Комментарий теории:#20 Николай Мигашкин » 02 фев 2012, 07:05
Когда-то такие занятия по нормативной психологии приходилось проводить. Они были востребованы. Сейчас покажутся сложными и замысловатыми. Но законы таковы, прежде чем мечтать о внешне свободе, должен обрести внутреннюю свободу в мысля и ощущениях. Вот прошлые заготовки.
1. Свобода - это способность не реагировать на призывы и требования -"Улыбнись", "Подойди", "Стой", "Бойся", "Сейчас больно сделаю".
Упражения для формирования нонконформиста - "Не-улыбка", "Сам подойди!", "Не останавливаться", "Не бояться", "Делай, я не боюсь!" - не боятся говорить "Нет", не боятся обидеть или рассердить другого. Выработка спокойного и нормального реагирования.
2. Свобода - это способность реагировать адекватно требованиям ситуации.
Упражнение для формирования конформиста (для исключения травмирования выполняется в отношении известного лица, но отсутствующего. Дома же можно посмотреть эти свои лица в зеркале. И только при достаточно хорошей подготовке можно будет изображать на занятиях друг друга.) - "Как он смеется", "Как плачет?", "Как грубит?","Как ругается?", "Какой он обиженный?", "Каким он был маленьким?", "Какой будет в старости?", "Как хитрит?", "Как выкручивается", "Как объясняется в любви?".
3. Свобода - это способность оценивать себя со стороны окружающих - "Мудр тот, кто умеет подчиниться обстоятельствам!"
Упражнение на способность становиться оцениваемым, а не оценивающим - "Как оценивают окружающие мое поведение?", "Не мешаю ли другим?", "Уютно ли меня ощущают другие?", "Как я реагирую на шибки других?", "Могу ли я прийдти к согласию с другими, когда хочется возразить?", Умею ли выслушать собеседника до конца?" "Терпелив ли я к инакомыслию других?"
4. Степень свободы определяется умением в любой ситуации высказать восхищение другим человеком, его действиями или поступками. Чем больше способов у человека выразить комплименты и благодарность глазами, улыбкой, жестом, тем больше возможностей расширить свое влияние на других.
Упражнения- "Доброжелательный человек", как улыбаться "внутренней улыбкой", как стать жизнерадостным всей душой, всем сердцем. Дорожелательные внутренние фразы - "Здравствуйте", "Мир вам", "Хорошо", мысленные эмоциональные приветствия небу, птицам, растениям, деревьям, чувственное слияние с ними.
5. Ассоциированная свобода - умение "находясь" внутри опыта "глядеть" на него "изнутри".
6. Диссоциированная свобода - находясь "вне" опыта видеть его или слышать его отстраненно.
7. Расширение возможности выбора решения в проблемных ситуациях как способ обретения подлинной свободы.
а) Увеличение разнообразия оценок воздействия ситуации по отношению к себе расширяет и спектр возможностей в принятии оптимального решения. Этот путь осуществляется и через умение прислушиваться к своим основным ощущениям и самочувствию, что приводит к обучению установления уравновешанности в чувствах. Обучение осуществляется следующими вопросами: Что было главным в моем самочувствии в этой ситуации? Как она повлияла на мои ощущения? Как я воспринимал ситуацию зрительно? Каковы мои слуховые ощущения? После каждого рассмотрения устанавливать свой порог желательного реагирования, который устанавливается повторением, но уже с других позиций.
б) Рассмотрение этой же ситуации с позиции другого (других) участников увеличивает спектр возможностей позитивного и бесконфликтного разрешения ситуации. Этот тренинг обучает дипломатии поведения, где свои интересы утверждаются через выбор иных способов, либо через поиск соответствия с интересом противоположной стороны.
в) Отстраненное рассмотрение ситуации, в случаях, когда есть возможность анализировать ее без помех со стороны сторонних лиц.
Треннинг вырабатывает стратегические способности организации своего свободного поведения. Будем себя тренировать сами. Можно в эти игры поиграть с детьми. Я играл с пятилетней внучкой. ей нравилось. В 10 лет она часто шутя кричала на какие то требования к ней "Свободу детям! Ребенок сам имеет право выбирать!"