Здравствуйте:) Вижу много критических замечаний, постараюсь ответить на все.
Ответ Николаю:
Николай Ермолаев писал(а):Как-то сузили Вы "материальные вопросы", не включили вопросы самосохранения, продолжение рода...
Эти вопросы также подчинены экзистенциальной проблематике. У человека есть выбор: осуществлять самосохранение или нет (героизм), продолжать ли род или нет (монашество). Такой выбор определяется смысложизненным ориентиром человека.
Николай Ермолаев писал(а):И примерами " смысла жизни" привели лишь случаи явных психических расстройств...
Я нарочно привёл примеры, которые нельзя адекватно объяснить с точки зрения иных теорий, но можно - с позиции логоинтеракционизма. Обыденные явления, объяснимые другими теориями, также можно объяснять при помощи логоинтеракционистской теории. Более того (я указывал это в своей работе "Воля к смыслу как движущая сила общества"), другие социальные теории, с моей точки зрения, являются ad hoc-теориями. Они работают в зависимости от того, какие смысложизненные ориентиры и ценности распространены среди членов рассматриваемой социальной общности. Если среди них наиболее распространено стремление к материальным благам как смысл жизни вообще либо как одна из базовых ценностей, то можно руководствоваться "пирамидой Маслоу"; если они плюс к этому ещё и готовы к организованной борьбе ради материальных благ, к насилию ради них, то здесь работает марксистский взгляд на общество; если многими людьми в некотором обществе избирается удовольствие, то тут работает теория Фрейда и т.д... Но мне неизвестна теория, адекватно описывающая именно религиозно мотивированное или философски мотивированное поведение людей. Именно по этой причине я выбрал такие примеры.
А что касается "явных психических расстройств", то лично я не считаю это примерами психических расстройств. Но даже если бы и так - психически больные и просто нестандартно мыслящие люди также являются акторами исторического процесса и социальных процессов. И они тоже стремятся наполнить свою жизнь смыслом (если у них сформирована личность; если личность ещё не сформирована, как у малолетних детей и людей, имеющие умственные проблемы от рождения; либо разрушена, как при серьёзной травме головного мозга или деменции; отсутствует "воля к смыслу" по причине крайней интеллектуальной слабости).
Николай Ермолаев писал(а):Интересно, к проявлению какого "смысла жизни" вы отнесете... ну, скажем, массовые самоубийства дельфинов, выбрасывающихся на берег?
Точного ответа на Ваш вопрос у меня нет. В зоопсихологии не силён. Могу высказать только следующие предположения. Дельфины - животные. Поведение животных определяется их инстинктами. Свободой воли и, следовательно, личностью, никакие животные не обладают. Следовательно, осознанного стремления наполнить свою жизнь смыслом у них нет, равно как и ощущать бессмысленность своего существования (пребывать в экзистенциальном вакууме) они не могут.
В случае же суицидального поведения человека, думаю, можно выделить две основные причины: 1) экзистенциальный вакуум; 2) специфические традиции или религиозные взгляды (к примеру, харакири у японских самураев или печально известный культ "Небесные Врата").
Ответ Виктору:
Виктор Кирсанов писал(а):Не читали, нет, не читала вы мою работу "Критика марксистского материалистического понимания истории", а лишь исходите из своего набора знаний ограниченного своим предпочтением.
Виктор Кирсанов писал(а):...в своей работе я разобрал аналогичные указанные вами примеры "преобладания" духовного над материальным.
Прочитал Вашу работу более внимательно. Удивился, потому что какой-либо критики своих воззрений в Вашей теории не увидел.
Скорее даже наоборот - многие Ваши утверждения не кажутся противоречащими моей теории, а некоторые даже близки ей:)
Особенно интересен вывод 2:
"
2. Деятельность человека выше деятельности животных стоящих на эволюционной лестнице ниже него, и потому менее всего сводится к зависимости от жизненных средств. Чем человечней деятельность человека, тем ничтожнее её связь с материальными предпосылками, о которых говорят основоположники марксизма и их ортодоксы. Более того: истинно человеческая деятельность оказывается невозможна в рамках указанной ими материальной зависимости. Именно поэтому, деятельность человека основанная на таких понятиях как: вера, верность, добро, долг, зло, любовь, ненависть, патриотизм, преданность, честь и др., сопряжена с отрешением от материального, о котором говорят основоположники марксизма и их ортодоксы, где высшим проявлением торжества духа над телом является осознанный выбор человеком своей смерти."
Меня Вы критиковали за то, что я якобы не учёл, что "
... человек изначально должен есть, пить, одеваться и т.д. прежде, чем ... озаботиться наполнением своей жизни смыслом". В то время как сами утверждаете (и ведь совершенно справедливо утверждаете), что деятельность человека основанная на таких понятиях как: вера, верность, добро, долг, зло, любовь, ненависть, патриотизм, преданность, честь и др., сопряжена с отрешением от материального. Можно согласиться и с тем, что высшим проявлением торжества духа над телом является осознанный выбор человеком своей смерти.
Но всё ведь это как раз вытекает из проблемы смысла жизни. То, насколько отрешена деятельность человека от материального, и в какой мере его дух торжествует над телом, зависит именно от того, что он избрал в качестве смысла своей жизни. Поэтому не вижу противоречия со своими утверждениями.
Виктор Кирсанов писал(а):Все указанные вами персонажи не родились таковыми, а стали ими в процессе некоего периода жизнедеятельности, в течении которого они ели, пили, одевались и так далее. И только потом, вкусив некие знания, стали следовать им.
Это так. Но (как я сказал об этом выше) личность человека в этот "некий период жизнедеятельности" (т.е. детство) ещё не сформирована. Когда она уже сформируется, то уже есть "воля к смыслу". Следует учесть также и то, что человек может считать, что у него один смысл жизни, а на самом деле он живёт ради другого (такое возможно, когда человек понимает это, проанализировав свои поступки).
Следовательно, сказанное мной относится не только к "указанным персонажам, вкусившим некие знания", а к личности вообще.
P.S. У моей теории есть своя страница на форуме:
http://www.newtheory.ru/sociology/chelo ... t6407.html. Поэтому, если есть какие-то мысли относительно неё, просьба на этой странице и оставлять комментарии.
Великая бездна сам человек… волосы его легче счесть, чем его чувства и движения его сердца (Августин Блаженный).