В современной России (в РФ, на Украине и в других странах СНГ) досуг детей и отроков проходит в типичной для либеральных фундаменталистов манере. Если быть точнее, он никак не организован. Все пущено на самотек.
В отсутствие разнообразных кружков творчества (авиамоделистов, юных радиолюбителей и других) в бывших Дворцах пионеров, при дороговизне парашютного и парапланного спорта, недоступности стрелковых клубов, у многих юных русских остается весьма убогий выбор досуга. Между подворотнями с бутылкой пива, дискотекой и монитором компьютера. Зачастую дети представителей русского среднего класса и квалифицированных рабочих делали выбор в пользу последнего.
Компьютерные игры выступают весьма важным элементом пропаганды. Они, наряду с книгами и кино, оказывают огромное влияние на молодое поколение, на формирование его сознания, его представлений о мире и его будущем.
Сегодня Русская цивилизация безбожно проигрывает борьбу за юные умы и души, причем именно на рынке компьютерных игр.
КАК РАЗГРОМИЛИ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ
Могучий СССР пал прежде всего потому, что безнадежно проиграл борьбу за умы и сердца детей и юношества. Он проиграл их … гитлеровской Германии и Соединенным Штатам.
Вот, к примеру, в двух отличных статьях Ярослав Бутаков (http://rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=9033 ; http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=9036) замечательно описал детскую литературу советских лет:
«Короче, приключенческая советская детская литература представляла положительное общество такой серостью и убогостью, что я затрудняюсь утверждать, бессознательно это делалось или с умыслом…»
Что бы лучше понять, насколько важно воздействие на юные умы, и к каким результатам приводить провал пропаганды для отроков и молодежи, стоит привести цитату из современного популярного блоггера Мишеля Будьона (псевдоним):
«Тем, кто не жил при Брежневе или плохо помнит это время, я всегда советую посмотреть любой снятый тогда фильм. Я даже не говорю про всяких пьяных «иполлитов», моющихся зимой в пальто под душем («С легким паром!»); лимитчиц, мечтающих выйти замуж за «приличных людей с профессорской квартирой» («Москва слезам не верит»), ср…ых служащих, охмуряющих мымр-директрис, дабы получить повышение в должности с копеечной прибавкой к зарплате («Служебный роман»). Я не говорю про карикатурных дегенератов и алкашей, которыми были набиты «жанровые» советские фильмы типа «Афони» и «Родни». Я не говорю о фильмах про интеллигенцию, из которых можно сделать только один вывод, что интеллигенция – это г….
Я хочу обратить внимание на «патриотическую» продукцию. Посмотрите на тех, кто там изображен, на тех, кого создатели преподносят как героя или героев. Они всегда хмуры, невзрачны, неинтересны, медленно соображают, им фатально не везет, и в конце они всегда погибают, совершив самоубийственный подвиг.
Герои советского кино, особенно постсталинского – всегда низкоранговые(!). Доказывается это элементарно. Кто чувствует ранг лучше всего? Конечно дети! Так вот, я не знаю, во что играли дети при Сталине. Может, в Чапаева. А может, в Чкалова. Но я отлично знаю, во что они играли при Брежневе. Нет, они не играли в героев фильмов «Горячий снег», «Живые и мертвые», «Батальоны просят огня» или «Они сражались за Родину». Дети по определению не играют в низкий ранг. Дети не играют в лузеров и неудачников. Поэтому играли наши детишки (ну, понятное дело, я тоже) в героев, представленных двумя категориями:
В немцев (высокий ранг)
В русских, выдающих себя за немцев. В русских в немецкой форме. Во всяких там «Штирлицов-Исаевых» и «майоров Вихрей» (тот же высокий ранг).
По этой же причине в то время дети начали массово рисовать свастики. В тетрадках, на школьных партах, на самолетиках из бумаги. И это, заметьте, при тотальной идеологической промывке и железном занавесе. И это в то время, когда против СССР (в американских документах его упорно называли «Россией»), по сути, велась экономическая, политическая и финансовая война с теми же целями, что провозглашал Гитлер.
В начале 80-х, когда в страну проникла западная видеопродукция, чопорные интеллектуалы-штирлицы тоже стали неинтересны и были выброшены за ненадобностью. Их место заняли играющие бицепсами, торсами и челюстями культуристы Шварцнеггер и Сталлоне. Тоже высокий ранг. Я помню, как после появления первого фильма про Рэмбо (осень 1985-го) из спортивных магазинов надолго исчезли все гири, гантели и штанги. Даже по блату достать было невозможно. Мы воровали изношенные передаточные валы разных калибров из вагонного депо находящегося по соседству, ну а достать кусок трубы в полдюйма для грифа – не было проблемой. Уже летом 1986-го я впервые увидел «качков» на пляже.
Вот вам информационный эффект нескольких видеокассет стоимостью в несколько долларов. И весь советский официоз, на который тратились миллиарды, автоматически обесценивался «в ноль». Какой нормальный ребенок мог после культуриста Сталлоне смотреть тягомотину про «тимуровцев», «молодогвардейцев», «пионеров-героев» и прочую низкоранговую мазохическую ерунду? Советский кинематограф спохватился только в конце 80-х, когда вышли первые фильмы о смелых криминальных авторитетах, ворах в законе, киллерах, а уже в наши дни фильмами «Брат», «Брат-2», «Бригада» и «Бумер» этот процесс приобрел законченные черты. В кино окончательно утвердилось доминирование высокого ранга. Теперь дети играют и в «не переодетых» русских. В русских воров и убийц. Потому что они высокоранговые.
Почему не играют в других высокоранговых? А нет их, других…»
Против горьких фактов не попрешь. Советская массовая культура не сумела (или не захотела?) создать образ сильного, мускулистого и умного русского-победителя. Этакий вариант советского Джеймса Бонда или Отто Скорцени. Образы русских героев в непривлекательных, мешковатых гимнастерках сильно проигрывали киношным гитлеровцам: отличная форма, аристократизм манер, бункеры, интересная машинерия. Вот почему ещё в позднесоветское время, не имея компов и играя в войнушку на улице, пацанята частенько рвалась играть за фрицев. Они досадно морщились при необходимости играть за наших. Сыграл свою роль показ немецкого порядка и благополучия на фоне нашей... гм... пародии на аналог.
ГОРЬКИЕ УРОКИ «КУЛЬТУРНОГО ПОРАЖЕНИЯ»
Традиция изображать не сильных высокоранговых персонажей, а малых и слабых, сирых и убогих, дорого обошлась нашей стране в ХХ столетии. Впрочем, традиция эта происходит еще из досоветских, царских времен. Еще философ, идеолог русского империализма Константин Леонтьев в 1880-е годы горько сетовал на то, что отечественная литература не изображает сильные русские личности, все время скатываясь на жалкого Акакия Акакиевича или по-идиотски кроткого Платона Каратаева. Изображает не героев, а всяких уродцев вроде Ноздрева, Манилова, Чичикова или Собакевича.
Продлившаяся в СССР, эта пагубная традиция привела к поражению страны на культурном фронте в Холодной войне. Давайте вспомним: при всей талантливости таких великих актеров, как Юрий Никулин или Савелий Крамаров – какие образы русских они создавали трудами советских сценаристов и режиссеров? Исключительно дебильные образы пьяниц и маргиналов. О том, что гитлеровцы в самом советском кино оказались привлекательнее русских – факт бесспорный. Была еще одна тенденция: в советском же кино образы белогвардейцев в ладно сидящих мундирах с портупеями и воротниками-стойками оказались также привлекательнее образов красных персонажей в их вечно выцветших одеждах и потертых кожаных куртках. Давайте вспомним, как в начале 1970-х, еще до Штирлица, секс-символом СССР стал Юрий Соломин, игравший разведчика в ленте «Адъютант его превосходительства». Хотя он был и красным разведчиком, однако ходил в белогвардейской форме и действовал в белой среде.
СССР так и не создал полноценной боевой кинофантастики: идеологи из ЦК КПСС считали ее «низким жанром». Мы оказались лишены фильмов, где сильные (высокоранговые), привлекательные русские герои побеждают врагов на Западе, Востоке и Юге не в прошлом (в Гражданской или Великой Отечественной), а в будущем. Где они покоряют другие планеты и глубины океана. Фильмы «Планета Бурь» (1961), «Туманность Андромеды» (1967), «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» (1974-1976) и «Акванавты» (1979) остались слабыми, изолированными «вспышками». Еще один момент: ни в кино, ни в литературе послесталинских времен не было создано образа СССР-победителя в Холодной войне. Не было предложено модели мира после возможной победы в глобальном противостоянии. В то же время, на экраны кинотеатров СССР выходили американские, японские и европейские блокбастеры, которые внедряли в мозги наших соотечественников чужие модели мироустройства, иные стандарты и представления.
Всё – дело было сделано, подсознательное преклонение перед Западом – запрограммировано. Любит наш человек Запад или ненавидит его – всё равно подсознательно ему хочется «как у них». В конце концов, СССР почти никто не стал защищать, большинство пошло на поводу у тех политиканов, что обещали «сделать у нас Запад» за счет разрушения Советского Союза.
Но Запад ли был тому виной?
ТЕПЕРЬ МЫ ПРОИГЫВАЕМ РОССИЮ
Сегодня нужно выбираться из «постсоветского убожества» и строить великую Россию. Создавать страну динамичную, инновационную и победоносную. А это немыслимо без завоевания умов и сердец молодежи, и прежде всего – русской. Но … история с Советским Союзом повторяется. Иная цивилизация выигрывает схватку за сознание наших детей. Нам навязывается чужое видение будущего. И прежде всего – через компьютерные игры.
Учитывая широкую распространенность компьютеров и полное отсутствие внятной политики государства по отношению к юношеству, ПК-игры еще долго останутся одним из многочисленных рычагов обеспечения гуманитарного лидерства Запада. Посредством таких игрушек западная точка зрения будет выступать как единственно возможная. Даже в если она замаскирована под поливариантную.
В то же время, современные компьютерные игры обладают куда большей интерактивностью, чем ТВ и кино. И в западных ПК-играх герои (как положительные, так и отрицательные) весьма колоритны. Поэтому в этой области русские производители должны отвоевать рынок и добиться господства. Иначе воздействие на умы молодых будет идти только со стороны Запада. Если быть реалистом, то можно с уверенностью сказать, что в ближайшие лет десять никакой вменяемой и осмысленной политики по отношению к детям и отрокам в РФ не будет. Ну, будут единичные локальные случаи в регионах, где люди сами создадут досуг своим детям. Большинство же русских детей окажется предоставленным самому себе.
Для политизированных юношей и девушек еще есть относительная (сомнительная во многих отношениях) альтернатива. Разные там «наши», «оранжевые», скинхеды, «идущие вместе». Между ними нет принципиальной разницы, ибо все они считают себя патриотическими движениями. И обретаются там одинаковые по психотипу люди, хоть и отличающиеся по политическим взглядам. А вот для юношей и отроков, которых не привлекает участие в подобных молодежных организациях, выбор весьма невелик. Между подъездом с пивом и дискотекой. Как следствие – еще одно поколение русских будет воспитано в духе Запада. Еще одно русское поколение признает гуманитарное лидерство Запада.
Конечно, в том, что касается исторических игр, то тут российские компании-производители игр стараются быть, что называется, «на уровне». Скажем, компания «Русcобит-М» с играми «Казаки», «Завоевание Америки: в поисках Эльдорадо»: все про Европу XVII-XVIII веков и Америку колониального (до 1776 г.) периода.
Но положение совершенно удручает тогда, когда дело касается не прошлого, а образа будущего. Таких РУССКИХ игр нет! Разве что намечается выход игры «Мародер» по одноименному роману Беркема Аль Атоми. Но сами понимаете, КАКОЙ образ будущего рисует Аль Атоми.
Горько видеть, как история нашего исторического поражения повторяется, теперь уже не под красным знаменем, а под триколором. До боли обидно, что поп-культура РФ создает образы высокоранговых русских исключительно в виде бандитов – и снова не предлагает образ России будущего. Образ грядущего исторического реванша русских. Это касается и игр, и популярного кино. Достаточно посмотреть на ленту «Параграф-78», где на экране двигаются примитивные, угрюмые «лысюки»-спецназовцы РФ. Все – какие-то неустроенные, маргинальные, пьющие. А мускулистые русские солдаты ведут себя как примитивные янки: им бы «трахнуть телку» да «бабок срубить». До боли обидно, что эта проблема совершенно не сознается правящим в РФ истеблишментом. Он остается слишком примитивным для «войны смыслов».
Понятное дело, что тягаться с Голливудом нам сегодня трудно. Несопоставимы технические и финансовые возможности. Но сегмент ПК-игр – это русским вполне по плечу. Однако мы и тут безбожно отступаем! А наши цивилизационные сопреники наводняют постсоветский рынок своими хитрыми «игрушками».
Разумеется, в данной статье не будет описания всех сотен, если не тысяч игр, но считаю нужным просмотреть тренды наиболее популярных (имеющих максимальные продажи), и, как следствие, имеющих наибольшее влияние игр.
(Продолжение следует)
- Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать