Концептуально: Как оценивать теории.

Популярный раздел для новых идей и теорий мироздания.
Теории доказывающие существование Бога или опровергающие. Теории происхождения Вселенной, Земли, Человека. И многое другое…
Правила форума
Научный форум "Философия"

Концептуально: Как оценивать теории.

Комментарий теории:#1  Сообщение Ystok » 13 сен 2009, 16:30

Поскольку на данном сайте предлагается выкладывать новые теории, то хотелось бы высказать соображения по содержательности и качеству теорий вообще. Поэтому для данного направления можно было бы организовать отдельный форум в разделе Философия, например "Мета-физика", где можно было бы рассматривать мета- теоретические (абстрактные) вопросы, связанные с разного рода теориями и реальной действительностью. Но пока посмотрим, насколько тема окажется интересной и комментируемой.

[*]Система и критерии оценки универсальности теорий.

Проблема сравнения степени универсальности теорий из разных областей знаний нетривиальна. Предлагаю здесь не традиционный метод (с весами признаков и рейтингами составляющих), а бескомпромиссную качественную «теорию универсальности», основанную на использовании самоприменимости ("автореферентности", автологичности) — т.е. наличия средств для описания себя собственными средствами у каждой конкретной теории.

Возьмем для начала определение теории:
    «Теория — это высшая, самая развитая организация научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строится таким образом, что некоторые из ее характеристик, которые имеют наиболее общую природу, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них по логическим правилам.»3)
Упоминание о знаковой модели «сферы действительности» дает надежду выстроить некую иерархию. С другой стороны, теория — это, в сущности, определенная структурированная модель действительности, отображаемая в некоторой среде мышления.

Низший ранг теории, в смысле универсальности, заключается в способности содержать такую модель, с которой согласуется наибольшее число представлений предметной области знаний, а формы проявления действительности («частные интерпретации» модельных представлений) являются следствиями, вытекающими из положений теории. Этому рангу соответствуют частные теории, описывающие ту или иную сферу конкретной действительности.
Более-менее универсальность теория обретает, когда становится мета-теорией. Метатеория — это описание, модель отображения структуры некоторой частной (частных) теорий. Метатеория позволяет, путем манипуляции с элементами этой структуры, давать целостное отображение существующих, в объединяемых ею сферах теоретического знания, закономерностей и предложить знаковую (формальную) модель объединенного теоретического знания. (Иначе говоря, ранг теории тем выше, чем наиболее полно теория описывает возможность и способность других, меньшего ранга, теорий давать отображение закономерностей низших, «предметных», уровней.) При этом что характерно –- это дает возможность, «спускаясь вниз», создавать частные теории для новых сфер действительности, в которых теории еще не существует (или она умозрительна).
Понятно, что в теоретическом плане, при восхождении с помощью рекурсивного процесса, до определенного уровня, мы можем строить иерархическую конструкцию, наподобие пирамиды, — мета^k теории всех нижележащих мета^k-1 теорий. Казалось бы, все понятно, но я пришел к другому выводу — иерархической схеме, соответствующей изменению качества универсальности: от описания подчиненных теорий, на одном, — к собственной самовыводимости(!), на другом конце иерархии . Таким образом, предлагается некая универсальная теория: «теория самоприменимости».

Концептуальность теории, помимо её способности быть мета теорией, может оцениваться по степени отношения теории к самой себе или по степени самоприменимости. (Самовыводимость тогда является, как бы, высшим проявлением самоприменимости или самоприложимости теории.) Простая самоприложимость может быть интерпретирована как способность теории быть для себя самой своей собственной метатеорией.
Самообращенность теории — приложимость своего формального аппарата к самой себе, к собственным формально логическим структурам – это тот же замкнутый круг (неявный «логико семантический» круг) универсальности, поскольку логическая структура и доказательная сила формального аппарата используется, с образованием замкнутой петли логической связи, для своего собственного описания, интерпретации и, возможно, для развития (порождения новых уровней описания и формальных структур). То есть, интерпретации на основе своих собственных законов, правил и методов.
Такие теории, однако, не являются «вещью в себе», как кажется на первый взгляд. Они могут порождать «частные реализации» в виде теорий и информационных структур более низкого уровня. Представления о порождении частных реализаций имеются в [4,5].

Не является ли это все надуманным?
Как удалось выяснить, «самоприменимость» некоторой теоретической концепции (идеи), в своем высшем выражении, позволяет прийти к очень необычным выводам, выявить особенные, эмерджентные или креативные свойства таких теорий (если их в этом виде всё ещё можно будет называть «теориями»). А до этого попробуем представить себе некоторые «идеи», обладающие свойством самообращенности. Например,
    • моделирование моделей;
    • анализ процесса анализа;
    • самоприменимые множества в математике (и их парадоксы);
    • изучение познавательного процесса;
    • теория построения теорий;
    • алгоритм выявления алгоритмов (например, мыслительной деятельности);
    • интерпретация алгоритма интерпретации
    • эвристический анализ эвристического мышления;
    • формализованное содержание определяет способ и детали собственной формализации. (Взаимодействие ДНК и белков в живых организмах является примером.).
Есть интересная метатеория (потенциально самоприменимая) разработанная в 70 х годах 20 века на кафедре ВНД Биологического факультета МГУ (А.Напалков, Н.Целкова и др.), — «теория структурно информационных многоуровневых организаций»5)(СИМО), которая, к сожалению, не востребована из за нетрадиционности. С помощью её методов, в частности, можно проводить эвристический анализ как информационных структур любого вида, так и структур отношений и связей реальной действительности, а также выявлять структуры высшей абстрактной категории. При этом, как и всякая «структурно информационная организация» она сама может быть проанализирована, описана и проинтерпретирована через собственный формализм. Была интересная идея развить её в этом направлении.

Изображение

Развитием простого представления о самоприменимости теорий является такая "самообращённость", которая допускает применение своего формального аппарата не только для описания, но и для развития собственной формальной среды, т.е., для совершенствования своего собственного аппарата. Такая теория обретает предпосылки для самовоплощения, обладая более универсальными изначальными характеристиками (исходными принципами). Рост степени самоприложимости свидетельствует о том, что системность теории, её независимость от привносимых или исходных постулатов и аксиом, повышается. Теории начинают обретать самодостаточность.
Следующим уровнем концептуального качества обладают «самодостаточные» метатеории, которые могут быть развернуты из нескольких простых изначальных принципов. Такие метатеории полностью и самостоятельно определяют, при возникновении и по мере своего развития, собственные правила и законы (логику), на основе которых проводится последовательное, необусловленное начальным внутренним содержимым, развертывание её формального аппарата, со всё усложняющимися особенностями структуры и правил его «функционирования». К такого рода метатеории в известной степени можно отнести концепцию абсолютной идеи философии Гегеля. В своей «Науке логики» (Г.Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.1, Наука логики. — М., 1974., с.107) он постулирует, на основе принципа спекулятивного мышления, некую, в высшей степени самодостаточную самореализующуюся «идею», соответствующую обсуждаемой концепции самодостаточности, и в дальнейшем выводит законы и принципы, по которым такая универсальная «идея» должна развиваться. Не все предвосхищенное в этом смысле Гегелем в его философии выполняется, но важен принятый им подход.
Наконец, теории совсем высокого ранга, из тех, выше которых не хватило воображения себе представить (и которые, из за предполагаемой неуёмности в своем стремлении воплотиться, представляют нечто большее чем теории!) — это такие «имманентно активные» концепции или неразрывные комплексы принципов, которые можно назвать «самовыводимыми». Это, я бы сказал, "самоприводные" -- те же самодостаточные (предшествующего ранга) метатеории, но уже не требующие для своего разворачивания отдельного, принуждающего их к активности «внешнего активатора» (разума, творца, демиурга и т.п.), а обладают имманентным побуждающим началом — потенциалом самореализации и саморазвития. Такие самоприводные теории используют и порождают творческий потенциал Универсума. ("Используют и порождают" – это не ошибка – все дело в правильной стартовой "конфигурации" условий)

Полностью статья "О концептуальности теорий и самоорганизации" выложена на (http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001a/00120059.htm )

Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать
Код: выделить все
<div style="text-align:center;">Обсудить теорию <a href="http://www.newtheory.ru/philosophy/konceptualno-kak-ocenivat-teorii-t61.html">Концептуально: Как оценивать теории.</a> Вы можете на форуме "Новая Теория".</div>
Ystok
 
Сообщений: 118
Зарегистрирован: 12 сен 2009, 19:16
Благодарил (а): 2 раз.
Поблагодарили: 8 раз.

Re: Концептуально: Как оценивать теории.

Комментарий теории:#2  Сообщение Декар » 07 сен 2010, 10:13

Ystok

«Теория — это высшая, самая развитая организация научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строится таким образом, что некоторые из ее характеристик, которые имеют наиболее общую природу, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них по логическим правилам.»3)

Совершенно неверное определение! Представлена теория о том, как создавать (т.е. как выдумывать, высасывать из пальца) теории по какой-то «знаковой модели». И по неверному пониманию сути теории. Это опять бесконечная философская (научная) говорильня, когда человек настолько углубляется в свои «мудрые» рассуждениях, что совсем забывает о том, что же он хотел сказать и для чего... А может и не хотел вовсе?

Модель любого явления (будь она знаковой или какой ещё из современного пустого лексикона) – это всего только воображение человека и совсем не суть «целостного отображения закономерностей некоторой сферы действительности».
Это «целостное отображение» нужно сначала иметь, его надо получить в мыслительной деятельности, направленной именно на её формирование. А не на теоретическое оформление внешнего вида. Именно на формирование более полного представления о мире, в котором живёт человек, а не учить людей, как теоретически нужно выдумывать бесполезные теории.
И 400-летний опыт выслушать до конца философские «рассуждения мыслителя» давно убедили человечество в этом – они нас ни к чему не привели и в познании нашего мира ничего не дали. Самоорганизация структур в природе осуществляется по законам реальной физики (Природы), а не вымышленной «метафизики». И "теории" не надо выдумывать, чтобы их не пришлось оценивать.
Декар
Доступ заблокирован!
 
Сообщений: 161
Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 12:04
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 7 раз.

Re: Концептуально: Как оценивать теории.

Комментарий теории:#3  Сообщение isk86 » 29 янв 2011, 22:14

Наконец, теории совсем высокого ранга, из тех, выше которых не хватило воображения себе представить (и которые, из за предполагаемой неуёмности в своем стремлении воплотиться, представляют нечто большее чем теории!) — это такие «имманентно активные» концепции или неразрывные комплексы принципов, которые можно назвать «самовыводимыми». Это, я бы сказал, "самоприводные" -- те же самодостаточные (предшествующего ранга) метатеории, но уже не требующие для своего разворачивания отдельного, принуждающего их к активности «внешнего активатора» (разума, творца, демиурга и т.п.), а обладают имманентным побуждающим началом — потенциалом самореализации и саморазвития. Такие самоприводные теории используют и порождают творческий потенциал Универсума. Ystok.

Не всё понял в вашей концепции, но «самовыводимость» это то. что у меня постоянно вылазиет при написании. Называю это высасыванием из пальца. С следующей недели начну публиковать метмтеорию "УФО - финал фэнтези". Всё, в окончательном изложении об инопланетянах. Пока публиковал на сайте только отрывки: "Биологическое оружие неадекватного поведения", здесь же в философии, пока еще на первой странице и "Астроинщенерия сверхсветовых прыжков" в астрономии, а илюстрации к ней почему то в матеатике. 29.01.2011 isk86
isk86
 
Сообщений: 17
Зарегистрирован: 03 янв 2011, 13:17
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Re: Концептуально: Как оценивать теории.

Комментарий теории:#4  Сообщение владелиц » 15 фев 2011, 09:06

Ваша проблема уважаемый иск86 в предостовлении больших порций информации , основаной на разукрашивании текста в смысловом диапазоне.
А читателю требуеться более компактное изложение и позволение учавствовать впроцесе рождения.
Диолог ведь более эфективен , чем монолог.
Если ты просто ничего не делаешь — ты бездельник. Если ты ничего не делаешь с умным видом — ты философ.
Сократ
владелиц
 
Сообщений: 395
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 15:31
Благодарил (а): 40 раз.
Поблагодарили: 27 раз.


Вернуться в Философия

 


  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: Yandex [Bot] и гости: 1