Карл Маркс и современность

Новые теории социального развития общества (социальных систем, общностей, групп, личностей).
Правила форума
Научный форум "Социология"

Карл Маркс и современность

Комментарий теории:#1  Сообщение explorer » 27 дек 2015, 21:43

Владислав Фельдблюм

Карл Маркс и современность: современные императивы общественных отношений
(в свете междисциплинарной общеэкономической теории)


Изображение

Нельзя не отметить, что экономическая теория Карла Маркса не придавала должного значения фактору мотивации труда и вообще психологическим аспектам экономической деятельности. Схема мышления была тверда, как скала: частную собственность непременно следует упразднить, капиталисты – плохие люди и их непременно надо свергнуть, а пролетарии – хорошие люди, и им принадлежит будущее. Поразительно, но в трудах Маркса трудно (если вообще возможно) отыскать простую мысль о том, что капиталисты – тоже люди, и они могут быть разными. Не поколебала Маркса даже его дружба с капиталистом Энгельсом, который разделял марксистские убеждения и помогал Марксу материально. Сегодня кажется нелепой даже сама постановка вопроса о допустимости предпринимательской деятельности. Почему общество должно запрещать умному, энергичному и грамотному человеку создать собственное предприятие по производству необходимой людям продукции и нанимать для этого работников за согласованную заработную плату? Чего здесь антиобщественного? Наоборот, налицо взаимная заинтересованность. Капиталист в качестве работодателя предоставляет рабочие места людям, желающим и способным выполнять данную работу. Прибыль (прибавочная стоимость в терминологии Маркса) есть ни что иное как оплата труда капиталиста по созданию и поддержанию в работоспособном состоянии своего предприятия. В наше время роль психологического фактора в экономической деятельности приобретает адекватную оценку. Например, хорошо сказали об этом Р.Д.Вольф и С.А.Резник: «Есть разные пути, по которым владельцы могут расходовать свой прибавочный продукт. От того, какой путь избирается при том или ином общественном строе, зависит образ жизни людей, живущих в этом обществе. От того, как собственники распоряжаются поступающим к ним прибавочным продуктом, зависят структура, противоречия и изменения в том или ином обществе» (Wolf R.D., Resnick S.A. Economics: Marxian versus Neoclassical. – Baltimore, London: The Johns Hopkins University Press, 1987, p. 148).

Междисциплинарная общеэкономическая теория по-новому рассматривает проблему собственности на средства производства. Отвергая шизофренический взгляд на частную собственность как на нечто зловредное и недопустимое, она, в то же время, отвергает либеральные теории о непременно более высокой эффективности частной собственности по сравнению с государственной. В новой теории решающую роль в социально-экономическом развитии играет не форма собственности как таковая, а характер ее функционирования. На первый план выходит характер мотивации труда. Пресловутое «чувство хозяина» хотя и сохраняет определенное значение для эффективного функционирования частного предприятия, но оно не столь велико, как часто думают. Историческая практика показывает, что хорошим хозяином, равно как и плохим, может быть и государство, и частный владелец. Современное государство научилось координировать и направлять экономическую деятельность и государственного, и частного секторов в русло общенациональных интересов. Примером могут служить США, где при всей святости и неприкосновенности частной собственности, государство в течение десятилетий планомерно и целеустремленно реализовало важнейшие общенациональные программы борьбы с бедностью, преодоления отставания от СССР в освоении космического пространства, выведения страны в бесспорные лидеры научно-технического прогресса и др. Высокие темпы развития демонстрирует современный Китай, где капиталистический рынок функционирует под контролем государства, где сохраняется плановая система управления народным хозяйством при сохранении руководящей и направляющей роли коммунистической партии.

Безвозвратно уходит в прошлое эпоха классовой борьбы. Революции, забастовки, баррикады – все это медленно, но неуклонно становится рудиментами прошлого. Упертость, ограниченность мышления и драчливость уступают место компромиссу на взаимоприемлемой основе. Разумеется, в разных странах по-разному. В наиболее экономически развитых странах, таких как США, Англия или Германия уже давно нет того нищего, озлобленного пролетариата, который по определению Карла Маркса должен был стать могильщиком капитализма. В развитых странах наемный работник получает весьма приличную заработную плату, обеспечивающую ему и его семье безбедное существование. Конечно, сохраняется социальное расслоение, часто весьма резкое. Но общий высокий уровень жизни побуждает общество с этим мириться. Тем более, что современное государство принимает меры для перераспределения доходов в пользу менее обеспеченных граждан путем прогрессивного налогообложения. И тем более, что возрастает роль профсоюзов в защите прав трудящихся. Сказанное не означает, что в мире совсем исчезли классовый антагонизм и борьба между классами. Но общая тенденция общественного развития – от конкуренции к координации, от конфронтации к сотрудничеству, причем в глобальном масштабе. Предвижу возражение: как же так, ведь конкуренция – двигатель экономического прогресса! Так-то оно так, но ортодоксально-либеральное восхваление конкуренции как общественного явления тоже постепенно теряет здравый смысл. В обстановке обостряющихся глобальных угроз человечество не сможет выжить, если не преодолеет пагубной разобщенности, не научится жить и работать по общему разумному плану, не сможет противопоставить безудержному эгоизму разумное самоограничение в общих интересах. Координация и сотрудничество становятся необходимым условием существования и развития цивилизации в нашем общем и единственном доме – на планете Земля.

Ярославль, декабрь 2015 г.

Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать
Код: выделить все
<div style="text-align:center;">Обсудить теорию <a href="http://www.newtheory.ru/sociology/karl-marks-i-sovremennost-t3637.html">Карл Маркс и современность</a> Вы можете на форуме "Новая Теория".</div>
explorer
 
Сообщений: 216
Зарегистрирован: 29 июн 2010, 19:24
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 11 раз.

Re: Карл Маркс и современность

Комментарий теории:#2  Сообщение dreamer » 28 дек 2015, 12:02

explorer писал(а): Революции, забастовки, баррикады – все это медленно, но неуклонно становится рудиментами прошлого. Упертость, ограниченность мышления и драчливость уступают место компромиссу на взаимоприемлемой основе


Какое глубокое замечание-было бы-если бы:не события на Майдане,госперевороты в ряде стран , масштабные и кровавые теракты тут и там, и войны,войны,войны. Так что, продолжайте "про компромиссы на взаимоприемлемой основе" и про то как космические корабли бороздят... просторы...Большого театра.
dreamer
 
Сообщений: 4859
Зарегистрирован: 15 окт 2010, 14:43
Благодарил (а): 484 раз.
Поблагодарили: 490 раз.

Re: Карл Маркс и современность

Комментарий теории:#3  Сообщение che » 28 дек 2015, 18:35

Да! Кончился у марксистов порох в пороховницах...
che
 
Сообщений: 13016
Зарегистрирован: 25 авг 2010, 18:50
Благодарил (а): 956 раз.
Поблагодарили: 941 раз.

Re: Карл Маркс и современность

Комментарий теории:#4  Сообщение Ivanesphilosof » 27 фев 2018, 13:44

Высшая степень отчуждения-это не от результатов труда, а от своих желаний, способностей. Когда человек трудится ради хлеба, где платят, а не где интересна, то мотивация - заработать на хлеб, он раб. Когда для реализации творческого потенциала, он творец. Мы в большинстве своем - рабы
Ivanesphilosof
 
Сообщений: 143
Зарегистрирован: 15 фев 2018, 10:41
Откуда: МО, г. Фрязино
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 9 раз.

Re: Карл Маркс и современность

Комментарий теории:#5  Сообщение che » 27 фев 2018, 16:04

Ivanesphilosof писал(а):Высшая степень отчуждения-это не от результатов труда, а от своих желаний, способностей
Тет ещё следует чтобы желания совпадали со способностями, а те и другие -- с потребности. Деятельность не направленная на производство благ -- хлеба в широком смысле -- не является трудом. Стремление к такой деятельности -- порочно, а способность -- бесполезна. Отличие же рабской работы от творческого труда состоит в том, что первая состоит в последовательности действий и операций, задаваемых не самим тружеником, а иным лицом, которое и оценивает результат, выдавая за него толику "хлеба". Во втором случае труженик сам ставит цель, выбирает средства её достижения и реализует намеченные действия. Он же постоянно мониторит текущие результаты, корректируя намеченный план по мере исполнения и в окончательном виде. Он же и несёт ответственность в случае, если поставленная цель не достигнута. Реальная человеческая деятельность содержит оба перечисленные элемента, которые в совокупности и определяют себестоимость. Но лишь второй производит добавленную стоимость.
che
 
Сообщений: 13016
Зарегистрирован: 25 авг 2010, 18:50
Благодарил (а): 956 раз.
Поблагодарили: 941 раз.

Re: Карл Маркс и современность

Комментарий теории:#6  Сообщение Ivanesphilosof » 28 фев 2018, 08:38

Без совпадения способностей желаниям (потребностям) также налицо отчуждение от самого себя. Человек в идеале-ансамбль (гармония) социальных отношений по К. Марксу
Ivanesphilosof
 
Сообщений: 143
Зарегистрирован: 15 фев 2018, 10:41
Откуда: МО, г. Фрязино
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 9 раз.

Re: Карл Маркс и современность

Комментарий теории:#7  Сообщение dreamer » 28 фев 2018, 09:47

che писал(а):Реальная человеческая деятельность содержит оба перечисленные элемента, которые в совокупности и определяют себестоимость. Но лишь второй производит добавленную стоимость.


Немедленно-за парту ! И учить от сих до сих ! Вернусь-спрошу...
dreamer
 
Сообщений: 4859
Зарегистрирован: 15 окт 2010, 14:43
Благодарил (а): 484 раз.
Поблагодарили: 490 раз.

Re: Карл Маркс и современность

Комментарий теории:#8  Сообщение che » 28 фев 2018, 10:04

Ivanesphilosof писал(а):Без совпадения способностей желаниям (потребностям) также налицо отчуждение от самого себя.
Вы всё толкуете о какой-то психопатологии -- что такое отчуждение от самого себя"отчуждение от самого себя"? В чём оно выражается? И как вообще могут совпадать способности, желания и потребности? Эти слова выражают совершенно разнокачественные понятия!
    Способность -- это присущее субъекту свойство, определяющее высокую успешность в одних видах деятельности, и относительно низкую -- в иных.
    Желание -- ощущение (возможно ложное) дефицита некого витального ресурса и порождаемый таким ощущением эмоциональный статус.
    Потребность -- осознанное стремление восполнить дефицит витального ресурса.
Проблема, состоящая в том, что способности данного субъекта неспособны удовлетворить его потребность и снять фрустрацию неудовлетворённого желания, в человеческом обществе решается разделением труда и обменом ценностями.
Ivanesphilosof писал(а):ансамбль (гармония) социальных отношений по К. Марксу
Вы имеете в виду затасканное до полной бессмысленности "От каждого по способностям, каждому по потребностям"? Конечно, усреднение, как способностей, так и потребностей в группе насколько сглаживает дисбаланс между ними, но гарантированное удовлетворение потребностей может быть достигнуто только ростом производительности труда. По-этому надо не призывать гегемонов бить буржуев, а совершенствовать производственные технологии. И учить трудящихся, чтобы могли эти технологии использовать.
che
 
Сообщений: 13016
Зарегистрирован: 25 авг 2010, 18:50
Благодарил (а): 956 раз.
Поблагодарили: 941 раз.

Re: Карл Маркс и современность

Комментарий теории:#9  Сообщение Ivanesphilosof » 01 мар 2018, 17:34

"И учить трудящихся, чтобы могли эти технологии использовать"
А кто есть еще кроме трудящихся? Я так понимаю, что те, кто учить их технологиям будет! И кто это такие? Раньше они называли себя предпринимателями. Да и сейчас, в сути, предприниматели, а все остальные, даже ученные, пока сами не стали предпринимателями, являются теми же наемными трудящимися. Да и о каких трудящихся идет речь? Сейчас рабочие как класс уже вымерли, если, конечно, не считать за рабочий класс современности, офисный планктон, в чем есть некоторый смысл. Потом в настоящее время растет доля малого бизнеса, самозваных, фри-лансеров, в их обучении заинтересованы только они сами и больше никто. Я не знаю их долю в экономике, но если посмотреть вокруг, то они кругом. Причем и в европейских странах тоже. Даже среди моих знакомых, самозанятый экскурсовод, водопроводчик. Это в Милане. Кто же их будет учить прогрессивным технологиям?
Ivanesphilosof
 
Сообщений: 143
Зарегистрирован: 15 фев 2018, 10:41
Откуда: МО, г. Фрязино
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 9 раз.

Re: Карл Маркс и современность

Комментарий теории:#10  Сообщение che » 01 мар 2018, 18:01

Ivanesphilosof писал(а):Это в Милане
Ясно, не в коня корм. Кто понял -- выучился на гида или сантехника: они это могут, а людям надо. А Вам западло делать то, что нужно людям? Или просто не умеете?
che
 
Сообщений: 13016
Зарегистрирован: 25 авг 2010, 18:50
Благодарил (а): 956 раз.
Поблагодарили: 941 раз.

След.

Вернуться в Социология

 


  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1