1. Логические ловушки индуктивного способа познания и формальной логики.
Более двух с половиной тысяч лет способы познания не могут выйти из проблемы, которую древнегреческий философ Платон сформулировал в своей притче о людях сидящих в пещере и познающих реальный мир по теням, отбрасываемым реальностью на стене пещеры. Суть ее в том, что знания об объектах, получаемые опытным путем, всегда будут неполными, так как к их признакам всегда можно будет прибавить или отнять еще один. Таким образом, каждая вещь, каждое понятие обладает способностью включить в свое содержание весь бесконечный мир (невозможность полной индукции). Полученное обобщение всегда неконкретно и изменчиво (очередная парадигма), опора на его способность определять другие значения (дедукция, как редукция от индукции) создает сменяющиеся иллюзии (парадигмы).
Способ познания, исходным для которого является опора на ощущения, наличие фактов выделенных в опыте, выделение признаков в явлениях, вещах и представлениях опирается на законы двоичного кода - самые простейшие и элементарные методы анализа:»есть – нет», “да - нет”, “тождество (сходство) - различие”, “первичное - вторичное”, “1 - 0”, “меньше больше” и т. д.. Законы двоичного кода образуют основы индуктивного анализа. Абсолютизация его возможностей в познании вот уже два тысячелетия создает многочисленные неразрешимые противоречия в науке и практике:
1). Представления, полученные через опыт всегда обращены в прошлое. Формальная логика и все математические расчеты, базирующие на ее законах, как правило, анализируют опыт, который уже свершился. Описание объекта в настоящем времени становится невозможным, а его будущее моделируется в синтезе с помощью алгоритмов, которые обнаружены в “осколках” объекта полученных в результате анализа. Результаты анализа можно представить в виде векторов, плоскостей, ландшафтов, нитевидных умозаключений и даже «позлов».
2). Полученные индуктивным методом представления об объекте всегда неопределенны. Даже в точных науках (физике и математике) они не могут освободиться от двойственности. Представления о норме состояния объектов или мере в процессах формируются только через количественные аспекты, как «среднее» между бытием и небытием «либо то - либо другое». Качественный аспект остается неопределяемым. Так, например, понятие “человек” (пример Платона) может быть определено как “Человек есть общипанный петух” (выделенные через опыт признаки : две ноги, два глаза, существо без перьев”). Можно выделить также не один миллион признаков (рассматривая их в относительно самостоятельных процессах: “антропо-, био-, инфо-, хемо-, физио и т. д.), мы получим определение “человек - это недобритая обезьяна”. Если строго следовать существующему представлению о дедукции, то полученное обобщение будет определять все другие признаки человека. Поэтому «из под любого» представления, полученного опытным путем, в зависимости от выделенных признаков, всегда будут “выглядывать” “общипанный петух” или “недобритая обезьяна”.
3). Ограничение выбора признаков в представлении определяется принципом необходимости и достаточности в принятии решения с учетом цели, социального или политического статуса субъекта. Такие возможности стали тормозом в развитии наук, так как позволяли создавать различные идеологические концепции, мнимую научность и сверхзначимость некоторых представлений в науке и об имидже человека. Эти возможности создали специализации PR (Public Relations) в политике, организации внутренней и внешней деятельности стран, различных рекламных технологий.
4). Представления об объектах, полученные в результате индуктивного обобщения всегда оказываются “поражены” явлением парадигмы. Временные “освящения” их устойчивого содержания авторитетами, является вынужденной необходимостью, иначе хаос поселился бы не только в науке, но и в сознании людей (К Поппер, т. Кун).
5). Двоичный код рождает представления о двойственной природе вещей: первичное - вторичное, материальное-идеальное, действие-противодействие, добро-зло и пр.) Он является причиной появления в науке многочисленных негативистких концепций. С его помощью можно доказать необходимость существования не только гуманистических концепций, но и “фашисткой идеологии” или “идеологии терроризма”. Он позволяет строить различные “…измы” как в “одной голове”, так и в “отдельно взятой группе», и даже в официальных науках. Он является причиной конфликтов между людьми и обществами из-за приоритета какого-то факта, создавать негативисткие концепции в отраслях знаний. Например, понятийный аппарат медицины отражает только патологию (симптомы, синдромы, нозология). Все существующие в России концепции по психологии и психоанализу являются негативисткими. Использование алгоритмов в менеджменте, а особенно в образовании и воспитании не только обижает, но и травмирует людей (терминология, отражающая патологию, пограничные состояния, топография конфликтов). Эти принципы формирования используются в управленческой и образовательной практике - они позволяет вольно отбирать “хорошее” или «плохое» в способностях работника или ребенка. В школах с помощью различных критериев успешности в 90-е годы просто выбрасывали учеников из своей школы для организации на этой площадке престижного лицея или гимназии с введением оплаты за обучение.
6). Двоичный код позволяет создавать философию гоблинов или манкуртов (Чингиз Айтматов), которые живут только господствующими потребительскими целями. Сознание Россиян наполняют представлениями, созданными по принципу «плохой-хороший», «успешный-неуспешный». Успешность, понимается как способность максимально удалить признаки мешающие достижению цели. Как правило, таковыми являются честь, совесть, достоинство, духовные связи с родственниками, национальностью, с обществом. Люди, «лишенные памяти» легко становятся коррупционерами, становятся жертвами различных сект и антисоциальных организаций.
7). Исключение позитивистких концепций из дошкольного, школьного, ВУЗовского и различных форм дополнительного образования исключает воспитание способностей формировать целостное представление о предметах, себе, внешнем мире, сложных объектах, отношениях и даже обычных узловых конструкциях. Людей, «лишенных прошлого» можно собрать под любой привлекательной целью на Майдане, как на Украине. В Росси можно в скором времени «растолкать» граждан по различным привлекательным целям. Каждый имеет право на свои «привлекашки». В России готовят другой Майдан, но результаты будут одни и те же.
2. Объемное моделирование понятий, представлений, предметов и явлений реальности.
Родоначальником позитивистких теорий был Платон. Его ‹‹идея›› существует сама по себе, существует как общее для всех предметов. У Платона слово ‹‹идея›› применяется для обозначения сущности предмета, равно как и для обозначения ‹‹формы››, ‹‹фигуры››, ‹‹облика››, ‹‹вида››. У него ‹‹идея›› (или ‹‹вид››) есть форма, постигаемая не чувствами, а умом - идеи это «неизменные сущности можно постигнуть только лишь с помощью размышления – они безвидны и незримы.››.
То есть, «идеи объединяют» и сами становятся причиной этого единства. В теории познания таковым объединяющим началом называют «особенное» и «целое». Особенное в мышлении фиксировало наличие определенного качества представлений через выделение взаимодействующих признаков: «единичное, общее и всеобщее». Это результат действия абстрагирования, который осуществляется через анализ. В самом особенном нет дуальности. Поэтому признаки особенного могут быть негативисткие, позитивисткие, соответствующие какой-то цели познающего субъекта. Такое созданное абстрактное единство не имеет отношению к реальному качеству предметов и представлений..
В гегелевском понимании «целое» образуется только из позитивных признаков. Всякий процесс развития Гегель связывал с триадой: тезис – антитезис – синтез. Обратите внимание это разные логические операции. Покажем это на примере соотношений «знак-значение-смысл». То есть в антитезисе выделяются значения «тезиса», а «синтез» - это логический процесс по осмыслению этих взаимодействий.
Закономерности Гегелевской диалектической логики мне удалось обнаружить через эффект пользы, который возникает при достижении «смысла» или синтеза». Поскольку перед болезнью и последующей смертью Гегель сам хотел переделать свою диалектику, то я получаю право «заглянуть» в открытые им закономерности с учетом современных достижений в науке.. Гегелевская философия это вершина философской мысли. Гонения в СССР на людей из разных наук, использоваших ее возможности, отрицательно сыграло на развитие наук и формирование духовности населения.
Понимание Гелем категорий «бытие» и «ничто». Он отличает «бытие « от «чистого бытия», которое есть ничто. Это мы показали на закономерностях появления абстрактного особенного. Становление «бытие» происходит как «… движение непосредственного исчезновения
одного в другом...» через триадичность взаимодействия. Этот процесс становления он доказывает как тождество мышления и бытия.
Понятие Целое Гегель использует часто – «Мир как целое», «Дух как Целое», «Идея как Целое», «субъект как целое» и так далее. Следовательно в природе Целого скрывается тайна сквозных закономерностей. Как они выглядят?
Рождение Целого можно представить с помощью теории объемных множеств. В однородных множествах происходят только слияния и поглощения большим по объему множеств. Взаимодействуют только разнородные множества. Причем, локализованные множества, вступившие во взаимосвязь, выполняют по отношению друг к другу специальные функции в зависимости от своего объема. Самое большое по объему множество определяет границы взаимодействия с другими внешними множествами своим содержанием и организует ПРОСТРАНСТВО для взаимодействующих множеств согласно Закону упорядочения множеств:
- пространства по признаку (А) формируют множества энергетического характера - фотоны, элементарные частицы, электромагнитные взаимодействия, электромагнитные поля и др. Они также могут иметь слабые проявления и сильные, как при образовании сверхновых звезд. В информационном пространстве – это категории, понятия, слова и термины, Оно формируется через тезис.;
- пространства по признаку (В) формируют множества, которые обнаруживают себя как процессы излучения – тепловые, радиационные и другие виды существования поля. В информационном пространстве – это значения, тенденции, принципы. Оно формируется через антитезис.
- пространства по признаку (С) – формируют множества инертного изменения, позволяющие сохранять наличие массы, плотности объектов будут гравитационные силы. Они могут быть как небольшой сферой при скоплении масс частиц так и достаточной обширной как гравитационное поле коллапсирующей звезды. В информационном пространстве познания - это принципы консервации, локализации, рождения смыслов и символов. Оно формируется через синтез. И т. д. (Подробнее «Н. В. Мигашкин «Векторная, плоскостная логика и объемное моделирование)
«За покровом духа как Целого скрывается качественная определенность мира.» писал Гегель. Мир как Целое взаимосвязан через типичные состояния Целого. Это закономерности существования «своего иного» Целого. Смоделированное (это не логика!) Целое у Гегеля обладает типичными состояниями, которые связаны между собой по законам «подобия», «схожести», а не однозначного соответствия.
Целое образуется через пошаговые действия «тезис-антитезис – синтез» и этим преодолевает их ограниченность. Целое по своей природе положительно и конструктивно. Он образуется только из положительных объемов множеств, которые являются его частями. Поэтому не случайно Целое уже на этом этапе, во всей его сложности называется Гегелем Абсолютом. Абсолют духовен. В соответствии с изменением времени образовашееся «целое» приобретает форму объема. Мир предметов и физических явлений существуют как исторически сложившиеся объемы, мышление отражающее этот мир тоже оперерирует объемными понятиями и представлениями. Так доказывается тождество мышления и бытия, которое реализуется через сквозные закономерности между разными качественными состояниями, сначала на уровне типичного (всякая мысль начинается с выделения типичного), а затем м между объемами. В этом объединяющее и положительное содержание гегелевской философии. В дедуктивном способ познания его положения доказаны на основе взаимосвязи множеств.
Обратите внимание! Отношения чести, достоинства, патриотизма, добросовестности, естественноприродной нормативности формируются и под влиянием познания Целого предметов, закономерностей физического мира. Наличие их в сознании свидетельствует о гармоничности, как итог тождества мышления и бытия.
Дедуктивный способ познания дополняет индуктивный и в своем взаимодействии позволяют получить полную теорию познания, в которой можно проследить как законы Разума взаимодействуют с закономерностями Рассудка.
Благодаря использованию законов функциональной взаимосвязи трех элементов в Китае и Индии были получены представления, которые, не смотря на изложение в образной и символической форме, не поражаются явлением парадигмы уже несколько тысячелетий. Эти способы познания использовал Гераклит, в частности учение о психотипах («воздух–вода-земля» («огонь» уже дань двоичному коду), Сократ – в майевтике, Он по праву считается родоначальником практического разума. Для греков всегда было важно точное определение понятий. Спиноза – в теории аффектов, Ф, Гегель – «истина как процесс», Фрейд - построение топографии конфликтов в структуре бессознательного (папа-сын-мама), Эрик Берн -“родитель-взрослый ребенок”. В Российской науке В. И. Вернадский - учение о Ноосфере, А. Н. Леонтьев - “мотив-цель-условие”, П. К. Анохин - теория функциональных систем. Дедуктивный способ познания критиковался материалистами в качестве идеалистического способа познания.
Но, еще в первой половине 20 века В. И. Вернадский писал: “Можно сказать, что логики естествознания нет” и сам уже сделал наброски к своей ненаписанной работе. “Логика должна дать нам возможность правильно делать выводы - не только в обыденной жизни, в общении с людьми, но и в научной и технической работе, когда мы сталкиваемся не с умами людей, а с естественными телами природы…” (В . И. Вернадский. Размышления натуралиста. О логике естествознания. Наука, М., 1977 г. стр. 144).
- Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать