Механизмы создания эффективного государства. Прозрачность

Новые теории социального развития общества (социальных систем, общностей, групп, личностей).
Правила форума
Научный форум "Социология"

Механизмы создания эффективного государства. Прозрачность

Комментарий теории:#1  Сообщение tabularussia » 18 май 2023, 22:16

Механизмы создания эффективного государства. Прозрачность и ответственность.

Александр Аринин, доктор политических наук
Начало тут http://www.newtheory.ru/sociology/neobh ... t6712.html

Для того чтобы построить эффективное государство, Президенту и правящей элите России необходимо кардинально изменить структуру и принципы государственных отношений, внедрив в структуру властного управления политико-правовые механизмы прозрачности и неукоснительной личной ответственности каждого чиновника за принимаемые им решения и осуществляемые действия, что позволит устранить всеобщие коррупцию и некомпетентность и повысить эффективность государственной системы в целом. В этом и состоит основной смысл модернизации государства.
Под прозрачностью следует понимать свободный доступ граждан к полной, достоверной, своевременной и регулярной информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц, а главную роль здесь играют цифровые технологии. Благодаря этому государственная власть окажется под постоянным контролем российского народа, который принудит её эффективно исполнять свои функции.
Свободный доступ граждан к информации о деятельности органов власти подразумевает возможность её получения прежде всего с помощью системы Интернет, а также СМИ. Информация должна быть достоверной – не вызывающей сомнений, своевременной – оперативно поступающей в нужный момент и регулярной, предоставляемой равномерно и правильно через определенные промежутки времени.
В настоящее время прозрачность деятельности государственных органов и органов местного самоуправления законодательно не обеспечена, поэтому правящей элите нужно незамедлительно внести в законы соответствующие поправки.
С 1 января 2010 г. действует Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Он позволил значительно расширить возможности контроля граждан над деятельностью органов государственной власти и их должностных лиц. Вместе с тем в законе отсутствуют инструменты прозрачности, как следствие, 13 лет он работает формально и потому нуждается в значительных дополнениях.
Первое из них, на мой взгляд, должно состоять в установлении законодательной нормы, согласно которой все властные учреждения обязаны предоставлять для всеобщего сведения полную информацию о своей деятельности, за исключением той, перечень которой определен законом о государственной тайне. Данная норма позволит, во-первых, полнее раскрыть деятельность органов федеральной власти и местного самоуправления и их должностных лиц. Во-вторых, она сделает размещаемую информацию об их деятельности императивной. В настоящее время вышеприведенный закон не устанавливает ни полноты, ни обязательности размещаемой ими информации.
Второе дополнение должно предусматривать обязательное упоминание как авторов любых решений, то есть конкретных должностных лиц, подготовивших проекты этих решений, так и лиц, принявших их (в том числе и коллегиально) в органах исполнительной, законодательной и судебной власти и органах местного самоуправления.
Третье дополнение — все принимаемые органами власти решения вступают в силу только после опубликования (размещения) их в Интернете и соответствующих информационных источниках. Работа этих норм и публичность принимаемых решений приведут к повышению персональной ответственности государственных и муниципальных служащих, судей, депутатов, иных представителей власти и их компетентности.
Четвертое дополнение — вся информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления должна быть достоверной, своевременной, регулярной и постоянно обновляемой. Функционирование данной нормы позволит гражданам и всему обществу осуществлять повсеместный контроль деятельности государственных и муниципальных служащих, судей, прокуроров, сотрудников органов внутренних дел, иных представителей власти.
Именно в этих четырёх дополнениях состоит основной принцип работы политико-правового механизма прозрачности. Следует подчеркнуть, что она должна касаться всех ветвей и структур органов государственной власти и местного самоуправления, а также монополизированного бизнеса.
Сущность свободного доступа граждан к полной, достоверной, своевременной и регулярной информации о деятельности представителей органов государственной власти заключается в том, что госслужащие, депутаты, судьи, прокуроры, сотрудники органов внутренних дел, а также муниципальные служащие и прочие должностные лица всегда должны быть на виду. Поскольку закрытость и секретность их деятельности неизбежно приводят к безответственности и как следствие некомпетентности, к нарушению закона и коррупции.
Имея такую информацию, российский народ и институты гражданского общества могут оперативно оценивать деятельность органов госвласти и их должностных лиц. При безответственном исполнении последними своих обязанностей и нарушении закона российские граждане получат возможность законного давления на власть путём проведения журналистских расследований, выступления в СМИ, обращения в вышестоящие органы, подачи судебных исков, избрания на выборах новых губернаторов, депутатов всех уровней, глав местного самоуправления, публичных акций – митингов, шествий, демонстраций и других мер общественного воздействия.
Законодательное введение механизма прозрачности обеспечит двойной контроль над представителями органов государственной власти. С одной стороны, им придётся работать в условиях повышенной ответственности и внутренней конкуренции, так как руководители и коллеги будут знать всё об их деятельности. С другой стороны, они оказываются под постоянным контролем конкурирующих между собой партий, СМИ, общественных организаций, профсоюзов, рядовых граждан. Кроме того, механизм прозрачности будет способствовать активному вовлечению последних в процесс преобразований в России.
Интегрирование указанных выше норм в закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» позволит укрепить правовое обоснование прозрачности и как следствие создать благоприятные условия для результативного народного контроля над деятельностью государственных органов власти и органов местного самоуправления, а также их должностных лиц.
Итак, смысл народного контроля состоит, с одной стороны, в правовом принуждении должностных лиц и простых служащих органов государственной власти и местного самоуправления к ответственности по обеспечению строгого соблюдения закона всеми без исключения, компетентному регулированию экономических, социальных, иных вопросов. С другой стороны, народный контроль поможет государственным и муниципальным служащим навести порядок в своих рядах, стать ответственными, неподкупными, компетентными.
Помимо прозрачности, важная роль в создании эффективного государства принадлежит внедрению в государственно-властные отношения политико-правового механизма всеобщей и неукоснительной ответственности.
Для его результативного использования в закон «О противодействии коррупции» необходимо внести 20 статью «Конвенции ООН против коррупции», не утвержденную Государственной Думой при её ратификации Россией в 2006 г. Между тем именно эта статья Конвенции устанавливает уголовное наказание за незаконное обогащение – значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать.
Ратификация нормы «незаконного обогащения» и внедрение её в российское законодательство значительно повысит ответственность должностных лиц в государственных органах власти и органах местного самоуправления.
Существенную роль в создании механизма ответственности может сыграть повсеместное употребление полиграфа в органах государственной и местной власти. Его роль очевидна, так как он способен выявлять коррумпированных служащих, пресекать разворовывание государственного бюджета и так называемые «откаты», минимизировать риски, связанные с незаконными действиями недобросовестных чиновников. Его применение при отборе кадров уже на начальном этапе позволит отсеять тех, кто совершал ранее какие-либо преступления (в том числе не выявленные правоохранительными органами), имеет порочные наклонности (алкоголь, наркотики, азартные игры), а также использовал на предыдущих местах работы своё служебное положение для личного обогащения.
В результате перечисленных преобразований в государственных органах управления останутся те, кто умнее, инициативнее, ответственнее, – люди, которые могут работать эффективно. А лица, нарушающие закон, вымогающие и берущие взятки, безответственно относящиеся к своим обязанностям и неспособные к компетентной деятельности, сами уйдут со своих постов.
В условиях такой естественной конкуренции окажутся ненужными искусственные (президентские, губернаторские и пр.) «списки перспективных кадров», конкурсы «лидеров России» и т.п. С использованием механизма ответственности у российских граждан появятся возможности быть востребованными во властных структурах не за счёт взяток и принципа личной преданности, дружбы, совместной учёбы или службы, но единственно в соответствии с их умом, деловыми, профессиональными и моральными качествами. А у политической элиты появится эффективный инструмент ротации кадров.
https://dzen.ru/a/ZGZ20WKOHGzje6ty
Продолжение следует...

Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать
Код: выделить все
<div style="text-align:center;">Обсудить теорию <a href="http://www.newtheory.ru/sociology/mehanizmi-sozdaniya-effektivnogo-gosudarstva-prozrachnost-t6722.html">Механизмы создания эффективного государства. Прозрачность</a> Вы можете на форуме "Новая Теория".</div>
tabularussia
 
Сообщений: 65
Зарегистрирован: 12 ноя 2022, 14:52
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Вернуться в Социология

 


  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2