Именно с этим понятием необходимо разобраться в первую очередь, прежде чем приступать к выяснению, кто ближе к истине в толковании происхождения мира: физики со своим большим взрывом или теологи с Божественным замыслом.
Итак, причины бывают двух видов – действующие и целевые. Действующая причина, вольно выражаясь, толкает, направляя события из вполне конкретного настоящего в какое угодно будущее. Целевая причина, наоборот, притягивает, извлекая сущее из любого настоящего к вполне определённому будущему.
Покажем на простом примере, как ситуация с дефиницией причины выглядит, для начала, в физике. Возьмём неживое физическое тело Икс, плотность которого, для определённости, ниже плотности воды, и бросим его в реку. Тело поплывёт вместе с течением. Есть у этого движения цель? Разумеется, нет! Результат такого движения не имеет значения для движущегося тела: куда приплывёт – туда и ладно. В терминах дихотомической философии, тело должно поплыть по течению. Или должно утонуть, если плотность его окажется выше плотности воды. Под долженствованием здесь следует разуметь подчинение законам физики.
Теперь возьмём другое тело Игрек, равное по плотности телу Икс, однако являющееся живым. Пусть, для определённости, это будет сухопутное животное, неприспособленное к жизни в воде: скажем, кошка, или мышь, или крыса, или курица, или человек.
Если бросить тело Игрек в реку, то его поведение, в общем случае, будет отличаться от поведения тела Икс. Как физическое тело, Игрек будет плыть по течению ровно так же, как и тело Икс, однако, будучи организмом живым, оно постарается выкарабкаться на берег, чтобы спастись. Следовательно, траектория его движения будет образована некоей результирующей от сложения двух сил, одна из которых представляет собой действующую причину, а вторая – целевую.
Есть у второго типа движения цель? Разумеется, есть! Именно поэтому такой вид движения назван термином деятельность, ибо это частный случай движения как всякого изменения вообще. Деятельность, по определению дихотомической философии, есть движение под воздействием целевой причины, т.е. потребности, в отличие от неживого движения, причиной которого всегда выступает причина действующая.
Предметную область физики составляет исключительно неживая материя. Стоит только в физическую систему поместить живое существо, в особенности существо разумное, вроде демона Максвелла, как ситуация в этой системе становится для физиков абсолютно непредсказуемой. Ибо результат развития системы будет зависеть уже не только от сугубо физических законов, которым подчиняется неживая материя, но и от законов поведения живых организмов, а этими законами физики не занимаются. Это удел философии.
Сформулируем некоторые выводы.
Неживые физические тела подчиняются исключительно тому положению дел, которое мы называем сущим. Их поведение совершенно не зависит от того результата, которым данное движение завершится.
Живые объекты, напротив, подчиняют своё движение исключительно тому результату, к которому их поведение приведёт, и совершенно не зависит от тех условий и обстоятельств, в которых оно оказалось. Как бы ситуация ни складывалась, живой организм обязательно будет действовать так, чтобы сохранить своё живое состояние, являющееся, очевидно, должным.
Теперь посмотрим глазами философа на ситуацию в физике и теологии, между которыми возникли разногласия. Ясно, что физики объясняют происхождение мира действующей причиной, и тогда развитие Универсума, по их мнению, не подчинено никакой конкретной цели: к чему бы ни привёл большой взрыв, то и сгодится. Теологи, напротив, объясняют происхождение мира целевой причиной, и если они правы, то замысел Божественного творения с самого начал содержал в себе вполне конкретную цель – должное состояние Универсума.
В этом свете суть раздоров между физиками и теологами выглядит совершенно иначе, чем мы привыкли эти споры интерпретировать. Нам безразлично, чем закончится дело? Или всё-таки мы желаем спастись?
- Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать