3. Фундаментальные науки

Популярный раздел для новых идей и теорий мироздания.
Теории доказывающие существование Бога или опровергающие. Теории происхождения Вселенной, Земли, Человека. И многое другое…
Правила форума
Научный форум "Философия"

3. Фундаментальные науки

Комментарий теории:#1  Сообщение Владислав Крючков » 04 апр 2011, 15:37

«Гегель даже говорил о несовершенстве
человеческих знаний там, где исследуемое
явление невозможно подвести под
тройственную форму»
[1]

«Так, все, что в природе вещей имеет начало, середину и конец, они (пифагорейцы) по такой его природе и виду называют Троицей, и все, в чем есть середина, считают троичным, и все, что совершенно, - тоже; все совершенное, говорят они, исходит из этого начала и им упорядочено»
[2]

Фундаментальные науки представляют третью часть целой структуры человеческой деятельности.

Третья часть структуры человеческой деятельности оказывается также завершением первой части целой структуры – ее естественной-познавательной частью. Качественная трехчастность этой структуры развита от непосредственности первобытных временных искусств, через особенность первобытных пространственных искусств, к всеобщности фундаментальных наук.
В структуре человеческой деятельности качеством является идеальность сознания, а количеством – реальность мироздания.
Качество едино с реальностью-материальностью во временнЫх искусствах, противопоставлено реальности-материальности в пространственных искусствах и возвращается к единству с реальностью-материальностью в фундаментальных науках, снимая ее в искусственной-знаковой реальности – объективности.
Естественная-познавательная структура человеческой деятельности соответствует системе трех основных законов диалектики, представляя завершенный диалектический процесс взаимоопределения фундаментальных противоположностей мироздания: качества и количества. В первой и третьей частях качество и количество соединены, а во второй части противопоставлены друг другу.
В первобытных временных искусствах сознание-идеальность и тело-реальность сохраняют единство. Качество и количество взаимно не определены. Качество-идеальность развивается в количестве-реальности и неотделимо от своей животной реальности. Это состояние соответствует закону единства и борьбы противоположностей. Противоположности здесь представляются равными, существующими и развивающимися одновременно «Единство противоположностей означает, что они взаимообусловлены, представляют различные стороны одного и того же явления или предмета.…Так жизнедеятельность любого живого организма проявляется во взаимодействии созидания и разрушения» [1.121].
В первобытных пространственных искусствах сознание выделено из реальности-тела и противопоставлено ему в собственном материальном знаке, давая «удвоение пространства». Состояние это соответствует закону перехода количественных изменений в качественные. Качество в своем материальном знаке и количество в своей материальной реальности здесь взаимовыделены и взаимоопределены. Качество является определяющим: «ведущее место принадлежит качеству» [1.142]. О том, что качество рассматривается здесь не как абсолютное, а как опосредствованное со своим количеством, свидетельствует соединенность качества в самом себе с количеством-знаком: «Качества объективны» [1.137]. Также и количество есть определенное качеством - пространство.
В фундаментальных науках сознание возвращается к единству с материальностью, снимая ее в искусственной-знаковой реальности – объективности. Состояние это исходно представлено единицей математики и соответствует закону отрицания отрицания, предопределяющему возврат к началу процесса – первобытным временным искусствам и определение их непосредственности на уровне всеобщности.
Только в возврате к началу качественного процесса происходит бесконечное-количественное приближение к абсолюту качественной идеальности – самому смыслу, не затемненному количеством. И только в этом приближении количество, в котором возникло качество, является его абсолютной (или бесконечно приближающейся к абсолютной) реальностью. Таким представляется исходное начало качественного-диалектического процесса, так оно осознается возвратом к началу его диалектического завершения. Абсолютное качество и абсолютное количество не могут существовать по отдельности и существуют только вместе именно вследствие своей абсолютной невзаимоопределенности.
Возникшее сознание и есть та абсолютная идеальность, которая существует в абсолютной животной реальности. «Люди находились еще в местах своего первоначального пребывания, в тропических или субтропических лесах. Они жили…на деревьях… Пищей служили им плоды, орехи, коренья» [15.22]. Определенное субъективностью-сознанием на уровне всеобщности, это случайное-качественное начало оказывается единицей математики, в которой исчезло наконец, всякое количество-реальность и получена чистая идеальность – вечность.
Единица – абсолютное качественное единичное-случайное определение начала – скачок подтверждает определение качества Гегелем как такое, в котором в результате скачка прервалось и исчезло всякое количество, и само качество, поэтому возникло из собственного, никак не предполагаемого абсолюта несуществования. Качество «появилось, таким образом, не из предыдущего, а непосредственно из себя» скачком, в котором «с качественной стороны абсолютно прерывается чисто количественное постепенное движение вперед» [8.363-364].
Действительно, в бесконечном завершении первобытных пространственных искусств предполагалась геометрическая точка, которая и должна была дать начало точному (точечному) познанию. Единица, следовательно, возникла эмоционально-спонтанно сама из себя и представила предполагаемый результат абсолютно - как полное отсутствие пространственной и временной определенностей в знаковом абсолюте вечности, в котором взаимоисчезли начало и конец всякого процесса.
Единица есть качественный результат освоения всего того количества материальной реальности, которая потенциально содержалась в качественном начале сознания, представленного мелодией. Чистая субъективность мелодического начала, таким образом, перешла в столь же чистую объективность единицы, идеальный смысл превратился в абсолютную реальность – средство, в котором уже осуществлена смысловая цель.
Качественный-диалектический процесс симметричен, судя по симметрии структур первобытных временных искусств и фундаментальных наук относительно пространственных искусств. Так музыке соответствует математика: по Лейбницу «музыка есть скрытое упражнение в арифметике души не умеющей себя вычислить» [3.23]. Танцу соответствует неорганическое бытие, а словесному искусству – органическое бытие. И пространственные временные искусства, и фундаментальные науки моделируют целый мировой процесс, соответственно, на уровнях непосредственности и всеобщности. Их связующим оказываются первобытные пространственные искусства – средняя часть, в которой взаимоопределяются и противопоставляются непосредственность качественного начала и всеобщность его количественного завершения.
Каждая из трех частей определена уровнем развития искусственной-знаковой реальности - объективности.
1) Первобытные временные искусства имеют непосредственную знаковую реальность, заданную разговорным языком словесного искусства.
2) В первобытных пространственных искусствах знаковая реальность определена на уровне пространственной особенности.
3) В фундаментальных науках знак определен на уровне всеобщности, в которой материальность и реальность вообще полностью освоена и снята как количество в объективности единицы.
Симметрия качественного процесса и естественной познавательной структуры определена единством качества и количества в крайних частях относительно средней части, в которой качество и количество опосредствованы. Фундаментальные науки симметричны первобытным временнЫм искусствам относительно первобытных пространственных искусств. Симметрия эта динамична, поскольку в ней отражено поступательное развитие сознания от интуитивного к точному.
Необходимо также подчеркнуть, что фундаментальные науки двойственны: они завершают процесс интуитивного познания и начинают познание точное. Это кардинальное определение самой структуры человеческой деятельности во всей ее целостности, поскольку здесь вскрывается ее второй уровень познания, а вместе с ним и третий. Если первый уровень это первобытное интуитивное познание средствами искусства, то второй уровень – послепервобытное точное теоретическое определение сознания, которое предопределяет третий уровень познания – практику материального производства.
Фундаментальные науки завершают первый непосредственный и одновременно начинают второй особенный уровень целой структуры человеческой деятельности. Фундаментальные науки есть всеобщность интуитивного познания и одновременно – непосредственность точного познания. «Отрицание отрицания является одновременно завершающей фазой в развитии процесса и вместе с тем новым исходным пунктом для дальнейшего развития» [1.167].

Переход от первобытного состояния к послепервобытному Гегель представляет как «Раздвоение сознания в себе самом» [4.413]. Сознание-идеальность выделяется в своей собственной объективной-знаковой определенности и противопоставляет себя реальности вообще (и материальной и знаковой). Таким оказывается идеальный бог, выделенный из первобытного непосредственного единства с человеком и противопоставленный ему как материальности.
Раздвоение сознания произошло, таким образом, в познании. Качественный-идеальный смысл отделен в послепервобытном состоянии от определения средства – количественной реальности. Если качественный смысл теперь осознается в религии, то реальность, как знаковая, так и материальная познается фундаментальными науками.
Структура фундаментальных наук показывает, что в первой части - математике, и в третьей части - биологии наука и религия сближаются, а в средней части предельно противопоставлены друг другу.
Так послепервобытное религиозное начало, представленное китайской религией меры, отражает единство религии, определяемой точными количественными отношениями, и математики. И в завершении фундаментальных наук происходит сближение бога с человеком и с наукой благодаря проявлению субъективности в органическом бытии. То же, очевидно, происходит в самом религиозном процессе, характеризуемом бесконечным противостоянием бога и реальности в средней части религиозного процесса и соединением бога с человеком в начале и конце религиозного процесса.
Как естественная-познавательная структура в целом есть качественный трехчастный процесс, так и каждая часть этой структуры трехчастна и каждая часть структуры этих структур трехчастна так, что все это подобно строению кристалла, уходящему в его глубину в бесконечном приближении к геометрической точке. По сути, в структуре качеством осваивается сохраняющееся количество.

Непосредственное бытие. Математика

В математике качество и количество невзаимоопределены и представляют единство. Качество в своей абсолютной определенности – фиксированной завершенности представлено единицей.
Единица возникла единично-случайно скачком из (своего) абсолюта несуществования. Это символ-знак искусственной реальности – объективности, имеющий свойство всеобщности, определенное полной снятостью количества как реальности вообще в качественной идеальности. Единство идеальности и реальности в единице абсолютно. «Начало всего – единица» [2.338] утверждали пифагорейцы. То, «из-за чего все вещи остаются самими собой, пифагорейцы называют Единицей; Единица эта присутствует во всем, что состоит из частей, она соединяет эти части и сообщает им единодушие, ибо причастна к первопричине» [2.438].
Единица есть результат снятости количества-реальности в качестве-существовании на уровне всеобщности. Сознание моделирует процесс мироздания, начиная с его начала – непосредственного освоения-снятия своего абсолюта несуществования в абсолюте существования. Это качественное снятие (своего) несуществования полагает абсолютное исчезновение всего, что предшествовало появлению сознания, но прежде всего ничто. На некоторой удаленности от качественной непосредственности ничто или абсолют несуществования оказывается основанием существования, который далее превращается в реальное количество и средство проявления качественного смысла.
В человеческой деятельности, предшествующей возникновению единицы, моделируется освоение проявившегося в качестве-сознании количества на уровне непосредственности в первобытных временных искусствах и на уровне особенности в первобытных пространственных искусствах. Уже на уровне непосредственности – в словесном искусстве реальное количество, развившееся до материальности, было снято и возвращено в свое абсолютное состояние – ничто. Здесь подтвердилось, следовательно, то утверждение, что реальным основанием существования мира является ничто-несуществование и другого основания просто не может быть. Ничто-ничего оказывается реальностью мироздания, тем прахом-материальностью, из которого состоят все качественные реальные проявления.
Сам процесс первобытных временных искусств приводит к началу мироздания и к его основанию - несуществованию.
Субъективность повторяет предыдущий мировой процесс в развитии своей объективной реальности, определяя его от непосредственности языка, через пространственную особенность к всеобщности единицы. Но единица в целой структуре человеческой деятельности оказывается только особенностью или формой, в которой сознание выделено и противопоставлено материальности как количеству. Такова наука – теоретическое знание, противопоставленное материальной практике искусства и материального производства.
Сознание в непосредственности и особенности знака – объективности, сохраняло единство с материальностью как субстанциальной непрерывностью, В единице как непосредственном образе бога-государства сознание выделено и противопоставлено структурированной материальности - количеству.
В единице задана форма бытия сознания-вечности. Это особенное состояние качества-вечности, знак, в котором снята конечность ничто-несуществования. Материальность как конечность здесь исчезла в идеальной бесконечности – соединенности смысла и формы.

На некоторой удаленности от качественной непосредственности единицы в ней проявляется количество вследствие качественной единичности-случайности. Этот переход соответствует в музыке переходу от субстанциальной непрерывности мелодии к ее структурированию.
Если бы качество осуществилось всеобще-необходимо, то, очевидно, все количество было бы в нем снято.
Проявившееся в качестве количество есть в своем основании ничто-конечность и реальность качества, которую качество должно освоить и снять в себе, чтобы восстановить свою исходную идеальность.
Опосредствование качества-вечности с количеством-ничто представляется переходом вечности от своей абсолютности к относительности – времени: времени непрерывному - качественному и времени дискретному – количественному. Непрерывное время существует в единстве с временем дискретным. Это структурное единство, в котором качество-время есть идеальная непрерывность и объективность закономерностей формообразования, а количество-время – это временные точки. В музыке – это звуковые точки, предельно определенные соединенностью начала и конца: «звук представляет собой нечто внешнее, которое в своем возникновении вновь уничтожается самим своим существованием и исчезает в самом себе» [5.278]. Точки эти соответствуют сущности, как ее определил Гегель: сущность «есть сначала простая отрицательность…отталкивание себя от самой себя…абсолютное безразличие к границе» [6.9].
У Гегеля переход от непосредственного бытия к сущности определяет сущность как исходную единицу бытия, еще не имеющую внутреннего количества: «ибо сущность есть прошедшее, но временно прошедшее бытие» [6.7].
Развитие закономерностей на человеческом уровне осуществляется сознанием, а в непосредственном качестве бытия – временем.
Исходная взаимоопреденность непрерывного и дискретного времени представлена их единством - непрерывной бесконечной пульсацией временных точек - внешним количеством. В точках снято определение вечности – единство начала и конца, а непрерывное время структурировано количественно. По Шеллингу, «Устойчивое пребывание продукта немыслимо без постоянного воспроизведения. Продукт следует мыслить в каждый момент уничтоженным и в каждый момент вновь воспроизведенным. Мы видим, собственно говоря, не пребывание продукта, а только его постоянное воспроизведение… Изначально продукт не более чем просто точка, граница, и лишь под натиском природы на эту точку она как бы возвышается до наполненной сферы, до продукта» [7.196-198].

Арифметика

Первая часть процесса математики – арифметика, в которой моделируется освоение количества и его бесконечное освоение-снятие в единице. «Качество есть первая, непосредственная определенность, количество же – определенность, ставшая безразличной для бытия, граница, которая вместе с тем и не есть граница, для себя бытие, совершенно тождественное с бытием для иного, - отталкивание многих «одних», которое есть непосредственно не-отталкивание, их непрерывность» [8.256]. «Но то, что отталкивается, есть оно само; отталкивание есть поэтому то, что продолжает течение самого себя» [8.259].
«Чистое количество еще не имеет границы, или, иначе говоря, оно еще не есть определенное количество» [8.260]. Определенность чистого количества находится внутри него – это единица, лежащая в основании любого числа. Необходимо, чтобы эта внутренняя определенность стала внешней определенностью количества и внешняя определенность сняла бы все количество в себе. «Дискретная величина есть, следовательно, внеположность многих «одних» как равных, не многие «одни» вообще, а положенные как «многие» некоторой единицы» [8.274].

Геометрия

Действия, вырабатываемые стихийно качеством-временем в мироздании для определения количества, моделируются сознанием, как бы открываются им заново в арифметике. Бесконечное освоение количества в качестве прерывается скачком, в котором количество оказывается снятым в геометрической точке. И это есть переход от арифметики к геометрии. В качестве геометрии, следовательно, осуществлена необходимость искусства красивого, завершающего первобытные пространственные искусства. Там бесконечное приближение к количественному освоению пространства бытия на уровне всеобщности должно было дать геометрическую точку. Но качественный-случайный скачок к математике дал единицу. Теперь, в переходе к геометрии количество, которое проявилось в единице, оказывается снятым и, таким образом, получена абсолютная форма бытия такая, во внешней определенности которой полностью снята ее внутренняя-количественная определенность.
«Пространственная и числовая величины» определяют математику [8.279]. Гегель пространственные искусства считает непосредственными и ставит их, поэтому на первое место по отношению к временным искусствам. Точно также он поступает и с математикой, ставя на первое место геометрию. «Геометрия, вообще говоря, имеет своим предметом в виде пространственной величины непрерывную величину, а арифметика в виде числовой величины – дискретную» [8.279].
Количество проявляется на некоторой удаленности от фиксированного абсолютного качества – геометрической точки вследствие единичности-случайности качественного скачка и есть количественное определение пространства. «В точке, правда, пространственная величина имеет определенность, соответствующую «одному»; однако точка, поскольку она выходит вовне себя, становится иным, становится линией; так как она по своему существу есть лишь «одно» пространства, то она в соотношении становится такой непрерывностью, в которой снята точечность, самостоятельная определенность, «одно». Поскольку самостоятельная определенность должна сохраниться в вовне-себя-бытии, приходится представлять линию как некоторое множество «одних», и она должна получить внутри себя границу, определение многих «одних», т. е. величину линии – и точно так же других пространственных определений, следует брать как число» [8.279-280].
Если арифметика – непосредственность математики, то геометрия есть ее средняя-особенная часть. В средней части идеальная качественная непрерывность бесконечно противопоставлена реальному количеству. Этому состоянию математики соответствует средняя часть музыкального процесса, в котором непрерывность мелодии крайне противопоставлена дискретности ритма. Качество мелодии развивается в единстве с непрерывностью временных закономерностей формообразования, осваивающих в себе дискретность временных звуковых точек и формирующих из них собственную смысловую определенность.
Качественная идеальная непрерывность мелодии существует в интервалах ритма звуковых точек. «Говоря о ритме, часто связывают его с такими физиологическими процессами, как дыхание и кровообращение… в особенности пульс.… Этот же тип ритма лежит в основе субъективного измерения времени, которое…достигает наибольшей точности в оценке пустых интервалов» [9.265].
Уже в средней части музыкального процесса, следовательно, проявляется его качественная композиционная мелодическая целостность, но развернутая и структурированная в ритме.
Так и в математике, первая часть - арифметика может быть представлена как снятость-свернутость композиции в отдельных элементах, как их пропорционирование. А вторая часть математики – геометрия есть абсолютизация пространственной определенности бытия – идеальная форма, в которой бесконечно осваивается-снимается реальное количество и которая, следовательно, все более противопоставляет себя количеству и реальности вообще.
Развитие геометрии «как качественного определения пространственности, как измерения; переход линии в плоскость следует понимать как выход первой вовне себя, равно как выход точки вовне себя есть линия, выход плоскости вовне себя – некоторое целое пространство» [8.393].
Противопоставление качества и количества есть их опосредствование, в котором качество заключает в себе количество, а количество определено качеством. Количество проявляется в качественной идеальности как реальность пространственного ограничения, как оконечивание пространства, его определение.
Качественная идеальная непрерывность стремится к утверждению своей бесконечности свертыванием – соединением начала и конца линии, плоскости до сферической пространственной трехмерности. Форма в своем завершении устремлена к абсолютной идеальности геометрической точки через освоение снятие в себе всего реального количества, определения исходной непосредственной идеальности на уровне всеобщности.
Особенная форма геометрии стремится к своей всеобщности, охвату и заключению в себе всей бесконечности мирового количества. Но такое возможно лишь при снятии ограничения-особенности и, следовательно, исчезновения самой формы. В качественном скачке, осуществляющем всеобщую необходимость формы, исчезает как количество – внутренняя определенность формы, так и сама внешняя определенность – форма. Исчезает все, обращаясь в ничто – такой оказывается всеобщность геометрической формы.

Теория множеств

Качество-сознание таким образом, соединяется с ничто, обретая в нем свою фундаментальную реальность. Так осуществляется переход от геометрии к теории множеств, в которой снято все количество, начиная с ничто. Соединенность качества с ничто предопределяет исчезновение в качестве всякого количества-реальности, дает качеству абсолютную идеальность – абсолютное существование.
Возврат третьей части качественного процесса - теории множеств, согласно закону отрицания отрицания, к единице как идеальной форме бытия определяет непосредственность единицы математики на уровне всеобщности, но опять-таки единично-случайно – скачком.
В теории множеств качество вернулось к единству с количеством, сняло его в себе. Но на некоторой удаленности от качественной непосредственности количество все же проявляется и определяется целой композицией множества. Композиция играет роль формы бытия в структурном единстве с количеством. Закономерности формообразования определяют переход множества к одному, начиная от композиции и через ритм определяясь в каждом отдельном элементе его пропорционированием. Непосредственным основанием теории множеств является геометрия, продолжающая в теории множеств свою бесконечную-количествнную реализацию на уровне всеобщности.
Тенденция к сближению количественных элементов представляется необходимым уменьшением-сжатием композиции бытия, что порождает напряженность между дискретностью и непрерывностью, как это проявляется в музыкальном завершении убыстрением ритма и его нарастающей жесткостью. Состояние бытия до Большого взрыва невидимо, поскольку представлено качественным и количественным временем, единством и невзаимооформленностью времени и пространства. Тем не менее, это состояние бытия присутствует во всех последующих состояниях бытия как закономерное основание. Велика роль открытия Эйнштейном сингулярного начала Вселенной и его утверждение приоритетности геометрии по отношению к физике: «геометрия должна предшествовать физике, так как законы последней не могут быть выражены без помощи геометрии» [10.179]. В свете открытий Эйнштейна обретает, наконец, смысл и утверждение Гегеля о том, что «мы не должны мыслить центр материальным ибо материальное и состоит в том, что оно полагает свой центр вне себя» [11.66].
Первое проявление состояния бытия, предшествующего Большому взрыву и есть гравитационное поле, в котором впервые проявляется как материя, так и нематериальный центр тяготения.
Нам трудно представить силу, которая осуществляет доматериальное развитие мироздания. Но эти силы есть качество-вечность и качество-время. Может быть, нам было бы легче воспринять эти качества как движители мирового процесса, если бы мы восприняли и движение как качество-движитель физического процесса, отделив и противопоставив его активность пассивной материи?
Вечность в процессе бытия стремится освоить и снять проявившуюся в ней конечность количества-ничто, создавая свою целостную определенность-форму бытия. Действенность формы такова, что она, используя объективные закономерности формообразования, добивается освоения в себе своего внутреннего количества. Но вместе с исчезновением внутренней определенности исчезает также внешняя определенность и вечность освобождается от всякой ограниченности. Таково всеобщее-необходимое приближение непосредственного бытия к своей завершенности. Но качественный скачок дает геометрическую точку.

Особенное – неорганическое бытие

Непосредственное бытие завершает свой процесс качественно, но не на уровне всеобщности, а на уровне особенности. Если бы непосредственное бытие завершило свой процесс на уровне всеобщности, то процесс бытия был бы завершен и вечность вернулась бы к своему первоначалу, определив его непосредственность на уровне всеобщности.
В качественном скачке исчезла внутренняя определенность, но сохранилась особенная-внешняя определенность, претендующая на абсолютную форму бытия. Такова геометрическая точка – абсолютная идеальная завершенность формы бытия вечности. Это фиксированное идеальное состояние качества, в котором единично-случайно исчезло все количество.
Скачок к особенному бытию произошел единично-случайно в одном из множества вариантов (состояний непосредственного бытия, рассматриваемых в теории множеств), которое ближе всех подошло к пределу напряженности.
Фиксированное состояние претендует на вечность и соответствие вечности, но долго не держится, поскольку крайне противопоставлено фактическому количеству непосредственного бытия, продолжающего свою бесконечную-количественную реализацию на уровне всеобщности. Качество-время осуществило свою необходимость, сняв в себе дискретное время, но не на уровне всеобщности, а лишь на уровне особенности, выделившись из количества в своей собственной идеальной определенности – геометрической точке.
В непрерывности формы геометрической точки полностью снята ее внутренняя дискретность. Дискретное время превращено в непрерывную субстанциональную реальность качества-времени, неотъемлемую от качества и являющуюся его средством. Так время, снявшее в себе количество, превратилось в движение, а его средство – в материю.
В исходной непосредственности геометрической точки еще не различаются противоположности качества и количества, а есть только завершенная форма существования вечности.
Но на некоторой удаленности от качественной непосредственности в качестве проявляется количество - все другие варианты, продолжающие свою бесконечную-количественную реализацию на уровне всеобщности.
С проявлением количества возникают противоположности движения и материи. Движение и материя едины в начале процесса особенного-неорганического бытия. Как движение-качество имеет в геометрической точке непрерывное реальное средство, так и количество, оформленное геометрической точкой, превращается в материю.
Движение являет себя в расширении, стремясь освоить все пространство композиционно охваченное непосредственным бытием. Таким образом качество особенного-неорганического бытия определяется от своей исходной единичности-случайности до результирующей всеобщности-необходимости, осваивая все временные точки.
Количество, ставшее материей, впервые являет свою сущность в гравитационном поле как противоположность качеству в своем стремлении вернуться назад вплоть до ничто. Происходит расслоение движения на собственно идеальное качество-движение и его реальное количество-средство.
Так впервые определяется движение и начинается его оформление от распространения во все стороны от центра до лапласовского детерминизма с его «божественным вычислителем». Движение и материя взаимоопределяются вплоть до противопоставления друг другу и снятия этого противопоставления в завершении особенного состояния бытия.
Вот как субъективность представляет переход от непосредственного бытия к его особенному состоянию в первобытных временнЫх искусствах в переходе от музыки к танцу: Предельная напряженность музыкального завершения возбуждает множество слушающих настолько, что один из них первым срывается с места, начиная свой, пока никак неорганизованный, танец. В танце движением формируется реальное тело, превращаясь в материю. В средней части танца движение максимально опосредствовано с телом вследствие их взаимоопределенности. Противоположности статики тела и динамики движения проявляются в вихревом танце.
В завершении танца движение возвращается к единству с материей, снимая ее в себе и обретая знаковую статичность в пантомиме - позе, жесте и др.
Этот же диалектический качественный-трехчастный процесс наблюдается при исследовании неорганического бытия, начиная от полевого состояния, в котором движение сохраняет единство с материей, через противопоставление движения материи в средней части, к единству движения и материи в завершении неорганического бытия кристаллизацией.
Процесс неорганического бытия соответствует системе трех основных законов диалектики.
1) В законе единства и борьбы противоположностей противоположности движения и материи невзаимоопределены – это полевое состояние.
2) В законе перехода количественных изменений в качественные взаимоопределены противоположности движения и материи, и это соответствует средней части неорганического процесса.
3) В законе отрицания отрицания предопределен возврат завершения к качественному началу процесса и его освоение на уровне всеобщности-необходимости. В кристаллизации движение бесконечно осваивает-снимает количество-материю в качественной непрерывности формы, приближая ее к завершенности геометрической точкой и тем самым определяя исходную идеальную единичную-случайную геометрическую точку, предшествующую Большому взрыву, на уровне реальной всеобщности. «Единая форма действует так, что насквозь кристаллизует тело в его внешней (ограничивая шар) и внутренней (формируя точечность) непрерывности» [11.238].

Всеобщее – органическое бытие

Бесконечное-количественное приближение движения к геометрической точке, в которой материя как количество должна перейти в идеальную форму, завершилось качественным скачком, в нем исчезла как внутренняя-количественная определенность, так и внешняя-качественная определенность. Количество-реальность исчезло в своем основании – ничто, а качество-идеальность освободилось от внешней ограниченности и явило себя в чистоте - как смысл.
Во всеобщности бытия вечность вернулась к своему первоначалу в определении самосознающей себя субъективности в своей собственной знаковой реальности – объективности.
Процесс особенного состояния существования-вечности представлен ее бытием. В бытии существование выделено и противопоставлено ничто-несуществованию в собственной определенности.
Процесс самоопределения качества-вечности в бытии есть трехчастный-качественный процесс, соответствующий системе трех основных законов диалектики. В непосредственном бытии противоположности качества и количества невзаимоопределены. В особенном бытии, соответствующем закону перехода количественных изменений в качественные, качество и количество взаимоопределены и противопоставлены друг другу. Всеобщее бытие соответствует закону отрицания отрицания. В нем качество возвращается к единству с количеством и определяет непосредственность бытия на уровне всеобщности.
Процесс бытия симметричный. Всеобщее бытие симметрично непосредственному бытию относительно особенного бытия. В особенном бытие противопоставление качества - вечного существования и количества - несуществования максимально. Здесь реальность получает свою фундаментальную определенность материи, тогда как в непосредственном и всеобщем состояниях бытия она – лишь знак и количество по отношению к качеству.
Действительно, ничто-несуществование, не имеющее никакой определенности, может быть только знаком-символом, получающим определенность лишь при переходе в существование вместе с качеством как противоположность существования.
Взаимоопределение существования с несуществованием дает реальность – материю, которую мы считаем естественной реальностью, тогда как исходная знаковая определенность ничто и возврат к его знаковой определенности – объективности во всеобщности органического бытия оказывается искусственной реальностью.
Необходимо констатировать тот факт, что в качестве органического бытия происходит выхождение за границы бытия, в то всеобщее-послебытийное состояние вечности, которое соответствует ее добытийному непосредственному состоянию.
Выхождение за границы бытия есть и выхождение за границы фундаментальных наук – в философию и не потому, что это состояние в фундаментальных науках не присутствует, а потому, что не постигается на этом уровне. Хотя послебытийное состояние вечности присутствует уже в начале органического бытия, оно не может быть осознано вследствие снятости всякого реального количества в качественной идеальной завершенности вечности.
В фундаментальных науках осваивается количество-реальность, понимаемая в целом как объективность, т. е. объективность включает в себя также и материальность, не делая различия между нею и знаком. Объективность в фундаментальных науках стремится полностью освободиться от качества, переведя его в количество. Так, время не имеет самостоятельности и есть лишь средство фиксации событий. Движение неотделимо от материи и есть ее проявление. Субъективность представляется противоположностью объективной истины - неистинностью.
Само качество – идеальное сознание, представляющее движитель мирового процесса в фундаментальных науках, устремлено к отрицанию в себе субъективности ради научной объективности.
Но субъективность проявляется в органическом бытии, начиная с органической химии, и сознание вынуждено фиксировать ее существование: «отдельные исследователи приписывали регресс каталитических идей в 60-70-х годах XIX в. порочному субъективизму, привнесенному в химию Берцелиусом» [12.236].
На некоторой удаленности от качественной непосредственности субъективности, в ней проявляется количество-реальность, что и дает возможность признать ее существование по ее средствам, представленным катализом. Все же субъективность не осознается в науке как качество, определяющее весь органический процесс, начиная с органической химии и заканчивая биологией растений и животных в бесконечном-количественном приближении к человеку. Катализ зачастую определяется только как количественный ускоритель процесса.
Также и в биологии: замечается количественный естественный отбор, улучшающий способность к выживанию, но игнорируется качественный целеполагающий определитель естественного отбора, представленный чувствами, начиная от растительного предчувства красивого и через животные чувства любви к себе, любви к другому, любви ко всем, приближающегося к человеческому послечувству всеобщей любви, в котором зависимость живого от материальности оказывается полностью снятой.
Существует даже философия науки, но что она может, оставаясь в границах фундаментальных наук? Может пытаться обобщить разрозненные опытные факты? Но это могут, может быть даже с большим успехом делать сами физики. Зачем же тогда философия? Так отказ философии от своей мировоззренческой специфики, включающей в себя все проявления мироздания, в том числе и идеальность-субъективность, уничтожает саму философию, делает ее попросту ненужной. И тогда известный философ Л. А. Микешина задается вопросом: «почему по-прежнему философы стремятся брать на себя функцию формирования мировоззрения, хотя основой последнего является, скорее, научное знание в его конкретных формах?» [13.40].
Качественный процесс субъективности есть трехчастный диалектический процесс, соответствующий системе трех основных законов диалектики. В первой части – органической химии субъективность и объективность сохраняют непосредственное единство – невзаимооформлены. Во второй части – биологии субъективность и объективность взаимооформлены и противопоставлены друг другу. В третьей части – послебиологическом состоянии субъективность возвращается к единству с объективностью снимая ее в себе. Субъективность возвращается к своему качественному началу и определяет его непосредственность на уровне всеобщности. Послебиологическое состояние представлено человеческим сознанием, в качественной идеальности которого количественная реальность полностью снята, снята не только биологическая материальность тела, но и сама объективная-знаковая реальность. Фундаментальные науки лишь бесконечно-количественно приближаются к человеческому качеству в завершении биологии освоением головного мозга и в психологии.
В фундаментальных науках осваивается количество-реальность в бесконечном приближении к началу, заданному единицей математики. Количество в головном мозге определено как материальность, которая не дает возможности полностью проявиться объективности и снять, наконец, эмоциональную неопределенность в психологии.
О том, что в завершении фундаментальных наук выполняется необходимость закона отрицания отрицания, свидетельствует попытка перенести математическое начало фундаментальных наук в их окончание: «между естествознанием и философской наукой стоит математика, причем на грани между нею и логикой – математическая логика», так свидетельствует Философский словарь под редакцией М. Розенталя. [14.178].
Попытка предельно объективировать головной мозг действительно ведет к его математизации и к формальной логике, в которой нет места диалектическому качеству – случайности (эмоциональности). Естественный интеллект должен свестись к чистому знаку, в котором бесконечно исчезает количество.
Возврат к началу фундаментальных наук есть и возврат к тому эволюционному состоянию субъективности, в котором она пыталась осуществить всеобщий количественный необходимый переход от животного к человеку, всячески совершенствуя головной мозг. Практика, однако, показала, что такой переход совершается единично-случайно – эмоционально, давая общее ощущение прекрасного в мелодии. Таково первое восприятие мироздания качественно возникшим сознанием, и это есть уже осуществленный смысл мироздания – счастье.
Субъективность создает свою искусственную знаковую реальность, повторяя-моделируя все прошедшие состояния мироздания. Так в своей знаковой непосредственности-языке субъективность осваивает непосредственное бытие. В биологии субъективность осваивает особенность неорганического бытия, а в послебиологическом состоянии – саму себя.
Приближение фундаментальных наук к послебиологическому состоянию осуществляется качественным скачком к социальным наукам и, прежде всего, к философии.
Субъективность органического бытия, исследуемого в третьей части фундаментальных наук, есть чистая идеальность вечности, ее первая самосознающая часть, существующая в материальной реальности в единстве с ней. В состоянии, представленном социальными науками, субъективность-вечность уже имеет собственную реальную определенность, которая позволяет ей выделиться и противопоставить себя реальности не только материальной, но также и объективной.

Литература

1. Диалектический материализм. М., 1972.
2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1949.
3. Каган М. Морфология искусства. Л., 1972.
4. Гегель Г. Философия религии. В2т. Т.1. М., 1976.
5. Гегель Г. Эстетика. В4т. Т.3. М., 1971.
6. Гегель Г. Наука логики. В3т. Т.2. М., 1971.
7. Шеллинг Ф. Философия искусства. М., 1976.
8. Гегель Г. Наука логики. В3т. Т.1. М., 1970.
9. Ранние формы искусства. М., 1972.
10. Эйнштейн А. Собрание научных трудов. Т.2. М., 1966.
11. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. В3т. Т.2. М., 1975.
12. Кузнецов В. Диалектика развития химии. М., 1973.
13. Вопросы философии. №10. за 2006 г.
14. Философский словарь. М., 1972.
15. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1974.

Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать
Код: выделить все
<div style="text-align:center;">Обсудить теорию <a href="http://www.newtheory.ru/philosophy/3-fundamentalnie-nauki-t958.html">3. Фундаментальные науки</a> Вы можете на форуме "Новая Теория".</div>
Владислав Крючков
 
Сообщений: 85
Зарегистрирован: 21 июл 2010, 18:54
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 11 раз.

Вернуться в Философия

 


  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron