Сегодня феномен попечительства привлекает внимание социологов, историков, педагогов, психологов, культурологов (Б. Пудалов, Н. Борщева, А.Б. Вифлеемский, М.В. Никитин, О.В. Чиркина, Е. Звягинцев, С. Говоров, Е. Гузенко, И. Реморенко, С.В. Кислицына и др.).
Институт попечительства как государственно-общественной формы в России складывается эволюционно еще с XVIII в. А.Р. Соколов [1] объясняет это вызреванием определенных условий, необходимых для развития благотворительной деятельности в области народного образования. Во-первых, сама благотворительность должна принять в основном современные, нецерковные формы, оторваться от древних традиций милостыни ради спасения собственной души, превратившись в социальную деятельность во имя будущего. Во-вторых, образование должно осознаваться обществом как инструмент не только духовного, но и материального прогресса, накопления общественного богатства, борьбы с бедностью. В-третьих, образование не может быть осознано в таком качестве, пока оно, как то было в России в результате петровских реформ, жестко ориентировано только на подготовку необходимых для государства специалистов.
Учитывая, что диверсификация – это широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления, а так же понимая важность участия в управлении не только государственных, но и общественных органов, законодательная власть предложила обратить внимание на возрождение попечительского движения как способа активизации общественного мнения и привлечения различных средств (финансовых вливаний, личностно-активных качеств и пр.) к реализации программ развития образовательной системы.
Мы утверждаем, что попечительский совет должен являться обязательным компонентом образовательного сервиса, понимая под попечительским советом – одну из форм участия общества в управлении образованием, негосударственную, неправительственную, общественную, некоммерческую организацию, объединяющую на добровольной основе всех, кто заинтересован в развитии конкретного образовательного учреждения.
1. Соколов А.Р. Благотворительность в народном образовании и ее роль в трансформации российского общества [Текст] / А.Р. Соколов. – СПб. : Лики России, 2005. – 256 с.
- Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать