Эссе о метафизике

Новое в исследованиях природы и структуры мира.

Эссе о метафизике

Комментарий теории:#1  Сообщение poslushnik » 31 янв 2011, 18:12

Актуальность
Часто у меня спрашивают: какая практическая польза от метафизики? Какие прикладные задачи можно решать с помощью этой науки?
Это трудный вопрос. Трудный хотя бы потому, что, в силу специфики своего предмета, развитие этой науки затруднено: нужно быть мастером логики, анализа, и чувствовать себя в абстракциях как рыба в воде, чтобы хоть немного продвинуть её развитие. Однако каждое такое продвижение сопровождается целой научной революцией, примеры из истории известны.
Какая польза лично для меня? Да просто, изучая метафизику, я приобретаю знания всех других наук и научных дисциплин, без близкого с ними знакомства. Так, например, зная метафизику, в университете мне нужно было ознакомиться лишь с понятийным аппаратом той или иной дисциплины, чтобы знать, как и что там называется, и сдать экзамен на отлично. Недавно, например, я узнал при первом знакомстве с учебником по системному анализу, что я этим уже давно владею.
Метафизика - это средоточие знания, микрокристалл, в котором оно сосредоточено в сверхплотном виде. Какая от неё польза??? - да никакой, в общем-то, поскольку знание само по себе не является благом, а лишь опосредованно, будучи применённым в той или иной сфере человеческой деятельности.

1. Введение

Я хочу создать такую философскую систему, из которой бы дедуктивно, в рамках классической логики, выводилось вообще всё знание. Фантастично, правда? Вот только я считаю, что это возможно.
Как возможно в принципе создать такую систему? Обычный метафизический дискурс таков, что у всего множества вещей есть своя причина, а отсюда - что у всего существующего есть одна-единственная Первопричина, то есть Бог. Если бы мы могли совершенно и полностью познать Бога, то систему, из которой выводится вообще всё знание, можно было бы создать без всяких оговорок.
Но Бога мы не можем никогда познать до конца. Сколько бы мы Его ни познавали, мы сможем лишь сказать, что кое-что (неизмеримо мало) о Нём знаем. Это то же самое, что познавать истину: сколько бы мы о ней ни узнавали, она остаётся не исчерпаной.
Так что же нам делать? Ладно, Бога до конца мы познать не можем. Но ведь есть то, с чего Он начинал творить мир, начало мира! Отсюда, если мы узнаем, что является началом, основой МРЗД (мироздания), и если узнаем, каким образом она была заложена, то возможность создать рекомую философскую систему становится реальной и вполне очевидной.
А теперь давайте попытаемся найти эту самую основу МРЗД. Для этого, по всей видимости, нужно рассмотреть два предмета: то, что нам известно о сущности Бога, и то, что нам известно о начале творения. То, что нам известно о сущности Бога, нам необходимо рассмотреть потому, что Он сотворил мир, или, если понимать Его как Первоначало, то потому, что из Него всё произошло; начало творения нам необходимо рассмотреть для того, чтобы знать, как именно была заложена основа МРЗД. Что именно было сотворено первым, нам не известно, да и не очень нужно на самом деле, потому что то, что было сотворено вторым, могло быть сотворено независимо от первого, и подобен у них может быть лишь принцип, согласно которому совершается творение: он-то и возникает прежде всякой сотворённой Богом вещи, и потому представляет для нас первостепенное значение.

Итак, что нам известно о сущности Бога? - известно, что Он триедин. Это значит, что в сущности Бога три ипостаси: Отец (первое), Сын (второе), и Св.Дух (третье). Почему так - предмет другого разговора, ответ может быть легко выведен из понятия «бытие», которое я даю далее.
Если есть Отец, то есть и Сын: потому что как же Отец может быть Отцом, если у Него нет Сына? И наоборот, если есть Сын, то есть и Отец: потому что как же Сын может быть Сыном, если у Него нет Отца? А о Святом Духе известно, что посредством Него осуществляется связь Отца и Сына, Св. Дух выражает их тождество.
Отец, как первое, заключает в Себе Сына - второе -, и Его рождает: Сын в Отце. Но и в Сыне, как во втором, усматривается Его Отец, как первое: Отец в Сыне. Существование Отца необходимо полагает существование Сына, причём именно в таком отношении, как было сказано; существование Отца и Сына в рекомом отношении также с необходимостью полагает существование Св.Духа, как Того, что (на самом деле - Кто) это отношение выражает.
Вот что нам известно о сущности Бога, если вкратце, касаясь одной лишь формальной стороны. Теперь нам следует рассмотреть момент начала творения. Для этого нам нужно хорошенько рассмотреть саму ситуацию, в которой оно произошло.
Вначале был Бог, Который существовал Сам по Себе, существовал очень даже неплохо... - и кроме Него вообще ничего не было. Вообще, даже времени не было. Вернее, кроме Бога было ничто, которое, в общем-то и не было. И вдруг из этого ничто, которое даже и не существует толком, а имеет лишь обозначение, даваемое относительно существующего (но это лирика, мы отклоняемся в сторону), вдруг из этого ничто - возникает нечто. И возникает это самое нечто по воле Бога, совсем-совсем из ничего.
То есть, что получается? Был Бог, и ничего не было, а потом вдруг — бац! - возникает нечто иное, возникает из ничего, и возникает только потому что Он - Бог - существует. То есть, существование Бога Творца само по себе с необходимостью полагает существование Нечто Сотворённого, отличающегося от ничто, которого, в общем-то, совсем нет, и отличающегося от Бога. И всё это происходит вне времени.
...Это всё, конечно, очень занимательно, но нам следует помнить о нашей задаче - создать такую систему, из которой выводится вообще всё знание, а для этого нам нужно разыскать принцип творения мира Богом - как самое первое, что было сотворено. Что же в этих двух рассказах - о Боге и о моменте начала творения — общего?
А общее то, что называется силлогизмом: существование одного (причём не важно, Отца, или Отца и Сына, или Бога вообще) с необходимостью полагает существование другого (и здесь не важно, Сына ли, или Отца, или Св.Духа, или первой твари). То есть: если есть А, то есть и Б (разумеется, по воле Его). Причём эти буковки (А, Б, и так далее) обозначают вполне конкретные вещи, но мы не всегда знаем какие именно.
Теперь, поскольку воля Его нам известна из Писания, и после всех пророков, Самого Бога, апостолов, мудрецов и святых отцов, которые Писание истолковали, нам здесь добавить нечего, то нам надлежит рассмотреть именно правило силлогизма: если есть А, то есть и Б, - как исходный принцип и основной закон философской системы, которую мы желаем построить. У нас теперь есть все основания полагать, что он удовлетворяет всем требованиям к рекомой системе, и это - первый успех, с чем я нас и поздравляю, дорогой мой читатель.


2. Вещь
Теперь, когда мы знаем важнейший принцип, на котором будет основана вся наша система, и который, что очевидно, покрывает все мыслимые варианты событий (а значит являтся инвариантом всего), перед нами предстаёт вопрос: а что же общего у всего того, что сотворено? что именно мы в нашей системе обозначаем буковками, подставляя в наш драгоценный принцип? Простые ответы, вроде «это», или «всё», или бесконечное перечисление всех вещей - нас не удовлетворят: нам бы поконкретнее. Так вот, наиболее чётким ответом на этот вопрос будет раскрыть понятие «вещь».

Можно раскрыть понятие "вещь", а вместе с ним понятие "материя", на примере мармеладки. Для этого нужно описать её качества - какая она?

Ну..... Мармеладка она..... мягкая, сладкая.... Яркая.... вкусная.... Приятно пахнет.... Иногда обсыпана сахарным песком..... Взывает положительные эмоции и счастливые воспоминания.

Вот видите, сколько качеств мармеладки вы перечислили ))) Их можно перечислить ещё больше, построить математическую модель поверхности мармеладки и изучить её состав даже до субатомного уровня... Всё это будет не более чем перечислением её качеств, и ту же процедуру можно выполнить с любой другой вещью.

Так вот, получается, что мармеладка и вообще всякая вещь - стечение качеств (св. Григорий Нисский, кстати, дал это определение первым). Итак, определение: вещь = стечение качеств. Здесь начинается самое интересное...

Всякое качество, например обсыпанность сахаром, мягкость, сладкость, - все они, если взять их в чистом виде, то они - понятия. Отсюда: поскольку вещь - это стечение качеств, которые являются понятиями, то мармеладка - это всего-лишь понятие!
И такой вам вопрос: материальна ли мармеладка?
Озадачили)
Мармеладка материальна. *не поленился и сходил на кухню где как раз стоит вазочка с мармеладом*
Я ее могу потрогать, почувствовать, обнюхать и само собой съесть как объект вполне материальный.
Также эта самая мармеладка будет продолжать существовать независимо от того, какие ощущения-определения она у меня будет вызывать. Что она совершенно не смогла бы осуществить, если бы она являлась этими самыми определениями возникающими в умах человеков.

Конечно мармеладка материальна. Но то, что вы перечислили - это её качества, а качества - это понятия, и мармеладка поэтому тоже - понятие. Отсюда то, что вы перечислили, не может являться прямым и непосредственным основанием для умозаключения о том, что мармеладка-таки материальна.
Для того, чтобы ответить на мой вопрос правильно, необходимо сначала выяснить: а что же такое материя? Так вот, материя на самом деле - чистой воды абстракция, угу. Её можно представить как ничто, просто, ясно, без всяких софизмов — ничто: оно совсем никакое, не протяжённое и не длящееся. В этом смысле понятие «материя» тождественно понятию «энергия», и различие будет только в названии. Также материю нужно отличать от вещества, это два разных понятия: вещество - это некоторая форма материи, которая получается добавлением к ней определённых качеств. А сама по себе материя - это абстракция, у неё нет никаких качеств, она - безкачественное понятие.
Материя - понятие в чистом виде. А понятие - какое оно? Понятие - понятийное! То есть материя - это понятийность понятия.
Теперь мы видим, что любое понятие, будучи понятием, обладает понятийностью, то есть оно - материально. Отсюда: вообще все понятия - материальны, и мармеладка тоже. Отсюда мы также видим, что не только мармеладка, но вообще всякая вещь, мысль, любой образ - материальны.

3. Структура вещи
Почему мармеладка именно такая, именно такое стечение качеств, какое оно есть? В данном случае технологический процесс изготовления людьми мармеладок нас не интересует, потому что предмет нашего разговора - не мармеладка как таковая, а природа вещей, в том числе и не сделанных людьми. Да и не люди создали из ничего сырьё для изготовления мармеладок, чтобы сводить всю мармеладку к одной только человеческой воле: люди не способны совсем-совсем из ничего делать нечто.
Так что мармеладка в своей самой первой причине сотворена из ничего, и сотворена Богом, и она такая, какая она есть, потому что на то воля Его. Давайте зафиксируем себе это в уме: мармеладка сделана из ничего, - мы к этому ещё вернёмся.
Мы знаем, что вещь - это стечение качеств, и только что мы уяснили, что эти качества стекаются, держатся вместе только потому, что на то воля Бога. Вокруг чего эти качества стекаются? - да вокруг ничего, вещь внутри, в самой глубине своей природы, будучи сама по себе, совершенно пуста. Понятие само по себе - пустое, пустой знак; и эта пустота одевается качествами, как какой-то модник - одеждами, по воле Его, образуя понятие и вещь. И если вещь раздеть от всех её качеств, то от неё останется пустое место, ничто: она у-ничтожится.

4. Люди и их тварная ничтожность
(по мотивам "Метафизики труб" Амели Нотомб)

Многие люди чувствуют, что ничем не отличаются от прочих вещей, чувствуют пустоту в самих себе. Что только они ни делают, чтобы эту пустоту заполнить или отвлечься от неё: начинают мстить за себя всему сущему, или фантазировать о несбыточном, кто-то глушит себя алкоголем, кто-то ныряет в наркотический бред, у кого-то чувство внутренней пустоты перерождается в чувство непреходящего голода, который ничем не заполнить, кто-то ищет утешения в сексе. Все эти полумеры не исправляют человеческой природы, на заполняют пустоту внутри, а лишь отвлекают внимание человека, даруя кратковременную иллюзию забвения этого чувства. Сочтя это благом, человек начинает стремиться к забвению пустоты в самом себе, вся его душа стремится к этому, и вся его жизнь подчиняется этому желанию, - так рождается страсть.
Страсть обожествляют, ей поклоняются, потому что она даёт возможность хотя бы на краткий миг забыть то чувство внутренней пустоты; но чем больше человек предаётся своей страсти, тем большие страдания он испытывает, и не может избавиться от него. Его жизнь становится похожа на ад и жуткий кошмар. Страсть истощает человека, поглощает все его силы и волю к жизни, омрачает разум и приводит его к погибели.
Невозможно человеку заполнить эту пустоту в себе ничем из того, что существует в мире, потому что весь мир сотворён из ничего, и в самой глубине своей природы - пуст. Заполнить эту пустоту, исправить свою природу, человек может лишь тем, что не сотворено из ничего, а тем, что существует само по себе, и существует вечно - то есть Богом. Лишь став сосудом Бога, человек может избавиться от этой жуткой пустоты в самом себе и просто жить, быть самим собой; осознать свою ничтожность, сказать Богу: "Прииди!" - и идти к Нему навстречу.
Иные же осознают эту пустоту в самих себе, сосредотачиваются вокруг неё и наполняют её чистой материей, тем, что называется также энергией, а потом ломают одним лёгким касанием чугунные плиты (я такое делал, даосы тоже), - но какая от этого человеку польза, если это не делает его счастливым?

5. Вещь и слово
Вещь есть понятие, а всякое понятие выражается словом (текстом), которое во всём ему соответствует, то есть словом истины, её истинным именем. Вещь все свои качества проявляет (выражает) в бытии, во взаимосвязях с другими вещами, отсюда: всё бытие вещи, все её качества заключаются в слове истины о ней.
Однако истина существует вечно, по своей природе, а вещь - сотворена из ничего, таким образом слово истины о некоторой вещи (мармеладке) является первым по отношению к неё самой (то есть слово истины о мармеладке является первым по отношению к самой мармеладке). Следовательно, все вещи, а значит и весь мир, сотворены словом истины, то есть Словом Божиим (чему и учат св.отцы).
Мы же составляем понятие о вещи (о мармеладке), когда видим её, и наше понятие о ней, хотя и сооветствует вещи (мармеладке то есть), является вторым по отношению к самой вещи - и третьим по отношению к слову истины о ней. Этим наше понятие о мармеладке, хотя бы даже и во всём ей соответствующее, отличается от слова истины - Слова Божия - о ней самой. Наше понятие о мармеладке - второе по отношению к ней, как и ко всем прочим вещам, и потому наши понятия, которые мы сами себе мыслим, не превращаются в вещи, а остаются лишь предметами нашего ума; и ещё именно поэтому мы не способны творить вещи совсем из ничего.
Учитывая это, а также вспомнив, что вещь как совокупность качеств в своей самой первой причине держится волей Господа Вседержителя, мы можем сказать, что всё бытие мира (и мармеладок в том числе) заключается в Слове Божием о нём.
Вещь и слово истины о ней, а также соответствие слова истины о вещи - самой вещи («дух тождества» у Флоренского), составляют её триединую сущность, подобную сущности Творца.

6. Бытие и числа
Известно, что все вещи выявляют свои качества, из которых они состоят, во взаимоотношениях с другими вещами. Так, например, человек выявляет свои личностные качества во взаимоотношениях с другими людьми, химические элементы - во взаимодействии с другими элементами. Мы вообще можем различать качества вещей лишь сравнивая их с другими: как говорят, всё познаётся в сравнении.
Совокупность всех взаимоотношений всех вещей называется бытием.
Поскольку вещи выявляют все свои качества во взаимоотношениях с другими вещами, то можно сказать, и это будет правильно, что вне бытия вещей нет. Любая вещь, если она хоть как-то существует, то она хоть как-то проявляет своё существование, а если не проявляет - то и вовсе нет её.
Для того, чтобы хорошо представить себе, что такое бытие, в виде наглядного образа, можно его схематично изобразить на бумажке. Так, вещь очень хорошо изобразить кружочком: каждая точка окружности будет соответствовать каждому качеству, совокупностью которых вещь является, а пустота внутри окружности выразит её тварность, сотворённость из ничего, её глубинную природу.
Принцип «Золотой Перевязи»: вещь является цельной, если материя в ней свободно переходит из одного качества в другое, во всём их множестве, и возвращается к исходному. Разрыв этой закономерности означает разрушение и смерть вещи: смерть пустого знака.
Лирическое отступление
Принцип
Золотой Перевязи,
В объективной связи,
Виден на деле,
Наглядном примере
Атома.

Он, столкнувшись с частицей,
Высоких энергий крупицей,
Электроном смещается,
Но тот вновь возвращается

В положение исходное,
Естественно-природное,
Отдав частицу света -
Это названо фотоэффектом.

Но если силой столкновений
Выбивает электрон с орбиты -
Принцип отмахивается битой:
Электроны-то отбиты,

Разрушен атом, он уже ион,
Золотой Перевязи подвластен он.
Но уловит лишь свободный электрон -
И станет так, как был он сотворён.

Быть может, наш ион с иным
Атомом соединится, в котором
Электрон случится лишний, ненароком
Став частью целого - по зову рока:

Так образуется молекул связь, -
И здесь во власти Золотая Перевязь,
Свободное хождение энергии внутри
Целого предусмотрев - смотри.

Также маятник хорош, чтоб рассмотреть
Великий принцип целого: подвесить -
И качнуть. Легко так можно разглядеть,
Что возвратится маятник, пройдя свой путь.

Далее, если нарисовать несколько кружочков-вещей и соединить каждый из них со всяким другим отрезками прямых, которые символизируют взаимоотношения каждой конкретной пары вещей, то мы получим визуальный схематический образ бытия, как оно есть. Причём число этих отрезков будет зависеть от числа кружочков по формуле: N=n(n-1)/2 ,- где N - число всех взаимоотношений всех вещей (отрезков), а n - число вещей (кружочков).

Рис.1.0
Вся деятельность нашего сознания сосредоточена и заключается в выяснении связей между конкретными вещами, их бытия. Мы понимаем, что вещей в мире на самом деле множество, можно сказать, что их бесконечно много, а их взаимоотношений и того больше, но их взаимная зависимость — такая.
Если обратить внимание на то, что любой отрезок прямой состоит из бесконечного числа точек, то становится ясно, что выражение взаимоотношения двух вещей отрезком - не случайно и очень удобно: так, поскольку у каждого такого взаимоотношения (например, взаимоотношения парня и девушки) есть огромное количество черт, которые не удастся все перечислить, то можно каждую черту этого одного взаимоотношения поставить в соответствие каждой точке отрезка.
Понятно также, что никакое взаимоотношение, а значит и бытие, не возможно, если существует только одна вещь, а не пара. Следовательно, чтобы вещь могла существовать, она никак не может быть одна.
Итак, в нашей схеме, которая уже сейчас напоминает рыболовную сеть, вселенскую паутину, есть три типа бесконечности:
1)бесконечное число вещей,
2) бесконечное число их взаимоотношений,
3) бесконечное число черт каждого отдельно взятого взаимоотношения.

Интересно заметить, что поскольку мы различаем качества вещей лишь сравнивая их с другими, то число качеств вещей, которые мы можем различить, будет зависеть от числа вещей, которые мы знаем. Так, например, если бы мы знали только две вещи, то могли бы сказать о них лишь то, что одна вещь каким-то образом отличается от другой, и всё; но если бы мы знали три вещи, то могли бы сказать о них существенно больше: чем одна вещь отличается от каждой из двух других, - и так далее. В каждом таком различении мы находим тождество качеств двух вещей: то, в чём они сходны, и то, в чём различны (например, когда сравниваем оттенки одного и того же цвета: цвет один и тот же, а его оттенки различаются).
Потому мы можем записать закон, по которому количество качеств вещи (Q) зависит от числа вещей вообще в бытии (n): Q = n(n-1)
Также заметим, что всякая вещь в каждом взаимоотношении с любой другой вещью так или иначе выявляет все свои качества, и поэтому число черт такого взаимоотношения будет равно числу качеств вещи. Таким образом третий тип бесконечности бытия - бесконечность черт каждого взаимоотношения - зависит от первого типа бесконечности бытия - от бесконечного числа вещей.

Теперь можно переписать все три типа бесконечности вселенской паутины бытия, указав их взаимозависимость:
1) бесконечное число вещей (n),
2) бесконечное число их взаимоотношений (N, N=n(n-1)/2),
3) бесконечное число черт каждого отдельно взятого взаимоотношения
(Q, Q = n(n-1)).

Очевидно, что сеть бытия можно представить в трёхмерной Декартовой системе координат некоторой линией, которая по форме подобна сечению лепестка розы, а в его основании будет Первопричина всех вещей — Бог.

7. Вещь как система. Ценность вещи как фундамент системы.
Системой называется совокупность элементов, обладающих более сильными взаимосвязями между собой по отношению к элементам, находящимся вне системы. Систему также можно назвать вещью, даже наиболее распространённым родом вещей, т.к. она является некоторой совокупностью качеств.
Ценность одной вещи по отношению к другой определяет силу взаимосвязи этих вещей. Так, например, ценность земли по отношению к камню, который на неё падает, определяется энергией движения, которую камень приобретёт в момент соприкосновения с землёй; или ценность соседей по кристаллической решётке для атома определяется величиной потенциальной ямы, в которой он находится, или же энергетическим порогом выбивания его из решётки, что то же самое. Для живых объектов к такой энергетической ценности добавляется ещё и индивидуальное, личное отношение к вещи.
Таким образом для человека выделяется материальная и духовная ценность вещи, которой он обладает, и в системе с которой он находится. Наиболее объективным показателем материальной ценности вещи для человека представляется её цена в деньгах. Но как точно оценить духовную ценность той же самой вещи, обладающей материальной ценностью?
Для этого нужно найти единицу измерения духовной ценности. Такой единицей, эталоном, может быть минимально значимый предмет, вернее отношение к нему. Таким эталоном является отношение человека к минимально значимой для него сумме денег.
Таким образом, можно записать формулу общей ценности вещи:
V = Vm + iVs,
где V - общая ценность вещи, Vm - материальная ценность вещи, Vs - духовная ценность вещи, а множитель i, равный квадратному корню из -1, указывает на их существенное различие по своей природе; причём Vm и Vs не зависят одна от другой.
Как уже было сказано ранее, ценность вещи определяет силу взаимосвязи, и теперь по этой комплексной функции мы можем её достаточно точно оценить. Систему будут образовывать вещи, для которых верно правило: Vin >> Vout, - где Vin - ценность элементов системы по отношению друг к другу внутри системы, Vout - ценность всех остальных вещей для элементов системы.
Бытие есть совокупность взаимосвязей всех вещей; система является совокупностью взаимосвязей всех её элементов, т.к. элементы системы выявляют все свои качества во внутренних связях системы, и вне этих связей для системы не существуют как таковые (а если и существуют, то в ином качестве). Таким образом, нам удалось определить систему (и, соответственно, вещь как систему) как некоторый модус бытия, указав связь метафизической категории бытия с реальными физическими и социальными явлениями, и прояснить понятие системы, имеющее употребление в такой дисциплине как системный анализ.

8. Сущность
Сущность — это наиболее общее из того, что можно сказать о вещи; общее объективное понятие, в котором заключается сама вещь, вся, целиком и полностью. Так, например, сущность яблока — его яблочность, сущность морковки — её морковность; если яблоко лишить яблочности, то оно уже не будет яблоком, а будет чем-то другим — другой сущностью; то же можно сказать и о морковке, и о любой другой вещи. Причём червяк в яблоке лишь пространственно, условно является частью яблока, но не есть сущность яблока, ни даже её часть.
Далее, сущность одного яблока отличается от сущности другого яблока, потому что содержание этого понятия для каждого яблока индивидуальное: все яблоки, хоть и яблоки, да разные. Потому правильное выражение сущности содержит в себе не только наиболее общее для данной вещи понятие, но и всё его индивидуальное содержание; причём из всей сущности вещи то наиболее общее объективное, что можно о ней сказать, и только это — составляет суть вещи.
Кроме того, объективная сущность вещи заключает в самой себе и объективное понятие о ней, во всём ей соответствующее, то есть логически истинное, бесконечное и невыразимое в силу бесконечного числа качеств, из которых вещь состоит. Получается, что вещь содержит в себе истину о себе самой, в силу соотвествия понятия о вещи — ей самой, верно и обратное; всё это составляет сущность вещи. То же самое можно сказать и о сущностях, существующих в нашем сознании; причём, если субъективное понятие об объективной вещи тождественно объективному понятию об объективной вещи, то мы можем сказать, что владеем сущностью этой вещи.
Таким образом понятие «сущность» больше понятия «вещь», потому что содержит в себе вещь, понятие о вещи и соотвествие этого понятия самой вещи (дух тождества). Таким образом всякая сущность тройственна, вернее даже сказать: триедина.
Следует сказать, что вещь, пребывая в становлении (постоянно изменяясь), не изменяет свою сущность ровно до тех пор, пока наиболее общее из того, что можно о ней сказать, то есть её суть, не изменится. Так, если деревянный стол сжечь дотла и пепел смешать, то эта вещь уже никак не стол, а горстка пепла; или если груду кирпичей сложить определённым образом, то это уже не груда кирпичей, а строение. Также следует сказать, что все изменения вещи будут изменять и понятие о ней, то есть содержимое сущности, в силу соотвествия понятия о вещи — самой вещи; попытка изменить понятие о вещи без изменения самой вещи будет ложью, к сущности вещи никакого отношения не имеющей, в силу того, что вещь первична, а понятие о ней — вторично. Так, если мы назовём чашку — ложкой, при этом не сделав из чашки ложку, то это будет ложь.
Следует сказать, что становление вещей — это добавление к ним определённых качеств. Так, например, если ложка согнулась, то она стала не просто ложка, а согнутая ложка, то есть к ней добавилось качество «согнутая». А если согнутую ложку выпрямить, то к ней добавится качество «выпрямленная»; она будет отличаться от обыкновенной ложки, которую не сгибали и не выпрямляли.
Если мы знаем сущность той или иной вещи, то мы знаем истину о ней самой, то есть владеем полным понятием о вещи, которое во всём ей соответствует: только через сущность осуществляется полное единство нашего сознания и объективной действительности. Так же осуществляется и частичное единство нашего сознания и объективной действительности, если мы имеем неполное, но во всём соответствующее объективной вещи понятие о ней, то есть если владеем знанием.

9. Сознание и функционалы его деятельности
Этот раздел является обзором нашей системы в целом и, в некоторой мере, дискурсом в неё.
1)Проведём мысленный эксперимент: цель этого эксперимента — получить сознание в чистом виде. Чтобы получить сознание в чистом виде, необходимо очистить его от его собственного содержания. Для этого возьмём любое понятие, разберём его на части (деконструируем), а сами части этого понятия отбросим. То, что останется на месте разобранного нами понятия — ничто — зафиксируем в своём внимании и запомним. То, что мы запоминаем — понятие о ничто, пустой знак, но не его самого; но по этому понятию — означающему — мы всегда сможем восстановить его означаемое; причём означаемое также есть некоторое понятие, понятие особого рода: не имеющее качеств. Вот это понятие «ничто» и есть наше созание, данное нам непосредственно, в чистом виде, и выглядит оно как ничто потому, что мы с помощью нашего сознания не можем отличить его от самого себя.

2) Продолжим наш эксперимент тем, что введём в полученное нами «ничто» объект «А», - какой угодно объект, который мы для удобства обозначаем этой буквой. Заметим, что мы в нашем ничто, в нашем сознании, каким-то образом различаем А. От чего мы отличаем наш объект А? - не от «ничто», потому что оно никакое, у него нет качеств, от которых можно было бы А отличить. И здесь мы обнаруживаем, что кроме А в нашем «ничто» оказалось нечто, отличное от А, которое мы в ничто не вводили, и которое назовём буквой «Б». Следовательно, в нашем сознании, если есть А, то есть и Б. Это — определение силлогизма, и оно же — основное свойство нашего сознания.
Иной, не проведя эксперимента чистоплотно, скажет, что мы, вводя А в «ничто», тем самым структурируем ничто на А и не-А, и от вот этого не-А мы объект А и различаем; при этом никакого Б возникнуть не должно. Это было бы верно, если забыть о нашем сознании, которое в чистом виде для него же самого, условно, — ничто, и оно никуда не исчезло. Так что появление в сознании объекта А структурирует его таким образом, что получается не-А, и это самое «не-А» не есть само сознание, а лишь его продукт, то есть Б. Проще говоря, помещение одного объекта в наше сознание порождает в нём другой объект, и это — основное свойство сознания. Это свойство усмотрено, а не доказано дедуктивно, и потому тем, кто не способен провести тот же эксперимент чистоплотно, в силу недостатка культуры мышления, я предлагаю принять его как аксиому.

3) А и Б — это уже система, простейшая, состоящая из двух элементов. Её детальное рассмотрение позволит нам определить, каким образом функционирует наше сознание.
Объекты [А, Б] — элементы, составляющие систему, союз «и» - связь между ними, которая выражает правило силлогизма: если есть А, то есть и Б. Отсюда возможны два способа рассмотрения этой системы: по её элементам и по связям между ними.
Рассмотрим эту систему первым способом.
4) Основной закон системы: если есть А, то есть и Б; иначе говоря, если есть одно, то есть и другое, причём А — логически первое, Б — логически второе. Мы рассматриваем систему (А и Б) как одно целое, и её можно назвать буквой «В». По осному закону системы мы обязаны сказать, что если есть В, то есть и Г, причём эту пару тоже можно рассматривать как систему, целое: Д. Если записать в строку, получим:
А => Б => А и Б; А и Б = В, В => Г; В и Г = Д, Д => Е...
Очевидно, что цепочка бесконечна, подобно математическому лучу: у неё есть начало, но нет конца.
Деятельность нашего сознания, с необходимостью порождающего элементы собственного содержания из факта наличия хотя бы одного объекта в нём самом, можно назвать его функционалом: он описывает целый класс возможных мыслительных ходов (ассоциативные ряды), причём типы мыслительных ходов этого класса можно назвать функциями сознания. Заметим, что этот функционал разделяет элементы, порождаемые простейшей системой согласно её внутреннему закону, основному свойству нашего сознания, путём их различения, что делает в объективной реальности и пространство: этот функционал можно назвать функционалом пространства.
Рассмотрим связи системы (А и Б). Очевидно, что связью этой системы является «и», и для его рассмотрения нам необходимо его объективировать.

5) Объект «связь И» подчинается тому же закону, что и вся система (А и Б): если есть одно, то есть и другое. Отсюда, если есть И, то есть и нечто отличное от И: для простоты назовём его «ИЛИ». Можно записать строку:
А и Б => А или Б => [А и Б] и [А или Б] => [А и Б] или [А или Б] => [[А и Б] и [А или Б]] и [[А и Б] или [А или Б]]...
В упрощённом виде, если убрать элементы (А, Б), строка выглядит так:
И => ИЛИ => И и ИЛИ; (И и ИЛИ) => (И или ИЛИ) => (И и ИЛИ) и (И или ИЛИ)...
Строка бесконечна, подобно математическому лучу: имеет начало, но не имеет конца.
Деятельность нашего сознания, с необходимостью порождающего новые связи между элементами своего содержания можно назвать его функционалом: он описывает целый класс возможных мыслительных ходов (понимание), причём типы мыслительных ходов этого класса можно назвать функциями сознания. Заметим, что этот функционал расщепляет связь, порождаемую простейшей системой согласно её внутренннему закону, основному свойству нашего сознания (если есть А, то есть и Б), что делает в объективной реальности время (функция распада, разложения): этот функционал можно назвать функционалом времени.
Новые связи, порождаемые функционалом времени, а именно связь «И» и связь «ИЛИ», выражают, соответственно, то, в каком отношении элементы [А, Б] едины, и то, в каком отношении они [А, Б] различаются один от другого. «И» выражает единство, «ИЛИ» выражает различие.
6) Для любой пары, составленой из элемента строки функционала пространства и элемента строки функционала времени, можно таким же образом записать новый, вторичный функционал сознания; их количество неограничено в силу неограниченности длины исходных строк. Точно так же для вторичных функционалов можно записать и функционалы третьего порядка, согласно основному закону (если есть А, то есть и Б), и так далее.
7)Правилу «если есть А, то есть и Б», присущ и выход за его рамки: если есть это правило, то есть и другое, - но этот выход происходит согласно данному правилу, подчиняется ему; таким образом правило «если есть А, то есть и Б» является инвариантом мышления.
8)Деятельность нашего сознания сосредоточена целиком и полностью в выяснении взаимоотношений вещей, в нём представленных, то есть бытия, и по существу ничем другим оно не занимается.

Таким образом, данная система заведомо исчерпывает все возможные мыслительные ходы, является открытой — и крайне устойчивой, деструкции не поддаётся.

10. Заключение
Предлагаемая система является целостной, хорошо проработана, изложена достаточно полно и даже формализована. Однако основное требование к системе, заданное вначале, а именно: возможность вывести вообще всё знание из неё дедуктивным путём, - не выполнено. Здесь, при попытке выполнить это условие, мы сталкиваемся с проблемой, решить которую не представляется возможным: мы не знаем, какие конкретно вещи и в какой последовательности были сотворены, потому что не знаем и не можем познать истину (Бога, Первопричину) до конца, - а это нарушает требование к данной системе, чтобы вообще всё знание выводилось из неё дедуктивным путём (чего можно было бы требовать от метафизики).
Тем не менее, эта метафизическая система остаётся хорошо отлаженной сетью, в которую мы улавливаем мир, подобно рыбакам, и приобретаем знание о конкретных вещах, и её сила - в её тотальной универсальности. В силу этого представляется возможным достаточно легко показать общность данной метафизики для физических концепций, решать с помощью неё задачи физики и химии, найти ей применение в качестве метатеории в иных точных и даже гуманитарных науках, для чего, собственно, метафизика и предназначена. Также рекомая система может быть использована при разработке искусственного интеллекта.

Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать
Код: выделить все
<div style="text-align:center;">Обсудить теорию <a href="http://www.newtheory.ru/metaphysics/esse-o-metafizike-t839.html">Эссе о метафизике</a> Вы можете на форуме "Новая Теория".</div>
Смерть - мерило всех вещей. Смерть - врата к Богу. Смерть наступит только после чудовищной боли.
poslushnik
Доступ заблокирован!
 
Сообщений: 10
Зарегистрирован: 31 янв 2011, 18:01
Откуда: Украина
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: Эссе о метафизике

Комментарий теории:#2  Сообщение juriy » 04 фев 2011, 17:38

Да совершенно не важно какая вещь появилась, главное то, что она существует в пространстве и во времени, и она себя может обнаруживать с другими вещами, то есть на неё распространяется закон причинно следственной связи. По сути это было на первый момент сотворения, это есть и теперь. "Ничто не ново под луной.:
juriy
 
Сообщений: 31
Зарегистрирован: 07 июн 2010, 18:11
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Re: Эссе о метафизике

Комментарий теории:#3  Сообщение poslushnik » 04 фев 2011, 18:02

Да нет, важно, потому что причинно-следственную связь нужно к чему-то цеплять - к вполне конкретным вещам. Первой вещи мы не знаем, потому набросить на неё сеточку не можем... со всеми вытекающими.

А вот на обыденность набрасывать сеточку и прогнозировать её - очень удобно =)
Смерть - мерило всех вещей. Смерть - врата к Богу. Смерть наступит только после чудовищной боли.
poslushnik
Доступ заблокирован!
 
Сообщений: 10
Зарегистрирован: 31 янв 2011, 18:01
Откуда: Украина
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: Эссе о метафизике

Комментарий теории:#4  Сообщение juriy » 06 фев 2011, 08:21

Но вещи то не знают, что мы о них знаем. Они появляются такими какими есть, а наша задача включать воображение и не искать лёгких путей.
juriy
 
Сообщений: 31
Зарегистрирован: 07 июн 2010, 18:11
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Re: Эссе о метафизике

Комментарий теории:#5  Сообщение poslushnik » 06 фев 2011, 14:08

Верно, вещи являются такими, какие они есть. Потому-то наша задача в том, чтобы воспринимать их такими, какие они есть, а не фантазировать на счёт них, пририсовывая им рожки да копытца.
Если можете найти первую сотворённую Богом вещь - вперёд, я этого сделать не могу.
Смерть - мерило всех вещей. Смерть - врата к Богу. Смерть наступит только после чудовищной боли.
poslushnik
Доступ заблокирован!
 
Сообщений: 10
Зарегистрирован: 31 янв 2011, 18:01
Откуда: Украина
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: Эссе о метафизике

Комментарий теории:#6  Сообщение juriy » 06 фев 2011, 18:00

Давайте отталкиваться не от первой, а от простейшей. На эту роль подходит обычное физическое пространство. Оно распространяет электромагнитные волны с конечной увеличенной. И в нём можно зафиксировать факт вращения.
juriy
 
Сообщений: 31
Зарегистрирован: 07 июн 2010, 18:11
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Re: Эссе о метафизике

Комментарий теории:#7  Сообщение poslushnik » 06 фев 2011, 21:59

Отталкивайтесь, если хотите. Можно даже рассматривать пространство-время как гиперповерхность от любого желаемого числа переменных (например, четырёх). Можно даже попробовать, ради эксперимента, рассмотреть Библейскую историю сотворения мира, восприняв её буквально, начав со света: Let there be light!
, - (в связи с пространством-временем, тем более, что скорость света - важная физическая константа: е-равно-эм-це-квадрат, е-равно-аш-ню, даже, быть может, нивелировать и отсечь бритвой Оккама энергию как понятие, до сих пор не имеющее определения, - но частота волны первой частицы света не известна)...
Восстановить всю цепочку - у меня не хватит мозгов. И ни у кого не хватит.

Мне достаточно и того, что сеточка моя работает в моей обычной жизни в качестве хорошего подспорья, базы для аналитического аппарата, даёт возможность лучше понимать природу вещей и причины событий. Мудрость не в том, чтобы воспарять умом к заоблачным высям, а изучать то, что ближе к телу.

Добавлено спустя 55 минут 52 секунды:
Пусть первая вещь - собственно частица света, для которой:
mc^2 = hn , - где m - её масса, с - скорость света, h - постоянная Планка, n - её частота.
Для неё отношение массы к частоте будет постоянной величиной, равной отношению постоянной Планка к квадрату скорости света. Можно заменить отношение массы частицы света к её частоте другой переменной, скажем, R.

По определению c=df(x,y,z)/dt, F = df(x,y,z)/dt - c = 0 , - где F - пространство-время, представленное в виде гиперповерхности: F(x,y,z,t) = 0, - вторая вещь в системе [R,F].

Тогда R связано с функцией пространства-времени F через постоянную скорости света. Заметим, что вторая вещь системы возникла постольку, поскольку существует первая. Ну и так далее, функция R, содержащая в себе уже не только частицу, но и пространство-время, порождаемое её существованием, должна породить иную систему вследствие своего собственного существования.

Рассматривать это - крайне трудно, моск закипает уже здесь; что же говорить о том, чтобы познать всё мироздание???
Смерть - мерило всех вещей. Смерть - врата к Богу. Смерть наступит только после чудовищной боли.
poslushnik
Доступ заблокирован!
 
Сообщений: 10
Зарегистрирован: 31 янв 2011, 18:01
Откуда: Украина
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: Эссе о метафизике

Комментарий теории:#8  Сообщение dreamer » 07 фев 2011, 14:48

poslushnik писал(а): Можно даже попробовать, ради эксперимента, рассмотреть Библейскую историю сотворения мира, восприняв её буквально, начав со света: Let there be light!
, -


Уважаемый poslushnik! Позвольте внести небольшую поправку в Ваше предложение.По правилам грамматики английского языка эта фраза из Генезиса должна выглядеть так: Let there will be light! или Let light come to be!Прошу простить меня,но ошибочное употребление английского языка "режет" слух.
dreamer
 
Сообщений: 4859
Зарегистрирован: 15 окт 2010, 14:43
Благодарил (а): 484 раз.
Поблагодарили: 490 раз.

Re: Эссе о метафизике

Комментарий теории:#9  Сообщение juriy » 07 фев 2011, 17:30

Как я Вас понял, что некая простейшая материальная форма, существующая теперь, не может быть первичной? Тогда возникает вопрос, о причине её исчезновении. Наверное Бог передумал.
juriy
 
Сообщений: 31
Зарегистрирован: 07 июн 2010, 18:11
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Re: Эссе о метафизике

Комментарий теории:#10  Сообщение poslushnik » 07 фев 2011, 19:31

dreamer писал(а):
poslushnik писал(а): Можно даже попробовать, ради эксперимента, рассмотреть Библейскую историю сотворения мира, восприняв её буквально, начав со света: Let there be light!
, -


Уважаемый poslushnik! Позвольте внести небольшую поправку в Ваше предложение.По правилам грамматики английского языка эта фраза из Генезиса должна выглядеть так: Let there will be light! или Let light come to be!Прошу простить меня,но ошибочное употребление английского языка "режет" слух.

Погугли эту фразу в Сети и забери свои слова обратно. У меня с английским всё хорошо. :geek:
http://www.youtube.com/watch?v=qJJmS-HY234

* * *
Юрий, я в упор не понял вашего последнего комментария.
Смерть - мерило всех вещей. Смерть - врата к Богу. Смерть наступит только после чудовищной боли.
poslushnik
Доступ заблокирован!
 
Сообщений: 10
Зарегистрирован: 31 янв 2011, 18:01
Откуда: Украина
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

След.

Вернуться в Метафизика

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1