Активизация познавательной деятельности школьников

Новое в закономерностях развития и функционирования психической деятельности.
Правила форума
Научный форум "Психология"

Активизация познавательной деятельности школьников

Комментарий теории:#1  Сообщение Ivanesphilosof » 20 фев 2018, 15:43

при обучении математике

Активизация познавательной деятельности учащихся должна основываться на формировании мотивации к продуктивной познавательной деятельности и на учете личностных особенностей учащихся. Так как процесс активизации познавательной деятельности направлен на изменение структуры мотивации к обучению, проанализируем ее более подробно. Способность к продуктивной познавательной деятельности зависит от уровня креативности мышления: чем выше уровень креативности мышления, тем более способен учащийся к продуктивной познавательной деятельности. Соответственно, в рамках дальнейшего исследования необходимо провести анализ понятия креативности мышления. Так как процесс активизации познавательной деятельности основывается на изменении мотивационной структуры учащегося с целью формирования и усиления мотивов, направленных на интерес к продуктивной познавательной деятельности, необходимо рассмотреть взаимосвязь между мотивационной структурой и уровнем креативного мышления.
Стоит отметить, что развитие мышления подростка происходит на фоне значительных изменений во всех сферах его личности. Помимо развития ее интеллектуальных сторон, происходят процессы, затрагивающие эмоциональную, нравственную и мотивационно-потребностную сферы личности. Недостаточное развитие теоретического мышления приводит к тому, что взгляды и убеждения, связанные с нравственными нормами, не складываются в систему.
Таким образом, при изучении умственных способностей и познавательных процессов важно учитывать единство возрастных и личностных особенностей подростков. Для того чтобы выявить реальный умственный потенциал подростка, важно изначально определить сферу доминирующих интересов, в которой он максимально раскроет свои способности. Дело в том, что подростки свои когнитивные качества применяют выборочно, - к наиболее значимым и интересным сферам деятельности, а в других случаях могут обходиться прежними навыками.
На подростковом этапе главным показателем изменения психического состояния является потребность в самостоятельности и самоутверждении, в индивидуальном подходе к решению поставленных задач. Особенно явно это проявляется у подростков с преобладанием креативного компонента мышления, включенных в традиционный процесс обучения. Подростки с более развитым логическим компонентом мыслительной деятельности, даже при сниженной мотивации, более успешны в традиционном учебном процессе, но менее активны в творческой учебно-познавательной деятельности.
Наряду с совершенствованием логического и теоретического мышления в подростковом возрасте происходит развитие творческого мышления. Ряд авторов считают, что подростковый возраст является переломным и в развитии творческого мышления. Ж. Пиаже отмечал, что в подростковом возрасте закладываются основы как логического, так и творческого мышления: включенность частных проблем в общие.
На основе анализа различных подходов к изучению основных компонентов творческого мышления можно выделить когнитивный и личностный компоненты. Когнитивные компоненты - это индивидуальные способы получения, переработки и применения информации, которые находят выражение в познавательных способностях. Но, творческое мышление включает в себя не только когнитивные, но и личностные конструкты, изучение которых составляет сущность личностного подхода к разработке проблемы творчества. К настоящему времени в психологии четко определились и нашли свое экспериментальное подтверждение взгляды, согласно которым мотивы и эмоционально-волевые процессы выступают в качестве средств регуляции субъектом своего поведения, своей деятельности, своих психических процессов и личности в целом. Разработка проблем саморегуляции имеет самое непосредственное отношение к выяснению механизмов и закономерностей психического развития ребенка, становления его в качестве субъекта собственной активности.
Следовательно, решение проблемы управления развитием и формированием творческого мышления связано с необходимостью более глубокого изучения регуляционных процессов, характерных для творческой мыслительной деятельности.
Стоит отметить, что в подростковом возрасте на основе «общей» креативности формируется «специализированная» креативность — способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности как ее «обратная сторона», дополнение и альтернатива.
В целом в подростковом возрасте творческое мышление зависит, прежде всего, от интеллектуальной активности и способности личности школьника к саморазвитию. В этот период особенно важно, чтобы подросток имел возможность реализовать свой творческий потенциал. В качестве условий для реализации этого потенциала выступают как внешние (связанные с содержанием и формами учебной деятельности), так и внутренние (особенности структуры творческого мышления на данном этапе развития) особенности.
Проанализируем структуру учебной мотивации. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы: познавательные; коммуникативные; эмоциональные; саморазвития; долженствования; достижения; внешние (поощрения, наказания).
1. Познавательный - подросток в учебной деятельности ориентирован на углубление и расширение своих знаний;
2. Коммуникативный - учеба для подростка – это, прежде всего, общение со сверстниками;
3. Эмоциональный – главное в учебе для подростка – это эмоциональный комфорт;
4. Саморазвития - подросток стремится повысить уровень своей эрудиции;
5. Долженствования - подросток в учебной деятельности мотивирован тем, что он учащийся и должен выполнять основную задачу учащегося, - учиться;
6. Достижения - подросток стремится в учебной деятельности быть не хуже других, ориентирован не столько на знания, сколько на высокие оценки;
7. Внешние (поощрения, наказания) – подросток учится из страха наказания или ради получения поощрения.
Развитие креативности мышления, на наш взгляд, активизация познавательного мотива и мотива саморазвития у подростков повышает уровень креативности мышления.
Мотив к саморазвитию (расширению эрудиции), на наш взгляд, развивается при использовании метода проблемного изложения в обучении. Использование эвристического (частично-поискового) метода обучения стимулирует формирование познавательного мотива, который становится еще более устойчивым при применении исследовательского метода обучения.
Таким образом, использование проблемного метода обучения, эвристического, исследовательского метода обучения школьников стимулирует усиление в мотивационной структуре учащегося мотива саморазвития, познавательного мотива, что корреляционно повышает уровень креативности мышления.
Рассмотрим основные общедидактические методы обучения. Их характеристика представлена в приложении 1.
В систему общедидактических методов обучения входят следующие методы:
1. информационно-рецептивный;
2. репродуктивный;
3. проблемного изложения;
4. эвристический;
5. исследовательский.
Так как в рамках активизации познавательной деятельности учащихся, как предложено в п.п. 1.1., должен делаться на методе проблемного изложения, как базисном при формировании мотивации к продуктивной познавательной деятельности, рассмотрим его более подробно.
Проблемное обучение заключается в том, что в процессе решения системы проблем и проблемных задач происходит творческое усвоение знаний и способов деятельности, формирования активной познавательной активности. Основными понятиями концепции проблемного обучения является «проблемная ситуация», «проблема» и «проблемная задача».
У всех учащихся, имеется потребность в мышлении, в осмыслении наблюдаемых явлений и событий. Однако надо иметь в виду, что не все видимое, слышимое, наблюдаемое, не всякая информация, получаемая человеком, вызывает у него мышление. Для того, чтобы учащиеся включились в учебную работу, надо отвлечь их от посторонних занятий и создать стимул для начала усиленного процесса мышления по содержанию урока. Таким приемом, стимулирующим мышление, и является создание учебно-проблемных ситуаций.
Проблемная ситуация представляет собой затруднение, преодоление которого требует творческого поиска новых знаний, способов и действий. Мышление начинается с момента осознания и формулировки проблемы, с момента принятия учеником проблемной ситуации к решению на основе фонда знаний и умений. В этом случае проблемная ситуация перерастает в проблему. Каждая проблема содержит проблемную ситуацию, но не каждая проблемная ситуация преобразуется в проблему. Однако проблема не указывает направления решения. Это свойственно проблемной задаче, в условиях которой даны какие-то параметры решения.
Проблема с указанием каких-либо параметров ее решения представляет проблемную задачу. Всякая проблемная задача содержит проблему, а значит проблемную ситуацию. Когда перед человеком возникает проблема, он ее переводит в проблемную задачу, т.е. в фонде знаний находит некоторые исходные параметры для ее решения. При неудаче он ищет иные исходные параметры и конструирует новые варианты задачи в рамках той же проблемы.
Проблемные задачи познавательного характера являются и формой и средством воплощения творческого процесса, а их решение – реализацией творческой деятельности.
В процессе усвоения опыта творческой деятельности происходит сдвиг в умственном развитии учащихся, выражающийся в творческом преобразовании знаний и умений, готовности и способности самостоятельно добывать новые, т.е. организовать свою познавательную деятельность с возникшей проблемой.
Таким образом, активизация познавательного мотива и мотива саморазвития у подростков повышает уровень креативности мышления. Мотив к саморазвитию (расширению эрудиции) развивается при использовании метода проблемного изложения в обучении. Использование эвристического (частично-поискового) метода обучения стимулирует формирование познавательного мотива, который становится еще более устойчивым при применении исследовательского метода обучения. Использование проблемного метода обучения, эвристического, исследовательского метода обучения школьников стимулирует усиление в мотивационной структуре учащегося мотива саморазвития, познавательного мотива, что корреляционно повышает уровень креативности мышления.
Особенность обучения математике в школе в этом аспекте заключается в том, что сами занятия математикой, решение математических задач повышают уровень креативности мышления. При этом любая математическая задача является проблемой. В то же время эффективность освоения математики, в свою очередь, зависит от уровня креативности мышления. Креативность мышления базируется на переходе мыслительного процесса при решении математических проблем с уровня сознания на уровень бессознательного, с возвращением затем мысли с бессознательного уровня на сознательный. В этом заключается особенность математического мышления, что отмечал в своих работах известный русский математик, философ, педагог Д.Д. Мордухай-Болтовский: «Характерное свойство математического ума на его взгляд-это быстрота мышления, что обусловлено значительной ролью бессознательного мышления. Мышление математика быстро, но не широко, чем он отличается от ума философского, широкого, но не быстрого, постоянно действующего в сфере сознательного. Математический ум быстро перебирает большое количество гипотетических предположений, алгоритмов решения проблемы, что позволяет ему получить точные решения.[20;86]
На уроках математики в обычной школе трудно, да, и невозможно сформировать у учащихся качества математического ума в полном объеме, однако, частичное развитие таких качеств математического ума, как способность более быстрого решения проблемной задачи, остроумия - одна из целей обучения математики. При преподавании математики, необходимо учитывать их педагогическое значение. Педагогическое значение любого предмета сводится к следующему:
 практическая полезность;
 гимнастика ума, развивающая его качества;
 расширение кругозора.
Математика, как предмет не расширяет кругозор, но несет в себе возможность ее полезного практического приложения и развивает ум. Но основное педагогическое значение математики заключается в том, что в ней преимущественно перед другими предметами, ученик имеет наиболее максимальные возможности для развития самостоятельности мышления, включения различных уровней педагогического мышления. Таким образом, один из значимых теоретических выводов данного анализа заключается в том, что занятия математикой активизирует познавательную деятельность учащегося само по себе. Но встает вопрос о возможности дополнительной активизации познавательной деятельности при преподавании математики.
При этом необходимо учитывать, что математическое мышление начинается с воображения, но воображение включает в себя воспроизведение пережитых сложных впечатлений и воссоздание при помощи комбинирования и разложения составных частей в новые еще не пережитые представления.
Так как преподавание математики в школе включает в себя преподавание геометрии и алгебры, необходимо учитывать различия когнитивных характеристик для освоения геометрических и алгебраических знаний, решения задач. Математикам, философам, изобретателям характерно комбинирующее воображение, которое можно назвать фантазией. С др. стороны воображение, наряду с комбинирующей составляющей, включает и воспринимающую составляющую, которая больше присуща естествоиспытателям. Для занятий алгеброй более важно комбинирующее воображение, геометрией – воспринимающее. Отмеченные психологические особенности когнитивных характеристик математического мышления важно учитывать при разработке методики проблемного обучения математики с целью активизации познавательной деятельности учащегося при освоении математических компетенций.
Как уже отмечалось, для активизации познавательной деятельности необходимо использовать проблемное обучение. Рассмотрим особенности проблемного обучения при преподавании математики. На наш взгляд, проблемное обучение математике должно строиться на следующей дидактической технологии, которая включает три этапа:
1. Доведение до учащихся основных базисных знаний, формул, типовых задач и алгоритмов их решения. В рамках данного этапа учащиеся получают базисные знания по теме урока. На данном этапе используются информационно-рецептивный; репродуктивный методы обучения, у учащихся задействуются исполнительский и ученический уровни учебной познавательной деятельности.
2. Постановка и решение практических проблемных задач учителем и самими учениками. На данном этапе учащиеся учатся постановке и решению проблемных задач в различных практических областях. Это позволяет наглядно реализовать отмеченное выше педагогическое значение изучения математики-полезность, что позволит актуализировать мотивы саморазвития и познавательный в мотивационной сфере учащихся в рамках изучения математики. Ведь математика предоставляет изучающим ее надежный и точный инструмент для решения практических задач-математические методы. На данном этапе используются метод эвристической деятельности, задействуется экспертный уровень познавательно деятельности учащихся. Данные задачи могут ставиться по следующим проблемам:
 поиск возможных приложений полученных в рамках математики в практической деятельности, например, привести пример практической области, где могут успешно применяться освоенные алгоритмы решения задач;
 сформулировать задачу для конкретной практической области и кратко сформулировать математический принцип ее решения без конкретной детализации процесса решения.
3. Постановка и решение теоретическо-абстрактных задач учителем и самими учениками. В рамках данного этапа ставятся проблемные задачи в области математических понятий, выводов, доказательства теорем без использования «наглядности» математических приложений на практике.
Первый этап проводится в форме традиционного закрытого урока по теме, второй в форме открытого урока или по методике «мозгового штурма». На втором этапе необходимо стимулировать к активному участию большинство учащихся, на третьем задействовать наиболее способных, характеризующихся наличием достаточного уровня абстрактного понимания математики. Третий этап можно активно применять в рамках факультативных занятий, при подготовке к школьным олимпиадам части учащихся, но иногда представляется полезным его применения для всех учеников класса.
Так как математическое мышление связанно с переходом из сознательного уровня мышления в бессознательное, то второй и третий этап, на наш взгляд, уместно проводить по методике «мозгового штурма».
Мозговой штурм как метод обучения является оперативным методом решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, формирования универсальных учебных действий. Для появления творческих идей необходим определенный настрой, когда мысли свободно проносятся в нашей голове. Это состояние характеризуется включением в работу нашего подсознания. Таким образом, метод мозгового штурма при преподавании математики и математических задач, позволяет включить бессознательные психические механизмы, активизировать переходы с сознательного уровня на бессознательный, и наоборот, то есть, метод формирует у учащихся способность к математическому мышлению.
При использовании метода перед учащимися ставится проблемная задача, которая выносится на коллективное обсуждение, причем учитель учащимся предлагает высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе из самых фантастических, а потом уже из общего числа коллективно выбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике, могут быть реализуемыми. Мозговой штурм как метод обучения стимулирует интеллектуально-творческие и познавательные способности учащихся, творческие мотивы учебной мотивационной структуры, а, значит, повышает креативность мышления, активизирует продуктивную познавательную деятельность учащихся, в связи с чем, представляется релевантным его использование при преподавании математики в школе с позиции активизации познавательной деятельности учащихся.
Таким образом, анализ особенностей активизации познавательной деятельности учащихся при изучении ими математики, позволил выявить наиболее значимую особенность математического мышления-свободный и быстрый перебор идей, возможных методов решения проблемных задач, позволяющий выбрать оптимальный алгоритм из большого количества возможных. Активизация познавательной деятельности у учащихся при преподавании им математики должна основываться на включении отмеченной особенности математического мышления. Этой особенностью характеризуется меньшинство учащихся, только те, кто математически одарены, другим учащимся характерно зацикливание на одной-двух идеях (алгоритмов), что значительно увеличивает время решение задачи и истощает ум. Для того, чтобы у большинства учащихся активизировать математическое мышление, представляется эффективным использование на части урока метода «мозгового штурма». Причем урок математики, проводимый с позиции активизации познавательной деятельности, состоит из двух частей. На первой используется репродуктивный метод обучения, в рамках которого учитель дает основные теоретические знания по изучаемой теме, типовые варианты задач; на второй части урока, учитель ставит проблемные задачи, которые под руководством учителя решаются методом мозгового штурма. При этом уместней ставить проблемные задачи прикладного характера, а в рамках факультативных занятий абстрактно-теоретического.

Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать
Код: выделить все
<div style="text-align:center;">Обсудить теорию <a href="http://www.newtheory.ru/psychology/aktivizaciya-poznavatelnoy-deyatelnosti-shkolnikov-t4723.html">Активизация познавательной деятельности школьников</a> Вы можете на форуме "Новая Теория".</div>

За это сообщение автора Ivanesphilosof поблагодарил:
alexandrovod (21 фев 2018, 06:43)
Ivanesphilosof
 
Сообщений: 143
Зарегистрирован: 15 фев 2018, 10:41
Откуда: МО, г. Фрязино
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 9 раз.

Re: Активизация познавательной деятельности школьников

Комментарий теории:#2  Сообщение alexandrovod » 21 фев 2018, 07:20

Наверно следует добавить
Люди, а особенно дети, общественно - семейные создания, и поэтому в основном учатся друг у друга и по отдельности у старших (родителей, преподавателей). Достаточно одному выучить что то новое и интересное и получить похвалу от старших, но обязательно в присутствии его друзей, как очень быстро обучатся (он обучит) и остальные.
alexandrovod
 
Сообщений: 5603
Зарегистрирован: 06 май 2014, 17:34
Благодарил (а): 831 раз.
Поблагодарили: 348 раз.

Re: Активизация познавательной деятельности школьников

Комментарий теории:#3  Сообщение Ivanesphilosof » 21 фев 2018, 08:49

Да! Коллективный (групповой) метод обучения очень важен, и работает лучше, чем у взрослых, хотя и у последних эффективен. Беда в обучении математике, что учитель начинает ориентироваться на понимающих, остальные отстают. И если курс обществознания или биологии можно упорно пройти за последний год к ЕГЭ, то физики уже сложно, а математики тем боле, там важны 7-11 классы особо. Потом в математике два вида понимания: понятийное (сущность математических понятий) и алгоритмическое (решение задач, доказательства). Сейчас ориентируются только на второе, забывая про первое, а, начиная с Коши, с 19 века по 1970-ые, математика прошла этап понятийного развития, связанного с разработкой в 19 веке базиса, аппарата теории множеств
Ivanesphilosof
 
Сообщений: 143
Зарегистрирован: 15 фев 2018, 10:41
Откуда: МО, г. Фрязино
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 9 раз.

Re: Активизация познавательной деятельности школьников

Комментарий теории:#4  Сообщение che » 21 фев 2018, 10:17

Ivanesphilosof писал(а):Активизация познавательной деятельности учащихся должна
Прежде чем утверждать что-либо о том, что познавательная деятельность должна, следует прояснить зачем она нужна. Результатом воспитания и обучения является формирование полноценного члена культурного сообщества, т.е. владеющего технологиями овладения витальными ресурсами и навыками их применения. Это задача образования. Познание -- это расширение круга используемых обществом технологий и навыков -- не надо путать.
Оставим последнее в стороне и сосредоточимся на образовании. Долгое время с момента возникновения человеческой культуры её (культуры) существование предполагало, что каждый член общества усваивал культурную информацию в полном объёме -- только это делало возможным трансляцию навыков и технологий из поколения в поколение. Поэтому образовательный процесс был ориентирован в первую очередь на запоминание информации.
Предпосылки к изменению подхода появились с возникновением письменности, но окончательно ситуация изменилась только сейчас: если умеешь гуглить -- помнить ничего не надо! Это шутка, конечно, но шутки в ней лишь малая крупица. Но между тем система образования, как и 100 тыс. лет назад, ориентирована исключительно на запоминание -- продолжительность обязательного школьного образования увеличивается до 11-12 лет, но даже получивший степень бакалавра не считается вполне образованным, уже функционирует понятие "постдокторат". Именно в этом я вижу проблему образовательной деятельности, а познавательной...
che
 
Сообщений: 13016
Зарегистрирован: 25 авг 2010, 18:50
Благодарил (а): 956 раз.
Поблагодарили: 941 раз.

Re: Активизация познавательной деятельности школьников

Комментарий теории:#5  Сообщение Ivanesphilosof » 21 фев 2018, 13:34

Запоминание может быть разным! Например, механическим. Запоминание сути понятий с осознанием каждого слова определения и их взаимосвязи. Запоминание типовых алгоритмом решения задач. Все это нужно. В каждом предмете свой акцент. При изучении иностранной лексики нужно первое, без этого никуда. Второе важно и в физике, математике, естественных науках. В 11-12 классе на механическом запоминании не уедешь. Но больше в истории, обществознании. Без запоминания алгоритмов не обойтись в физике, химии и математике. И тут у каждого свои способности. Одни лучше решают задачи на уровне алгоритмов, др. лучше с усвоением понятий. Это раскрытие индивидуального потенциала способностей, в реальности учителю не до этого, у него 25, и это в одном классе. Хоть бы запомнили базис и научились решать типовые задачи по типовым алгоритмам. Репетитор может и повыпендриваться, если есть запас времени. Но тогда это уже не репетитор, а частный учитель
Ivanesphilosof
 
Сообщений: 143
Зарегистрирован: 15 фев 2018, 10:41
Откуда: МО, г. Фрязино
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 9 раз.

Re: Активизация познавательной деятельности школьников

Комментарий теории:#6  Сообщение che » 21 фев 2018, 17:37

Ivanesphilosof писал(а):Хоть бы запомнили базис и научились решать типовые задачи по типовым алгоритмам.
А зачем? Зачем запоминать? Чтобы потом забывать? Даже среди технарей 90% не помнят формулу решения квадратного уравнения... потому что им никогда после школы она не потребовалась!
А память человеческая -- не резиновая. Для овладения иностранными языками нужны большие объёмы. Да и для всякой деятельности, если подходить к ней творчески, требуется много и оперативной, и дисковой и долговременной памяти чтобы запоминать уникальную информацию, а не копии справочников.
che
 
Сообщений: 13016
Зарегистрирован: 25 авг 2010, 18:50
Благодарил (а): 956 раз.
Поблагодарили: 941 раз.

Re: Активизация познавательной деятельности школьников

Комментарий теории:#7  Сообщение alexandrovod » 24 фев 2018, 13:16

уважаемый Ivanesphilosof
есть интересная статья по вашей теме
Результаты педагогического эксперимента...
KazEdu.kz›referat/128175/1
с уважением Овод
alexandrovod
 
Сообщений: 5603
Зарегистрирован: 06 май 2014, 17:34
Благодарил (а): 831 раз.
Поблагодарили: 348 раз.


Вернуться в Психология

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1