от структуры к хаосу и обратно

Популярный раздел для новых идей и теорий мироздания.
Теории доказывающие существование Бога или опровергающие. Теории происхождения Вселенной, Земли, Человека. И многое другое…
Правила форума
Научный форум "Философия"

от структуры к хаосу и обратно

Комментарий теории:#1  Сообщение Владислав Крючков » 13 сен 2010, 21:11

Качественные определения однозначны и четко отделяют одно явление от другого, сохраняя структуру. Некачественные – количественные определения разрушают структуру, лишая явление его однозначной определенности, явление определяется по множеству характерных признаков, которые могут лишь бесконечно приближаться к полноте качественного определения.
Почему же вместо качественных определений все настойчивее используются относительные – количественные определения? А. Н. Арлычев в своей статье «Эволюция Вселенной: формальная и субстратная модели» говорит по этому поводу: «Качество просто перестало рассматриваться как нечто самодовлеющее и тем самым потеряло самостоятельную значимость в определении научных понятий, а также при интерпретации научных фактов. Ему уделяется внимание только в той мере и в тех долях, которые необходимы для получения положительных результатов в количественных выражениях» [1].
Фундаментальные науки, несомненно, обладающие собственной качественной определенностью, ограничивающей и выделяющей их из других наук, теряют эту свою определенность, оказываясь частью прикладных наук, соединяясь с общественными науками или вообще исчезая. Так, «Мир словарей» констатирует, что «Фундаментальные науки в чистом виде не встречаются» и являются частью прикладных наук.
В соединении фундаментальных наук с общественными науками исчезают качества обеих наук, определенных, соответственно как науки о природе и науки о человеческом качестве, выделенном априорно, независимо от индивидуального осознания этого факта. По Р. М. Нугаеву «Оказывается, что грань, знаменитая карнаповская «демаркационная линия», разделяющая математизированные «жесткие» науки (hard sciences) и науки «мягкие», гуманитарные (soft sciences, humanities), является во многом условной» [2] Философский словарь за 1972 год еще учитывает качественные определения фундаментальных и общественных наук, приводя известное утверждение Энгельса: «Далее (от биологии)…открывается переход от природы к человеку, к истории, соответственно – от естествознания к общественным наукам и к наукам о мышлении» [3] Соединение фундаментальных и общественных наук заставляет рассматривать человека как продолжение биологического животного развития. При этом исчезает и сама «наука о мышлении» – философия. Итак, количественный переход от животного к человеку лишает человека его собственного качества.
Фундаментальные науки представляют основное, непосредственное знание процесса мироздания в его реальной целостности. Это значит, что в их состав не входят общественные (социальные) науки, качественно определенные идеальностью сознания, представляющего собственно человеческое качество: «Я мыслю, следовательно, я существую» [4].
Качественное отличие фундаментальных наук от прикладных наук также имеет явную определенность. Б. Розов и Г. Бромберг в статье «Фундаментальная и прикладная наука: вклад в экономику» дают качественное определение фундаментальных наук как познающих естественную реальность, а прикладных наук – как создающих искусственную реальность: «основное назначение естественных наук – познание», а главная «цель технических наук – создание». Как отметил Ю. В. Сачков, «Деление науки и научных исследований на фундаментальные и прикладные имеет принципиальный характер – оно непосредственно связано с раскрытием источников и направленности развития науки» [5].
Созидательная деятельность прикладных (технических) наук есть результат целеполагания этой деятельности общественными науками на основе знания, предоставляемого фундаментальными науками. Б. М. Кедров в свое время писал: «Такова двойная связь техники (и технических наук) с естествознанием (с познанием законов природы) и с общественной жизнью, которая определяет цели человеческой практики» [6].Фундаментальные и общественные науки могут поглощаться прикладными науками по каким-либо конъюнктурным соображениям, но при этом их качества не исчезают так же, как не может исчезнуть качество науки наук – философии, представляющей человеческое качество в мышлении.
Наблюдаемая тенденция к разрушению структуры науки усиливается вследствие размывания и постепенного исчезновения качественных определений наук, порождая хаос мировоззренческого восприятия; все, в конце концов, сводится к непосредственной пользе заказов в прикладных науках и далее в практике материального производства. И здесь утрачиваются качественные определения теории и практики, соединяясь количественно в «технонауке».
Так вольно или невольно утверждается общество незнания. В. Г. Горохов в статье «Научно-техническая политика в обществе не-знания» пишет: «В Советском Союзе, как известно, было общество «Знание», в задачу которого входило распространение научных знаний.… С этой задачей оно, кстати сказать, вполне справлялось»…Чтобы не возникло ассоциаций современного общества с вышеназванным обществом знания, предлагается называть его обществом не-знания. Это название верно отражает суть дела, так как при том избытке самой разнообразной как истинной, так и ложной или частично достоверной информации…мы пребываем в неведении…, какой из многочисленных предначертанных учеными и писателями – фантастами или новоявленными нострадамусами сценариев развития наиболее вероятно реализуется в будущем. Именно поэтому такое пост-информационное общество мы и будем называть обществом не-знания» [7].
Однозначные определения бесконечно приближаются к непосредственности качественной идеальности, и поэтому здесь не обойтись без мировоззренческой науки - философии, которая, в отличие от принципиальной объективности точных наук, осваивает все явления мироздания, не исключая субъективность и идеальность. Интересную и чрезвычайно глубокую мысль выразил кто-то: «Реальность бедна в сравнении с мечтой. Людям следовало бы иметь больше способности к эйфории, только благодаря ей достигается начальный источник».
Но, кажется, все смирились с тем, что философия не наука, поэтому с ней в научных определениях можно не считаться.
Философию уличают в связи с религией, но, может быть, сама религия использовала философию, как сейчас ее используют все, кому не лень для утверждения своей значимости. К тому же философия с честью вышла из своей средневековой религиозной зависимости, соединив веру со знанием, а затем и преодолев веру в определении христианского социума. Такова особенность западного христианства, которое, в отличие от непосредственности православия, соединило веру с разумом. Форма христианского социума заданная Августином развитием «от града земного к граду небесному» и далее, через готические коммуны, утопии (начиная с социальной утопии Т. Мора), подучила свою теоретическую завершенность в марксизме. Вера оказалась снятой в знании, а бог - в человеческом качестве, как это предопределялось и в религии (Демиург подобен человеку, а Христос – богочеловек).
Благодаря философии именно в средневековой схоластике выделена качественная непосредственность - смысл через противопоставление номинализму как количеству и средству, обеспечивающему проявление смысла. Так, Абеляр выделяет в слове просто звук (vox) и значение слова (sermo) – универсальность. Очевидно, благодаря выделению и определению качественного смысла и произошел переход от Средневековья к Новому времени. Весь процесс западного христианства, таким образом, может рассматриваться на философском уровне как освоение качеством-идеальностью количества-материальности, начиная от единства этих противоположностей в патристике, через их опосредствование в схоластике, к результирующему единству в Новом времени.
Качественные определения априорны, идеальны в своей непосредственной однозначности и, скорее всего, неподвластны индивидуальному разуму, а лишь коллективному сознанию, подобному первобытному или религиозному. Поэтому к существующим качественным определениям следует относиться бережно, учитывая их уникальность и пока непонятный смысл. Линейная структура фундаментальных наук, начиная от основополагающей непосредственности математики, через ее дальнейшее развитие в особенности неорганического бытия и завершение всеобщностью органического знакового бытия хранит в себе качественные этапы развития мироздания, смысл которых еще не ясен индивидуальному сознанию. Так же и качественное разделение фундаментальных и общественных (социальных) наук имеет глубокий качественный смысл, который должен быть осознан в определении человеческого качества в его отличии от качества животного.
Качественные переходы от одной науки к другой превращаются в количественные и характеризуются положительно, как переход от дифференциации наук к их интеграции. Но при этом разрушается априорная структура науки, структура познания вообще, начатая с первобытного интуитивного познания. Исчезают границы между научным- теоретическим познанием и интуитивным-материальным познанием (искусство), с одной стороны, и практическим-материальным познанием (материальное производство) – с другой стороны.
Бесконечные-количественные многовариантные завершения каждой науки нуждаются в линейном-однозначном качественном-идеальном выборе, осуществляемом единично-случайно скачком. В качественном скачке полностью исчезает количественная относительность-многовариантность. Скачок является обязательным компонентом эволюционного развития, решая проблему нехватки времени для завершения того или иного природного процесса и обеспечивая общую необходимую направленность природного развития от его исходной непосредственности к всеобщей завершенности – сознанию.
Качественные определения под силу лишь философии, признающей не только объективность, но также и субъективность, и идеальность. Качественные определения нуждаются не только во внутренних, но также и во внешних границах, определяющих соседние качества. Это ведет к осознанию целой структуры человеческой деятельности, в которой и сама наука получает качественное определение.
Очевидна тенденциозная деструктивность отказа от качественных определений в пользу количественных. Но Н. С. Автономова, представляя структурализм Клода Леви-Стросса, обнадеживает: «Пожалуй, именно в наши дни, когда период резких полемик и экзальтаций остался позади, актуальность идей Леви-Стросса возрастает. Быть может, потому что маяк культурных и интеллектуальных колебаний уже прошел критическую точку и – после акцента на хаосе, на всякой неструктурности, после упоения «постмодернистским состоянием» - продолжил свое движение туда, где мы вновь открываем для себя фундаментальные проблемы, некогда поставленные научной мыслью Леви-Стросса» [8].

Литература

1. Вопросы философии. 2007.№9. С.161.
2. Вопросы философии. 2007. №8.
3. Философский словарь. М., 1972. С.178.
4. Декарт Р. Сочинения. В2т. Т.1. М., 1989. С.269.
5. Вопросы философии. 2007. №3. С.79.
6. Вопросы философии. 1973. №3. С.85.
7. Вопросы философии. 2007. №12. С.66, 68.
8. Вопросы философии. 2010. №8. С.98.

Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать
Код: выделить все
<div style="text-align:center;">Обсудить теорию <a href="http://www.newtheory.ru/philosophy/ot-strukturi-k-haosu-i-obratno-t575.html">от структуры к хаосу и обратно</a> Вы можете на форуме "Новая Теория".</div>
Владислав Крючков
 
Сообщений: 85
Зарегистрирован: 21 июл 2010, 18:54
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 11 раз.

Re: от структуры к хаосу и обратно

Комментарий теории:#2  Сообщение che » 13 сен 2010, 22:44

Печально... В худших традициях: этот сказал [...] тот писал [...]... Вербальные упражнения "гуманитария", нетвердо знающего таблицу умножения. Отсюда противопоставление качественного (=хорошего) количественному (=плохому). В действительности же эти две категории связывает отношение дополнительности. В значительной мере эта дополнительность соответствует дополнительности правого и левого полушария.
che
 
Сообщений: 13016
Зарегистрирован: 25 авг 2010, 18:50
Благодарил (а): 956 раз.
Поблагодарили: 941 раз.

Re: от структуры к хаосу и обратно

Комментарий теории:#3  Сообщение Эльфия » 14 сен 2010, 19:50

****Философию уличают в связи с религией

Философ, (от Бога. Не от многознания) - пророк высшего порядка, прошедший все этапы самовосстановления от воздействия зла. (сатаны), через который проходят все пророки, вестники, начиная от "рядового" человека.
Т.е. каждый человек является вестником, который получает весть от Бога через через Сердце и Разум, составляющих микроструктуру Мудрости - микрокопии структуры Мудрости Бога- основы Его сути.

Микроструктура ее находится в основе сознания каждого человека. Мудрость - это единственный основной путь от Бога к человеку, от человека к Богу.

В целом, и философия и религия и наука и ... - взаиосвязанные, взаимодополняемые явления в нашей жизни. Другое дело, необходимо учиться отделять зерна от плевел, Истину от искажений в них. учиться доверять собственной Мудрости, не зацикливаться по разным причинам в догмах, не фанатеть при виде тех, у кого иные понятия...
Эльфия
 
Сообщений: 80
Зарегистрирован: 29 авг 2010, 23:14
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 3 раз.

Re: от структуры к хаосу и обратно

Комментарий теории:#4  Сообщение Владислав Крючков » 17 сен 2010, 22:02

Отвечая весьма умному "che", подтверждаю, что качественные определения однозначны и сохраняют структуру, а количественные определения многозначны и разрушают ее. Чтобы это было не только мое мнение, привожу высказывания профессионалов. Качество не равно количеству, как и добро злу. Качество ведущее, определяющее весь свой последующий процесс и есть значение-смысл. Количество определяемое - средство проявления качества.
"Эльфия", философия не религия, а наука, что бы ни утверждала скоропреходящая мода постмодернизма. Качественная однозначность четко отделяет философию от религии. Различие философии и религии в том, что философия определяет качество научно, делая его знанием, а религия представляет качественную непосредственность верой. Так, бог - качество, смысл, а ничто - количество, средство.
Владислав Крючков
 
Сообщений: 85
Зарегистрирован: 21 июл 2010, 18:54
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 11 раз.

Re: от структуры к хаосу и обратно

Комментарий теории:#5  Сообщение Виктор Янович » 19 сен 2010, 12:53

Эльфия писал(а):В целом, и философия и религия и наука и ... - взаиосвязанные, взаимодополняемые явления в нашей жизни.

Эльфия! Вы правы, потому что ИСТИНА ЕДИНА и ОБЪЁМНА. А когда на неё смотрят с различных точек зрения, она кажется разной, потому что с каждой стороны видна только одна её часть. :)
Утверждающий новое обязан доказывать свою правоту.
Виктор Янович
 
Сообщений: 1884
Зарегистрирован: 21 янв 2010, 12:53
Благодарил (а): 99 раз.
Поблагодарили: 138 раз.

Re: от структуры к хаосу и обратно

Комментарий теории:#6  Сообщение Эльфия » 21 сен 2010, 21:23

Виктор Янович писал, "А когда на неё смотрят с различных точек зрения, она кажется разной, потому что с каждой стороны видна только одна её часть".
Абсолютно согласна с вами.

Владислав Крючков писал, "философия не религия, а наука, что бы ни утверждала скоропреходящая мода постмодернизма. Качественная однозначность четко отделяет философию от религии".

В сущности я имела в виду не саму философию, а философа, который становился им после того, как проходил все этапы, неизбежные для пророка - от Высшего к низшему, (от Бога до сатаны), от низшего к высшему в себе - к Мудрости, основы сути Бога.

К слову, Мудрость в нашем мире ассоциируется лишь с состоянием сознания и образом старца. На самом деле - это живая, цельная структура, от рождения находящаяся в основе сознания каждого человека. Ее неотделимыми составляющими являются Разум и Чувства. В Мудрости смысл идеи Бога в человеке.
Эльфия
 
Сообщений: 80
Зарегистрирован: 29 авг 2010, 23:14
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 3 раз.

Re: от структуры к хаосу и обратно

Комментарий теории:#7  Сообщение Эльфия » 21 сен 2010, 21:34

доп. Если Мудрость- (Разум+Сердце) - свойства от Бога, ум - свойство человека. Черная микродыра - свойства сатаны.
"Изначальный смысл Инь-Ян" на этой же странице
Эльфия
 
Сообщений: 80
Зарегистрирован: 29 авг 2010, 23:14
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 3 раз.

Re: от структуры к хаосу и обратно

Комментарий теории:#8  Сообщение Владислав Крючков » 21 сен 2010, 23:22

Согласен с тем, что религия задает фундаментальные истины, такие, как мораль или мажорное-эмоциональное, единичное-случайное творение мира из ничего. Ничего-ничто оказывается исходной реальностью-средством и противопоставлено качеству-богу как зло добру, что проявляется в появлении змея-искусителя и в определении ничего как праха.
Владислав Крючков
 
Сообщений: 85
Зарегистрирован: 21 июл 2010, 18:54
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 11 раз.

Re: от структуры к хаосу и обратно

Комментарий теории:#9  Сообщение Виктор Янович » 22 сен 2010, 17:47

Владислав Крючков писал(а):Ничего-ничто оказывается исходной реальностью-средством и противопоставлено качеству-богу как зло добру, что проявляется в появлении змея-искусителя и в определении ничего как праха.

Прах земной это не ничто, а нечто материальное. А перед тем в этом предложении вообще какой-то непонятный сумбур понятий. Кто ясно мыслит, тот ясно излагает.
Утверждающий новое обязан доказывать свою правоту.
Виктор Янович
 
Сообщений: 1884
Зарегистрирован: 21 янв 2010, 12:53
Благодарил (а): 99 раз.
Поблагодарили: 138 раз.

Re: от структуры к хаосу и обратно

Комментарий теории:#10  Сообщение Владислав Крючков » 23 сен 2010, 20:06

Материальное (прах) начато с ничего - абсолютной реальности и есть количество-средство.
Бог-абсолютная идеальность-качественная непосредственность
Владислав Крючков
 
Сообщений: 85
Зарегистрирован: 21 июл 2010, 18:54
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 11 раз.

След.

Вернуться в Философия

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3