Актуальность выживания у студентов результатов научения в вузе определяется их предстоящей социальной ролью. Поэтому меры её обеспе-чения значимы уже с 1 курса обучения, ведь продуктивно-креативное мышление в практической деятельности будущего специалиста основаны на системно интегрированных знаниях-умениях, обретаемых на десятках кафедр, на протяжении нескольких лет пребывания в вузе.
Выживаемость знаний–умений студента всегда связывается не только с внешними мерами, но и с психофизиологией приобретенной долговременной памяти, с его «мнемическим телом». Выживать могут только «живые» знания–умения, ставшие элементами воспроизводящего биосинтеза этого «тела». Это положение требует коадаптации педагогических технологий психо-нейро-биохимическим механизмам приобретенной памяти студентов, чтобы достичь мощного и четко структурированного действия нейроимпульсов на экспрессию ДНК (носителя памяти) нейронов, а также синхронного охвата всех функциональных блоков психической переработки учебных заданий. При этом важно, чтобы нейрогенная конвергенция самооценок, эмоций, информации, способов переработки и использования, результаты опыта, его контроля и коррекции, эмоции успеха активировала все необходимые элементы ДНК соответствующих нейрональных ансамблей.
Методология и результаты. В попытке приблизить решение проблемы выживаемости знаний-умений, нашими результатами явилась новая методо-логия и таксономия учебно-воспитательных задач. Для этого использована методология мнемического монизма и природосообразной коадаптации [Исхаков В.П., 2002-2008]. Развиваемая концепция представляет психику живой, закрыто-открытой мнемической системой, структурируемой для обеспечения самоадаптации благодаря врожденной и приобретенной, структурной и функциональной памяти. Она обладает развивающейся системой пяти функциональных блоков, ответственных за мнемическое формирование:
1) контроля и коррекции собственного состояния, действий и результатов (К1,2,3);
2) само- и коадаптивного активирования оценкой значимости (А1,2,3);
3) само- и коадаптивного информирования, понимания (И1,2,3);
4) программирования умственных и практических действий (П1,2,3); и
5) само- и коадаптивного совершенствования опыта исполнения (О1,2,3).
Уровни развития данных блок-ресурсов характеризуются определенным содержанием: инстинктивно-эмоционального (1), образно-чувственного (2) и сознательно-мотивированного (3), характера, которые могут диагностироваться и формироваться самостоятельно и коадаптивно.
На сознательном уровне мнемическое формирование обеспечивается одновременной работой блоков: К3 – контроля собственных знаний-умений, своего поведения и деятельности, их результатов; А3 - продуктивной мотиви-ровкой активности, работы или покоя; И3 – целенаправленным самоинформи-рованием, пониманием смысла проблем; П3 – самопрограммированием пред-стоящей деятельности; О3 – самосовершенствованием опыта её исполнения.
В соответствии с данной методологией нами предлагается следующая
«Таксономия элементов и уровней системы коадаптации научению»:
Блоки функционально- мнемической системы Учебные задачи студента, как ожидаемые результаты, кон-тролируемые и коадаптируемые к более высоким уровням
Активационно-энерге-тический (А 1-3) 1. Переживание студентом значимости внешней (социальной) и внутренней (необходимости решения) проблемы.
Информационный
(И 1-3) 2. Воспроизведение необходимой информации, умений.
3. Понимание их места и роли в системе целого, внешних и внутренних связей, содержания и функционирования, воз-никновения и развития, факторов контроля и управления.
Программный (П 1-3) 4. Природосообразный самостоятельный анализ и синтез программирования умственных и практических действий.
Опыт практического исполнения (О 1-3) 5. Самостоятельный природосообразный умственный и практический опыт.
Контрольно-коррекци-онный опыт. (К 1-3) 6. Самостоятельный контроль и коррекция этапов исполнения.
7. (0.) Самостоятельная рациональная оценка конечных (исхо-дных) результатов и плана совершенствования умения..
Выводы и предложения:
1. Исходя из этого, задачами преподавателей вуза (первых курсов в особенности) являются диагностика и коадаптивная помощь в обеспечении готовности студентов к необходимому роду самостоятельной деятельности. Если обнаружится, что какой-то блок не имеет нужной кондиции, материал дается на том ресурсном уровне студента, который уже имеется, но ставится также задача развития отстающего мнемического блок-ресурса этого студента.
2. Работа по развитию мнемических ресурсов студентов лучше проводить совместно с вузовским психологом, который может иметь возможности и условия не только для ресурсного диагноза, но и для разработки специальных мер помощи студентам и преподавателям.
3. Нужда в коадаптивно-психологической помощи студентам и препода-вателям требует введения в штаты ВУЗа должностей психолога, для органи-зации психолого-педагогического сопровождения учебного и воспитательного процесса; для чего необходима подготовка психологов магистерского уровня.
4. На первом курсе в учебную программу студентов по «Педагогике и психологии» целесообразно ввести лекцию, семинар и тренинги по психолого-педагогическим основам формирования знаний, умений и навыков в медвузе.
5. На факультетах повышения квалификации преподавателей медвузов необходимо выделение часов по «Психолого-педагогическим основам формирования знаний, умений и навыков».
6. Новые данные о механизмах памяти дают основания для более приро-досообразного решения проблемы выживаемости знаний. Известные таксоно-мии учебных задач (В. П. Беспалько, 1989; Б. С. Блума, 1956; Гейджн-Меррил-ла; Герлаха-Салливана; Де Блока; Д. Кратволя; Т. Новацкого, 1979; И. П. Подласого, 1999) психологически неполны, а потому недостаточны для ещё более оптимального решения рассматриваемой проблемы.
1.Исхаков В.П. К методологии преподавания медицинской психологии, психогигиены, психопрофилактики и психотерапии. Журн. Педиатрия. Ташк., 2002, №2. - С. 70-77.
2. Исхаков В.П. Пятиуровневая система профилактики и гигиены психосоматического здоровья и его расстройств как концепция интеграции программ здравоохранения и подготовки кадров. Журн. Неврология. Ташк., 2004, №3. - С. 60-65.
3. Исхаков В.П. К методологии коадаптивной терапевтики и диагностики. Матер. Конференции невропатологов Узбекистана. Ташк., 2006. – С. 89-90.
4. Исхаков В.П. К концепции медико-психологической помощи в здравоохранении. Журн. Педиатрия. Ташк., 2007, № 3-4. С. 13-20
5. Исхаков В.П. К концепции коадаптивной медико-психологической помощи в здравоохранении, медицине и в подготовке кадров Материалы респ. учебн.- методич. конф. Ташк., 2008. – С. 173-176.
6. Исхаков В.П. Использование системы мнемичских ресурсов студентов в обеспечении выживаемости их знаний-умений. Материалы респ. учебн.- методич. конф. Ташк., 2008. – С. 170-173
- Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать