Является ли философия наукой? А какие, собственно, характеристики науки?
Прежде всего, -интерсубъективность знания или его объективность. В науке могут быть противоречащие теории, но в результате верификации (эмпирической или логической) принимается одна из всех.
Каждая наука имеет свой предмет, и этот предмет конечен! Наука занимается конечным: характеристиками твёрдого тела, электромагнитных колебаний сверхвысоких частот, околоземным пространством, политических систем, социальных стратов, потребностей страта (социального слоя). Наука не занимается бесконечным, хотя некоторые предметы близки к нему, например, предмет астрофизики.
Наука дает приращение знания, которое каммулятивно наращивается, дополняется в новых направлениях.
А чем занимается философия?
Так позитивисты считали, что если метафизику изгнать из философии, она становится аналитической наукой, когда анализирует или обобщает научное знание, не делая при этом его приращение. Ну, и каков предмет? Это или наука в целом, или её области: физика, менеджмент, математика. В таком случае философия перестает быть философией и становится методологией конкретных научных областей. В более широком смысле она становится методологией различных областей культуры, допустим, политики, искусства и др. Методология – не философия, а методолог-не философ. Да и сомнительна её нужность. Ведь ученые, искусствоведы, политологи и сами могут разобраться со своими проблемами, без так называемых «философов».
А когда, философия интересуется предельным, она является мировоззрением. Ведь мировоззрение занимается предельными объектами: Бог (бесконечное), Человек (не индивид, а человек вообще, культура), Я-(сознание моё, его феномены), природа (не отдельные её грани, а в целом). Каждый из них по своему пределен, бесконечен вовне или внутрь. Мировоззрение – это соотношение этих объектов. Из возможных комбинаций этих соотношений и возможны 4 философии, как мировоззрения:
1. Онтологическая философия, которая рассматривает сущность бытия (Бога) и отношение к нему Человека, Я, природы. Представители Парменид, Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Гегель и др.
2. Сократическо-кантианская философия, рассматривающая сущность Человека, культуры, и отношение к нему всех остальных предельных объектов. Представители Сократ, И.Кант, М.Шеллер, Маркс и др.
3. Феноменалистическая философия, которой важна, прежде всего, сущность феноменов сознания, осознание им Божественного, Человека, природы. Представители: Р. Декарт, С. Кьеркегор, Гуссерль, Сартр, Хайдеггер. Акцент на этой философии во всех индийских философских системах, на мой взгляд.
4. Натурофилософия. В ней важна сущность природы в целом, она оперирует понятиями всей природы: айпейрон, материя, энергия, которые также метафизичны. Это чаще всего метафизический материализм. Представители фисиологи, Гёте, отчасти Шеллинг, Энгельс, Гартман и др.
Все эти философии могут быть в двух формах: рационально аргументированная (научный метод, стремление к научности высказываний, насыщенность терминологией), иррационально выраженное мировоззрение в форме аллегорий, притч и др.
Таким образом, философия или методология, с претензией на научность, но это уже не философия, или мировоззрение, одно из 4 типов мировоззрений, выраженное иррационально или рационально аргументированно.
- Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать