Рабочая модель двигателя Стирлинга с бесплатной доставкой по всей России. Узнать больше..

Предметность и беспредметность (глобальные циклы)

Новые идеи изобразительного искусства, кино, литературы, музыки.
Правила форума
Научный форум "Культура"

Предметность и беспредметность (глобальные циклы)

Комментарий теории:#1  Сообщение Г Нестеров » 03 апр 2014, 18:21

ПРЕДМЕТНОСТЬ И БЕСПРЕДМЕТНОСТЬ
(Глобальные циклы мировой культуры)

Ранее мною поднималась тема наличия глобальных циклов изменения общественных настроений, которые можно проследить по колебанию стилистической окраски артефактов мировой культуры. («Часы истории», 2011 (для читателя доступна вступительная глава 2007 г.); «Глобальная синхрония психофизических процессов», 2012; и «Ритмы мировой культуры», 2013.)

В исторических артефактах, тем или иным образом, отражается все, что происходит с человеком, обществом и природой, поэтому сузим круг рассмотрения.
Рассмотрим специфику отношения к «реальности».
Я имею в виду наличие или отсутствие интереса к предметному, материальному миру.
Крайние формы этого отношения можно проследить на примере жизни любого человека, любого пола и возраста, любой национальности. Это колебание равномерно и глобально.
Оно проявляется каждый день, продолжаясь с незапамятных времен: - утром человек просыпается, открывает глаза, и постепенно погружается в реальность и, в конце дня, так же постепенно, его активность ослабевает, а вместе с ней пропадает интерес к ней.
Такую же яркую и наглядную форму имеет и большой глобальный цикл изменения настроений человечества, регулярно повторяющийся через каждые 2400 лет (смотрите статью «Ритмы мировой культуры»). Этот большой цикл, так же как и суточный, делится на две части по 1200 лет. Здесь, так же как в сутках, процессы аналогичные дневному бодрствованию, и сопровождающиеся «интересом к реальности» и «предметности» занимают пол цикла (1200 лет), сменяясь уменьшением активности и падением интереса к «реальности» во второй половине цикла.
Если мы, для удобства рассмотрения, разобьем наш «большой цикл» на четыре части (этапа), то каждая из них будет иметь длительность 600 лет. Каждую из частей можно рассматривать по аналогии с процессами, происходящими в сутках: - между полярными частями, соответствующими ночи и дню, будут расположены переходные части, соответствующие утру и вечеру (ранее мною использовалась аналогия с сезонными процессами, соответствующими зиме, весне, лету и осени).
Тогда этапом соответствующим «ночи» или «зиме», в нашей эре будут 205-804 годы.
А соответствующим «дню» или «лета» -1405-2004 гг.


Контраст этих двух отрезков времени разительный!
600 летний этап, соответствующий дню или лету (1405-2004 годы), только что прожитый человечеством, - предметен, весом, телесен и ярок.
Начинается он «идеально», с предвкушения чего-то нового, яркого и неиспытанного.
Воодушевление и интерес к реальности огромен.
Отбрасываются старые догмы и схемы.
Человек чувствует себя отделенным от мира, свободным и независимым.
Расцветает опытное и экспериментальное освоение мира.
Чувства, как никогда, ярки, свежи и объемны.
Человечество и мир, лишенные прежних моральных устоев и границ, пришли в движение.
Начинается активная борьба идей, личностей и наций…
К концу этапа, в разгаре борьбы и революционных потрясений, время от времени, появляются ноты усталости и разочарования, призывы к остановке движения и отказа от предметной реальности.

Тем не менее, об остановке движения и об отказе от предметной реальности говорить пока рано! Впереди 600 лет промежуточного этапа, соответствующего вечеру или осени…

Но давайте обратимся к этапу, соответствующему ночи или зиме (205-804 годы), прошедшему за 600 лет до времени нами только что рассмотренного. От его начала до наших дней уже прошла целая вечность – 1800 лет!

Начинался он не с воодушевления и ожиданий, как в этапе 1405-2004 годов, а с падения интереса к предметной реальности и разочарования в прошлой деятельности. Деятельность и строительство еще продолжаются по инерции и по привычке. Еще строятся, и сейчас поражающие наше воображение «Термы Каракаллы», настоящий храм человеческому телу. Еще долго государственная власть преследует сторонников христианства.
Но, если возникшее за 300 лет до этого этапа христианство было в начале маргинальной экзотической сектой, то к этому времени его идеями уже пропитано все общество.
Центр внимания человека сместился с земной, предметной, «плотской» сферы в область «царствия небесного».
Материя чувственного мира рассматривается теперь как «призрак», как «кажущееся».
В искусстве отказ от реальности был синхронен и параллелен.
Схожие процессы происходили в Европе, Китае, Японии, Индии, Америке…
Условность, статичность, ритуальность, плоскостность и декоративность были определяющими для всего искусства этого периода.
Вместе с отказом от «предметности» пропадает интерес к деятельности, науке и культуре прошлого.
Сгорают одна за другой знаменитые библиотеки, закрывается Афинская Академия, запрещаются Олимпиады, разрушаются античные и римские памятники…
Тем не менее, полного отказа от реальности, от жизни, не происходит…
В противном случае, нас с вами бы не было, а человечество прекратило бы свое существование!...
Циклическое колебание активности происходят и на этом этапе.
Периодически возникают попытки возрождения древних культов, «отеческой веры».
И на этом этапе, начиная с его середины, мы можем увидеть относительное увеличение активности: строительство при Теодорихе, возрождение конфуцианства в Китае (618),
Арабские завоевания и создание Халифата.
Этап оканчивается символически возвращением к Священной Римской Империи, основанной Карлом Великим в 800 году.
Но это была другая Империя…

Григорий Нестеров 30.3.2014

gnesterof@yandex.ru https://www.facebook.com/gregory.nesterov http://gnesterov.blog.tut.by/
http://www.art-fakt.com/ru/gallery/nesterov http://forum.artinvestment.ru/blog.php?u=735901 Культура?sid=ab009ff4d4c3a112bdc18f1b9f07ca9c http://www.historicus.ru/forum/viewforum.php?f=7
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0% ... 0%B8%D0%B9

Приложение.

Этап, соответствующий дню или лету (1405-2004) – послушаем звучание этого шестисотлетнего отрывка истории:
1431 (-)* - (Италия) – Л. Вала – трактат «О НАСЛАЖДЕНИИ» «Я бы осмелился пожелать…чтобы женщины ходили по городу о б н а ж е н н ы м и …» «…Если бы у человека были не пять, а пятьдесят или пятьсот чувств!»
1489 (-) - (Флоренция) – «В ту пору люди были помешаны на строительстве до такой степени, что не хватало мастеров и материалов».
1492 (-) - (Испания) – о т к р ы т и е А м е р и и к и Колумбом.
1500 (-) - (Германия) – Дюрер (1471-1528) - «Автопортрет», живопись - пристальный, живой, любознательный глаз - спокойный интерес к конкретной реальности - красота и правда объективного мира.
1505-6 (-) - (Италия) – Микеланджело (1475-1564) – идея вырубить
КОЛОССАЛЬНУЮ СТАТУЮ из ГОРЫ.
1509 (-) - (Италия) – Н. Макьявели (1469-1527) «…Сначала жить, потом философствовать.»
1534 (+) - (Франция) – Ф. Рабле (1483(94)-1553) – «ГАРГАНТЮА И ПАНТАГРЮЭЛЬ»
1541 (+) - (Рим) – Микеланджело (1475-1564) «СТРАШНЫЙ СУД» -
- Вазари: «… К изумлению и восторгу всего Рима и даже мира…»
1580 (+) - (Франция) – М. Монтень (1533-92) опубликованы «ОПЫТЫ»
1601 (+) - (Англия) – У. Шекспир (1564-1616) - «ГАМЛЕТ» - «…Держать зеркало перед природой, показывать доблести ее истинное лицо и ее истинное - низости…»
1619 (+) - (Франция) – Р. Декарт (1596-1650) – «…Охваченный энтузиазмом, я открыл основания новой науки».
1619-20 (+) - (Фландрия) – Рубенс (1577-1640) - «Похищение дочерей Левкипа» - клубок тел - ч у в с т в е н н о с т ь, в о ж д е л е н и е, п л о т ь, ж е л а н и е.
1632 (+) - (Голландия) – Рембрандт (1606-1669) – «Урок анатомии доктора Тульпа».
1635-40 (+) - (Фландрия) – Рубенс «Вакх» - п ь я н с т в о, о б ж о р с т в о - писающий ребенок - ф и з и о л о г и ч е с к а я р а д о с т ь б ы т и я.
1650 (-) - (Англия) – Эбизер Копп («БЕШЕННЫЕ») - «…Смотри же, я, Всевышний, пришел к тебе, как ночной вор, и в руке моей меч; и подобно вору я требую – отдай кошелек, слышишь, ты, толстопузый! Отдавай, не то я полосну тебя по горлу.»
ок. 1735(?) (-) - (Франция) – Шарден (1699-1779) - «Медный бак» - р е а л и з м , вещественность, материальность, весомость… п р е д м е т н о с т ь правда чувства.
с 1740 (-) - по 80-ые - период «ПРОСВЕЩЕНИЯ».
1776 (+) - (Германия) – Ф. Клингер (1752-1834) – пьеса «БУРЯ и НАТИСК» - «Быть великим, великим, все более великим!...» «Мне больно!...Если бы я мог поместиться в дуле пистолета и взлететь на воздух от выстрела.»
1786 (+) - А. Моцарт (1756-91) опера «Женитьба Фигаро» - К. Бомарше «…Дух нации переживает некий счастливый кризис: яркий, всепроникающий свет… Повсюду беспокойство, деятельность, поиски реформы…»
1797 (+) - (Англия) – У. Вордсворт - «ОЗЕРНАЯ ШКОЛА» «…смиренная сельская жизнь.»
1807-8 (+) - (Германия) – Фихте - «Речи к германской нации» - НАЦИОНАЛИЗМ –
1849 (+) - (Калифорния) – «ЗОЛОТАЯ ЛИХОРАДКА» - а ж и о т а ж .
1860 (+) - (Англия) – А. Троллоп (1815-92) «Писать книги… почти то же самое, что тачать сапоги.»
1861 (+) - (Россия) – Ф. Достоевский - «…реализм, доходящий до фантастического.»
1872 (+) - (Франция) – К. Моне - «Впечатление» - и м п р е с с и о н и з м - эмоция.
1884 (+) - (Франция) – Ж. Гюисманс – роман «НАОБОРОТ» «Тяга к чистой мечте,… уйти от действительности…новая поэзия родилась» «ДЕКАДЕНТСТВО».
1901 (-) - (Франция) – А. Дерен– «…Реализм кончился».
1905 (-) - (Швейцария) – А. Эйнштейн (1879-1955, сс12-8) «РЕЛЯТИВИЗМ» -
1910 (-) - (Россия) - а б с т р а к ц и я - В. Кандинский (1866-1944)
1915 (-) - (Россия) – «ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ» К. Малевича (1878-1935),
1920 (-) - (Германия) – Б. Брехт (1898-1956) «…Надо устраивать жратвенные оргии для всех органов чувств, нужно накормить глаза, пальцы, нос..»
1923-4 (-) - (Германия) « Н о в а я в е щ е с т в е н н о с т ь »
1929 (-) - (Париж) – фильм «Андалузский пес» Л. Бунюэль и С. Дали – луна, разрезаемая облаком, превращается в глаз, разрезаемый бритвой.
ок. 1955 (-) - (США) – « П о п – а р т » – Р. Раушенберг (р.1925, с5-)
1957 (-) - (СССР) – первый искусственный СПУТНИК земли.
ок. 1967 (-) - «ХИППИ», популярность Франциска Ассизского и нищенской сумы – их символы – белые одежды, цветок, любовь.
1970 (-) - (США) - « г и п е р р е а л и з м » , фотореализм.
- Ж. Бодрийяр (1929-2007) – термин «Общество потребления».
1992, С-(17) с11- - Мадонна (р. 1958) – альбом «Эротика».
1994 (-) - (Москва) О. Кулик (р. 1961) «Человек – собака» - А. Бренер занимается онанизмом на месте будущего храма Христа Спасителя.

* Здесь знаком (-) обозначается принадлежность к 120 летнему центробежному циклу, и знаком (+) принадлежность к 120 летнему центростремительному циклу.

Этап соответствующий ночи или зиме (205-804):

211 (-) - Тертуллиан - «верую, ибо абсурдно» - (о непристойности сексуальных желаний).
249 (-) - (Китай) – ум. фил.-даос Ван Би (р.226) учение «О ГЛУБОЧАЙШЕМ» - «УВАЖЕНИЕ к НЕБЫТИЮ» - ОТКАЗ ОТ КАКИХ-ЛИБО АКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
254 (-) - (Александрия) – ум. Ориген (р.185) – христианин - (в молодости оскопил себя).
270 (-) - (Египет) – Св. Антоний – ПЕРВЫЙ ОТШЕЛЬНИК.
ок.374 (+) - св. Амвросий – (бывший губернатор) - имущество раздает бедным.
381 (+) - Иероним (ок.340-420) - В Риме у ног его сидели аристократические дамы, предававшимися САМОЙ СУРОВОЙ АСКЕЗЕ».
389 (+) - (Вифлеем) – Иероним (ок.340-420) – основал мужской, а его последовательница – женский МОНАСТЫРЬ.
390 (+) - (Александрия) – Христиане разрушают научный центр МУСЕЙОН.
394 (+) - (Византия) – запрещены олимпийские игры.
396 (+) - А. Августин (354-430) «ИСПОВЕДЬ»
430 (+) - (Александрия) – Убийство юной Гипатии – ученого, математика и астронома – монахи затащили ее в церковь, раздели и зарезали раковинами.
452 (-) - (Византий) - Прокл (412-85) «…из всех старинных книг оставил бы только оракулы да «Тимея», а все остальное уничтожил бы…»
475 (-) - СГОРЕЛА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ БИБЛИОТЕКА.
485 (-) - (Византий) – ум. Прокл - «…презирал плотские наслаждения … Превыше всего любил умеренность… волнуемый только самыми большими и общими вопросами о божеском и человеческом…Ни жизни, ни смерти человеческой не придавал он значения.»
495 (-) - (Китай) – голова Бодхисатвы – отрешенность, жизнь внутри – полуулыбка.
500-23 (-) - (Китай) – рельеф из пещерного храма Лун Мынь - ритуальное, мерное движение опущенные глаза, повторяющийся стереотип одежды.
510 (-) - (Рим) – Боэций (480-524) – не открытие нового, а сохранение наследия древних.
– «УТЕШЕНИЕ ФИЛОСОФИЕЙ» - «…В узкий я ныне вступил, полный стенания круг...»
526-547 (-) - (Равенна) – «…ритуальная статичность, мерцание смальты.»
529 (-) - закрытие Академии в Афинах.
594 (+) - Лангобарды под стенами Рима – «…опустошения, разорение и голод.»
613 (+) - (Мекка) – первая проповедь пророка Мухаммеда
623 (+) - (Япония) – статуя Будды – «ритуальные движения, глаза закрыты, условность»
623 (+) - (Майя) – Голова воина из Паленке – «…цельность, обобщенность, молчание, погруженность в себя – условно, декоративно, орнаментально.»
- маска из храма Солнца в Паленке – сосредоточенность на внутреннем – правда чувства.
648 (+) - (Индия) – распад государства Харши
664 (+) - (Китай) – ум. фил. Сюань-цзан (р.602) – природа и человек иллюзорные образы.
672-76 (+) - (Китай) – пещерный храм Лунмынь – статуя Будды – лаконизм, жесткость и симметрия позы, глаза полуоткрыты, плоский рельеф фона, полуприсутствие.
726 (-) - (Византия) – ИКОНОБОРЧЕСТВО
786 (-) - (Халифат) – нач. правл. Харун ар-Рашида – «застолья и попойки».
787 (-) - (Никея) - ОСУЖДЕНИЕ ИКОНОБОРЧЕСТВА.
800 (-) - (Рим) – Карл Великий - Основание СВЯЩЕННОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ.
Нач. 9 в. (-) - (Индонезия) – Голова принца – «легкая полуулыбка, взгляд внутри, красота внутренней жизни, правда и искренность в передаче внутреннего мира».

Все права защищены. Цитирование с указанием авторства. (Статья основывается на материалах книги «Часы истории…» (2011))
Ключевые слова: - Цикличность культуры, Сезонные циклы, Циклы настроений, Циклы истории, Ритмичность времени.
The key words: - The Rhythms of World Culture, The seasonal Cycles, The Cycles of Mood, The Cycles of History.

Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать
Код: выделить все
<div style="text-align:center;">Обсудить теорию <a href="http://www.newtheory.ru/culture/predmetnost-i-bespredmetnost-globalnie-cikli-t2860.html">Предметность и беспредметность (глобальные циклы)</a> Вы можете на форуме "Новая Теория".</div>
Г Нестеров
 
Сообщений: 17
Зарегистрирован: 27 окт 2013, 18:03
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 2 раз.

Предметность и беспредметность (глобальные циклы)

Сообщение Рекламкин » 03 апр 2014, 18:21

Двигатель Стирлинга Рабочая модель двигателя Стирлинга с бесплатной доставкой по всей России. Узнать больше..

Рекламкин

 

Вернуться в Культура

 


  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1