В.Е.Кульбеда , Москва.
Ниже термин цивилизация рассматривается не как синоним "культура" гражданского общества, а как уровень, ступень развития материальной и духовной культуры человечества . Термин "производительные силы цивилизации" включает в себя и человека и технологии [1].
В формационной теории исторического процесса развития земной цивилизации непрерывный рост производительных сил ( по крайней мере, в исторических масштабах) рассматривается как мотор этого развития. Академик С.Глазьев обнаружил, что в наше время имеет место даже нарастание темпов роста производительных сил[2].
Как уже отмечалось ранее [3], непрерывный рост производительных сил используется в формационной теории как постулат, который не может быть объяснен в рамках этой теории.
Так что же является причиной, "вечным" двигателем роста производительных сил человеческой цивилизации? Ответ в одинаковой мере и прост и сложен. Это мозг человека.
Человек выделился из мира животных как только его мозг достиг уровня развития, на котором стали возможными анализ информации, поступающей из окружающего мира, самообучение и абстрагирование. Информация в мозг поступает из окружающего мира через органы чувств. С появлением речи поток информации существенно расширился за счет взаимодействия и общения людей. А появившуюся со временем письменность и документы можно рассматривать как внешнюю память мозга.
Важнейшими побудительными стимулами работы мозга являются выживание человека в окружающем мире, облегчение его труда и любопытство.
Нож, топор, молот и даже огонь появились в обиходе человека непосредственно из анализа информации , поступающей через органы чувств. Изобретение колеса уже потребовало включения способности к абстрагированию. Отметим, что колесо оставалось неизвестным для аборигенов Америки вплоть до их столкновения с европейцами.
Любопытство как стимул лежит в основе развития творческого потенциала человека и становления науки.
Выживание человека как индивида, выживание его семьи, рода, племени, государства являются важнейшими побуждающими стимулами развития цивилизации от доисторического периода до наших дней, включая становление и развитие общественно -экономических формаций. Так будет и впредь на следующих этапах истории.
Выживание человека лежит в основе нарастания фундаментальных противоречий между растущими производительными силами и производственными отношениями при капитализме. На эти противоречия в наше время налагаются противоречия, возникающие из-за крайней неоднородности в развитии цивилизационного процесса. Фактически в наше время формируются отдельные цивилизационные кластеры (англо-саксонский, китайский, российский и т. п.), способные к взаимному уничтожению.
Человечество вступает в новую эпоху. Рост народонаселения, скученность населения в больших агломерациях, рост коммуникаций приводят к появлению новых угроз (вирусные пандемии, загрязнение окружающей среды и т.д.). Возможно, единственным путем купирования этих противоречий и угроз является постепенный переход к социализму через государственный капитализм, смешанную экономику и социальные государства и воспитание человека разумного, осознанной целью которого станет выживание цивилизации в целом. Основными угрозами на этом пути будут внутренняя неустойчивость государств и упомянутые выше пандемии, загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, изменение климата Земли и недружественное космическое окружение (метеориты, кометы, астероиды и т.п.). Как представляется, надежду на выживание цивилизации на этом этапе дает возможное формирование коллективного разума на основе развития информационных технологий.
Литература.
1.Советский энциклопедический словарь, гл.ред. А.М.Прохоров. "Советская энциклопедия", Москва, 1983.
2.С.Глазьев, Мир на переломе. Сб. Крах однополярного мира, стр.11. Москва, Изборский к луб, "Книжный мир", 2019.
3.В.Е.Кульбеда. Государственный капитализм и социальное государство - необходимая ступень в развитии цивилизации на Земле. www. http:// Newtheory.ru/история. Mar. 31, 2020
- Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать