По мнению известного русского философа Николая Бердяева "человек есть в высочайшей степени историческое существо. Человек находится в историческом, и историческое находится в человеке. Между человеком и "историческим" существует такое глубокое, такое таинственное в своей первооснове сращение, такая конкретная взаимность, что разрыв их невозможен.... Для того чтобы проникнуть в эту тайну "исторического", я должен прежде всего постигнуть это историческое и историю как до глубины мое, как до глубины мою историю, как до глубины мою судьбу.... Если бы для индивидуального человека не существовало путей приобщения к опыту истории, то как жалок, пуст и смертен по всему своему содержанию был бы человек!... через внутреннее приобщение судеб своего индивидуального духа к судьбам истории он приобщается к бесконечно более богатой действительности, он побеждает тленность и малость свою, преодолевает свой бедный и суженный кругозор".
По словам А.С. Пушкина, уважение к минувшему является чертой, отличающей культуру от дикости. И.В. Гёте придерживался ещё более радикального мнения: “тот, кто не охватывает мыслью период жизни человечества в три тысячи лет, тот еще не достиг уровня человека”.
И всё же — зачем знать историю? Только ли для повышения уровня своей культуры? Актуально ли в наш бурный век, переполненный заботами сего дня, копаться в далёком прошлом? Ведь, что было — то прошло и его не вернуть?
Как сказал русский историк В.О. Ключевский: “Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, оно не умело убрать своих последствий”.
На то же указывал шведский психиатр Карл Густав Юнг. Он писал: “Я постоянно говорю о том, что за нашей психологией тянется длинный хвост, как у ящера, а именно: вся история нашей семьи, нашей нации, Европы и мира в целом”. Он назвал эти накопления в памяти человечества “коллективным бессознательным” и считал, что они сохраняются в подсознании, начиная с первобытных времён.
Последствия исторических событий, сохраняющиеся в сознании и в подсознании людей, проявляются в виде определённых стереотипов мышления и предвзятых мнений, зачастую неверных, которые весьма существенно влияют на поведение отдельных личностей и целых народов. Таким образом, прошлое продолжает жить в настоящем. Его нужно знать хотя бы для того, чтобы в очередной раз «не наступать на те же грабли».
Австрийский психиатр Зигмунд Фрейд нашёл, что неразрешённые сознанием конфликты и стрессы уходят в подсознание человека и становятся источниками психических болезней. Способ излечения заключается в переводе бессознательного в сознание, в его анализе и переосмыслении с помощью психиатра.
Отдельные нации и человечество в целом, являясь носителями “коллективного бессознательного”, также подвержены психическим заболеваниям. Ибо, как сказал Ромен Роллан: “Правда у всех одна и та же, но у каждого народа есть своя особая ложь, которую он именует своими идеалами”.
Развенчивать эту ложь должен в первую очередь человек, любящий свой народ.
Русско-украинский историк Владимир Костомаров утверждал: “Истинная любовь историка к своей отчизне может выражаться только в строгом уважении к правде”.
А русский философ И.А. Ильин говорил деятелям, почитающим себя патриотами: “Любить свой народ не значит льстить ему или утаивать от него его слабые стороны, но честно и мужественно выговаривать их и неустанно бороться с ними”.
Лечиться необходимо путём непредвзятого осмысления своей истории и её переоценки с высоты общечеловеческих ценностей, которые, по сути, являются христианскими. Но для этого нужно знать историю своего народа и то, как она вписывается в историю человечества, а также научиться быть непредвзятым.
- Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать