Хочу в самой сжатой форме (объемом в “объяснительную записку”) разъяснить свой взгляд на данный парадокс – не столько с целью кого-то вразумить или упрекнуть в непонимании, сколько в надежде встретить либо поддержку, либо убедительный контраргумент. Итак….
Часто люди задаются вопросом: “если в жизни всё предопределено, то какая же это свобода?” И наоборот, “если человек свободен (что должно соответствовать замыслу Творца), то в чём же заключается предопределение?”.
Выскажу мысль совершенно банальную. Указанные вопросы могут показаться проблематичными только с точки зрения обычного человеческого рассудка. Того самого рассудка, который ограничен рамками трёхмерного пространства и одномерного времени. К тому же времени односторонне направленного, так что мы (если не имеем каких-либо психических отклонений) можем двигаться по нему только в одном направлении, как слепые черви в земле, с одной лишь разницей в том, что черви, когда захотят, могут останавливаться на месте, а мы нет. Впрочем, это не мешает нам быть свободными, но только в определённом диапазоне наших возможностей.
А теперь, для анализа феномена предопределения, теоретически сравним наши возможности наблюдателя и исследователя с возможностями Высшего Существа – Творца Мироздания, находящегося не внутри нашего макрокосмоса, а снаружи. То есть вне пространственно-временного континуума.
Известно, что данные наблюдений, из которых формируется представления о сущности наблюдаемого объекта, зависят во многом от позиции наблюдателя. Поэтому для нас простых смертных с позиции нашего земного опыта, умозрительная модель времени – скорее всего, длинный узкий коридор-лабиринт, загромождённый “предметами событий”, так что можно видеть только ближайшие “объекты”, которые заслоняют собой другие “объекты”, находящиеся впереди.
Но если изменить позицию наблюдения, взглянув на этот коридор-лабиринт не изнутри, а извне, повернув его в пространстве 3-D на 90 градусов вдоль Y-оси (проще говоря, выйти на проекцию вид сверху), картина радикально изменится. Тогда, во-первых, кроме нашего “персонального” лабиринта в обзор попадут ещё и другие “чужие” лабиринты, смежные и даже с ним пересекающиеся, так что наш лабиринт окажется уже частью системы лабиринтов и все ходы в этой системе, в том числе и сквозные проходы, и глухие тупики, станут для нас очевидными. Во-вторых, все “предметы событий” с их функциональными взаимодействиями окажутся также открытыми для всестороннего рассмотрения, а это значит, обнаружатся причинно-следственные связи, и вся динамика событий того процесса, который я бы назвал сквозной историей. Сквозной – потому что она охватывает не только прошлое, более-менее известное нам хронологией событий (мира, стран или отдельных личностей), но и будущее, которое для нас сокрыто в полной мгле неведенья.
Мы не в состоянии перешагнуть из настоящего в будущее, ибо настоящее определяется точкой нашего время-место-пребывания в истории. Где мы, там нет ни прошлого, ни будущего, там только настоящее. Однако при стороннем объективном наблюдении, время предстаёт уже в ином свете – как триединая и неделимая субстанция, в которой “мнимые” составляющие (будущее и прошлое) – так же реальны, как и наше настоящее. В сквозной истории прошлое не исчезает, будущее не наступает, время едино, неделимо и является величиной скалярной, т.к. не имеет направления.
Мы долго и мучительно принимаем непростые жизненные решения и думаем над тем, что в действительности уже предначертано. И предначертано естественным ходом событий плюс нашим свободным выбором и нашими решениями. Конечно, прими мы другие решения, отличные от тех, что могли быть приняты, и будущее изменится, но именно в направлении того будущего, каковым оно уже зафиксировано в “базе данных” нашего Мироздания. То есть оно станет таким, каким оно стало уже.
В связи со всем вышесказанным, история, действительно, не терпит сослагательного наклонения; хотя нам, субъектам этой истории, никто не возбраняет упражняться в области гипотетического философствования. Сие занятие (с выходом за пределы детерминированной матрицы событий) бывает весьма увлекательным, так как даёт возможность расширять рамки нашей виртуальной свободы в области грёз и мечтаний. Но не более того….
Мир устроен празднично и мудро, но почему он устроен именно так, это другой вопрос.
м 8-921-632-44-47
- Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать