Вопрос - является ли Вселенная системой - носит, определённо, риторический характер. В то же время вид системности, которой можно было бы аппроксимировать Универсум до сих пор остаётся предметом дискуссии. В основе представления (как паллиатив по умолчанию) лежит самое «беззубое» определение системы, когда под системой подразумевается множество объектов, пребывающих в отношениях и связях. Однако такой подход, предельно демократичный (по кажущейся широте охвата) давно исчерпал собственный эвристический заряд. Действительно, непонятно каким образом под одно и то же вялое определение системы «подвести объекты», системные составляющие которых пребывают в определённом и жёстком взаимодействии и «вольные» отношения объектов Духосферы. Специфическим образом эта проблема решена на уровне частных наук, каждая из которых, так или иначе пытаясь описать определённый аспект Вселенной, представляет её системой в том или ином, специфичном для данной науки, виде. Так, например, биологические системы не могут быть описаны языком физики и наоборот. Правда, биологи не претендуют на описание Вселенной как целого, в отличие от физиков.
Что касается физики то здесь, с моей точки зрения, совершенно определённым образом присутствует многократно повторяемый акт мазохизма, выражающийся в попытках описать материальную Вселенную как целое языком физики. По этому вопросу я неоднократно высказывался, в том числе на философской части форума SciTecLibrary откуда и приведу несколько, слегка подправленных, недлинных цитат.
« Весь ХХ век находился под существенным давлением физики. Физика этого периода характеризовалась претензиями на истину в огромном диапазоне тем и направлений современной науки. Дело, однако, осложнялось тем, что эта наука зачастую превышала отпущенный ей лимит общности и, высказываясь, попадала в центр мишени наивности, если не сказать сильнее. Ощущая себя свободной, физика использовала свободные – не обеспеченные философски – модели устройства макро- и микромира, нередко использовался парадокс, как форма представления модели. Самые известные несуразности – планкеон и фридмонная цивилизация. Особое место занимает Эйнштейн и Фридман.» Эти великие теоретики, несмотря на философскую непроработанность своих представлений, опередили философов, дав сильный толчок развитию представлений о рождении и развитии Вселенной. «В целом, я охарактеризовал бы эту сторону проявлений физики (с точки зрения её влияния на науку и философию) как полезное очарование дилетантизмом. Но не в этом дело.
Вряд ли, кто-нибудь из серьёзных учёных станет оспаривать утверждение, что Мир представляет собой СИСТЕМУ. Исходя из этого представления, Мир как целое должен обладать свойствами, не сводимыми к сумме свойств составляющих его объектов. Свойство целостности может быть проявлено в бытии. Для нас – элементов рассматриваемой системы - в инобытии. Из этого положения следует, что Система, представляющая нашу Вселенную, должна быть ОТКРЫТОЙ. ФЗИКА, по определению, может оперировать только замкнутыми – консервативными системами. Ситуация не меняется, если физически открытую систему помещают в придуманную физическую среду с определёнными физическими параметрами. Условная внешняя среда, в этом случае, всё равно остаётся средой замкнутой, ограниченной заданными параметрами. Как ни назови эту внешнюю оболочку – вакуум ли, эфир ли – она обязательно будет наделена вполне определёнными физическими параметрами – удобными теоретику. Это – профанация науки. Шалости такого рода – бесплодны, а теперь уже и вредны – вводят в заблуждение. В ХХI веке уже должно быть неприлично пользоваться продуктивными ошибками начала прошлого века.»
Как же быть, как получить непротиворечивый взгляд на Вселенную как систему, не покушаясь на её целостность? Всё очень просто — следует пойти давно и хорошо известным путём, изложенным, например, Ахлибининским [А.В.Ахлибининский, В.А.Асеев, И.М.Шорохов. Принцип детерминизма в системных исследованиях. Ленинград, 1984.с.52]. Следует выбрать одно главное противоречие, полагая его системообразующим, затем в процессе его разрешения проявляется принципиальная схема объекта, соответствующая исходным условиям. Полученный скелет системы должен ещё обрасти «мясом», приближающим абстракцию к реальности, после чего уже можно судить о той или иной степени достоверности разработанной модели. Это общий подход к разработке моделей реальных объектов, которые можно считать системой. В качестве «мяса» следует применять физику и теорию информации, как формы представления реальности, понижающие уровень абстракции модели — приближающие её к уровню обыденного сознания. Такой подход позволяет в результате построить теорию которая может быть подвергнута процедурам верификации и даже онтологизации.
На основе изложенного подхода была построена Системная Модель Вселенной, наиболее полно изложенная в только что вышедшей из печати книги [Никитенко Л.К. Принципиальные основы системной модели Вселенной. М. 2011; 250 с. 2 рис.].
Системная модель Вселенной (СМВ) это новая имплицитная теория, описывающая Вселенную как системное целое, выращенная из разрешения одной – единственной - сформированной антиномии: «Мир - это система (в смысле данного определения), в которой существует категорический запрет на существование объектов - несистем и которая, тем не менее, в конечном счете, состоит именно из объектов - несистем». Разрешение противоречия приводит к схеме двухуровневой динамической системы. Первый – латентный (субстанциальный) уровень, на котором происходят все взаимодействия. Второй – явленный (потенциальный), визуализирующий и потенциально объективирующий мир через интеграцию отдельных взаимодействий в привычные нам формы. В общем контексте пансистемности рассмотрены Дух, Душа и Социум. Установлено нераздельное единство Духа и Материи. Показано отсутствие примата одного над другим. Теория охватывает все основные аспекты Вселенной, позиционируя себя как теорию, претендующую на онтологизацию. В конце книги помещён автореферат теории. Кроме того, автореферат опубликован в интернете и помещён по адресу: http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/9845.html .
P.S. Должен заметить, что проблема, затронутая в этой короткой статье не может быть рассмотрена и адекватно разрешена в формате статьи – необходима более широкая форма. Именно поэтому в своём первом выступлении на форуме я вынужден ссылаться на книгу и автореферат. Замечу также, что по результатам этой работы опубликовано несколько статей, которые также доступны в Интернете. При желании познакомиться с ними ссылку я предоставлю. LKN
- Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать