Концепция коадаптивной медико-психологической помощи

Новые изыскания в медицине, биологии, биохимии.
Правила форума
Научный форум "Медицина"

Концепция коадаптивной медико-психологической помощи

Комментарий теории:#1  Сообщение Вячеслав Исхаков » 05 окт 2009, 13:36

"Коадаптивная медико-психологическая помощь" (КМПП) нами рассматривается как новое концептуальное понятие с позиций системного подхода, как род социальной помощи, здравоохранения и клинической практики.
Несмотря на расширение в населении психогигиенических, психодиагностических, психокоррекционных, психопрофилактических, психотерапевтических и психореабилитационных услуг, термина обобщающего их пока нет. Концептуальное осмысление его становится необходимым в науке, практике и в учебных программах, поскольку этот род помощи должен интегрироваться с теорией и практикой социальной помощи как часть в целом, а также с её частными видами на основе общего для «помогающих профессий» понятия «помощи».
Согласно А. Реберу [2006], к «помогающим профессиям» относятся отрасли медицины и также образовательная и школьная психопедагогика и социальная работа. Сюда же мы относим реабилитацию и дефектологию.
По содержанию программ и ресурсов решения проблем (психо-сомато-социальных) КМПП является медицинской; а по методам и способам помощи - психологической. Здравоохранительный аспект КМПП определяется, по меньшей мере, 10 видами деятельности, базируемых на медицинском образовании: 1) содействие использованию и формированию внутренних адаптивных психо-сомато-социальных ресурсов человека, семьи, групп для обеспечения высокого качества жизни; 2) профессионально коадаптивного общения; 3) психодиагностики проблем пациентов, скрытых состояний, внутренних ресурсов их решения и коадаптации; 4) психогигиены (здоровья, развития адаптации и адаптивности, трудоспособности, долголетия); 5) профориентации и профотбора (как психогигиенической, социально-экологической ниши качества жизни и деятельности индивида); 6) пятиуровневой психопрофилактики общей и специальной [Исхаков В.П., 2004]; 7) исцеления системными методами, включающими психотерапию; 8) абилитацию и реабилитацию; 9) подготовку и усовершенствование медицинских кадров; 10) содействие массовым мерам здравоохранения. Этими направлениями определяются социальные границы, роль и значение КМПП.
Непосредственными субъект-объектами КМПП являются: индивиды, родители, семьи, группы и контингенты населения в целом. Опосредованными средовыми объектами могут быть: родители, семья, группа, внешняя природная и социальная среда, включающая специалистов-коадаптаторов (лечебно-профилактических, учебно-воспитательных, образовательных и производственных учреждений) [Исхаков В.П., 2002].
Методологической основой КМПП являются принципы, проверенные наукой и практикой, способов организации познания и практической деятельности, соответствующих свойствам и законам природы, человеческой деятельности и социальной значимости: 1) материалистического монизма; 2) целостности и структурированности психики; 3) её внутренней активности и эквифинально-адаптивной самоуправляемости; 4) внутренней и внешней детерминации деятельности и развития; 5) закрыто-открытости и личностной уникальности человека; 6) виртуальной представленности целого (среды, организма и психики) в живой части системы (мнемическом пространстве психики) и 7) природосообразности коадаптивного содействия. Эти 7 принципов могут определять основные направления рассуждений и практических действий, выбора или разработки методов, критической оценки неудач или достижений, путей совершенствования КМПП.
Психологически коадаптивная помощь определяется пятикомпонентной системой главных адаптивных ресурсов человека: контрольно-коррекционных, оценочно-энергетических, информационных, программно-организационных, исполнительных (умственных, соматических, катаболических) и восстанови-тельных (соматических, репаративных, анаболических). Каждая компонента может иметь врожденную, приобретенно предметно-чувственную или сознательную степень развития.
В соответствии с ресурсами адаптации и адаптивности пациента выделяяются три типа коадаптивной помощи: 1) беспомощному пациенту, "ребенку", 2) самостоятельно активному пациенту, "взрослому", 3) их комбинации.
КМПП основывается на детальном анализе проблем и адаптивных ресурсов пациента: 1- исходных ресурсов психики, тела, среды; 2- особенностей проблемы и её следствий; 3– особенностей её предметно-чувственного и 4- осмысленного отображение; 5- борьбы мотивов; 6- принятия решения и формулировки задач адаптивной деятельности; 7- выбора программ деятельности или их 8- новое формирование; 9– исполнение программ деятельности с пошаговым контролем и коррекцией; 10- предметной и рациональной проверки результата и способа его получения; 11- мысленной переработка опыта; 12– практического совершенствование состава и исполнения нового алгоритма решения проблемы, расширение применения; 12-тренинг перевода умения в навык; 13- сворачивание компонентов способа решения проблемы в технологию. Аналогично должны исследоваться также соматические, семейные и социальные ресурсы, а также скрытые проблемы и патологические состояния, которые могут стать препятствием или осложнить решение первичных проблем.
Аутосаногенез болезни, начинающийся задолго до прихода больного к врачу, является системообразующим фактором КМПП. Он требует выделения трех направлений диагностики: 1) нозологической, 2) ресурсно-терапевтической и 3) скрытых патологических состояний [Исхаков В.П., 2006]. Ведущим типом КМПП может быть только содействие самостоятельному (по возможности, сознательному и бессознательному) достижению необходимого результата самим пациентом через самостоятельную адаптивную деятельность.
Массовая КМПП немыслима без подготовки и усовершенствования медработников – сестринского, общеврачебного и узкоспециализированного звена. В учебных программах врачей и медицинских сестер должны учитываться значимость КМПП и её применение.
Системно-структурные критерии, основные направления и виды КМПП в преподавании схематично представлены ниже:
1. Субъект-объекты: непосредственные и опосредованные.
2. Поло-возрастные особенности непосредственных субъект-объектов.
3. Коадаптация: врачебная, сестринская, самостоятельная.
4. Направления КМПП: диагностическое, коммуникативное, гигиеническое, профилактическое, терапевтическое, реабилитационное.
5. Время помощи: неотложная, кратковременная, долговременная.
6. Этапы оказания помощи: выявление, регистрация, диагностика, лечение, реабилитация, диспансерное наблюдения и т. п.
7. Виды частной клинической помощи: хирургическая, педиатрическая, акушерская, венерологическая, психиатрическая, фтизиатрическая и т. п.
8. Конкретные заболевания: диабет, гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, язва желудка, периферический или центральный паралич конечно-стей, шизофрения, врожденное или приобретенное слабоумие и т. п.
9. Место и условия проведения: дом, поликлиника, стационар.
10. Адресация к внутренним механизмам адаптации пациента (к общим аутосаногенным врожденным и приобретенным; к специальным: энергетическим, информационным, программным, исполнительным, поведенческим, контрольно-коррекционным и т.п.).
11. Особенность техники помощи: позитивно-эмоциональная, суггестивная, рациональная, поведенческая, комплексная и др.
12. Ключевые элементы техники исполнения: вербальная, образная, предметная, цвет, запах, естественный сон, информирование, убеждение, тренинг, игра, эмоции, стресс, суперстресс, плацебо, плацето и т. п.
13. Адресация к мнемическим образованиям личности: образа болезни или проблемы, Я - концепции, локуса контроля, стилям общения и решения проблем, смысла жизни, дефицита информации, дефицита эмоций, акцентуации характера, тревожным и фобическим образованиям и т. п.
Выделение КМПП как социально значимой деятельности может улучшить интеграцию знаний и опыта в данном направлении, содействовать более совер-шенному исполнению профессиональных задач специалистов помогающих профессий. Это необходимо и для включения соответствующих требований к знаниям и умениям в государственные стандарты специалистов, выпускаемых медвузами и колледжами; для разработки и использования учебной литературы; а также проведения научных исследований.

Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать
Код: выделить все
<div style="text-align:center;">Обсудить теорию <a href="http://www.newtheory.ru/medicine/koncepciya-koadaptivnoy-mediko-psihologicheskoy-pomoshchi-t106.html">Концепция коадаптивной медико-психологической помощи</a> Вы можете на форуме "Новая Теория".</div>
Вячеслав Исхаков
 
Сообщений: 52
Зарегистрирован: 05 окт 2009, 08:58
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: Концепция коадаптивной медико-психологической помощи

Комментарий теории:#2  Сообщение Вячеслав Исхаков » 07 фев 2010, 23:18

Данная концепция может успешно использоваться и в целях усиления выживаемости знаний-умений, а также в направлении совершенствования воспитательных проектов в сфере школьного, профессионального и высшего образования.
Вячеслав Исхаков
 
Сообщений: 52
Зарегистрирован: 05 окт 2009, 08:58
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.


Вернуться в Медицина

 


  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1