Ежедневно ставилась, большей частью, одна и та же задача - это добывание пищи, менялись лишь её схемы.
Особую опасность представляли стычки с равными или превосходящими по сили животными. В этих битвах, сознанием зачастую ставилась задача, достичь превосходства любой ценой. В эти моменты из организма, в буквальном смысле, вычерпывались все физические ресурсы, доводя его до полного изнеможения.
Анализируя, подобные походы за добычей, сознание определяло цену каждому такому приобретению, соизмеряя его с величиной ущерба, причиненного таким побоищем организму.
Так приходил опыт добывания пищи, а вместе с ним развивается область мышления, которая хранит результаты такого опыта: образы, понятия, логические схемы поступков, способы борьбы и добывания пищи.
Назовем область мышления, которая отвечала за выживаемость человека и его рода, конечно, же, условно, логическим полем А.
В противовес полю А, развивается другая область мышления, назовем её, также условно, полем Б. Здесь помнится всё то, что связано с отдыхом и восстановлением утраченных физических и психических сил.
Зачастую противоположными оказывались чувства и ощущения характерные для этих полей:
- для поля А, это отрицательные, по нашим понятиям, чувства; гнева, раздражительности, усталости и т.д.
- для поля Б, преимущественно, комплекс положительных эмоций; любование детьми, проявление доброты, чувство удовлетворенности сытной пищей и другое.
Мы с Вами знаем, что утомленный работой мозг, требует со временем отдыха, т. е. мысли сопряженные с отрицательными эмоциями, должны переключаться на положительные, связанные с отдыхом.
Такой механизм переключения закреплён у нас на подсознательном уровне.
Примером здоровой моторики мышления является, вдруг появляющаяся «ни откуда», шалость детей во время занятий. Понятно, что, зачастую, она неуместна, но с точки зрения педагогики, правильнее было бы направить действие такой моторики в «русло» творчески продуманной программы обучения.
Действие моторики мышления и взрослому человеку позволяет в настоящее время сохранять природную бдительность, быть на страже своих интересов и отражать любое посягательство на свое благополучие.
Следует иметь ввиду, что какое либо принудительное воздействие на моторику мышления из-вне может нанести непоправимый вред здоровью. Например, длительный прием вызывающих привыкание успокоительных средств приводит к принудительному удержанию психики в поле Б, что может, в последствии, привести к появлению, казалось бы, беспричинных вспышек агрессии. И, наоборот, длительный прием тонизирующих средств и антидепрессантов(алкоголя), способствующих «насильственному» удержанию психики в поле А, может привести, в конце концов, к депрессивному состоянию.
Не представляется возможным уследить, каким образом подсознанием осуществляется переключение мыслей между полями. Но необходимо иметь ввиду, что у людей с ослабленным здоровьм, утомленным работой или импульсивных, такое переключение может произойти, с большей вероятностью, спонтанно, под воздействием как положительного, так и отрицательного, внешнего или внутреннего фактора.
С точки зрения таких переключений, нетрудно понять расхожие объяснения такие как: « такого поступка я сам от себя не ожидал» или «сам на себя не был похож».
Все дело в том, что поля А и Б антогонисты по своей сути. Каждое из них использует логические схемы и понятия, заведомо неприемлемые другим полем.
Так, например, в совокупности понятий характерных для поля А, все акции «добра», творимые индивидом, расцениваются как «расточительство» и оно стремится пресечь подобные действия.
Или, например, с точки зрения поля Б, стоящего, прежде всего, на страже жизненных сил индивида, все материальные блага, добытые, условно скажем так, полем А, подсознательно соизмеряются с величиной ущерба, нанесенного при этом здоровью.
Роль арбитра, при переключении полей и принятия конечного решения к действию, выполняет сознание, которое тщательно взвешивает всё «за» и «против». Человек часто долго думает, прежде чем решиться на какой либо ответственный шаг. Скоропалительные, же, решения зачастую наносят вред.
Дело в том, что если, например, логическое поле А получает сигнал к управлению, включается схема поведения, которую мышление, невзирая на промежуточные последствия, может отработать до своего логического конца. Правильность поступков и речевых оборотов, закрепленных на подсознательном уровне, под сомнение самим сознанием, при этом, не ставятся, так уж устроен наш мозг. Поэтому, прежде чем решиться на что то, не лишне «семь раз отмерить».
Справедливым будет утверждение и о том, что логика А из «партнера» человека может превратиться в его «врага». Ею индивид может быть мобилизован на выполнение целей, идущими вразрез с моральными устоями общества. С этой точки зрения, будет не лишне сказать, что в период воспитания и последующие периоды, и это уже «камень» в сторону медиа, перед человеком должно меньше мелькать сцен, сопровождающихся жестокостью и насилием.
Было бы гораздо продуктивнее развивать с измальства элементы настойчивости, упорства в достижении цели, честности в противоборстве, ответственности и другого.
Очень утрированно можно сказать, что, сам организм находится под полной защитой поля (логики) Б, потому как, она его основа. Логика же А являясь неким развившимся «виртуальным» образованием, использует лишь его ресурсы.
Однако, сосуществуя, эти поля делают мышление единым целым и, оно, уже, как единое целое, обеспечивает защиту интересов человека, благоустраивая его быт и , создавая ему условия для более комфортного существования.
Сочетание логик каждого индивидуума является уникальным, делает его личностью, имеющую неповторимый образ мышления, свой кругозор и набор жизненных ценностей .
В заключение, также хочется отметить, что часто бывают ситуации, которые и не требуют проявления такой уж бурной реакции на них, однако человек, оказавшись заложником наследия, полученного из каменных веков поступает именно так, при этом, естественно, теряет, от неоправданного износа, и его организм.
Безусловно, предложенная схематичная модель мышления человека не отражает всего многообразия внутренних процессов мышления и переживаний индивида, тем не менее, позволяет, хоть как-то, пусть утрированно, но, все-таки, понять причину и суть происходящих в нем мыслительных процессов
- Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать