Не могу понять, как вообще звучит постановка вопроса, касающаяся проблемы субъект-объект (или сознание-материя)?
Я неоднократно сталкивался с формулировкой вопроса типа: порождает ли сознание объективный мир или, наоборот, объективный мир порождает сознание?
То есть, используется слово «порождает» или какой-нибудь похожий глагол или словосочетание. Я стараюсь проанализировать постановку такого вопроса, и вот что получается.
Если мы используем слово «порождает», то тем самым вводим понятие времени, в течение которого разворачивается этот процесс происхождения объективного мира от субъекта, либо, если верно противоположное, то процесс происхождения субъекта от объективного мира. Иными словами сама субъект-объектная (или объект-субъектная) дифференцировка ставится в зависимость от времени.
Далее постараемся коротко определить, в каких направлениях может формироваться концепция времени? Как правило, говоря о времени, мы подразумеваем смену объектов/событий. Чтобы не запутаться, постараемся пока не задавать вопрос: применимо ли понятие «время» в тех случаях, когда нет объектных изменений и при этом отсутствует наблюдатель. Размышляя таким образом, мы приходим к тому, что время всегда связано с изменением.
Таким образом, может быть 2 направления для концепции времени:
1. Изменения объективного мира существуют независимо от сознания (субъекта) и тогда понятие времени поставлено в зависимость от мира объектов.
2. Изменения объективного мира зависят от сознания (субъекта) и тогда понятие времени поставлено в зависимость от сознания (субъекта).
Таким образом, сама концепция времени поставлена в зависимость либо от субъекта, либо от объекта (либо от того и другого, но дуализм пока не трогаем).
Иными словами, в выше приведенном контексте слово «порождает» может быть заменено на следующее:
1-й вариант. Во временном процессе, который зависит от объективного мира, появляется ли первым сознание или объективный мир? Ответ: объективный мир, так как в самом вопросе уже есть ответ, а именно: сознание уже в самом вопросе поставлено в зависимость от мира объектов.
2-й вариант. Во временном процессе, который зависит от сознания, появляется ли первым сознание или объективный мир? Ответ: сознание, так как в самом вопросе уже есть ответ, а именно:– объект уже в самом вопросе поставлен в зависимость от субъекта.
Иными словами сама концепция времени неизвестна и, используя слово «порождает» мы просто обречены на бессмысленный вопрос типа: порождает ли сознание объективный мир или, наоборот, объективный мир порождает сознание? Но если мы хотим определить правильную концепцию времени нам необходимо разобраться с вопросом порождает ли сознание объективный мир или, наоборот, объективный мир порождает сознание?
То есть, при такой постановке вопроса с использованием слова «порождает» мы получаем замкнутый круг. Если перевести в символическую логическую форму эти рассуждения, то мы получим что-то вроде расселовского парадокса (например, про брадобрея).
Похоже, что так вообще нельзя ставить вопрос.
Но как он ставится современными философами? Или он вообще не ставится?
p.s. Если вопрос вообще невозможно поставить, то, я полагаю, мы обречены на дуализм. В смысле равенство и субъекта, и объекта и их интеракционизм.
- Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать