Давайте поговорим о "непризнанных гениях". Обратите внимание на то, что я в дальнейшем гения не буду брать в кавычки. Зачем это делать, если все кому не лень берут гения в кавычки. Стоит ли уделять внимание гениям, если, как и все, брать их в кавычки? Я считаю, что к гениям нужно относиться с уважением. Они имеют право на обучение, защиту прав, помощь в разработке идей, материальную и моральную поддержку…
Допустим, вы сделали открытие!? Не бойтесь. Не вы первый, не вы последний. Но одно сразу ясно: вы - Гений. Некоторые считают, что гений - это болезнь, и при этом почему-то крутят пальцами у виска. Но это не так.
Зайдите в книжный магазин, найдите по красному переплету издание Карла Юнга, и вы узнаете, что гений - это архетип или комплекс нашего темного-темного бессознательного (не путать с подсознанием). Этот комплекс есть в каждом человеке, и получен он нами от животных. Посмотрите на поведение стаи рыб. У них есть лидер, есть основная масса, девиз которой - делай как лидер, делай как все, и архетип у них "обезьяны". Но есть рыбы, которые рыщут по краям стаи, это рыбы - гении. Их и съедят первыми!
Итак, гений - это человек с особым восприятием мира, для которого свое творчество намного важнее и интереснее, чем творчество других. Гении - это люди особого склада. Они что-то постоянно выдумывают, изобретают, ломают. С ними очень трудно жить и работать. Бессознательное "гения" диктует человеку особую линию поведения: требование признания, боязнь кражи, ущемления прав, неприятие чужого мнения и критики, особое отношение с обществом, особое поведение в быту. Как же я предлагаю ладить с гениями? В основе этого лежит простая (не гениальная) идея, что любая умственная деятельность должна иметь свою логическую модель и это основополагающий закон для работы гения:
Каждый мыслит в своей логической модели.
Этот закон имеет ряд психологических следствий:
1. Никто не хочет изменять свою логическую модель.
2. Модель легче создать на "пустом месте", чем изменить.
Парадокс гения - никто гения не понимает, и в то же время, все гениальное просто, - основан на приведенных двух следствиях. Вы не хотите менять логическую модель и поэтому ничего не понимаете, но когда у Вас нет никакой модели, то на пустом месте создавать модель проще. Модели мы строим из понятий. И каждая логическая модель основана на каких-то аксиомах и имеет свою структуру. О ней мы будем говорить в дальнейшем, но она должна присутствовать в открытии любого гения, независимо от глубины обобщения в сделанном открытии. Если такой структуры не будет, мы просто ничего не будем понимать при разговоре друг с другом. И здесь действует еще одно следствие, которое на первый взгляд кажется парадоксальным:
3. Логический подход гения в решении проблем боле "сильный", чем научный.
В основе научных выводов лежит научно обоснованная аксиоматическая модель. Вокруг нее создаются две области: область, достижимая научными направлениями, в которой работают ученые, и область М, научно не достижимая. В области М можно как доказать, так и опровергнуть любое предположение. Может, такой области нет? Есть, это следует из теоремы Геделя о неполноте аксиоматических теорий. Чтобы часть области М сделать научно достижимой, необходимо или изменить, или дополнить аксиомы науки. Человек, создающий построения в области М, - гений. Логически в область М можно проникнуть, но это не научный путь, и научным он может стать, если будет признан учеными.
Ученый в своей постановке и решениях задач автоматически исключает гениальные решения, он исключает все, что ломает научную аксиоматику. По-другому ученые поступать не могут, ведь если постоянно ломать одни и вводить другие аксиомы ничего конструктивного нельзя будет сделать. Не могут же все быть Эйнштейнами! Отсюда вывод: нужно не мешать ученым решать свои проблемы.
Господа гении, не мешайте ученым работать! У Вас свои подходы к решению проблем, и они не научные. Беда гения в том, что он твердо убежден в научности своих идей.
Почему же гении постоянно "пристают" к ученым со своими гениальными идеями? Есть несколько причин. Например, существует ошибочное убеждение, что ученым платят и воздают почести за гениальность. Это абсурд. Когда ученым платили за гениальность? Ученому платят за труд и за мундир, т.е. за административную работу. Но если вы гений, то Вы, по природе своей, не способны к научной работе. Вы способны создать только некое наукообразие, в лучшем случае указать направление будущей научной работы.
Но есть же гениальные ученые?
Есть, но они ученые в одной области. Гении - в другой.
Поэтому гении должны найти свою экологическую нишу в обществе. Для того чтобы определить эту нишу, я проведу аналогию между искусством и наукой. В свое время в искусстве появилось абстрактное направление, это было крайне ново и непонятно, но от признания, например, абстракционизма в живописи или джаза и шлягеров в музыке искусство только выиграло. Произошло осознание того, что искусство - искусство людей.
Поэтому, недурно и научные шлягеры попеть!
В науке этого пока не произошло, пока не осознано, что наука - тоже наука людей. И если в ней не будет чего-то, опирающегося на человеческую психику, например, нашу людскую гениальность, не будет чего-то, напоминающего песенные шлягеры, от этого наука много потеряет. Например, к вам обратился изобретатель с предложениями конструкции вечного двигателя и даже собирается продемонстрировать действующую модель. Отношение ученого и простого человека к этому сообщению различно "Вечный двигатель" - это научный шлягер - он не интересен ученому. А простой человек его с удовольствием "слушает".
Наука говорит что конструкция "вечного двигателя" содержит ошибку. Найти ее интересно, но основная работа ученого, увы, будет состоять не в том, чтобы найти эту ошибку, а в том, чтобы объяснить ее изобретателю. А это очень тяжелая работа. Кроме того, как только изобретатель поймет свою ошибку, он предложит новую конструкцию, и опять с ошибкой. И опять ученому нужно искать, и опять убеждать. Так кто же тогда изобретает?!Я отношу себя к "гениям". Поэтому, когда вы читаете эти строки, всегда ищите возможную ошибку. Считайте, что вы гениальнее меня. Но я искренне надеюсь, что чтение этой статьи позволит вам сделать нечто большее, чем просто найти ошибку, и потраченное время окупится. (Конец шлягера).
- Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать