Эры истории (Циклы мировой культуры)

Новые идеи изобразительного искусства, кино, литературы, музыки.
Правила форума
Научный форум "Культура"

Эры истории (Циклы мировой культуры)

Комментарий теории:#1  Сообщение Г Нестеров » 11 июн 2014, 17:03

ЭРЫ ИСТОРИИ
(Циклы мировой культуры)

Каждая эра обладает своим, ярко выраженным стилем отношения к реальности.
Происходит обязательное чередование эр, носящих чувственный, целостный и позитивный характер, с эрами, в которых преобладает рациональность.

Ранее, в статье «Ритмы мировой культуры», мною было обосновано наличие большого (2400 лет) цикла изменения общественных настроений.
Было выяснено, что изменения общественных настроений в этом цикле, по многим параметрам аналогичны суточным – в половине цикла человеческая активность возрастает, в другой половине – убывает.
Через каждые 2400 лет это колебание регулярно повторяется.
В своей книге «Часы истории» (2011 г.), на большом количестве доступных мне артефактов, покрывающих более 33000 лет, наличие этой цикличности я не смог опровергнуть!
Но и времени, охватывающего около 6800 лет, рассмотренного в краткой статье «Ритмы мировой культуры», вполне достаточно, чтобы убедиться в присутствии этого цикла.
Воспользуемся еще раз, этим, близко расположенным к нам отрезком времени, чтобы обсудить некоторые особенности 2400-летнего цикла.

Если в «Ритмах мировой культуры» рассматривались части цикла и, при их сопоставлении выявился «сезонный» характер их последовательности, то сейчас нас будет интересовать специфика взаимоотношений самих циклов в целом.
Давайте назовем этот цикл. Воспользуемся уже имеющимся в распоряжении термином «эра». Этот термин имеет привычную смысловую нагрузку – он предполагает отличие одного временного отрезка от другого.
И в самом деле, отличие «нашей» эры от предыдущей бросается в глаза!
И суть этого отличия, в смене «стиля жизни». В разочаровании в прошлых достижениях. В отказе от прошлого пути. В неверии в прошлых богов. В уходе от земной жизни и решения земных проблем.
«Царство божие» было перенесено на «небеса».
То есть в идеальную сферу.
Отныне отказ от реальности, абстрагирование от нее, негативизм к плотскому, чувственному миру, становится ведущим и направляющим мотивом…
Рациональность, логичность и схематизм, сведение реальности к мышлению, к «дискурсу», пронизывает всю современную культуру.
И даже тогда, когда в дискуссии с «языческим» временем, идеи прошлого «возрождаются» и начинают побеждать, эта «новая реальность» появляется в полемически заостренном виде, и имеет рационалистическую основу.
Стиль, в котором доминирует отрицание, критика, полемика и абстрагирование, можно обозначить знаком «минус».
Отрицание, абстрагирование, отделение от целого предполагает преобладание центробежной тенденции.
Избранный предмет, идея, тенденция – объявляется истиной в последней инстанции, что ведет к фанатизму и нетерпимости…

Начало «нашей», «новой» эры всем известно – оно привязано к рождению Христа.
Я датирую начало нашей эры 205 годом, когда идеи христианства начали овладевать народными массами. (Государственной религией христианство стало в 353 году. Дату начала нашей эры в 525 году ввел Дионисий Малый. Распространенным это летоисчисление стало только в 8-9 веках).

И все таки, основная идея, положившая начало новому времени, «нашей» эре, появилась намного ранее, еще в «языческие» времена...
Вопреки господствующему духу времени…
В 387 году до нашей эры, 2401 год тому назад, в Афинах была основана знаменитая Академия Платона.
Этой идеей, родившейся там, позволившей в дальнейшем сформироваться христианству и стилистике «нашей» эры, было разделение реальности на мир идей и мир явлений.
Где предметный и чувственный мир явлений объявлялся всего лишь тенью мира идей.
Эта революционная мысль подспудно зрела, сначала не разделяемая большинством общества еще 600 лет.

Тут нужно отметить, что датировка рассматриваемых нами циклов представляет собою схему. Переход от одного цикла к другому достаточно размыт и постепенен. Внутри каждой эры существует множество более мелких ритмов и возвратно-поступательных движений, интерферирующих между собой…
Каждый из исторических миров не уходит в небытие.
Прошлое, настоящее и будущее в каком то смысле неразрывны и являются единством.
Еще долго «языческий» мир присутствует в нашей эре в явном и не явном виде.
Тысячи невидимых нитей связывают наше время с прошлым и уходят в будущее…

Но вернемся к эре предшествующей нашей. И если ранее мы привыкли делить время на две части – наша эра и «до нашей эры», то теперь, появляется необходимость дифференциации этого громадного промежутка времени истории «древнего» мира на принципиально разные качественные части.
Для этого, присвоим «эрам» порядковые номера, уходящие в обратном порядке от нашего времени в прошлое:
1) «Первая эра» - (наша эра – 205-2604 гг.)
2) «Вторая эра» - 204 г. н.э. – 2195 г. д.н.э.
3) «Третья эра» - 2196 д.н.э. – 4595 д.н.э.
(И далее по порядку – «четвертая», «пятая», «шестая» и т.д.)
Наличие первых трех эр (регулярное повторение изменений общественных настроений, носящих сезонных характер), я надеюсь, достаточно убедительно продемонстрировал в краткой статье «Ритмы мировой культуры». (В своей книге «Часы истории» я рассматривал и обосновывал наличие более 16 эр.)

Итак – «Вторая эра» - (2195 д.н.э. – 204 н.э.):
Здесь, также как и в других эрах, общественные настроения проходят круг изменений, проходя 600-летние этапы – «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».
Но, здесь нас интересует другое.
Нас интересует общее звучание, общая «аура», общий стиль всей «эры».
Косвенно, описывая общий характер нашей эры («Первой эры»), мы отметили ее центробежный, отталкивающийся от предыдущего времени и абстрагирующийся от чувственной реальности стиль.
Эта характеристика уже предполагает и подводит нас к наличию во «Второй эре» определенных качеств:
1) Доминирование чувственного способа рассмотрения реальности над рациональным.
2) Преобладание жизнеутверждающего и гедонистического начала.*
3) Рассмотрение мира объемно и полифонично.*
4) Поиски гармонии и красоты мира.*
5) Вера в человеческие силы и возможности.*
6) Общий целостный и центростремительный характер эры.

(* На этапе «Зима» эти качества или слабо или совсем не проявляются)

«Третья эра» - (4595 д.н.э.-2196 д.н.э.)
И здесь сохраняется четкий 600-летний поэтапный ритм изменений общественных настроений.
Бросается в глаза отличие от «Второй эры»:
1) Общее доминирование рационального взгляда на реальность.
2) Отстраненный и холодновато отчужденный стиль искусства.
3) Рассмотрение мира плоскостно, фризово и декоративно.
4) Культ мертвых. Клипово - иероглифическое мышление.
5) Абстрагирование от чувственной реальности обуславливает центробежный характер эры.

Резюме:
Каждая эра обладает своим, ярко выраженным стилем отношения к реальности.
Происходит обязательное чередование эр, носящих чувственный, целостный и позитивный характер, с эрами, в которых преобладает рациональность.

(Приложение)

«Вторая эра» - (2195 д.н.э. – 204 н.э.):

ок.2000 д.н.э, Г+(17) - (Египет) – почитание бога ОСИРИСА (БОГ ПЛОДОРОДИЯ) – вытесняет бога мертвых и преисподней Анубиса и занимает его место
18 в. д.н.э. Е+(15) (по 1122) - (Китай) – период Шан – Инь – господствует религиозно-мифологическое направление – боги и духи носят зооморфный характер (животные, птицы, рыбы; полулюди – полу- животные) – главный бог Шан-Ди – божественная сила Неба. – Государь – сын Неба. – Почитание предков – жертвоприношения духам Неба и Земли. – Мир разделился на два духа, или бога – Инь –женское, темное, отрицательное –управляет землей и – Ян – мужское, положительное, светлое – управляет небом – (Инь и Ян – теневая и освещенная стороны горы).
1785 д.н.э., Е+(15) - (Вавилон) – Хаммурапи строит канал «Хаммурапи изобилие».
1768 – Хаммурапи подчиняет храмы своей власти – жрицы – его слуги, занимались хозяйственной деятельностью, ростовщичеством, торговлей.
1390-1352 д.н.э., И-(12) - (Египет) - Росписи гробниц этого времени – сюжеты счастливой мирной жизни. Они декоративны, просты, но нарядны, искренни; изображают моменты несложной, безмятежной, сиюминутной жизни. Тишина, мир и гармония – «Плакальщицы» – здесь нет горя, а есть красивая, музыкальная пластичность, воздетых в разнообразной ритмике рук.
1352-1338 д.н.э. К+(11) - (Египет) – Голова Нефертити – Гармония, красота, обаяние, нежность, утонченность, поэтичность, воздушность и тактичность обработки – внутренний свет.
1349 д.н.э., К+(11) с1- - (Египет) Аменхотеп IV) – меняет свое имя на «Эхнатон» в честь Атона БОГА СОЛНЦА
до 1105 д.н.э., М+(9) - (Китай) – «… небо дарует долголетие справедливым и мудрым… так думай же о будущем… и порядок воссияет в нашем вновь учрежденном государстве.»
Н-(8) ?? (нач.1 тыс. д.н.э.) - (Индия) – Брахманизм – сонм богов, духов и гениев.– Из Махабхараты – (стадион)… «со всех сторон окружен загородными дворцами, искусно выстроенными, высокими, подобно вершине горы… снабжены жемчужными сетками (вместо окон)… украшены полами из драгоценных камней… соединялись лестницами, легкими для восхождения… уставлены сидениями и покрыты коврами… сотни просторных дверей… ложи и сиденья, отделанные во многих своих частях металлом… напоминали собой вершины Хималая».
…Целостность, поэтичность и фантастичность мироздания – единство мира и человека…
Б о г о ч е л о в е к …
668-627 д.н.э, П-(6) Р+(5) - правление Ашшурбанипала – расцвет научных знаний, литературы, искусства, культуры. Знаменитая библиотека.
604 – 562 д.н.э., Р+(5) - Навуходоносор II - (Нововавилонское царство) – Город славился богатством и великолепием. Обнесен тройной стеной, ширина которой позволяла проехать упряжке лошадей. Несколько дворцов – один из них летний – со знаменитыми «Висячими садами» Семирамиды - остатки знаменитого зиккурата 91х91м. и высотой 90м. Это, так называемая «ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ» из библии.
- «Ворота Иштар» - «Дорога процессий» в храм Мардука – (бог весеннего солнца, царь богов).
6-й в. д.н.э. Р+(5) - (Скифы) – з в е р и н ы й стиль – золотой олень из станицы Костромской – сила, мощь, обобщенность, декоративность – олень в прыжке.
560 д.н.э., Р+(5) - (Афины) – народный КУЛЬТ ДИОНИСА оттесняет аристократического бога Аполлона - СТРОИТЕЛЬСТВО, ВОДОПРОВОД, ДОРОГИ.
ок. 500 д.н.э., С-(4) – (Перу, долина Наска) – гигантские рисунки, видимые с высоты птичьего полета – изображение крыльев птицы в полете.
484 д.н.э., С-(4) - (Китай) – Конфуций - «Суждения и беседы» - г у м а н и з м , как основа жизни, человека и общества – идеальное общество, работа над собой.
450-410 д.н.э., С-(4) - (Греция) – эпоха Перикла – наивысший расцвет древн. греч. искусства. – «Высокая классика»
до 432, С-(4) - (Греция) – Фидий - скульптура Парфенона – чувственность, движение, гармоничность, пластичность, красота, правда, точность и убедительность пропорций и деталей. Ясность, лаконизм, масштабность и соразмерность целому зданию – живая, одухотворенная анатомия тел.
- Боги – их простота, естественность и человечность.
конец 5 в. д.н.э. - (Афины) – Кратилл – невозможно высказать что-то конкретное, определенное. Все что может человек сделать в отношении рассматриваемой вещи, - это УКАЗАТЬ НА НЕЕ ПАЛЬЦЕМ.
323 д.н.э., Т+(3) - Ум. Александр Македонский – э л л и н и з м - КОСМОПОЛИТИЗМ
- «г р а ж д а н и н м и р а ».
307-6 д.н.э. - (Греция) – Эпикур – преподает в Афинах – школа «Сад Эпикура» - на воротах надпись: «Гость, тебе будет здесь хорошо; здесь удовольствие высшее благо.»
286 д.н.э. - (Китай) – ум. Чжуан-Цзы (Чжуан Чжоу) – « д а о с и з м » - «…Совершенномудрый…
с о о б р а з у е т с я с п р и р о д о й … (вещи) какие же они? Такие, какие есть… объединяются в единое ц е л о е … Остановиться и не знать причины этого – это и называется д а о …н е
м ы с л и т ь и н е д у м а т ь - это начало познания Дао. … Смотри прямо бессмысленным взором, как новорожденный теленок, и не ищи причины всего этого…»
291 д.н.э., Т+(3) - (Греция) – 45-метровая статуя Гелиоса Родосского – бронзовый КОЛОСС на белом мраморном постаменте – в поднятой руке горел факел, указывая кораблям путь – памятник посвящен Солнцу «… прекрасный свет неограниченной свободы. Ибо те, кто происходит от Геракла, господствуют на суше и на море» (статуя Свободы в Нью-Йорке скопирована).
ок.120 д.н.э., Ф+(1) - (Греция) – ВЕНЕРА МИЛОССКАЯ – под этим именем в Лувре хранится статуя АФРОДИТЫ скульптора Агесандра.
1-й век д.н.э - (Греция) – «Бельведерский торс» - пластичность, чувственность, телесность, эмоциональность.
40 д.н.э, Ф+(1) – Вергилий М.П. «БУКОЛИКИ» (IV эклога) – «…Круг последний настал по вещанью пророчицы Кумской, / СЫЗНОВА НЫНЕ ВРЕМЕН ЗАЧИНАЕТСЯ СТРОЙ ВЕЛИЧАВЫЙ… на смену / роду железному РОД ЗОЛОТОЙ расселится… Уже Аполлон твой над миром владыка… и пойдут чередою великие годы.»
27 д.н.э, А-(1) – Август Цезарь император – начало РИМСКОЙ ИМПЕРИИ – заявил о наступлении ЗОЛОТОГО ВЕКА – Рим подчинил при нем все цивилизованные земли, «чтобы разумно править для их же блага.»
63-4, А-(1) – Сенека - Мир как слитое с природой божество.
75-82, А-(1) – Колизей («Амфитеатр Флавиев») – вмещал 50000 зрителей.
79, А-(1) – Помпея - надписи: - «Привет тебе прибыль», «Прибыль – радость».
118-125, Б+(2) - (Рим) – Пантеон – «Храм всех богов»
180, Б+(2) - Марк Аврелий – «(Жить) …в с о г л а с и и с п р и р о д о й…Следует любить все происходящее с тобой… Д у х ц е л о г о требует общения…Люди рождены друг для друга…»

«Третья эра» - (4595 д.н.э.-2196 д.н.э.)

ок. 4500 д.н.э., В-(38) – (Румыния, Тартария) – Условные знаки, напоминающие письменность. – Абстрактно, - крест, кружки, углы, треугольник, штрихи.
– (Поднепровье) – керамика – геометрический орнамент – штрихи углами, точки.
4150 д.н.э., Е+(35) – (Средняя Европа) – керамика – S-образные спирали, меандры.
4000 д.н.э., Ж-(34) - (Др. Египет; додинастический период) – глиняный сосуд с росписью. – абстрактное, линейное, графическое письмо.- Роспись из гробницы в Иераконполе – беглое, схематичное изображение сцен охоты.
ок.3500 д.н.э., М+(29) - (Египет) – смена амратской культуры герзейской – начало СОЦИАЛЬНОГО РАССЛОЕНИЯ – орудия из МЕДИ – образование ГОСУДАРСТВА.
- (Англия, Стоунхендж) – Мегалиты. – Простота. – геометричность –монументальность – трудоемкость, - камни стоят по кругу.
3400 д.н.э., М+(29) - (Египет) – пластинка Мендеса – древнейший из известных образцов иероглифов.
- (Месопотамия) – появление клинописи.
ок. 3200 д.н.э., О+(27) - образование единого египетского государства. – Рельеф плиты фараона Нармера – символический, знаковый характер изображения – членение на горизонтальные фризы. – Характерная египетская стилистика. Плоскостность.
3000-е д.н.э., Р+(25) - (Месопотамия (Двуречье) (период Джемдет Наср) рельеф печати) - одиночество, сон и поэзия; предчувствие, желчь. Фризовая композиция, ритмичность.
- Голова богини из Белого храма в Уруке. - Сочетание тонкого, реалистического изображения лица с жестким, масочным приемом, условно прорезанных глаз и бровей. Тайна вырезанных глазниц, заполненных пустотой космического пространства…
2723-2563 д.н.э. - (Египет) – ПИРАМИДЫ Хуфу, Хафра и Менауэра в Гизе, причислены к семи чудесам древности.
2697 д.н.э., Т+(23) - (Китай) – первый год правл. Хуанди – начало летоисчисления (60-и летняя цикловая эра).
2600-е 2500-ые д.н.э. - Царские гробницы из Ура. – КУЛЬТ МЕРТВЫХ – человеческие жертвоприношения. – Голова быка – инкрустация – культ животных – бог Наннара – мощь, раздутые ноздри.
ок. 2500 д.н.э., Ф+(21) – Статуэтка из Ура – простота, сложенные ладони, смирение.
- (Египет) - рельефы –Ладья с гребцами – плавность, музыкальность, лиричность, пластичность.
- (Египет, Гиза) – БОЛЬШОЙ СФИНКС.
2494-87 д.н.э., Ф+(21) - (Египет) – Храмы Солнца – колоссальный каменный обелиск - верхушка оббивалась медью и сияла на солнце.-
ок.2470 д.н.э., Ф+(21) - (Шумеры) – Стела Энатаума в честь победы – мощь, коршун, сеть с пленниками. Декоративность, орнаментальность. Воины с копьями, шествующие по поверженным врагам. Изображение в профиль, условность.
до 2279 д.н.э., Б+(19) – бронзовая голова Саргона – прорези для глаз, симметрия, декоративность, упрощенность.
2200-е д.н.э., Б+(19) - Стела Нарамсина. – Профильные фигуры. Сочетание реалистичности с условностью. Крупная фигура царя, мелкие фигурки воинов.
- Печать из Аккада – «Водопой» - сочетание реалистичности с декоративностью и орнаментальностью – мускулистые тела людей и животных, профильное изображение.

Григорий Нестеров. 10.6.2014

Все права защищены. Цитирование с указанием авторства. (Статья основывается на материалах книги «Часы истории…» (2011))
Ключевые слова: - Цикличность культуры, Сезонные циклы, Циклы настроений, Циклы истории, Ритмичность времени.
The key words: - The Rhythms of World Culture, The seasonal Cycles, The Cycles of Mood, The Cycles of History.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0% ... @yandex.ru https://www.facebook.com/gregory.nesterov http://gnesterov.blog.tut.by/
http://www.art-fakt.com/ru/gallery/nesterov http://forum.artinvestment.ru/blog.php?u=735901 Культура?sid=ab009ff4d4c3a112bdc18f1b9f07ca9c http://www.historicus.ru/forum/viewforum.php?f=7

Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать
Код: выделить все
<div style="text-align:center;">Обсудить теорию <a href="http://www.newtheory.ru/culture/eri-istorii-cikli-mirovoy-kulturi-t2929.html">Эры истории (Циклы мировой культуры)</a> Вы можете на форуме "Новая Теория".</div>
Г Нестеров
 
Сообщений: 17
Зарегистрирован: 27 окт 2013, 18:03
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 2 раз.

Вернуться в Культура

 


  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1