Виктор Кирсанов писал(а): логоинтеракционизм (сами придумали?)
Термин мой. В литературе этого термина не встречал.
Виктор Кирсанов писал(а):С другой - стремление наполнить свою жизнь смыслом не является главной мотивирующей силой и, следовательно, базовым мотивом социального поведения человека. А всё потому, что человек изначально должен есть, пить, одеваться и т.д. прежде, чем, говоря на вашем языке, озаботиться наполнением своей жизни смыслом.
История знает немало случаев, когда люди пренебрегали насущными потребностями ради неких идеалов. Древнегреческие киники, индийские гимнософисты (дословно "голые мудрецы", считавшие, что одежда не нужна человеку, и забота о ней является излишней), различные современные отшельники и монахи... Как тут, опять же, не вспомнить Диодора Кроноса, добровольно отказавшегося от приёма пищи до разгадки парадокса лжеца (и таким образом трагически умершего)... Есть и в наше время люди, ставящие идеальное впереди материального (к примеру, индиец Амар Бхарати, непрерывно держащий руку поднятой более 40 лет), также представители индийской религии джайнизма (они способны прибегать к добровольному самоумерщвлению путём отказа от пищи). Если отдельные люди в разных культурах это делают, значит, человеческая природа способна на это.
Эти люди, ставившие и ставящие некие духовные ценности впереди потребности в еде, пище и одежде, тоже участвуют в конструировании социальной реальности. Более того, высокая значимость материального аспекта жизни в глазах человека также исходит из того, что он считает смыслом своей жизни, и деятельность этих людей также можно рассматривать как обусловленную стремлением наполнить свою жизнь смыслом (правда, смысложизненные ориентиры здесь, как правило, более приземлённые).
Известные мне социально-философские, социологические и исторические теории неспособны адекватно объяснить указанные исторические факты, а также многие иные социальные явления религиозного и философского характера. Это касается как материалистических теорий (в т.ч. марксизма), так и, если можно так выразиться, нематериалистических теорий (к примеру, драматургической социологии Ирвинга Гофмана). Интересно, что все эти теории "спотыкаются" именно о феномены религии и философии.
Если же смотреть на исторический процесс как на процесс, направляемый людьми, стремящимися наполнить свою жизнь смыслом, вырисовывается более ясная картина, способная включить и адекватно объяснить не только традиционные проблемы исторической и социологической науки, но и проблемы трансцендентно мотивированного поведения людей, и даже (частично) сумасшествие. Человек в принципе не может совершать осознанное действие, не обусловленное неким смысложизненным ориентиром. Более того: теоретически, если человек попытается осознанно обессмыслить свою жизнь, он будет делать это для чего-то, это "для чего-то" тоже для чего-то и т.д. В конце этих "для чего-то" будет находиться смысложизненный (экзистенциальный) ориентир человека. То есть, если кто-то осознанно пытается лишить свою жизнь смысла, то это уже означает, что у него есть смысл жизни, ради которого он пытается лишить свою жизнь смысла. Следовательно, мы приходим к противоречию.
Таким образом, стремление наполнить свою жизнь смыслом является базовым мотивом человеческой деятельности. Следовательно, с такой позиции можно объяснить (хотя и в предельно общих чертах) поведение почти любого человека: от парижской модницы до индийского аскета-гимнософиста, от американского миллиардера до нищего дервиша, от чемпиона по боксу до больного шизофренией (смысл жизни шизофреника вполне может находиться в его выдуманном мире и объективно представлять собой галлюцинацию). Смысложизненные ориентиры кардинально отличаются друг от друга, но сама по себе "воля к смыслу" имеет место быть в любом случае. Исключение составляют дети в раннем возрасте; а также люди, имеющие тяжелые интеллектуальные нарушения.
На основе вышесказанного, а также того, что человек является субъектом исторического процесса, хотя и ограниченным в своих возможностях формирования исторического процесса законами его собственного сознания и внешнего по отношению к его сознанию мира, делается следующий вывод: движущей силой истории является стремление людей наполнить свою жизнь смыслом. Материальные вопросы (вопросы питания и одежды) действительно очень важны, но все-таки даже они способны отступать перед вопросами смысла жизни.
Великая бездна сам человек… волосы его легче счесть, чем его чувства и движения его сердца (Августин Блаженный).