к методологической основе медико-психологической помощи

Новое в закономерностях развития и функционирования психической деятельности.
Правила форума
Научный форум "Психология"

к методологической основе медико-психологической помощи

Комментарий теории:#1  Сообщение Вячеслав Исхаков » 24 окт 2014, 17:51

К МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, КАК ЕЁ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ

Методологическая основа медико-психологической помощи определяется естественнонаучным базисом, представляющим систему проверенных наукой и практикой наиболее существенных способов организации знаний и практической деятельности, соответствующих свойствам и законам природы, человеческой деятельности, её индивидуальной и социальной значимости. Наиболее общим законом устройства и развития мира является его материальное единство (интеграция) и многообразие, комплиментарных (в силу этого единства) между собою форм материальных образований (дифференциация). Поэтому основной парадигмой медицинской психологии и медико-психологической помощи является моно-мульти-мнемическая концепция психики, жизненно адаптивная дифференцировка ресурсов которой является целенаправленным предметом медико-психологической помощи. Методологическая система в нашем случае, выполняет функцию основополагающих направлений суждений и практических действий, выбора или разработки методов, критической оценки неудач или достижений, путей совершенствования деятельности. В сжатом виде она может представляться как система следующих семи принципов:
1. Материальномнемического монизма. Единой и непосредственной материальной основой психики, всех её врожденных и приобретенных адаптивных образований, процессов, сознания, чувств и эмоций, черт личности, знаний, умений и навыков является, в терминах психологии, врожденная и приобретенная память как «живое мнемическое, биосоциальное (по содержанию) тело» или «психомнемическое пространство», способное формировать под действием извне, в себе и из себя новые психомнемические образования, органы самоуправления соматической, психической и социально-экологической адаптации. 2. Органической саморепаративности и метаболизма внутриклеточных и межклеточных структур головного мозга, образующих материальность живых психо-мнемических образований, требуют учета того, что всякая работа, в особенности напряжение и стресс, разушают структурно-функциональные образования и способности мозга и психики, поэтому самостоятельная работа по решению своих проблем, как и коадаптивная помощь этому не могут достичь позитивного результата, если не будет обеспечен саморепаративно органический метаболизм головного мозга и организма в целом.
3. Целостности и структурности тела, психики, сознания и личности, которые будучи единым «живым мнемическим биосоциальным телом», имеют системно организованную, структурно-функциональную конструкцию врожденных блоков и на этой основе – приобретенные "функциональные органы". Эта система включает блоки: 1) метаболо-мнемической репродукции, 2) информирования (сенсомоторного, предметно-чувственного и вербально-символьного отражения), 3) энергетики (потребностно-эмоциональной, предметно-чувственной и мотивационной активации), 4) репродуктивного и продуктивного программирования (алгоритмов) врожденной и приобретенной адаптивной умственной и практической деятельности, 5) исполнения (соматомоторных, вегетовисцеральных, метаболических и психосоциальных действий), 6) внутреннего и внешнего, чувственного и сознательного контроля (внимания, сознания) тотального и сфокусированного характера и 7) коррекции результатов адаптивной деятельности (сознания и воли) - текущего, промежуточного и конечного.
4. Внутренне активной, адаптивной, эквифинально-творческой самоуправляемости. "Мнемическое биосоциальное тело" личности, обладает всеми атрибутами живого: внутренней активностью, самоуправлением, самосохранением и самозащитой, само- и коадаптивной деятельностью, самовосстановлением, саморазвитием, творчеством, самоактуализацией и самореализациией. Оно не приемлет внешней интервенции, влияния или воздействия, как чуждых своей природе, а посему нуждается в защите от них эквифинально и творчески.
5. Личностной уникальности, открыто-закрытости человека, который по содержанию и своим структурно-функциональным особенностям является во многом уникальной и неповторимой личностью. Она закрывается для неприемлемых энергоинформационных потоков, и открывается для общения, приема информации и действий, если обнаруживает - сродство своему «мнемическому биосоциальному телу», значимость и необходимость, понимание и содействие ему. Сегодня, как и сотни лет назад (Демокрит, Сократ, Гиппократ), «уподобление природе» является основой коадаптивного подхода к здоровому и больному.
6. Внутренней и внешней детерминации адаптивной и коадаптивной деятельности и развития. Психическая неосознаваемая и сознаваемая жизнедеятельность человека протекает непосредственно в интропсихической сфере - соматической, социальной и природной. Именно предметными результатами самостоятельной адаптивной деятельности, включающими информационное, энергетическое, программное, исполнительное и контрольно-коррекционное обеспечение, - в соответствующей среде и при необходимых условиях, происходит развитие адаптивных и коадаптивных способностей личности, при прямом и опосредованном взаимодействии с особенностями явлений, объектов и закономерностей данных сфер во внешней среде, на основе собственных врожденных и приобретенных способностей, программ выживания и развития.
7. Природосообразности индивидуально коадаптивного содействия - программы психосоматического самовосстановления и развития, формируемые в памяти нейросинаптических ансамблей центральной нервной системы, могут через самостоятельное и внешнее психическое содействие улучшить адаптивную работу, если будут созданы условия, сообразные особенностям механизмов именно данного конкретного организма, психики и личности.

Литература:
1.Сайт Вячеслава Исхакова https://sites.google.com/site/3mpsychology/
2. Исхаков В.П. Основания мономультимнемической психологии
Основания мономультимнемической психологии
3.Исхаков В.П. Концепция коадаптивной диагностики и терапевтики
Концепция коадаптивной диагностики и терапевтики
4. Исхаков В.П.Новая, монистическая система психических явлений
http://www.rehes.org/lst2/lst2_84.html
5. Исхаков В. П. К методологии преподавания медицинской психологии, психогигиены, психопрофилактики и психотерапии. Ташкент. Журн. Педиатрия. Т., 2002, 2, с. 70-77.
6. Исхаков В.П. Пятиуровневая система профилактики и гигиены психосоматического здоровья и его расстройств как концепция интеграции программ здравоохранения, подготовки преподавателей и медицинских кадров. Ташкент. Журн. Неврология. Т., 2004, 3, с. 60-65.
7. Исхаков В.П. К методологии коадаптивной терапевтики и диагностики. Актуальные вопросы детской неврологии. Республ. конф. Ташкент, 2006, с.169-170.
8. Исхаков В.П К концепции медико-психологической помощи в здравоохранении. Журн. Педиатрия. Ташкент., 2007, № 3-4, стр.13-20
9. Исхаков В.П. Новое структурирование психики с позиций её мономультимнемической концепции. Междунар.научно-практический журнал. Психология и соционика межличностных отношений. Киев, 2011 N 11(107), с. 5-13

Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать
Код: выделить все
<div style="text-align:center;">Обсудить теорию <a href="http://www.newtheory.ru/psychology/k-metodologicheskoy-osnove-mediko-psihologicheskoy-pomoshchi-t3073.html">к методологической основе медико-психологической помощи</a> Вы можете на форуме "Новая Теория".</div>
Последний раз редактировалось Вячеслав Исхаков 25 окт 2014, 14:16, всего редактировалось 3 раз(а).
Вячеслав Исхаков
 
Сообщений: 52
Зарегистрирован: 05 окт 2009, 08:58
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: к методологической основе медико-психологической помощи

Комментарий теории:#2  Сообщение che » 25 окт 2014, 10:51

Текст, в общем-то, верный, порой даже тривиальный. Но перегруженность профессиональной лексикой делает его невнятным даже для тех, кто этой лексикой худо-бедно владеет. Я, например, так и не понял -- какую новую идею он предлагает нашему вниманию? Типа, что психов должны лечить квалифицированные специалисты? Так где же таких взять...
che
 
Сообщений: 13016
Зарегистрирован: 25 авг 2010, 18:50
Благодарил (а): 956 раз.
Поблагодарили: 941 раз.

Re: к методологической основе медико-психологической помощи

Комментарий теории:#3  Сообщение Анатолич » 25 окт 2014, 11:46

Думаю так. Психология изучает, вернее, выводит среднестатистическое поведение на философском уровне самого исследователя, и без привлечения наработок философии и анатомии.
А, психиатрия, уже естественная наука, изучает патологии - последствия психологии, в том числе и для анатомии.
Хочу, всё, знать! (дурацкое желание)
Анатолич
 
Сообщений: 3818
Зарегистрирован: 28 ноя 2009, 21:47
Откуда: Ростов на Дону
Благодарил (а): 554 раз.
Поблагодарили: 138 раз.

Re: к методологической основе медико-психологической помощи

Комментарий теории:#4  Сообщение che » 25 окт 2014, 12:49

Анатолич писал(а):Психология изучает
Психология вполне естественная наука -- она изучает поведенческие реакции на внешние воздействия, причём на феноменологическом уровне: "корову щёлкни в нос -- она взмахнёт хвостом". Для полноценной редукции выявленных психологических закономерностей к физиологическим процессам в мозге и его анатомии пока недостаточно данных. Да и эффективные инструменты, типа ЯМР и пр., появились лишь недавно.
che
 
Сообщений: 13016
Зарегистрирован: 25 авг 2010, 18:50
Благодарил (а): 956 раз.
Поблагодарили: 941 раз.

Re: к методологической основе медико-психологической помощи

Комментарий теории:#5  Сообщение Вячеслав Исхаков » 25 окт 2014, 13:07

Che
che писал(а): так и не понял -- какую новую идею он предлагает нашему вниманию? Типа, что психов должны лечить квалифицированные специалисты? Так где же таких взять...


В психологии принято считать, что человек воспринимает, понимает и оценивает лишь только тем, что он в своей памяти имеет. Осмысление и применение этого положения накладывает определенную ответственность за свои суждения о чем либо. Отсюда произрастают и корни профессионализма. Профессионально квалифицированные специалисты формируются средой и собственными усилиями - иных источников просто нет. Профессионал никогда не назовет душевно больного "психом" - он даже больше чем здоровый нуждается в гуманном уважении.

Добавлено спустя 55 минут 36 секунд:
che считает, что,
Психология ... изучает поведенческие реакции на внешние воздействия, причём на феноменологическом уровне: "корову щёлкни в нос -- она взмахнёт хвостом". Для полноценной редукции выявленных психологических закономерностей к физиологическим процессам в мозге и его анатомии пока недостаточно данных.


На мой взгляд, даже 150 лет тому назад И.М.Сеченов в своих "Рефлексах головного мозга" не рассуждал столь примитивно. Он говорил, что между стимулом и ответной реакцией следует учитывать наличие "среднего звена" - живого, заинтересованного мнемического содержания, которое непременно опосредует действие внешнего стимула и придаст ответной реакции личностно заинтересованный характер. Сегодняшняя нейро- и психофизиология (см. работы Анохина, Бернштейна, Швыркова, Носкова) ушла далеко вперед от примитивных экспериментов Павловской школы - исследования функциональных систем все более приближается к слиянию структурно-фенкциональных нейросинаптических ансамблей к психическим образованиям Сеченова и Рубинштейна, к мнемическим образованиям в нашей терминологии (истоки которой уходят к Э.Герингу, Симону, Блейлеру, Вундту, Титченеру, Вертгеймеру и др.)
Вячеслав Исхаков
 
Сообщений: 52
Зарегистрирован: 05 окт 2009, 08:58
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: к методологической основе медико-психологической помощи

Комментарий теории:#6  Сообщение Анатолич » 25 окт 2014, 16:07

Вячеслав Исхаков писал(а):В психологии принято считать,

che писал(а):Психология вполне естественная наука

А, что я говорил:
Анатолич писал(а):Психология изучает, вернее, выводит среднестатистическое поведение на философском уровне самого исследователя,

Ко всем моментам психологии и психиатрии, я подхожу, в отличии от представленного, аппаратного уровня, на программном уровне. И, "мнемонические" образования и связи между ними представлены в живых алгоритмах постоянно совершенствующихся в познании.
Хочу, всё, знать! (дурацкое желание)
Анатолич
 
Сообщений: 3818
Зарегистрирован: 28 ноя 2009, 21:47
Откуда: Ростов на Дону
Благодарил (а): 554 раз.
Поблагодарили: 138 раз.

Re: к методологической основе медико-психологической помощи

Комментарий теории:#7  Сообщение che » 25 окт 2014, 17:18

Вячеслав Исхаков писал(а):В психологии принято считать, что человек воспринимает, понимает и оценивает лишь только тем, что он в своей памяти имеет
Как-то не встречал ни в популярной литературе по психологии, ни в учебной, ни в научной, ничего, что можно было бы истолковать подобным образом.
Вячеслав Исхаков писал(а):Отсюда произрастают и корни профессионализма
Корни профессионализма -- в практической деятельности, и, в первую очередь -- в работе над ошибками.
Вячеслав Исхаков писал(а):Профессионал никогда не назовет душевно больного "психом"
"Душевно больной" и "псих" -- синонимы, но принадлежат к разным лексическим пластам: первый к терминологии, второй к просторечию. Вполне профессиональный психиатр в узком кругу за рюмкой чая запросто может назвать своих пациентов "психи". Более того, я сам слышал как профессор, находясь в сильном... да, душевном волнении, произнёс слово "какашка".
Вячеслав Исхаков писал(а):к мнемическим образованиям в нашей терминологии
Именно это я имел в виду, когда говорил о феноменологии. К стати ничего дурного в феноменологии не вижу -- вполне уважаемый метод познания: отмечаем явления, даём им имена. Потом отмечаем устойчивые связи, связи между связями... Но в общем-то остаёмся на одном уровне. Редукция же предполагает вскрытие механизма процесса на более низком уровне -- в данном случае -- биохимическом, биофизическом...
che
 
Сообщений: 13016
Зарегистрирован: 25 авг 2010, 18:50
Благодарил (а): 956 раз.
Поблагодарили: 941 раз.

Re: к методологической основе медико-психологической помощи

Комментарий теории:#8  Сообщение Вячеслав Исхаков » 26 окт 2014, 00:22

che, на мое: "человек воспринимает, понимает и оценивает лишь только тем, что он в своей памяти имеет", - вы сказали,- "Как-то не встречал ни в популярной литературе по психологии, ни в учебной, ни в научной, ничего, что можно было бы истолковать подобным образом". Не присвоив себе (не усвоив в свою память) достижения человеческой культуры, человек не может её понимать и использовать (Выготский). Если ученик не знает, то он и понять не сможет - это банальная истина.

che, вы считаете, что сущность психического явления вскрывается таким путем как "... вскрытие механизма процесса на более низком уровне -- в данном случае -- биохимическом, биофизическом...". Я, как психолог, ищу унитарное основание вначале на своём, психологическом уровне; чтобы оно было "золотом" на которое обменивается любой товар. Уж потом это "золото" можно редуцировать на молекулы, атомы или иные кванты. Если редуцировать воду на водород и кислород, то она уже не сможет утолить вашу жажду. У каждой вещи или явления имеется свой предел, за которым редукция для понимания их эмерджентной сути не имеет смысла.
Вячеслав Исхаков
 
Сообщений: 52
Зарегистрирован: 05 окт 2009, 08:58
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: к методологической основе медико-психологической помощи

Комментарий теории:#9  Сообщение che » 26 окт 2014, 09:26

Вячеслав Исхаков писал(а):это банальная истина
Куда уж банальнее! Чтобы усвоить пищу её следует проглотить -- но не следует весь процесс питания сводить только к глотанию. Что такое память? Это физиологический механизм хранения информации. Механизм необходимый, а потому важный и интересный. Но психология должна в первую очередь интересоваться алгоритмом обработки информации, я так думаю.
Вячеслав Исхаков писал(а):редукция для понимания их эмерджентной сути не имеет смысла
Смотря что называть "пониманием". Всякая сложная система состоит из элементов и связей между элементами. Системный уровень как раз и определяется структурой, формой этих связей. Именно характер связей элементов низшего уровня является "эмерджентной сутью" уровня высшего. Можно , конечно, ограничиться констатацией проявления системных свойств. Но овладение системой в плане прогнозирования, а тем более коррекции, невозможно без анализа. Справедливо что атомы водорода и кислорода, как таковые, не обладают свойствами воды. Но если мы знаем свойства этих атомов, то легко сможем понять как в определённой композиции они явят нам воду с её свойствами. Игнорируя же элементный состав воды и структуру связей её элементов, мы можем только констатировать, но не понимать её свойства.
Собственно, модное словечко "эмерджентность" и придумано для того, чтобы оправдать нежелание химиков вникать в физику. Ну, и т.п...
Возвращаясь к психологии, можно отметить, что для всяких тренингов-коучингов может быть и достаточно констатации определённых психологических закономерностей. Если же речь идёт о патологии ВНД, то здесь никак не уйти от вопросов: какая связь оборвалась? какой элемент сломался?
che
 
Сообщений: 13016
Зарегистрирован: 25 авг 2010, 18:50
Благодарил (а): 956 раз.
Поблагодарили: 941 раз.

Re: к методологической основе медико-психологической помощи

Комментарий теории:#10  Сообщение Вячеслав Исхаков » 26 окт 2014, 10:18

Анатолич, вы сказали:
я подхожу, в отличии от представленного, аппаратного уровня, на программном уровне. И, "мнемонические" образования и связи между ними представлены в живых алгоритмах постоянно совершенствующихся в познании.


Должен вам заметить, что одним из адаптивно-ресурсных блоков мнемических образований у меня ( у Лурии и мн. др.) является программный блок. А связи между мнемическими образованиями в психике (в тотальном мнемическом пространстве) - это тоже мнемические образования. Все они живые, существуют самовосстанавливаются путем белкового метаболизма, контролируемого генами (мнемические олигопептиды существуют от суток до 7 дней; в нейронах в активном рабочем состоянии находится до 30% всего генома, а в клетках тела - не более 2 %. см.мон. Ата-Муратовой). Так, чтобы обеспечить долговременную память нужно проделать очень большую метаболическую работу, связанную с большим потреблением кислорода, белков и углеводов (кстати на этом основан новейший метод функционального исследования памяти ПЭТ) . Без психо-органического процесса не возможно ни онтогенетически-социальное, ни эколюционное развитие. Так что нам не стоит "ломиться в широко открытую дверь".

Добавлено спустя 1 час 3 минуты 9 секунд:
che, вы считаете, что
Но психология должна в первую очередь интересоваться алгоритмом обработки информации, я так думаю.


Я же думаю, что у психологии должно быть множество направлений исследования, при чем каждое из них не может приниматься как вся психология. Но среди этого множества можно выделить некоторые основополагающие направления. Например, одним из таких я считаю определение непосредственной материальной основы психики. Ведь до сих пор эту основу выражают в терминах анатомии (головной мозг), физиологии ВНД Павлова (рефлексы), физиологии Ухтомского (функциональные органы), нейрофизиологии Анохина (функциональные системы). А психологи, хотя и говорят иногда о "психических образованиях", об "образе Я" или "образе мира", но упорно считают, что основой психики являются лишь психические процессы, свойства и состояния. "Психические образования" в число основных психических явлений не включаются, они просто отвергаются (хотя о них специально писал один из российских классиков психологии Рубинштейн).
Вячеслав Исхаков
 
Сообщений: 52
Зарегистрирован: 05 окт 2009, 08:58
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

След.

Вернуться в Психология

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron