Образ Шарикова был создан Булгаковым в качестве приёма, позволившего ему в условиях ещё не остервенившейся цензуры 20-х годов выразить своё омерзение к кровавому трагифарсу диктатуры швондеров и пролетариев. Тут была лазейка, что вроде бы это "собачье сердце" Шарикова виновато в его мерзости - хотя пёс-то как раз был для собачьего уровня чрезвычайно мудрым и добрым - но, вписавшись в извращённую швондерами и пролетариями среду человеков, стал чудовищем. Заметим, что по возвращению в ряды собак, он ту свою чудовищность утратил без следа. Итак Шарикова создал для вполне понятных целей отнюдь не учёный чудак Преображенский (подставная здесь фигура), но именно Булгаков.
Кто такие человеческие шариковы, я объяснял раз за разом, но ради такого дела, повторюсь. Человек, в коренном отличии от нормальных зверей, живущих в первую голову отточенной миллионами лет системой природных инстинктов, нуждающихся только в минимальной доводке в процессе обучения младших особей старшими, инстинктами выживать категорически не способен. Они у него до крайности смутны, противоречивы и чреваты губительными извращениями (об этом достаточно написал Мечников в "Этюдах о природе человека" и в "Этюдах оптимизма"; характерно, что последние, написанные с целью смягчить слишком мрачное впечатление от первых, производят, вопреки установке автора, ещё более тягостное впечатление). Рождённая людьми особь становится человеком только через посредство культуры. На вершинах великих культур исключительные люди становятся почти богоподобны. В эпохи крушения культур и особенно в "тёмные века" человек превращается в жалкого и страшного, больного кровожадного зверя. В последние века Рима благополучнейшие - по внешним обстоятельствам - люди, как сенаторы, умирали от распространившейся тогда болезни "отвращения к жизни".
Культура стоит на иерархии, в которой худшие ("Худших везде большинство" и "Большинство зло", - сказал "наиболее толковый", по Гераклиту, из "семи мудрецов", воспитавших на переходе от архаики к классике Элладу для её роли свершительницы "греческого чуда" культуры)
добровольно подчиняются - в собственных своих интересах - в своём решающем большинстве лучшим. (Как становится возможным это основополагающее для культур чудо, я стремился осветить в статье "Об 'атомах' и 'индивидах' " в разделе Мета
физика на этом форуме). В этом смысле, как говорит Ортега-и-Гассет, "общество - всегда аристократия" - если, разумеется, это культурное, а не погибающее в кризисе культуры общество.
В эпохи кризиса культур народы, превращаясь в бескультурные массы, теряют инстинкт добровольного подчинения лучшим. И учиняют против культуры "восстание масс" (Ортега-и-Гассет), дабы "по своей глупой воле пожить" (Достоевский). И катастрофически вымирают до самого своего конца - или до рождения внове в новых народах уже в лоне новых культур и прежде всего фундирующих их новых религий.
Вот эти восставшие против культуры массы и состоят из шариковых. Их можно жалеть, но уважать их - преступление перед Богом - вершиной всех иерархий - и перед культурой, которая одна способна обеспечить жизнь человеку.
Понятно это, или нет, - не моя вина. Так природа захотела - почему, не наше дело. С такой же оправданностью можно винить в непонятности создателей квантовой механики и теории относительности.
Впрочем, главное чудо религии (но я-то, увы, не пророк) в том и состоит, что она умеет каким-то образом внушить обывателю вещи, категорически превышающие его разумение.
P.S. Что касается лично меня, у меня нет ни малейшей ненависти к простолюдинам. "Безгранично любить народ!" - наставлял наиболее почитаемый мною социальный философ, убеждённейший аристократ(1) Конфуций своих учеников, коих воспитывал для высших государственных должностей. Но именно
народ, для которого справедливо его же речение: "Мораль благородного человека - ветер. Мораль низких людей - трава. Трава наклоняется, куда дует ветер." Мне отвратительны шариковские
массы, убежденные в своём праве самим стать ветром.
Не одному, разумеется, мне, но всякому уважающему себя культурному человеку. Как пишет премудрый Игорь Губерман:
Не меряйся старым засаленным метром
толпы, возглашающей славу и срам.
Ведь голос толпы, разносящийся ветром
сродни испускаемым ею ветрам.
Такие дела.
P.P.S. "Малоизвестные - для вас - факты и события" на слуху у всех культурных людей. Не пытайтесь их учить, но попытайтесь
искренне у них поучиться, и они вас охотно научат всему, что сможете вы воспринять. А покамест, в интернете можно найти любую "малоизвестную" информацию, набрав "история Израиля", "кибуцы" и т.д.
(1) Кстати, Конфуций первый в Китае, и, возможно, в целом мире истолковал понятие "благородного человека" не биологически, как представителя знатного рода, но как носителя высочайших нравственных и интеллектуальных качеств. Его любимый ученик, которого он ставил выше самого себя, был крайне беден (умер от недоедания) и был скорее всего простолюдином.
Мир не так сложен, как кажется, - он куда как сложнее. И притом так противоречив, что суждение: "мир не так прост, как кажется, - он ещё проще", - тоже многое объясняет.