Критика марксистского материалистического понимания истории

Новые теории и предположения истории Земли, Человечества.
Правила форума
Научный форум "История"

Критика марксистского материалистического понимания истории

Комментарий теории:#1  Сообщение Виктор Кирсанов » 13 окт 2022, 21:08

Критика марксистского материалистического понимания истории

С тех пор как марксистское материалистическое понимание истории овладело массами, сторонники идеалистического понимания истории прикладывают максимум усилий для его дискредитации. Хотя распад Советского Союза, как авангарда строителей передового –коммунистического – общества значительно и ликвидировал новизну в поиске и обсуждении вопросов Мироздания (из-за насильственного возврата входивших в него стран к уже пройденному пути развития человечества), но не устранил накал страстей вокруг них. Противостояние между сторонниками идеалистического понимания истории со сторонниками марксистского материалистического понимания истории не исключение. Отсюда необходимость: как выявления и устранения шероховатостей последнего, так и его развития.

Всякое знание лишь тогда владеет умами людей, когда оно отвечает их потребностям. Падение Советского Союза, да к тому же беспрепятственное, осуществлённое, хоть и руководимыми извне, но всё-таки, внутренними врагами, абсолютно дискредитировало материалистическое понимание истории. Знакомый с детства и милый сердцу каждого советского обывателя лозунг: "Народ - творец истории!", - был посрамлён дорвавшейся до власти кучкой негодяев. А организованный ими 17 марта 1991 года Всесоюзный референдум о сохранении Советского Союза, на котором подавляющее большинство (при явке 80,03 % от общего числа имеющих право голоса) 77,85 % высказалось "За", и который они демонстративно проигнорировали, ни что иное как плевок на крышку гроба народа как творца истории, в формулировке существующего материалистического понимания истории.

Желающих ознакомиться с КРИТИКОЙ МАРКСИСТСКОГО МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ИСТОРИИ прошу пройти по ссылке: http://kirsanov-vn.narod.ru/AIN/krit_mm ... bshhij.htm

Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать
Код: выделить все
<div style="text-align:center;">Обсудить теорию <a href="http://www.newtheory.ru/history/kritika-marksistskogo-materialisticheskogo-ponimaniya-istorii-t6565.html">Критика марксистского материалистического понимания истории</a> Вы можете на форуме "Новая Теория".</div>
Виктор Кирсанов
 
Сообщений: 16
Зарегистрирован: 24 июл 2016, 19:00
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: Критика марксистского материалистического понимания исто

Комментарий теории:#2  Сообщение Logo_vaz » 18 окт 2022, 13:38

Здравствуйте, Виктор.
У меня есть тема "Воля к смыслу как движущая сила общества" (ссылка: http://www.newtheory.ru/sociology/chelo ... t6407.html).
В моей теме также имеется критика материалистического понимания истории.
Одним из тезисов, развиваемых в этой теме, является следующий тезис: движущей силой истории является стремление людей наполнить свою жизнь смыслом. В основу развиваемого мной взгляда на исторический процесс были положены взгляды психотерапевта Виктора Франкла, основателя логотерапии.
Думаю, Вам это будет интересно.
Великая бездна сам человек… волосы его легче счесть, чем его чувства и движения его сердца (Августин Блаженный).
Logo_vaz
 
Сообщений: 18
Зарегистрирован: 27 янв 2022, 19:20
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: Критика марксистского материалистического понимания исто

Комментарий теории:#3  Сообщение Виктор Кирсанов » 23 окт 2022, 16:35

Добрый день, Logo_vaz!

Пестуемый вами логоинтеракционизм (сами придумали?) далёк от материалистического понимания истории вообще, марксистского материалистического понимания истории в частности. Это с одной стороны. С другой - стремление наполнить свою жизнь смыслом не является главной мотивирующей силой и, следовательно, базовым мотивом социального поведения человека. А всё потому, что человек изначально должен есть, пить, одеваться и т.д. прежде, чем, говоря на вашем языке, озаботиться наполнением своей жизни смыслом.
Виктор Кирсанов
 
Сообщений: 16
Зарегистрирован: 24 июл 2016, 19:00
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: Критика марксистского материалистического понимания исто

Комментарий теории:#4  Сообщение Logo_vaz » 30 окт 2022, 02:05

Виктор Кирсанов писал(а): логоинтеракционизм (сами придумали?)


Термин мой. В литературе этого термина не встречал.

Виктор Кирсанов писал(а):С другой - стремление наполнить свою жизнь смыслом не является главной мотивирующей силой и, следовательно, базовым мотивом социального поведения человека. А всё потому, что человек изначально должен есть, пить, одеваться и т.д. прежде, чем, говоря на вашем языке, озаботиться наполнением своей жизни смыслом.


История знает немало случаев, когда люди пренебрегали насущными потребностями ради неких идеалов. Древнегреческие киники, индийские гимнософисты (дословно "голые мудрецы", считавшие, что одежда не нужна человеку, и забота о ней является излишней), различные современные отшельники и монахи... Как тут, опять же, не вспомнить Диодора Кроноса, добровольно отказавшегося от приёма пищи до разгадки парадокса лжеца (и таким образом трагически умершего)... Есть и в наше время люди, ставящие идеальное впереди материального (к примеру, индиец Амар Бхарати, непрерывно держащий руку поднятой более 40 лет), также представители индийской религии джайнизма (они способны прибегать к добровольному самоумерщвлению путём отказа от пищи). Если отдельные люди в разных культурах это делают, значит, человеческая природа способна на это.
Эти люди, ставившие и ставящие некие духовные ценности впереди потребности в еде, пище и одежде, тоже участвуют в конструировании социальной реальности. Более того, высокая значимость материального аспекта жизни в глазах человека также исходит из того, что он считает смыслом своей жизни, и деятельность этих людей также можно рассматривать как обусловленную стремлением наполнить свою жизнь смыслом (правда, смысложизненные ориентиры здесь, как правило, более приземлённые).
Известные мне социально-философские, социологические и исторические теории неспособны адекватно объяснить указанные исторические факты, а также многие иные социальные явления религиозного и философского характера. Это касается как материалистических теорий (в т.ч. марксизма), так и, если можно так выразиться, нематериалистических теорий (к примеру, драматургической социологии Ирвинга Гофмана). Интересно, что все эти теории "спотыкаются" именно о феномены религии и философии.
Если же смотреть на исторический процесс как на процесс, направляемый людьми, стремящимися наполнить свою жизнь смыслом, вырисовывается более ясная картина, способная включить и адекватно объяснить не только традиционные проблемы исторической и социологической науки, но и проблемы трансцендентно мотивированного поведения людей, и даже (частично) сумасшествие. Человек в принципе не может совершать осознанное действие, не обусловленное неким смысложизненным ориентиром. Более того: теоретически, если человек попытается осознанно обессмыслить свою жизнь, он будет делать это для чего-то, это "для чего-то" тоже для чего-то и т.д. В конце этих "для чего-то" будет находиться смысложизненный (экзистенциальный) ориентир человека. То есть, если кто-то осознанно пытается лишить свою жизнь смысла, то это уже означает, что у него есть смысл жизни, ради которого он пытается лишить свою жизнь смысла. Следовательно, мы приходим к противоречию.
Таким образом, стремление наполнить свою жизнь смыслом является базовым мотивом человеческой деятельности. Следовательно, с такой позиции можно объяснить (хотя и в предельно общих чертах) поведение почти любого человека: от парижской модницы до индийского аскета-гимнософиста, от американского миллиардера до нищего дервиша, от чемпиона по боксу до больного шизофренией (смысл жизни шизофреника вполне может находиться в его выдуманном мире и объективно представлять собой галлюцинацию). Смысложизненные ориентиры кардинально отличаются друг от друга, но сама по себе "воля к смыслу" имеет место быть в любом случае. Исключение составляют дети в раннем возрасте; а также люди, имеющие тяжелые интеллектуальные нарушения.
На основе вышесказанного, а также того, что человек является субъектом исторического процесса, хотя и ограниченным в своих возможностях формирования исторического процесса законами его собственного сознания и внешнего по отношению к его сознанию мира, делается следующий вывод: движущей силой истории является стремление людей наполнить свою жизнь смыслом. Материальные вопросы (вопросы питания и одежды) действительно очень важны, но все-таки даже они способны отступать перед вопросами смысла жизни.
Великая бездна сам человек… волосы его легче счесть, чем его чувства и движения его сердца (Августин Блаженный).
Logo_vaz
 
Сообщений: 18
Зарегистрирован: 27 янв 2022, 19:20
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: Критика марксистского материалистического понимания исто

Комментарий теории:#5  Сообщение Николай Ермолаев » 30 окт 2022, 09:24

Logo_vaz писал(а):...движущей силой истории является стремление людей наполнить свою жизнь смыслом. Материальные вопросы (вопросы питания и одежды) действительно очень важны, но все-таки даже они способны отступать перед вопросами смысла жизни.

Как-то сузили Вы "материальные вопросы", не включили вопросы самосохранения, продолжение рода...
И примерами " смысла жизни" привели лишь случаи явных психических расстройств...

Интересно, к проявлению какого "смысла жизни" вы отнесете... ну, скажем, массовые самоубийства дельфинов, выбрасывающихся на берег?
"Теория Пены". Цитата: "Взгляни на Мир с высоты... четвертого измерения!" http://nikermolaev.narod.ru/
Николай Ермолаев
 
Сообщений: 117
Зарегистрирован: 01 янв 2010, 02:48
Откуда: Смоленск
Благодарил (а): 6 раз.
Поблагодарили: 3 раз.

Re: Критика марксистского материалистического понимания исто

Комментарий теории:#6  Сообщение Виктор Кирсанов » 30 окт 2022, 20:14

Добрый день, Logo_vaz!
Не читали, нет, не читала вы мою работу "Критика марксистского материалистического понимания истории", а лишь исходите из своего набора знаний ограниченного своим предпочтением.
Logo_vaz писал(а):На основе вышесказанного, а также того, что человек является субъектом исторического процесса, хотя и ограниченным в своих возможностях формирования исторического процесса законами его собственного сознания и внешнего по отношению к его сознанию мира, делается следующий вывод: движущей силой истории является стремление людей наполнить свою жизнь смыслом. Материальные вопросы (вопросы питания и одежды) действительно очень важны, но все-таки даже они способны отступать перед вопросами смысла жизни.

Это следует из вышесказанного вами.
Для познания истины этого мало. А ведь в своей работе я разобрал аналогичные указанные вами примеры "преобладания" духовного над материальным. В этом смысле замечание Ермолаева вполне уместно.
Николай Ермолаев писал(а):Как-то сузили Вы "материальные вопросы", не включили вопросы самосохранения, продолжение рода...
И примерами " смысла жизни" привели лишь случаи явных психических расстройств...

Все указанные вами персонажи не родились таковыми, а стали ими в процессе некоего периода жизнедеятельности, в течении которого они ели, пили, одевались и так далее. И только потом, вкусив некие знания, стали следовать им.
Материальные вопросы (вопросы питания и одежды) отступают перед вопросами смысла жизни тогда и только тогда, когда либо пресыщаешься ими, либо находишь неудовлетворительными для решения задач выработанных на их основе.
Виктор Кирсанов
 
Сообщений: 16
Зарегистрирован: 24 июл 2016, 19:00
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: Критика марксистского материалистического понимания исто

Комментарий теории:#7  Сообщение Николай Ермолаев » 31 окт 2022, 14:43

Начинаю читать статью
Цитата
Основная трудность адекватного отражения людьми истории, заключена в их смертности. (с.65)

Цитата
…нежелания общества развить сознание своих новых членов хотя бы до достигнутого уровня, чреваты пересмотром истории в противоположную сторону от её достоверности. (с.65-66)


Тут ясно – гносеологические и классовые корни. Однако, для эксплуататорских обществ на первое место, считаю, надо поставить даже не просто возможность («чреватость»), но закономерно достигаемую цель – искажение истории. (Например, около 30% молодых людей в Японии считают, что атомные бомбы на них сбросил СССР)

Добавлено спустя 44 минуты 39 секунд:
Re: Критика марксистского материалистического понимания истории
Из статьи Кирсанова
Цитата
…обнаруживается факт выведения Марксом и Энгельсом материалистического понимания истории из необходимости потребления людьми материальных объектов вне какой-либо философской, политической, религиозной и прочей (по мнению Маркса и Энгельса) рождающейся в голове человека нелепости.(с.68)


Ерунда, конечно!
Тезис о диалектическом единстве «базиса и надстройки», об определяющем значении «базиса» и активном воздействие «надстройки» («философской, политической, религиозной и прочей») - важнейшее неотъемлемое положение марксизма.

Кстати сказать, "нелепостью" классики обозвали только религиозные представления людей. Не стоит передергивать!
"Теория Пены". Цитата: "Взгляни на Мир с высоты... четвертого измерения!" http://nikermolaev.narod.ru/
Николай Ермолаев
 
Сообщений: 117
Зарегистрирован: 01 янв 2010, 02:48
Откуда: Смоленск
Благодарил (а): 6 раз.
Поблагодарили: 3 раз.

Re: Критика марксистского материалистического понимания исто

Комментарий теории:#8  Сообщение Виктор Кирсанов » 31 окт 2022, 16:37

Николай Ермолаев писал(а):Начинаю читать статью

Николай Ермолаев писал(а):Кстати сказать, "нелепостью" классики обозвали только религиозные представления людей. Не стоит передергивать!

Пожалуйста, будь внимательны, чтобы не валить с больной головы на здоровую.
В приводимой мной цитате классиков сказано:
«Таким образом, уже с самого начала обнаруживается материалистическая связь людей между собой, связь, которая обусловлена потребностями и способом производства и так же стара, как сами люди, — связь, которая принимает всё новые формы, а следовательно представляет собой «историю», вовсе не нуждаясь в существовании какой-либо политической или религиозной нелепости, которая ещё сверх того соединяла бы людей» [І, т. 3, с. 28-29]
Виктор Кирсанов
 
Сообщений: 16
Зарегистрирован: 24 июл 2016, 19:00
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: Критика марксистского материалистического понимания исто

Комментарий теории:#9  Сообщение Николай Ермолаев » 31 окт 2022, 17:58

Виктор Кирсанов писал(а):Пожалуйста, будь внимательны


Я, наверное, допустил неаккуратность в фразе, но все равно не надо приписывать классикам то, что они якобы философию, политику и прочее считали нелепостью, рожденной в голове человека!
"Теория Пены". Цитата: "Взгляни на Мир с высоты... четвертого измерения!" http://nikermolaev.narod.ru/
Николай Ермолаев
 
Сообщений: 117
Зарегистрирован: 01 янв 2010, 02:48
Откуда: Смоленск
Благодарил (а): 6 раз.
Поблагодарили: 3 раз.

Re: Критика марксистского материалистического понимания исто

Комментарий теории:#10  Сообщение Виктор Кирсанов » 31 окт 2022, 20:13

Николай Ермолаев писал(а):Я, наверное, допустил неаккуратность в фразе, но все равно не надо приписывать классикам то, что они якобы философию, политику и прочее считали нелепостью, рожденной в голове человека!

Неаккуратность в фразе это от избытка …
А вот несогласие с тем, что классики не считали философию, политику и прочую нелепость, рожденную в голове человека, причастной к потреблению людьми материальных объектов - от недостатка знания того, именно они имели в виду под какой-либо политической или религиозной нелепости, которая ещё сверх того соединяла бы людей.
Во времена Маркса и Энгельса под политической и религиозной нелепостью понимали всё многообразие продуктов деятельности сознания: от философии до...
Потому-то они и доказывали, что:
мораль, религия, метафизика и прочие виды идеологии и соответствующие им формы сознания утрачивают видимость самостоятельности. У них нет истории, у них нет развития; люди, развивающие своё материальное производство и своё материальное общение, изменяют вместе с этой своей действительностью также своё мышление и продукты своего мышления.
;
что:
Мы должны прежде всего констатировать первую предпосылку всякого человеческого существования, а следовательно и всякой истории, а именно ту предпосылку, что люди должны иметь возможность жить, чтобы быть в состоянии «делать историю». Но для жизни нужны прежде всего пища и питьё, жилище, одежда и ещё кое-что. Итак, первый исторический акт, это — производство средств, необходимых для удовлетворения этих потребностей, производство самой материальной жизни

Я же говорю, что для того, чтобы производить, "делать историю" человек должен иметь сознание...
Надеюсь вы дочитаете до этого места...
Виктор Кирсанов
 
Сообщений: 16
Зарегистрирован: 24 июл 2016, 19:00
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

След.

Вернуться в История

 


  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron