Рабочая модель двигателя Стирлинга с бесплатной доставкой по всей России. Узнать больше..

Гений и злодейство (Циклы культуры. Мораль и аморализм)

Новые идеи изобразительного искусства, кино, литературы, музыки.
Правила форума
Научный форум "Культура"

Гений и злодейство (Циклы культуры. Мораль и аморализм)

Комментарий теории:#1  Сообщение Г Нестеров » 19 янв 2014, 18:16

ГЕНИЙ И ЗЛОДЕЙСТВО
(Циклы культуры. Мораль и аморализм)

«Времена не выбирают – в них живут и умирают». (А.С. Кушнер, 1976 г.)

По Пушкину, гений и злодейство не совместимы.
Так ли это?
В истории искусства можно припомнить случаи, когда кто то из деятелей искусства совершал преступления; - например: Бенвенуто Челлини убил человека.
Но, во первых, он не «гений»; во вторых, его оправдывает эмоциональность и страстность, доходящая до патологии, когда человек не владеет собой и не отдает отчета в содеянном.
И, если искусство основывается, главным образом на чувстве, а художник полностью выкладывается в творчестве, то, ни сил ни времени на подготовку и совершение преступления (злодейства), в принципе не остается!
Но «морализм» и «аморализм» могут рассматриваться как «состояние души», как «настроение», «охваченность чувством».
В таком случае, общая окраска больших временных периодов (или циклов*) будет отличаться.

Мы уже выяснили ранее (статья «Совриск», «Золотой век»), что существуют чередующиеся 120-летние циклы: 1) – «Рациональный» (или «облегченный») цикл. И -
2) – «Чувственный» (или «весомый») цикл.**

В качестве примера еще раз приведу последние пять циклов:
1) - 1405-1524 («легкий» цикл – «возрождение» - Рублев, Боттичелли, Мирандола, Рафаэль и т.д.)
2) – 1525-1644 («весомый» цикл – Рабле, Брейгель, Бэкон, Шекспир, Рубенс, Иорданс Рембрандт и др.)
3) – 1645-1764 («легкий» цикл – «рококо», «просвещение» - Свифт, Беркли, Вольтер Ватто, Буше и др.)
4) – 1765-1884 («весомый» цикл – «романтизм», «реализм» - Бетховен, Гете, Бальзак, Гегель, Толстой, Достоевский и др.)
5) – 1885-2004 («легкий» цикл – «модерн», «авангард», «постмодерн», «концептуализм» - Пикассо, Матисс, Дюшан, Мондриан, Херст, Вэй-Вэй и др.)

Итак, мой тезис: - в «легких» циклах мораль носит облегченный характер, с заметным оттенком рациональности и схематизма.
И напротив, в «весомых» циклах мораль носит ярко выраженную чувственную и материальную окраску.
Мой тезис убедительно подтверждается даже характером и настроением простой подборки имен основных действующих лиц цикла.

А теперь, давайте немного подробнее о рассмотренных циклах. Вместе они представляют собою цельный 600-летний этап, названный мною (в моей статье «Ритмы мировой культуры»), по аналогии с сезонами года – этапом «лето», в котором возрастала до максимума активность и агрессия, расцветала наука и культура.

* Г. Нестеров «Часы истории или «осень» человечества» (2011 г.) (Все права защищены, цитирование с указанием авторства).
** В каждом времени есть и рациональность и чувство, «облегченность» и «весомость», я имею в виду преобладание, доминирование одного или другого.

2
Тут нужно отметить, что он полярный (противоположный) этапу «зима» (205-804 гг.*), для которого характерно падение человеческой активности и потеря интереса к окружающей реальности. (Как мы знаем, на этап «зима» выпало становление христианства.)
И здесь, подымая тему морали и аморализма, мы не можем обойти тему христианства и христианской морали.
Нельзя сказать, что до нашей эры, в «языческие» времена, морали не было. Мораль конечно была, и весьма высокая. История знает множество примеров доблести, самопожертвования и героизма, благородства, величия духа и взаимопомощи.
Были также периоды упадка и относительной моральной деградации.
Одним словом, процесс изменения общественных настроений в древнюю эпоху носил такой же циклический характер, как и в наше время.
Сегодня мы находимся на таком временном интервале, который позволяет увидеть пульсацию больших исторических отрезков жизни человечества, различаемых по изменению общего стиля мировой культуры.
И тут, нам придется ввести еще один цикл, равный эре.**
Собственно, стилистика христианской культуры и нашей эры, была заложена еще Платоном, за 360 лет до рождения Христа, его разделением мира на две части, где настоящей реальностью объявлялась область идей, а предметный мир являлся только их тенью.
Христианская, или «наша эра», наступила фактически намного позже трагической гибели Христа. Еще, не менее 200 лет общество жило по законам предыдущего времени, поклоняясь другим богам. Окончательно государственной религией христианство стало только в 380 году.
Новые идеи, вызревавшие в недрах предыдущей, предметной и чувственной эры в течении 600 лет, наконец обрели реальность.
Мы все знаем, как тяжело и драматически происходил переход к принципиально другой общественной формации, где акцент был перемещен из предметной области в идеальную.
Борьба старого мира с новым носила кровавый и непримиримый характер.
Адепты новой веры объявлялись преступниками, «злодеями».
Впоследствии это время было названо «периодом мученичества», а «злодеи» переквалифицированы в «мучеников».
Затем, победившее христианство объявило сторонников старой веры «язычниками» и «варварами», начав, в свою очередь гонения на них.
При этом «высокоморальными» были как гонители, так и гонимые.
Здесь обе стороны объявляли «моральными» только себя, а противников «аморальными».
Это противостояние и борьба двух принципов – идеального и материального – стала основной и самой характерной чертой «новой эры».***

Итак, абстрагирование от предметной реальности определило направление и стилистику нашей эры. Сейчас, уже можно говорить о рациональном и черно-белом характере противопоставления этих двух тенденций. Об агрессивно-тенденциозном и партийно-пристрастном стиле всей эры.

* Остальные этапы в нашей эре: этап «весна» - 805-1404 гг.; этап «лето» - 1405-2004 гг.; этап «осень» - 2005-2604 гг.
** Я определяю его равным 2400 гг. Подробнее в статье «Ритмы мировой культуры» (в моем блоге на Фейсбуке и gnesterov.blog.tut.by).
*** Стилистика «новой эры» была характерна не только для Европы и христианства. Принцип противостояния идеального и предметного был выражен не менее ярко и в других конфессиях и территориях (Китай, Индия и др.)

3
Если в античные и более ранние времена мир был скорее объективен, предметен, целостен и устойчив, а стиль спора, или диалектики только нарождался, то «наше время» насквозь диалогично, или «дискурсивно».
При всей «полосатости», «разношерстности» и «разномастности» нашей эры, опытный взгляд никогда не спутает ни одной ее части с предшествующим временем.

А теперь, давайте взглянем на узловые моменты нашей эры.
Ими, безусловно, будут:
1. Начало становления христианства (или этап «зима» - 205-804 гг.)
- Полемический к предшествующему времени отказ от предметной реальности.
- Перенос центра внимания на потусторонний мир - «царство божие на небесах».
- В живописи стилистически это выразилось в иконописности, плоскостности и ритуальности.
2. Возвращение («возрождение») интереса к предметной реальности (или этап «лето» - 1405-2004 гг.)
- Полемическое к этапу «зима» заострение интереса к конкретному человеку.
- Интерес к проблемам культуры, науки, философии.
- Максимальное возрастание интереса к практической жизни, вопросам экономики и политики.
- Максимальное возрастание человеческой активности, агрессивности и борьбы.

Есть ли что-либо связывающее эти две, казалось бы непримиримые и антагонистичные части эры?
Да. И эта связь проявляется в постоянном и неутомимом диалоге.*
Христианство полемически отменило «этот» предметный мир, объявив настоящим «мир иной» и задало направление движения человечеству.
Этот толчок был настолько мощным и гипнотизирующим, что заданное движение продолжается до сих пор.
«Вначале было слово…»
Слово и рациональность лежат в основе «нашего времени».
И возрождение, казалось, возвращаясь к человеку, возвращалось не к «реальности», а к идее этой реальности, к идее человека, занимающего место бога.
Идея человека стоящего в центре мира, его величие и, отсюда возникающий героический пафос, были бы не мыслимы без его антитезы – христианского смирения.
Без, пришедшей с христианством идеи «маленького человека»; бедного, слабого и греховного, проблемы которого не могут быть решены на земле, - возрождение не могло появиться.
Эта ритмическая пульсация, это полемическое противопоставление «земного» и «небесного», с циклическим постоянством длились всю эру, начиная с этапа «зима».
В этом этапе было «затухание» практической жизни, но не полное ее прекращение – иначе человечество прекратило бы свое существование.
Также и в этапе «лето» мы видим возрастание интереса к «предметной» реальности до максимальных, пиковых, предельных значений, в свою очередь, постоянно чередуясь с возвратом «христианских и консервативных настроений.
И часто трубные гласы сражений и пафос строительства закрывают нам перспективу.
Мы забываем, что герои и гении рождаются от обычных людей, часто слабых и несовершенных.

* Тут я хочу отметить, что и в таких больших временных отрезках, как эра, так же как и в небольших циклах, происходит обязательное чередование чувственного и рационального стиля. В нашей эре доминирует рациональность.

4
В полемическом задоре, борясь с христианством, человек нашего времени, «герой» и «гений», может забыть, что мораль не только христианское изобретение.
Что аморальное общество не выживет.
Забываем, что помощь, любовь и сочувствие к малышу и старику; нищему и больному, оступившемуся и «лишнему», «ненужному», «бесполезному» человеку, нужна, прежде всего, нам самим.
Нужна, хотя бы, для нашего душевного здоровья.

Здесь, наверно, не лишне вспомнить яркий факт из самого начала, завершающего цикла этапа «лето». - Ф. Ницше, сходя с ума (в 1888 году) пишет: – «Я знаю свой жребий,… с моим именем будет связываться воспоминание о чем-то чудовищном – о кризисе, какого не было на земле, о самой глубокой коллизии совести… Я не человек, Я ДИНАМИТ».
Случайно ли, что на этот же 1888 год приходятся, печально знаменитые убийства Джека Потрошителя?
В 1895 появляется первое издание, написанной им ранее книги – «АНТИХРИСТ. Проклятие христианству», где он называет Христа «святым идиотом».

Прошло не так много времени, и идеи больного человека были воплощены в жизнь.
Опыт, полученный человечеством, был оплачен беспрецедентной в истории кровавой катастрофой…

Мораль напрашивается сама по себе: - когда человечество перерастает идеологию, связанную с уходящей формацией, то отбрасывая идеологию, мы не должны забывать о том значительном слое людей, на которых она опиралась.
Я имею в виду тот громадный слой маленьких, бедствующих людей, обогретых христианством, и с его уходом, оставшимся без надежды и отеческой любви.
Человечество также сделает большую ошибку, если не создаст максимально благоприятных условий для своих героев и гениев, без которых нет движения…
И у тех и у других, без взаимной поддержки и терпимости нет будущего.


http://www.art-fakt.com gnesterof@yandex.ru gnesterov.blog.tut.by

Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать
Код: выделить все
<div style="text-align:center;">Обсудить теорию <a href="http://www.newtheory.ru/culture/geniy-i-zlodeystvo-cikli-kulturi-moral-i-amoralizm-t2754.html">Гений и злодейство (Циклы культуры. Мораль и аморализм)</a> Вы можете на форуме "Новая Теория".</div>
Г Нестеров
 
Сообщений: 17
Зарегистрирован: 27 окт 2013, 18:03
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 2 раз.

Гений и злодейство (Циклы культуры. Мораль и аморализм)

Сообщение Рекламкин » 19 янв 2014, 18:16

Двигатель Стирлинга Рабочая модель двигателя Стирлинга с бесплатной доставкой по всей России. Узнать больше..

Рекламкин

 

Вернуться в Культура

 


  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1