перевороту во всякое время и в любых условиях. Так, характеризуя эпоху прогресса капиталистического производства, Энгельс писал: "При таком всеобщем процветании, когда производительные силы буржуазного общества развиваются настолько пышно, насколько это вообще возможно в рамках буржуазных отношений, о действительной революции не может быть и речи" [т.7, с.467]. Не был Энгельс и сторонником революционного кровопролития. Об этом свидетельствует его высказывание на собрании рабочих в Эльберфельде в 1845 году: "...Если социальная революция и осуществление коммунизма на практике являются необходимым следствием существующих у нас отношений, то нам прежде всего придётся заняться теми мероприятиями, при помощи которых можно предотвратить насилие и кровопролитие...А для этого имеется лишь одно средство, а именно - мирное осуществление или, по крайней мере, мирная подготовка коммунизма" [т.2, с.554]. И ещё об одной фальсификации нынешних толкователей научного наследия основоположников марксизма. Они любят обвинять Маркса и Энгельса в стремлении построить коммунистическое общество иждивенцев, в котором будут царить лень и бездеятельность. Между тем, Энгельс в "Анти-Дюринге" ясно охарактеризовал будущее общество как такое, в котором "никто не мог бы сваливать на других свою долю участия в производительном труде" [т.20, с.305].

Подобно великому Леонардо да Винчи, Фридрих Энгельс был энциклопедистом, учёным-универсалом, которых очень мало в истории науки. Знаменитый английский популяризатор науки Джон Б.С.Холдейн подготовил в 1939 году первое издание на английском языке фундаментального труда Энгельса "Диалектика природы". В предисловии к этому изданию Холдейн отметил, что Энгельс был "одним из наиболее образованных людей своего времени". Развивая эту констатацию, Холдейн пишет: "Он обладал не только глубокими познаниями в области экономики и истории, но свободно разбирался в классической латыни, в таких вопросах, как брачное право в древнем Риме, или мог пускаться в рассуждения о процессах, происходящих в куске цинка, погружённого в серную кислоту...Наряду с этим он принимал активное участие в политической жизни, стоял во главе промышленного предприятия и даже увлекался охотой на лис!" http://vivovoco.astronet.ru/VV/BOOKS/HALDANE/ENGELS.HTM

Фридрих Энгельс был великим мыслителем в самом высоком, истинном смысле этого слова. Трудно сказать, какой его вклад в науку более ценен - в политическую экономию, философию или естествознание. Он первым среди философов обратил внимание на глубокую взаимосвязь природных и общественных процессов: "История, как она шла до сих пор, протекает подобно природному процессу и подчинена, в сущности, тем же самым законам движения" [т.37, с.396]. Этот подход стал мощным стимулом для современных междисциплинарных исследований на стыке естествознания, математики и гуманитарных наук. Более того, научная методология Энгельса явилась тем трамплином, с помощью которого удалось совершить прыжок к пониманию необходимости взаимодействия различных научных дисциплин для изучения столь сложной динамической системы как современное общественное производство. В гениальном труде Энгельса "Диалектика природы" читаем: "Взаимодействие - вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю в целом с точки зрения теперешнего естествознания" [т.20, с.546]. Гениальная мысль! Как мы теперь видим, не только с точки зрения естествознания времён Энгельса, но и в ещё большей степени с позиций нынешнего естествознания философская категория взаимодействия материальных объектов стала краеугольным камнем современной междисциплинарной общеэкономической теории http://new-marx.narod.ru

Энгельс, как и Маркс, увлекался математикой, хорошо её знал, стремился применять математику при изучении других наук. Здесь уместно заметить, что ещё за сотни лет до него Леонардо да Винчи отметил, что ни одно человеческое исследование не может считаться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства. Некоторым это утверждение покажется слишком категоричным. Тем не менее, оно подтверждается всей историей развития естествознания. Фридрих Энгельс прекрасно это понимал. Он кратко охарактеризовал в "Диалектике природы" состояние этой проблемы на современном ему уровне: "Применение математики: в механике твёрдых тел абсолютное, в механике газов приблизительное, в механике жидкостей уже труднее; в физике больше в виде попыток и относительно; в химии простейшие уравнения первой степени; в биологии = 0" [т.20, с.587}. В настоящее время ситуация изменилась. Уже не только в физике (которая сегодня вообще немыслима без математики), но и в химии, и в биологии математика играет большую роль. Возникли новые науки, такие как математическая физика, математическая химия. Проникает математика и в гуманитарные науки, например уже есть такие науки как математическая экономика и математическая психология. С помощью последней стало возможным математическое моделирование человеческого поведения в малых и больших коллективах (см. например книгу: С.С.Паповян, Математические методы в социальной психологии, М., Наука, 1983). Математика сегодня является тем мостиком, который объединяет гуманитарное и естественно-научное мышление. Эта объединяющая роль всё больше возрастает, поскольку с её помощью духовные ценности и накопленный опыт перемещаются из одной сферы интеллектуальной деятельности в другую. На применении этого междисциплинарного подхода к современной политической экономии основаны исследования автора настоящей статьи, обобщённые в книгах: В.Ш.Фельдблюм, К общеэкономической теории через взаимодействие наук, Ярославль, типография Ярославского государственного технического университета, 1995; Владислав Фельдблюм, Вторжение в незыблемое: путь химика в политическую экономию, Ярославль, издательство "Ещё не поздно" ООО НТЦ "Рубеж", 2007.

В речи на похоронах Карла Маркса Фридрих Энгельс с предельной точностью сформулировал социально-экономическую сущность марксизма. Он сказал: "Маркс открыл закон развития человеческой истории: тот, до последнего времени скрытый под идеологическими наслоениями, простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т.д." [т.19, с.348-349]. Приходится удивляться, что столь ясное фундаментальное положение марксизма сегодня активно оспаривается некоторыми нашими "продвинутыми" низвергателями Маркса. Но такие ниспровержения не мешают этим людям каждый раз перед бурной дискуссией хорошенько позавтракать и по моде одеться, в точном соответствии с тем самым законом Маркса, который они столь активно ниспровергают! Необходимо подчеркнуть, что с позиций современной науки не революционная идеология марксизма, а именно фундаментальное учение Маркса о труде сохраняет непреходящую научную ценность. На математическом описании определения процесса труда, данного Марксом в "Капитале", основывается вывод уравнения "одушевлённой производственной функции" - ключевого в современной общеэкономической теории.

Ныне человечество вступает в драматический период своей истории, когда становится реальной угроза самому его существованию. Современность чревата нарастанием и обострением глобальных проблем. В своё время и этот аспект не остался без внимания Энгельса. Он предвидел многие негативные тенденции во взаимодействии человека с окружающей средой. Он писал в "Диалектике природы": "Чем больше люди отдаляются от животных, тем больше их воздействие на природу принимает характер преднамеренных, планомерных действий...Не будем, однако, сильно обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых" [т.20, с.494-496]. Эта оценка крайне актуальна в наше время. Человек уже многого достиг в освоении космоса. Он запускает космические корабли с космонавтами и автономной системой их жизнеобеспечения. Но и до сих пор человечество, по всей вероятности, так и не осознало до конца грозящую ему опасность. Наша Земля - это тоже своего рода космический корабль, населённый людьми. И если они вовремя не позаботятся о сохранении и возобновлении своей системы жизнеобеспечения, то наш общий корабль в конце концов останется без космонавтов http://analyst-1.narod.ru/addition.html Для коллективного решения глобальных проблем человечества, для его выживания и развития на Земле, крайне важно реорганизовать и в дальнейшем осуществлять, говоря словами Энгельса, "общественное производство по заранее обдуманному плану" [т.20, с.676]. Наша страна, с её богатейшим историческим опытом, может и должна играть ведущую и организующую роль в этом коллективном спасительном процессе.

Вспоминая великого мыслителя Фридриха Энгельса, хочется сказать о нём замечательными словами Николая Алексеевича Некрасова из его стихотворения "Памяти Добролюбова":

Но слишком рано твой ударил час
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!

Ярославль, ноябрь 2010 г.

Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать
Код: выделить все
<div style="text-align:center;">Обсудить теорию <a href="http://www.newtheory.ru/philosophy/vladislav-feldblum-fridrih-engels-i-sovremennost-t664.html">Владислав Фельдблюм. Фридрих Энгельс и современность</a> Вы можете на форуме "Новая Теория".</div>
explorer
 
Сообщений: 216
Зарегистрирован: 29 июн 2010, 19:24
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 11 раз.

Re: Владислав Фельдблюм. Фридрих Энгельс и современность

Комментарий теории:#2  Сообщение shamanatoly » 04 ноя 2010, 18:04

Спасибо Владислав Шуниевич!Очень правильно и своевременно.
shamanatoly.narod.ru
shamanatoly
 
Сообщений: 121
Зарегистрирован: 28 май 2010, 20:36
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Фридрих Энгельс и современность

Комментарий теории:#3  Сообщение che » 04 ноя 2010, 19:11

Жаль, что натурфилософия Энгельса не получила Развития. Т.н. "диамат" в рамках Всепобеждающего Марксистско-Ленинского Учения только незаслуженно скомпроетировал ее.
che
 
Сообщений: 13016
Зарегистрирован: 25 авг 2010, 18:50
Благодарил (а): 956 раз.
Поблагодарили: 941 раз.

Re: Владислав Фельдблюм. Фридрих Энгельс и современность

Комментарий теории:#4  Сообщение Дилетант » 05 ноя 2010, 23:53

А ведь Энгельс дал ответ о "Натурфилософии", как не дифференцированной науке о природе! Состоит он в том, что философия замещается "положительными" науками, вытесняясь из "Общего знания о природе". Развитие этих идей есть у Ильенкова в книге "Философия и культура".
Дилетант
 
Сообщений: 548
Зарегистрирован: 08 окт 2009, 15:30
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 8 раз.

Фридрих Энгельс

Комментарий теории:#5  Сообщение che » 06 ноя 2010, 00:09

Не стану спорить. Философология, т.с. -- не мой конек. Одно скажу -- он последний (во времени) у которого я учился философии. Кто по-позже -- ребята, конечно умные, некоторые даже чересчур. Хайдеггер тот же -- новое платье короля! Все стесняются сказать, что неспособны извлечь положительный смысл из его словоплетения.
А .... ну ладно! Уровень доказательности ниже чем на этом форуме! Я понимаю -- многим обидно.
che
 
Сообщений: 13016
Зарегистрирован: 25 авг 2010, 18:50
Благодарил (а): 956 раз.
Поблагодарили: 941 раз.

СообщениеСообщение было удалено | удалил: Антон | 20 ноя 2010, 12:32.
Причина: Повторение сообщения.

Re: Владислав Фельдблюм. Фридрих Энгельс и современность

Комментарий теории:#7  Сообщение Дилетант » 15 ноя 2010, 11:36

И вот что я ещё хочу сказать доброе об Энгельсе! Его гениальная книга "Диалектика природы" настолько современна, что её следует изучать в школе как основу природоведения. Разумеется, не в современной, которая имеет задачу подготовить кое-как образованного идиота, а в школе, надеюсь, будущего.
Дело в том, что эта книга даёт системный подход к природе и знанию. В основе эта книга правильная (в смысле природоведения), а в основе метода абсолютно правильная. А вот после её изучения - можно уже браться за детализацию знаний девятнадцатого века, показывая процесс их развития до современного уровня. Но эта система знаний будет в голове ученика построена уже не на песке, а на прочном фундаменте диалектики. Именно такими, целостными знаниями должен обладать образованный по-настоящему человек. Но современному гнилому обществу он, к сожалению, не нужен..

И ещё я хочу пригвоздить к позорному столбу Владислава, который, Вы только подумайте! выставил этот материал на научном сайте, где умные и серьёзные учёные люди занимаются обсуждением наногрантов! Какой позор!!! Там же такие ретрограды, что когда я им предложил ввести всю линейку грантов - от пикогрантов до терагрантов - никто и слова не сказал доброго об этой гениальной идее! Зачем им этот Энгельс, которого они не понимают и понимать не могут!!! Хорошо, что модератор там стёр этот материал, руководствуясь своей совестью и конституционным правом на свободу слова и печати!
Дилетант
 
Сообщений: 548
Зарегистрирован: 08 окт 2009, 15:30
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 8 раз.

Re: Владислав Фельдблюм. Фридрих Энгельс и современность

Комментарий теории:#8  Сообщение К-Ра-ант » 20 ноя 2010, 09:20

К сожалению, так называемые последователи Энгельса и марксистского учения, только последовательно дискредитировали его. Ни один, кроме Ленина и Сталина ,не овладел диалектическим методом. Применительно к материальному миру , природа должна была как -то возникнуть и развиваться, двигаться последовательными , естественными периодами. История : все явления смотреть с точки зрения зарождения, основных этапов естественного движения и современного состояния, далее чем оно имеет тенденцию стать. Вот ключевое понятие: частная собственность. Она зародилась из индивидуальной собственности / это мёртвый предмет, который приносит своему владельцу доход/ , затем стала мелкотоварной, из этой выросли частные капиталисты, сначала с небольшим числом рабочих, из эих естественным путём /просто богатея больше и больше/ выросли крупные капиталисты, эти, объединяя капиталы, переросли в акционерные компании... Некоторые народы объединили все виды собственности в государственную собственность, чем резко услили конкурентную способность своих стран по отношению к частным транснациональным кампаниям,/ это СССР и социалистические страны/. Акционированные частные собственники обвиняют социализм в "нерыночности", тоталитаризме и пр... Это глупость корыстная. Современный мир , через глобальную взаимозависимость идёт к созданию крупных союзов... А дальше коммунизм во всемирном масштабе. Как и говорили Маркс и Энгельс. О нашем мире, посиюстороннем мире Маркс и Энгельс сказали всё правильно и лучше других, научнее,честнее и точнее. Но Начало мира не самозарождение, как они считали, а Творение! Но, честь и слава этим великим мыслителям .
К-Ра-ант
 
Сообщений: 366
Зарегистрирован: 04 окт 2009, 10:17
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: Владислав Фельдблюм. Фридрих Энгельс и современность

Комментарий теории:#9  Сообщение Дилетант » 25 ноя 2010, 01:36

"А дальше коммунизм во всемирном масштабе. " - Если раньше не сгниём. Столько подлецов и идиотов развелось! КАк бы количество их не перешло в качество...
Дилетант
 
Сообщений: 548
Зарегистрирован: 08 окт 2009, 15:30
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 8 раз.

СообщениеСообщение было удалено | удалил: Алексей | 27 ноя 2010, 13:15.
Причина: Причина указана в предупреждении.


Вернуться в Философия

 


  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2