Философия – мировоззренческая наука. Но и история и искусствознание также обладают мировоззренческим статусом, поскольку свое объяснение они получают только через привлечение к этому философии. Философия обеспечивает целостное-завершенное восприятие этих процессов. Поэтому история и искусствознание рассматриваются как философия истории и философия искусства, составляя в общем предмет гуманитарных наук.
Гуманитарные науки являются первой основной-непосредственной частью общественных наук. По Энгельсу, переходы наук отражают связь и переходы самих форм движения материи. И таким является «переход от природы к человеку, к истории, соответственно – от естествознания к общественным наукам и к наукам о мышлении» (Философский словарь за 1972г. С.178). Общественные науки, следовательно, это науки о человеческом качестве, определенном через противопоставление биологии высших животных и их психологии, бесконечно-количественно приближающейся к психологии человеческой и к разумной завершенности естественного интеллекта. Переход от естественных наук к общественным наукам, и прежде всего к гуманитарным, соответствует качественному скачку от животного к человеческому качеству.
Человеческое качество оказывается, таким образом, выделенным из животного биологического качества и противопоставленным ему как свершившийся – возникший скачком естественный интеллект, освободившийся, наконец, от материальности.
Биологическая наука, исследующая поведение и головной мозг высших животных, лишь приближается к естественному интеллекту человека, бесконечно-количественно осваивая животную эмоциональность и предельно объективируя деятельность мозга, как это представлено перенесением математики из начала естественных наук в их завершение. Тот же «Философский словарь» утверждает, что «между естествознанием и философской наукой стоит математика, причем на грани между нею и логикой – математическая логика». Если кто-то скажет, что это устаревший первоисточник, то с тех времен разрушение энгельсовской классификации наук только усилилось, причем настолько, что и сама философия перестала считаться наукой.
То, чего добивается естественная наука в завершении на уровне всеобщности, возникает единично-случайно качественным скачком и определено Декартом: «Я мыслю, следовательно, я существую» [1.260].
Дать определение человеку значит определить его качество, но по сравнению с пониманием этой проблемы Энгельсом наше время стремится снять проблему качества вообще, свести все к количественным переходам, оправдывая такой подход стремлением к интеграции науки. «Качество просто перестало рассматриваться как нечто самодовлеющее и тем самым потеряло самостоятельную значимость в определении научных понятий» (А.Н.Арлычев) [2.161]. По Р.Н.Нугаеву оказывается, что «грань, знаменитая карнаповская «демаркационная линия», разделяющая математизированные «жесткие» науки (hard sciences) и науки «мягкие», гуманитарные (soft sciences, humanities), является во многом условной» [3].
Гуманитарные науки, как они представлены в данной статье, определяют человеческое качество абсолютно в его завершенности – соединенности конца с началом. Мыслящее сознание человека заключает в себе все мироздание как снятое, что вполне соответствует образу бога вечного, милосердного, всемогущего, прекрасного. Только такая мировоззренческая наука как философия способна воплотить в себе это абсолютное состояние человеческого качества.
Наука в целом есть особенное состояние сознания по отношению к непосредственности искусства и всеобщности материального производства. Особенное состояние задано противопоставлением сознания материальности в собственной знаковой форме – объективности.
Объективность оказывается той формой, в которой субъективность – качественная идеальность отрицает себя в своей реальности. Субъективность преодолевает свое самоотрицание, исследуя процесс мироздания в фундаментальных науках от непосредственного бытия в математике, через особенность неорганического бытия в механике, физике и химии, к всеобщности органического бытия в биологии, в которой субъективность бесконечно-количественно выделяется из объективности. Необходимость выделения субъективности из объективности оказывается, таким образом, необходимостью самого процесса мироздания.
Если в фундаментальных науках объективность осваивала-снимала в себе субъективность и стремилась всячески избавиться от нее, то в общественных науках, наоборот, субъективность «Я» оказывается качеством, которое подчинило себе объективность мышления и осваивает с его помощью материальную реальность, выявляя свой субъективный качественный смысл.
«Я» - исходная непосредственность – абсолютная идеальная завершенность человеческого качества, в котором отсутствует всякое количество, ведь «с качественной стороны абсолютно прерывается чисто количественное движение вперед» [4.464].
На некоторой удаленности от качественной непосредственности в нем проявляется его количество-реальность, не материальная реальность, которую мы привыкли считать естественной-природной, а знаковая – искусственная реальность – мышление.
Абсолютное «Я» оказывается качественной определенностью гуманитарных наук тогда, когда в нем проявляется реальное количество. Тогда начало и конец вечности «Я» разделяются количественной серединой, образуя трехчастную качественную структуру, определяющую процесс гуманитарных наук в целом.
Современное понимание гуманитарных наук дано в интернете как набор наук, чисто количественный, лишенный качественной – целостной определенности. Кроме философии, истории и искусствознания (искусствоведение), к гуманитарным наукам отнесены антропология, география, журналистика, культурология, лингвистика, литературоведение, музееведение, науковедение, педагогика, политология, право, психология, социология, филология, эстетика, этика, этнография, экономика.
Гуманитарные науки входят в состав общественных наук. Если представить развернутую структуру общественных наук, то окажется, что гуманитарные науки представляют их непосредственность – соединенность сознания с реальностью, науки о государстве – особенность или опосредствование сознания с количественной реальностью в качествнной форме государства и, наконец, всеобщность – возврат к единству сознания с реальностью в экономических науках.
В такой развернутой структуре общественных наук политология, право, социология, музееведение, этнография относятся к наукам о государстве, а экономика занимает свое достойное место в экономических науках, которые, кстати, имеют свою развернутую структуру: политическую экономию, статистику, бухгалтерию.
Антропология, психология, география относятся к фундаментальным наукам, поскольку непосредственно связаны с реальной материальностью, по своей сути объективны, а не субъективны и всячески стремятся избавиться от субъективности в результатах своей деятельности. Политическая география относится к наукам о государстве.
Науковедение, педагогика, эстетика, этика, литературоведение, филология, лингвистика, журналистика, культурология, музееведение, этнография являются действительно мировоззренческими - гуманитарными науками. Науковедение, педагогика, культурология по своей значимости и общности относятся к философии. Музееведение и этнография оказываются совершенно необходимыми в истории. Остальные науки относятся к искусствознанию.
Чем глубже мы вникаем в структуру гуманитарных наук, тем явственнее проступает их сложность, заданная фундаментальными закономерностями мироздания. Смысл – качественная эмоциональность «Я» представляется абсолютно завершенным – богом. Эта завершенность, однако, не всеобщая, а особенная идеальная, крайне противопоставленная реальному количеству, которое заключено в «Я». В качественном абсолюте «Я» реальность полностью исчезла в идеальности, но на некоторой удаленности количество все же проявляется и оказывается мышлением: «Я мыслю…». Субъективность «Я» неотделима от объективности именно вследствие их крайней противоположности, предопределяющей невозможность существования друг без друга. Мышление является условием проявления «Я».
С появлением реального количества в качестве его абсолютность исчезает, и качество обретает реальную количественную относительность.
Цель качественного процесса гуманитарных наук определена необходимостью возврата к своему исходному качественному абсолюту. Качество стремится вернуться к своему абсолютному началу, осваивая проявившееся количество и определяясь, таким образом, от единичности-случайности до всеобщности-необходимости. Весь процесс гуманитарных наук предзадан в его начале так, что все дальнейшее развитие есть конкретизация непосредственности абсолютного смысла.
Структура процесса гуманитарных наук определена системой трех основных законов диалектики.
Философия соответствует закону единства и борьбы противоположностей, в котором фундаментальные противоположности качества и количества еще невзаимоопределены, невзаимооформлены и представляют единство. Качество-сознание «Я» в философии есть идеальность, еще не отделенная от материальности в начале и конце процесса (материализм) и абсолютно противопоставленная материальности в средней части (идеализм). Сознание в философии бесконечно-количественно осваивает материальность, возвращаясь к своему абсолютному началу, определяя его непосредственность на уровне всеобщности.
История соответствует закону перехода количественных изменений в качественные. Это состояние особенности «Я», в котором противоположности качества и количества взаимоопределены – взаимооформлены. «Качество оказывается ведущим, определяющим субъектом. Количество превращается в объект пассивный, ведомый. Особенное состояние представлено переходом «Я» к «Ты». В этом переходе «Я» отрицает себя в другом «Я», определяя это другое «Я», а через него и себя.
Специфика особенного процесса выразительно представлена в неорганическом бытии, в первобытном танцевальном процессе и в историческом первобытном состоянии матриархата одушевлением женского начала. Философское «Я» бесконечно осваивало в себе реальное количество на уровне всеобщности, но в качественном скачке сняло это количество лишь на уровне особенности-формы и внешней определенности. Форма, опять-таки абсолютна и уподоблена геометрической точке, как это представлено сингулярным состоянием, предшествующим сингулярному – Большому взрыву. Движение, которое возникает в неорганическом бытии, есть ни что иное как сама эта абсолютная форма, которая потеряла свою абсолютность вследствие проявления в ней количества. Это количество теперь оформлено – превращено в материю и интенсивно осваивается пространственным расширением вплоть до возврата движения к единству с количеством и отождествлением движения со статичной формой в идеальных кристаллах.
Так и субъект-движение отрицает себя в материи, формируя количество, а заодно и себя.
О том, что это процесс коллективный, свидетельствует не только освоение пространственного количества в неорганическом бытии, но и танцевальный процесс. Качественное движение в танце вовлекает и оформляет все большее количество людей. Движение противопоставляет себя телу в средней части танцевального процесса и возвращается к единству с телом в завершении танца, останавливаясь и являя себя в многозначности жеста, позы – пантомимы. В особенном-танцевальном процессе формируется коллективная материальность и благодаря этому определяется качественный смысл. Такова и история, в которой сознание бесконечно осваивает материальное количество стремясь к смысловому абсолюту своей формы.
В матриархате «Я»-движение также переходит к «Ты», отрицая себя в материальности женского, оформляя-одушевляя женское начало своей качественной определенностью.
Все перечисленные процессы подтверждают единую методологию мироздания аналогичностью средней-особенной части диалектического качественного процесса. Качество статично - едино с формой в начале и конце процесса и опосредствовано движением в средней части.
Если философия соответствует непосредственности закона единства и борьбы противоположностей, история – особенности закона перехода количественных изменений в качественные, то искусство, завершающее процесс гуманитарных наук, оказывается всеобщностью, соответствующей закону отрицания отрицания. Сознание здесь возвращается к непосредственному философскому «Я» и определяет его на уровне всеобщности - «Мы».
В целой пространственной – одновременной структуре человеческой деятельности моделируется исторический процесс освоения материального количества, начиная от его интуитивного освоения в первобытном состоянии, через точное-научное освоение количества в послепервобытном состоянии, к практике материального производства, соответствующей после-послепервобытному состоянию человечества.
В первобытных пространственных искусствах закладывается временной ритм развития истории, начиная с разумного освоения первого животного чувства – эгоизма, при котором сознание сохраняет единство со своим телом. Это историческое состояние завершается в наше время, определяя переход к разумному освоению второго животного чувства – половой любви.
Первому животному чувству соответствуют: освоение пространства на уровне непосредственности, представленном реалистическим изобразительным искусством, религия – тотемизм или вещизм. Это состояние «Я» осваивалось первобытными охотниками-кроманьонцами.
Второму животному чувству соответствует отношение «Ты», это состояние первобытного матриархата и одушевление женщины в религии – анимизме. Пространство здесь осваивается на уровне особенности в декоративном искусстве.
Третье животное чувство – родовая любовь осознается в патриархате, завершая первобытную историю. Этому состоянию соответствует отношение «Мы», освоение пространства на уровне всеобщности в искусстве красивого (мегалитическая архитектура) и религия колдовства, свидетельствующая о сознательном всемогуществе.
Возникновение христианства делит во времени человеческую историю на две части: дохристианское состояние, в котором человек зависит от материальности, и послехристианское состояние, в котором эта материальная зависимость снята, что соответствует идеальности человеческого качества – сознания.
Структура гуманитарных наук такова, что отражает бесконечное приближение сознания к полному освоению количества в идеальной искусственной форме. Но качественной реализацией этой необходимости оказывается скачок к началу человеческой истории и к абсолюту человеческого качества, которым начинается первобытное искусство.
Это состояние определяет непосредственность начала человеческого качества на уровне всеобщности как искусствознание. В искусствознании, согласно закону отрицания отрицания, сознание возвращается к непосредственному «Я», заданному в философии и определяет его на уровне всеобщности – «Мы» вследствие полного снятия количества в качестве. Здесь же раскрывается смысл человеческого качества и смысл мироздания – прекрасное, в котором конкретизирована исходная мажорность перехода мироздания от своего несуществования к существованию.
Искусство развито от временных искусств к пространственным и обратно. При этом возврат к началу осуществлен в матеральном производстве. Материальное производство имеет ту же структуру, что и первобытное искусство, но развито в обратном направлении. Осознание материального производства как послепервобытного искусства есть следствие развития всех разделов материального производства от удовлетворения материальных потребностей к удовлетворению духовных потребностей.
Первобытные временные искусства моделируют развитие мироздания, начиная от непосредственного бытия в музыке (соответствие математике), через особенное-неорганическое бытие в танце, к всеобщности органического бытия в знаковости словесного искусства. Здесь становится ясно, что ни о какой энтропии мироздания не может быть и речи. Мироздание – система, открытая в ничто, которое обеспечивает бесконечный количественный приток реальности, и эта реальность также бесконечно подвергается обработке идеальным качеством мироздания.
Первобытные пространственные искусства моделируют биологическое растительное и животное состояния субъективности в бесконечном приближении к человеческому состоянию.
Искусствознание в своем завершении бесконечно приближается к абсолютности непосредственного определения прекрасного, заданного мелодией, но качественную завершенность эта необходимость получает в скачке к морали, начинающей науки о государстве. Мораль оказывается той особенной определенностью гуманитарных наук, которая превращается в форму государства и реализуется на уровне всеобщности в общественных законах.
Литература
1. Декарт Р. Сочинения. В2т. Т.1. М., 1989.
2. Вопросы философии за 2007, №9.
3. Вопросы философии за 2007, №8.
4. Гегель Г. Наука логики. В3т. Т.1. М., 1970.
5. Диалектический материализм. М., 1972.
- Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать