Методологическая основа медико-психологической помощи определяется естественнонаучным базисом, представляющим систему проверенных наукой и практикой наиболее существенных способов организации знаний и практической деятельности, соответствующих свойствам и законам природы, человеческой деятельности, её индивидуальной и социальной значимости. Наиболее общим законом устройства и развития мира является его материальное единство (интеграция) и многообразие, комплиментарных (в силу этого единства) между собою форм материальных образований (дифференциация). Поэтому основной парадигмой медицинской психологии и медико-психологической помощи является моно-мульти-мнемическая концепция психики, жизненно адаптивная дифференцировка ресурсов которой является целенаправленным предметом медико-психологической помощи. Методологическая система в нашем случае, выполняет функцию основополагающих направлений суждений и практических действий, выбора или разработки методов, критической оценки неудач или достижений, путей совершенствования деятельности. В сжатом виде она может представляться как система следующих семи принципов:
1. Материальномнемического монизма. Единой и непосредственной материальной основой психики, всех её врожденных и приобретенных адаптивных образований, процессов, сознания, чувств и эмоций, черт личности, знаний, умений и навыков является, в терминах психологии, врожденная и приобретенная память как «живое мнемическое, биосоциальное (по содержанию) тело» или «психомнемическое пространство», способное формировать под действием извне, в себе и из себя новые психомнемические образования, органы самоуправления соматической, психической и социально-экологической адаптации. 2. Органической саморепаративности и метаболизма внутриклеточных и межклеточных структур головного мозга, образующих материальность живых психо-мнемических образований, требуют учета того, что всякая работа, в особенности напряжение и стресс, разушают структурно-функциональные образования и способности мозга и психики, поэтому самостоятельная работа по решению своих проблем, как и коадаптивная помощь этому не могут достичь позитивного результата, если не будет обеспечен саморепаративно органический метаболизм головного мозга и организма в целом.
3. Целостности и структурности тела, психики, сознания и личности, которые будучи единым «живым мнемическим биосоциальным телом», имеют системно организованную, структурно-функциональную конструкцию врожденных блоков и на этой основе – приобретенные "функциональные органы". Эта система включает блоки: 1) метаболо-мнемической репродукции, 2) информирования (сенсомоторного, предметно-чувственного и вербально-символьного отражения), 3) энергетики (потребностно-эмоциональной, предметно-чувственной и мотивационной активации), 4) репродуктивного и продуктивного программирования (алгоритмов) врожденной и приобретенной адаптивной умственной и практической деятельности, 5) исполнения (соматомоторных, вегетовисцеральных, метаболических и психосоциальных действий), 6) внутреннего и внешнего, чувственного и сознательного контроля (внимания, сознания) тотального и сфокусированного характера и 7) коррекции результатов адаптивной деятельности (сознания и воли) - текущего, промежуточного и конечного.
4. Внутренне активной, адаптивной, эквифинально-творческой самоуправляемости. "Мнемическое биосоциальное тело" личности, обладает всеми атрибутами живого: внутренней активностью, самоуправлением, самосохранением и самозащитой, само- и коадаптивной деятельностью, самовосстановлением, саморазвитием, творчеством, самоактуализацией и самореализациией. Оно не приемлет внешней интервенции, влияния или воздействия, как чуждых своей природе, а посему нуждается в защите от них эквифинально и творчески.
5. Личностной уникальности, открыто-закрытости человека, который по содержанию и своим структурно-функциональным особенностям является во многом уникальной и неповторимой личностью. Она закрывается для неприемлемых энергоинформационных потоков, и открывается для общения, приема информации и действий, если обнаруживает - сродство своему «мнемическому биосоциальному телу», значимость и необходимость, понимание и содействие ему. Сегодня, как и сотни лет назад (Демокрит, Сократ, Гиппократ), «уподобление природе» является основой коадаптивного подхода к здоровому и больному.
6. Внутренней и внешней детерминации адаптивной и коадаптивной деятельности и развития. Психическая неосознаваемая и сознаваемая жизнедеятельность человека протекает непосредственно в интропсихической сфере - соматической, социальной и природной. Именно предметными результатами самостоятельной адаптивной деятельности, включающими информационное, энергетическое, программное, исполнительное и контрольно-коррекционное обеспечение, - в соответствующей среде и при необходимых условиях, происходит развитие адаптивных и коадаптивных способностей личности, при прямом и опосредованном взаимодействии с особенностями явлений, объектов и закономерностей данных сфер во внешней среде, на основе собственных врожденных и приобретенных способностей, программ выживания и развития.
7. Природосообразности индивидуально коадаптивного содействия - программы психосоматического самовосстановления и развития, формируемые в памяти нейросинаптических ансамблей центральной нервной системы, могут через самостоятельное и внешнее психическое содействие улучшить адаптивную работу, если будут созданы условия, сообразные особенностям механизмов именно данного конкретного организма, психики и личности.
Литература:
1.Сайт Вячеслава Исхакова https://sites.google.com/site/3mpsychology/
2. Исхаков В.П. Основания мономультимнемической психологии
Основания мономультимнемической психологии
3.Исхаков В.П. Концепция коадаптивной диагностики и терапевтики
Концепция коадаптивной диагностики и терапевтики
4. Исхаков В.П.Новая, монистическая система психических явлений
http://www.rehes.org/lst2/lst2_84.html
5. Исхаков В. П. К методологии преподавания медицинской психологии, психогигиены, психопрофилактики и психотерапии. Ташкент. Журн. Педиатрия. Т., 2002, 2, с. 70-77.
6. Исхаков В.П. Пятиуровневая система профилактики и гигиены психосоматического здоровья и его расстройств как концепция интеграции программ здравоохранения, подготовки преподавателей и медицинских кадров. Ташкент. Журн. Неврология. Т., 2004, 3, с. 60-65.
7. Исхаков В.П. К методологии коадаптивной терапевтики и диагностики. Актуальные вопросы детской неврологии. Республ. конф. Ташкент, 2006, с.169-170.
8. Исхаков В.П К концепции медико-психологической помощи в здравоохранении. Журн. Педиатрия. Ташкент., 2007, № 3-4, стр.13-20
9. Исхаков В.П. Новое структурирование психики с позиций её мономультимнемической концепции. Междунар.научно-практический журнал. Психология и соционика межличностных отношений. Киев, 2011 N 11(107), с. 5-13
- Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать