Мета-физика без метафизики(3). Самоорганизация "идеального"

Новое в исследованиях природы и структуры мира.

Мета-физика без метафизики(3). Самоорганизация "идеального"

Комментарий теории:#1  Сообщение Ystok » 01 фев 2010, 20:59

МЕТА-ФИЗИКА НРАВСТВЕННОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО

Истодин К.



Это сочинение больше похоже на трактат: оно умозрительно и гипотетично. Автор не скрывает, что стремился к предопределенной им самим интерпретации нравственной природы человека. Как он представляет, нравственные принципы образуются из самого процесса возникновения и неудержимой масштабной эволюции одушевленных существ. Положительная сторона сочинения, как полагает автор, — системность и единство подхода, в основе которого используется формальная схема, основанная как на самообусловливаемости, самопроизводности существования систем, так и на самообусловленности, автокреативности эволюции. Лежащая в основе концептуальная циклическая структура отношений в виде замкнутой причинно-следственной связи служит для представления феномена «самодетерминации» — самоподдерживаемости, самовыводимости всякой системы и её эволюции [1]. Психо-эмоциональная природа человеческого существа, является результатом эволюции, в которой, посредством последовательных «метасистемных переходов» (термин В. Турчина) и связанного с каждым из них образования "нуменальных" уровней, из простого принципа усложнения материальных структур развиваются многоуровневое и неразрывное, материальное и идеальное, психическое содержание. При этом автор попытался выявить идеальное такой природы, которое действительно (действенно).



Концепция самоорганизации кратко (в применении к живому).

    • Живые существа, как самодеятельные и инициативные образования возникают на основе самоорганизации.
    • Самоорганизация, в широком смысле, понимается не как отдельный акт, а как потенциально неограниченный процесс прогрессивного самоусложнения с возможным образованием иерархической структуры.
    • Самоорганизация изначально заключается в выходе на самоподдерживание.
При возникновении живого из неживого самоорганизация не завершается как некий сеанс, а основываясь на самоподдерживании как на поддерживающей функциональной платформе, совершается дальше, образуя и восходя на новые структурные уровни сложности.
    • Собственная специфика самоподдерживания при возникновении жизни в том, что оно реализуется на основе беспрестанного самоусложнения (например, наращивания цепочек из молекулярных звеньев; а также клеточного деления). Т.е. самоподдерживание преимущественно процесс.
В природе и до возникновения жизни происходили процессы самоусложнения, однако
    • самоорганизация живого заключалась в том, что произошел переход в целом от непреемственной связи безостановочных взаимодействий к преемственной, описываемой циклически замкнутой причинной связью.
    • В результате возникали процессы непрерывного воспроизводства организации как динамически реализуемой структуры организации, обусловливающей именно непрерывность. Эта организация уже не могла гипостазироваться как предметный – ощущаемый или "указуемый" объект, а как нуменальный ("виртуальный")
    • Динамическое самоусложнение структур – новый этап структуризации в материальной среде, более развитая форма усложнения.

Самоподдерживание, определяемое в виде формулы: В обычной словесной форме: эффекты или явления, возникающие в некоторой системе, закрепляют ту ситуацию, при которой они возникают; либо, подготавливают реализацию самих себя.
Самоподдерживание, представляемое на верхнем уровне (формально), выражается в циклической детерминации (замкнутой петле причинно-логической связи, реализуемой за счет конкретной организации системы) – кратко ЦД. В простейшем, формальном смысле ЦД можно представить логическим кругом.

Развернутое изложение формализованного представления самоорганизации дано в статье [1]. Интересные моменты оттуда следующие.
    • Единичный переход, этап саморганизации формально представлен генезисом – образованием, на основе аксиомы эмерджентности и правила вывода ("модус генезис"), мета-объекта. Мета-объект – это объект мета-реальности -- объект нового, метасистемного уровня (описываемого на более абстрактном языке).
    • Мета-объект имеет динамическую природу. Он образуется из предметных взаимодействий на основе зацикливания причинно-логической связи (ПЛС) с возникновением циклической детерминациисамодетерминации как частного случая).
Невидимую функциональную структуру мета-объекта можно соотнести с понятием нумена (объяснение "нумена" ниже). Эта функциональная структура обеспечивает циклическую детерминацию. Нумены, как метаобразования самодостаточны ("автологичны") – за счет непрерывного самопорождения, вызванного ЦД.

    • Объектность мета-объекта будет проявляться в форме самовоспроизводящегося процесса.
Что такое "мета-реальность" | Показать
      Например, есть некая экономическая формация, самоокупаемая финансовая структура. При потере рентабельности эта формация может прекратить существование. Происходит распад (разрушаются связи) в некоей невидимой надматериальной (имматериальной) сфере из-за невозможности обеспечить самофинансирование, хотя по сути, физически ничего в ней не разрушается. Надматериальная самовоспроизводящаяся организация (финансовая структура) является здесь нуменом, "объектом" мета-реальности.
      Другим значимым примером мета-объекта может служить популяция организмов. С внешней стороны мы видим отдельные организмы, но благодаря взаимодействию между ними и воспроизводству новых особей, популяция как система сохраняется. Невидимая системная организация, объединяющая организмы, является, как целое, объектом метареальности, нуменальным.

Пояснение:
    Нумен (от греч. Нус – неперсонифицированный разум, ипостась универсума); введен намеренно в отличие от ноумена, имеющего субъективную (гносеологическую) природу. Нумен самостоятельное, самодеятельное логико-смысловое образование, конкретная устойчивость которого определяется собственной логикой (не нарушающей, тем не менее, принцип причинности). Логика осуществления устойчивости порождаема сама по себе, а нумен, в отличие от ноумена – автологичен (самостоятельно существует) и потому объективен. Нуменальная структура – организационное основание объекта мета-реальности.
    Организация нумена не следует из свойств, не является продолжением свойств его составляющих.
Итак, образование самоподдерживаемого целого, в формальном представлении, обусловлено циклической детерминацией, а циклическая детерминация создает (образует) сферу мета-реальности и новую сущность в ней. В формальном виде это было записано как
    Формула ЦД-Биг.jpg
Замыкание ЦД и переход на метауровень с образованием нумена является тем, что связывают, в узком смысле, с понятием самоорганизации. (A, B, C,…Z не являются непосредственно материальными составляющими, объединяемыми в систему, а являются нуменальными факторами или компонентами, возникающими из взаимодействий и связей в материальном субстрате, причинно-логическая связь между которыми обеспечивает образование ЦД.)
Переход на новый уровень приводит также к порождению самоопределенной семантики (смысла).
Это связано с тем, что при переходе на мета-уровень происходит выход за пределы предметного контекста исходного структурного уровня на семантический с образованием новой, семантической (по отношению к предшествующему предметному уровню), сферы и нового виртуального (и "неуловимого" в своей сущности) образования в ней. В общем, это является аспектом нуменальных образований.

В "невыразимой одушевленности", подвижности, живости заключается психичность живых существ. Нужно объяснить качественный рост этой начальной психичности.


          Ответственное мнение состоит в том, что психология — слишком серьезная наука, чтобы оставлять ее психологам.
            Автор.

Психологические особенности высокоразвитых существ, закладывавшиеся при возникновении жизни.
Скрытый текст: Показать
Живое — это то, что обладает элементарной одушевленностью. Самые первые живые существа во Вселенной, независимо от того какой они были природы, просто существовали без какой-то собственной или высшей цели [2], и стремились не столько выжить (они были апсихичны), сколько просто усложняться — это их сущность. Стремление усложняться вызвано всей предшествующей, в процессе эволюции, тенденцией усложнения вещества. Первые живые существа и возникали как таковые благодаря тому, что непосредственно предшествующее им неживое обладало свойством непроизвольно и неудержимо образовывать сложные структуры (т.н. первичный бульон). Судя по исследованиям ученых, занимавшихся проблемами возникновения жизни, именно так это и происходило в молекулярных предбиологических структурах («самосборка» макромолекул и их дальнейшая кооперация).

Одушевленность возникла в результате изменения в характере порождения сложности. Качественное отличие состоит в том, что появляется самоорганизующийся мета-объект, в котором, с одной стороны, беспрестанно происходит наращивание определенных структур, опережающее распад. С другой – не сами эти структуры, объединившиеся в целое, а самовоспроизводящаяся структурная организация с циклической детерминацией, "прогоняющая" через себя производимые материальные структуры, представляет объект этот. (Именно она и представляет феномен одушевленности.) При этом циклическая детерминация воспроизводилась двояко: в рамках возникавших популяций (колоний) организмов как целом и за счет преемственности, обусловленности стадий жизненного цикла, т.е. стадии усложнения первичных организмов и стадии “распада” на фрагменты-зародыши. Фактически образовалось два вида нуменальных "объектов": организм и популяция.

Процесс самоорганизации, по своей сути, обеспечивается возникшим в системе самовоспроизводящимся нуменом популяции, динамической организацией, воссоздающей как отдельный организм, так и популяцию как целое.
Сам принцип самовоспроизводства связан, как уже сказано, с циклической детерминацией как самодетерминацией, — на основе замкнутых петель причинно-следственной связи. (Самовоспроизводимой в таком же смысле является, например, деятельность коммерческой структуры — вложение денег, позволяющее получить доход опять же в виде денег — т.е. когда деньги “производят” деньги.) На идее самодетерминации (самовоспроизводимости) информационных структур одним исследователем, Ричардом Докинзом, развита тенденциозная теория о так называемом “эгоистичном гене”[3], хотя, на самом деле, замкнута система "ДНК–белок" в целом, т.е. нумен, а не ген как его часть.

При замыкании самодетерминации на текущем "предметном уровне" образуются нуменальные объекты следующего уровня. Последний уровень динамически связан с предыдущим за счет наличия в этих нуменах автологичной (замкнутой, самоссылающейся) логико-семантической структуры. С образованием этого автологизма, логической основы нумена, возникает и новый семантический уровень, "уровень описания" — абстрактный (но не фиктивный) контекстный уровень (аспект той же мета-реальности), через который реализуется и в котором нумен, как информационная структура, формируется своим собственным контекстом целесообразности. (При каждом феномене самодетерминации нуменом и через нумен постоянно воссоздается динамическое самоописание. Такое самоописание можно сравнить с реальностью динамически выполняющейся программы в компьютере как информационной структуры, представляемой в форме алгоритма – которая, однако, не обладает свойством "само-". Через это самоописание согласовываются разноуровневые аспекты нумена и обеспечивается его самопроизводство.)


От материального к психическому.

Необычность феномена самовоспроизводимости или циклической детерминации в том, что его нельзя увидеть как объект, потому что он обусловлен актами детерминированной связи от одного “микросостояния” к другому, переходами от одного к другому в сложной и разветвленной структуре взаимодействий. Этот упорядоченный, взаимосвязанный "перебор-просчет" отдельных актов, в своей непрерывности предстает как опосредованность, как слитная виртуальность вещественных взаимодействий. (Ту же виртуальную, а не фактическую природу имеют, например, образы, создаваемые лазерными шоу или бегущим огнем рекламы, но взаимодействия и последовательность виртуальных образов в них сами по себе не связаны в самоподдерживающуюся систему, в нумен.)

Слитная виртуальность согласованных взаимодействий, образующих нумен, предстаёт как проявление, осуществление идеального — как одушевленность живых существ. Это идеальное, как самоподдерживающаяся организация, самодостаточна и независима (нумен, фигурирующий на семантическом уровне, т.е. связанный самоописанием, представляет неразрывное целое, устойчивую самодостаточную систему). Оно находится не в материальном субстрате, но и не отдельно от него, хотя от его взаимодействий происходит; так же не находится оно ни в чьём-либо со стороны, сознании (хотя для собственного представления мы можем отображать это идеальное как “абстракцию”, порожденную нами). Это просто такая форма идеального – самореализующееся идеальное. Оно находится в динамическом виртуальном пространстве, обладающем реальностью, так как организация, представляющая идеальное, управляет нижележащей предметной сферой, через неё, с семантического уровня на предметный и обратно, вместе с тем (с управлением), логически замыкаясь. (Как оказалось, представить это непросто; вплоть до признания собственной неполноценности — когда пытаешься вникнуть и понять его суть, оно ускользает, распадается. Также после прочтения толстых книг [4] понимание идеального не проясняется, а еще больше запутывается.)
Таким образом, можно предположить, что в результате эволюции образовалась и поддерживается иерархия нуменальных уровней самодетерминации и соответствующих им логико-семантических сфер (со связанными с ними ненаблюдаемыми информационными структурами и процессами как структурами идеального); низшие из этих уровней находятся в сфере влияния (под управлением) высших. При этом высшие из них являются более утонченными и неуловимыми в своем проявлении, чем предшествующие им низшие. В основе самовоспроизводства каждого метаобъекта-нумена, как уже говорилось, лежит единственная схема — циклическая детерминация — замкнутая цепь причинно следственной связи из одного (само-детерминация) или более звеньев.

Каждый иерархический уровень самопроизводных нуменов, по мере усложнения биологической организации, задает или определяет собственную семантику целесообразности (т.е. смысл существования) организмов. При этом самый верхний (или высший из тех, что объемлет подчиненные уровни) семантический уровень самовоспроизводства живого существа представлен особым нуменальным образованием субъектной природы – системообразующей "ипостасью" самоорганизующейся системы — “самтом” и обладает целесообразным (этому обобщенному смыслу существования) поведением. (“Самт”, как и "самость", от слова “сам” — так же как и обычный нумен, по своей природе логический, не вещественный; самоуправляемый ("наивысший") центр всякой одушевленной сущности; ее объединяющее субъектное начало. Например, человеческое “я”, — выражение единства интеллектуально психической (идеальной) сущности самостоятельного человеческого индивида — самт сознания.) Отмечу сразу, что самт не является неким флюидом или тонкой материей, а системообразующим нуменом всех нуменов одушевленного существа.
У таких одушевленных сущностей могла появиться способность использования не только “внутренних” процессов, подчиненных этому самоуправляемому центру, а допускающая подключение любых “внешних” факторов (феноменов) и процессов, существующих в Природе. Например, “энергоинформационного” поля – вероятно, когда это начало касаться развития сферы психических проявлений (но этой темы, для исключения мистификаций, затрагивать не будем).


Эскалация целесообразности и совершенствование психических проявлений

В этой части будет рассмотрено последовательное образование уровней мета-реальности и нуменов самообусловленной целесообразности в них, которые отражают возрастающую поведенческую целесообразность живых существ в процессе эволюции.
Первичный нумен целесообразности, соответствующий начальному метауровню первых живых существ, способствовал простому выживанию. Смысл его заключался в следующей формуле ЦД ("логическом круге"):
    "сохранение целостности определяет жизнедеятельность и существование, а существование и жизнедеятельность, в свою очередь, обеспечивает сохранение целостности".
(Если иметь ввиду органическую жизнь, то была еще и такая формула: биологические организмы извлекают, за счет своего строения и жизнедеятельности, энергию из окружающей среды, а извлеченная энергия, в свою очередь, является источником, обеспечивающим жизнедеятельность организма [2].) Цель существования на этом этапе — в стремлении нуменов популяции и нуменов организмов сохранить свою целостность (которая образовалась самопроизвольно и естественно).

Для более успешного сохранения целостности, существам и популяциям необходимо было иметь больше информации о свойствах и особенностях окружающего мира (и о своей собственной организации, чтобы управлять и реорганизовывать ее). Виды существ (нуменов), способные отбирать, сохранять и накапливать информацию (“порождать” информацию), необходимую для жизнедеятельности, оказывались в привилегированном положении по сравнению с другими, не имевшими такой способности.
Более усовершенствованный способ проявления целесообразности заключается в инициативе, стремлении к добыванию и порождению информации. Активно взаимодействуя с внешним миром, они могли обнаружить какие-то неизвестные явления, процессы, свойства внешних объектов или своего поведения, которые могли оказаться в дальнейшем полезными для них. Видимо, в это время появилась нервная система и простейший мозг или другая центральная координирующая структура, способная обрабатывать информацию путем обмена сигналами, и на основе нервной деятельности (подобии примитивного мышления) в этой структуре возникает поразительно восприимчивый и приспосабливающийся самт (как уже говорилось, нумен субъект) более высокого порядка — простейший психологический (или "психо ментальный") нумен, не ограниченный медлительностью физико химических процессов. С неизбежностью возникает другой, более высокий, мета-уровень и нумен циклической детерминации на нем, определяющий новую семантику целесообразности:
    “стремление, инициатива к поиску (порождению) информации дает возможность усилить свою приспосабливаемость, за счет увеличения порождаемой нуменами существ информации (за счет функционирования нервной системы и “мозга”), а, в свою очередь, повышенная приспосабливаемость и выживаемость закрепляет в ходе эволюции такое свойство, как инициативу к порождению и поиску информации”.
Такие организмы и популяции получали преимущество: они, с необходимостью, должны были усложнять свое поведение, что также являлось источником дополнительной информации и усложняло связанные с этим их информационные процессы. Это означает, что цель живых существ, а точнее, их уже духовно-психической сущности, связанной с нервной системой (мозгом), перешла на более высокий уровень.
Теперь самт (т.е. нумен психо-ментального субъекта) может меньше тратить времени на жизнеобеспечение, а больше на порождение информации: поисковую активность, исследование окружающего мира и развитие, усложнение собственного поведения. Следовательно, с неизбежностью появляется еще и такая цель, как безотчетное стремление развиваться, усложнять поведение. Не трудно поэтому, соответственно этой цели, сформулировать возможность образования мета-сферы с новой, следующего уровня самоопределяемой семантикой:
    “стремление развиваться способствует лучшему, прогрессивному порождению информации, а это, в свою очередь, способствует закреплению стремления к развитию”.
Поскольку мозг является главным органом, управляющим всеми процессами в живом существе, то деятельность связанного с ним нумена-самта (духовно психические и мыслительные проявления, т.е. преимущественно идеальное) является ведущей, а все телесные проявления — подчиненными. То есть в процессе эволюции, с необходимостью всегда главенствует самый высший уровень целесообразности, который с усовершенствованием живых существ становится всё менее прагматичным и менее очевидным и конкретным.

Можно предположить, что существа, обладающие мозгом, и тем более как существа одушевленные должны были осваивать и психические проявления своей духовно-ментальной сущности (не потому, что кто-то их к этому побуждал, а просто возникает очередная, следующего уровня самообусловленная сфера целесообразности, в которой реализовалось преимущество в стремлении к активному поведению). Появляются виды существ, которые испытывали потребность взаимодействовать с миром не только на основе инстинктов, но и способные получать удовлетворение от такой деятельности, — от активного исследования окружающего мира (возможно, в соответствии с этим приходить в некое комфортное состояние психики, появившееся в результате мутаций) и обретения, развития и усовершенствования навыков взаимодействия с этим миром, потому что за этим стояла их духовная сущность. (И такая способность нигде “не закладывалась”, никем не задавалась — просто возникала естественно и непреднамеренно, как и предшествующие самоопределяемые уровни целесообразности, что вполне возможно. Давая преимущество таким существам, в силу неуничтожимой самодостаточности цикла самодетерминации, она позволила замкнуть новый круг с более высоким уровнем целесообразности.)
С этого времени возникает следующий, более высокого порядка нумен самообусловленой целесообразности, и соответствующая ему цель:
    “способные получать удовлетворение от взаимодействия с внешним миром и от своего развития, существа стремятся возможно больше времени развиваться и исследовать мир, а, получая большее преимущество в выживании из-за дополнительного побуждения к исследовательской деятельности и развитию своего поведения, такая способность в психическом удовлетворении от познавательной деятельности закреплялась в их наследственности”.
То есть, в более выгодном положении оказывались существа, которые стремились стать совершеннее в смысле подготовленности к жизни. (Не поэтому ли, детеныши всех животных стремятся играть и сильно страдают, когда ограничены в удовлетворении этой, казалось бы крайне непрагматичной "второстепенной" потребности.) Смысл (и цель) существования на этом этапе более “высокие” и менее прозаические: получение удовлетворения, проявления которого становились все более утонченными от: познавательной деятельности, собственного развития и совершенствования.

С развитием живых существ совершенствовались не только их физические, поведенческие и интеллектуальные качества, но могли непосредственно развиваться и совершенствоваться и их свойства, связанные с деятельностью духовной сущности (психические проявления). Но содержательная психическая деятельность, в полной мере могла, скорее всего, развиваться уже только у таких высокоразвитых существ как человек. Она могла заключаться в исследовательской деятельности и развитии не только связанной напрямую с манипулированием объектами внешнего мира и с объектами мыслительной деятельности, отражающими внешний мир (образами в голове), но и с процессами утончающими, совершенствующими проявления духовной деятельности, "духовной жизни".

Итак, попробуем обобщить.
Начавшийся с простого самоусложнения материальных структур, складывается совершенно новый способ усложнения — регулярное, итеративное “восхождение” на качественно более высокие ступени целесообразности. В связи с этим очевиден своеобразный трудноопредставимый внематериальный "мета"-процесс, сопровождающий эволюцию: "эскалация" качества: целей и целесообразности поведения (смысла существования). Во взаимосвязи с этим процессом набирает силу, как удается предположить, и система замаскированного самодостаточного нумена, который можно условно обозвать как "самоорганизующееся Творчество", опирающегося на развивающийся мозг и интеллект.
Здравый смысл подсказывает, что высшая цель превращается в постоянное совершенствование духа или психо ментальной сущности (в случае человека) и целесообразность восходит от простого совершенствования на более высокие уровни, в более утонченные сферы, которые все труднее выявлять и очерчивать. Целесообразность поведения и смысл существования уходит в сферы далекие от насущных потребностей и “здравого смысла”.
    Возвышение целей поддерживается системным восхождением (развитием) духовной сущности (самта) живого существа, а развитие духовной сущности происходит в силу того, что возможна эскалация по ступеням целесообразности, т.е возвышение целей.
Вот еще один неочевидный, на более абстрактном смысловом уровне, замкнутый круг самодетерминации (результат качественно иного метасистемного перехода, можно сказать, метамета-перехода, – на цепочке обычных метапереходов с уровня на уровнень – в мета сферу самоорганизующегося творчества.), который на совершенно ином, более высоком уровне, поддерживает процесс развития.

Можно заметить, что в процессе естественного порождения иерархии целей существования, низшие цели возникают прежде высших, но высшие порождаются не низшими целями, возникают не из низших, не определяются ими, а образуются независимо, самостоятельно, на подготовленной ими почве; а затем трансформируют и подчиняют целесообразность поведения низших уровней. Поэтому становится ясным, что бессмысленно задавать вопрос, зачем существует природа, жизнь, разум, Бог. (Бог здесь — не как тотальность абсолютного, а его интегральный творческий, “продвинувшийся” естественным образом, аспект, ипостась — по своей природе, это скорее всего "мега-нумен", одушевленная интеллектуальная сущность, смысл существования и целесообразность которой имеет наивысшую степень или уровень среди всех достигнутых степеней или уровней, в масштабах "подвластной" ему Вселенной).
Духовная сущность способна восходить еще выше: возможно появление существ, стимулирующих свою психическую деятельность так, чтобы как можно больше времени находиться в состоянии совершенствования своей духовной сущности (например, приподнятом состоянии духа, состоянии возвышенной «одержимости» от творчества, от чувства любви) и получать удовлетворение. На этой основе может возникнуть замкнутая в себе зависимость (самодостаточный нумен) следующего рода:
    “стимулирование определенным образом психической деятельности (создание настроения) приводит к состоянию удовлетворения, а состояние удовлетворения способствует, приводит к нужному стимулированию деятельности духовной сущности”.
Этот род целесообразности не оторван от предшествующих в выстраивающейся иерархии, так как позволяет более успешно “обслуживать” и применять возможности всех нижележащих уровней.
Что здесь имеется ввиду? Если существо находит удовлетворение в совершенствовании своей духовной сущности, значит оно будет иметь стимул к развитию и совершенствованию, Но наравне с духовной будет развиваться и входящая в неё интеллектуальная составляющая: будет познавать, осваивать окружающий мир, заниматься моделированием действительности и художественным и интеллектуальным творчеством.
На каком-то этапе развития нуменальной структуры одушевленных существ, как можно предположить, вырабатывается механизм эмоций со сложной взаимосвязью между разными проявлениями и качествами духовной сущности, объединенных стремлением совершенствоваться.


Истоки нравственных принципов

Теперь достаточно просто говорить об основах нравственности. Для нас должно быть ясным, что человек оптимистичен и вдохновенен, когда он совершенствуется. Чувство радости и оптимизма, и это кажется естественным, у того, кто стремится к совершенству духа, должно быть нескончаемым, а состояние души должно быть приподнятым, жизнерадостным. Значит можно сформулировать замкнутый круг целесообразности и в этом случае:
    “тот, кто стремится и следует стремлению совершенствоваться должен получать нескончаемое чувство удовлетворения. И испытывая чувство удовлетворения, он неизбежно будет стремиться самосовершенствоваться”.
Это скрытая, замаскированная основа нравственности высокоразвитого существа, мотивация тенденций его естественного поведения.
У средневекового философа Б. Спинозы есть рассуждения, которые можно свести к следующему утверждению: “Счастье — есть стремление [человека] от меньшего совершенства к большему”(!), которое он обосновывает с помощью незатейливых логических умозаключений, исходя из простых, непосредственных представлений. Вызывает удивление необычность и кажущаяся неоднозначность, неконкретность этой формулы, которая подразумевает не обладание, как обычно полагают, чем-то, а лишь соответствие "неожиданной" тенденции. Но это объяснимо, потому что, как полагается, суть мироздания — в неограниченном развитии своих всевозможных проявлений, а человек, по замыслу, — самый пытливый и необузданный добытчик нового знания. Поэтому он должен быть предельно «раскручен», «подогреваем» психически в стремлении к постижению нового.
Меня могут спросить, а какова роль бога во всем этом. Эта роль остается неясной, вернее, неоднозначной. Во первых, во всем своем многообразии и непостижимости Бог Творец не мог возникнуть в одно мгновение, хотя это могло происходить чрезвычайно давно и нам, по определению низшим существам, удобнее считать, что Бог не (само)сотворен и существует вечно. Появился ли Бог, как сознательный творец, задолго до появления самого первого разумного существа, в то ли время, когда они возникали впервые во Вселенной или несколько спустя после этого — мне неизвестно. Во вторых, Бог существует, как известно, в разных ипостасях и неизвестно, какое его проявление, в каждом случае, имеется ввиду. Наиболее вероятно, что Творец, — это самоопределяемая метамета нуменальная структура; сущность, обладающая реальностью — автологичный самт самоорганизующегося Творчества, который может быть существом столь же духовным, сколь и интеллектуальным.

Заключение

Данная концепция человеческой психики природы нравственности является для автора центральной. Удается проследить действие представленных принципов как в ретроспективе, приблизившись к «исходной точке» мира, так и в перспективе, в оценке поведения человека с учетом новых психологических предпосылок, в оценке тенденций человеческого общества.
К сожалению, в этой работе интригующая тема возникновения жизни (одушевленности) лишь обозначена, и её обсуждение было бы очень кстати для обоснования начального этапа становления духовности высокоразвитых существ. О феномене жизни коротко можно сказать следующее. Сущность возникновения живого заключается, несомненно, в «самоорганизации идеального», которое, имея нуменальную природу (природу "объектов" мета реальности), непосредственно для нас проявляется в одушевленности организмов. Идеальное, в данном случае, говоря обычным языком, — самодействующая, самоуправляемая динамическая структура связей и отношений, реализующаяся с помощью упорядоченных взаимодействий субстрата и нуменов, образующих организм. Рассмотрение возникновения этой упорядоченности и его схем, в разных существенных аспектах, и есть изучение процесса возникновения жизни.
Этих аспектов несколько и примерно равно количеству возможных видов (родов) циклической детерминации или "самопроизводности" (автопоэза, по Вареле), которые в живом тесно связаны. Сложность как раз в том, что зависимые друг от друга и «обремененные» многоуровневостью концептуального проявления они (виды ЦД) трудно поддаются разделению и интерпретации.
Для примера можно привести три наиболее очевидных «схемы» самоприменимости:
    – жизненный цикл — циклическая детерминация этапов «усложнения–распада» (роста и размножения организмов);
    – «негэнтропийность» живого — обусловлена замкнутой петлей «самовоспроизводства энергетического цикла», (аналогия с двигателем внутреннего сгорания, самостоятельно извлекающим энергию, пока поступает топливо) ;
    – круговая причинная зависимость между функцией (белок) и кодирующей её информацией (ДНК);
    – ….
Другие аспекты идеального в живом — более абстрактны, например, возникновение отношения информация–субъект. Обо всех аспектах и их взаимосвязях, даже только на концептуальном уровне, потребуется написать целую книгу. Главная особенность живого — в действенности идеального, а именно — связи (взаимодействия) в структурах живого, образующие его организменность, реализуются беспрестанно, преемственно, консолидированно и изобретательно. (Этот «принцип» идеального может быть реализован в компьютере и компьютерных сетевых структурах!)

        * * *
Предложенной выше трактовкой нравственного начала человека открываются перспективы объяснения поведения и его психо эмоционального содержания взамен пикантного и унизительного фрейдовского объяснения сущности возвышенных состояний — творческого вдохновения, любви, религиозного чувства, например и т.п..

(Эта работа является существенной переработкой ранее опубликованной на сайте "Академии Тринитаризма" статьи)

Литература и примечания

1.Истодин К. Формализм самоорганизации и автокреативные процессы. Метафизика Золотой Пропорции как частный случай. (http://www.trinitas.ru/rus/doc/0232/010a/02322002.htm
2. Истодин К. Феномены самоприменимости. Самоорганизация и антиэнтропийность жизни.//«Академия Тринитаризма». М., 2003. (www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001a/00120074.htm )
3. Докинз Р. Эгоистичный ген. — М:, МИР, 1993. 320 с.
4. Лисин А.И. Идеальность. Ч.I.Реальность идеальности. — М., 1999. 832 с.

Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать
Код: выделить все
<div style="text-align:center;">Обсудить теорию <a href="http://www.newtheory.ru/metaphysics/meta-fizika-bez-metafiziki-3-samoorganizaciya-idealnogo-t276.html">Мета-физика без метафизики(3). Самоорганизация "идеального"</a> Вы можете на форуме "Новая Теория".</div>
У вас нет доступа для просмотра вложений в этом сообщении.
Ystok
 
Сообщений: 118
Зарегистрирован: 12 сен 2009, 19:16
Благодарил (а): 2 раз.
Поблагодарили: 8 раз.

Re: Мета-физика без метафизики(3). Самоорганизация "идеального"

Комментарий теории:#2  Сообщение bocharov » 02 фев 2010, 19:30

"Ystok" у. Нужно иметь в виду что адепты идеи "Самоорганизации" верят в то что могут объяснить "Всё",отвергая идею "Высших сил",но т.к. "Всё" до конца не могут объяснить,то фактически попадают в лагерь своих оппонентов. Я почему об этом говорю: знакомство с современными авторами "единых теорий" в большинстве случаев выявляет тенденцию-начинают с электронов заканчивают "совестью,справедливостью,и.т.п."(наиболее характерный классический пример-теория К.Маркса).В этом смысле я солидарен с афоризмом К.Пруткова (для отдельной личности)-"нельзя объять необъятное".
bocharov
 
Сообщений: 5346
Зарегистрирован: 28 ноя 2009, 10:03
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 217 раз.

Re: Мета-физика без метафизики(3). Самоорганизация "идеального"

Комментарий теории:#3  Сообщение Ystok » 02 фев 2010, 21:23

bocharov писал(а):"Ystok" у. Нужно иметь в виду что адепты идеи "Самоорганизации" верят в то что могут объяснить "Всё",отвергая идею "Высших сил"

Что Вы сами знаете об "идее `Высших сил`? :P
знакомство с современными авторами "единых теорий" в большинстве случаев выявляет тенденцию-

А Вы не допускаете, что я могу не подпадать под большинство случаев.
(Я с сожалением отмечаю, что Вы начинаете, в мягкой форме, уподобляться нашему "сотрясателю" Декару :( )
Ystok
 
Сообщений: 118
Зарегистрирован: 12 сен 2009, 19:16
Благодарил (а): 2 раз.
Поблагодарили: 8 раз.

Re: Мета-физика без метафизики(3). Самоорганизация "идеального"

Комментарий теории:#4  Сообщение bocharov » 03 фев 2010, 15:13

"Ystok"у. Смею Вас уверить,что я безоговорочный сторонник идеи "Самоорганизации".Своей репликой(К.Прутков) я хотел лишь выразить мнение о том что между простейшими понятиями и понятиями Этики лежит всё то что выработала человеческая цивилизация(религии,мистические течения,труды философов). И если один человек решится упорядочить хотя бы часть,то неизбежно рискует упустить что то главное.
bocharov
 
Сообщений: 5346
Зарегистрирован: 28 ноя 2009, 10:03
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 217 раз.

Re: Мета-физика без метафизики(3). Самоорганизация "идеального"

Комментарий теории:#5  Сообщение Ystok » 03 фев 2010, 19:01

Моя реакция на ваше "нравоучение" была вызвана неодинаковым отношением ко мне и, учтивым отношением к, скажем, Рыкову.
bocharov писал(а):"Ystok"у. ... И если один человек решится упорядочить хотя бы часть,то неизбежно рискует упустить что то главное.

Чтобы возражать оппонентам в этом смысле и стремиться не упустить главное, я прежде этой работы выставил соображения о неких принципах мышления ("Мета-физика без метафизики(0)...") в этом же разделе Философии. (Надеюсь, что у меня получается им следовать.)
Ystok
 
Сообщений: 118
Зарегистрирован: 12 сен 2009, 19:16
Благодарил (а): 2 раз.
Поблагодарили: 8 раз.

Re: Мета-физика без метафизики(3). Самоорганизация "идеального"

Комментарий теории:#6  Сообщение tuzik961 » 02 апр 2010, 07:21

Ystok "Самоподдерживание - это явления, возникающие в некоторой системе и закрепляющие ту ситуацию, при
которой они возникают,либо подготавливают реализацию самих себя"
Ystok"у:"Однако далее ни слова о том, как возникли сами эти явления, что они могли закреплять и реализовывать,
когда живой системы как таковой ещё не было, или она только начинала формироваться?
На пустом месте не может существовать самоподдерживание само по себе. А констатировать предадаптацию - это
идеализм чистой воды.
С уважением tuzik 961/
tuzik961
 
Сообщений: 10
Зарегистрирован: 05 окт 2009, 09:49
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: Мета-физика без метафизики(3). Самоорганизация "идеально

Комментарий теории:#7  Сообщение Ystok » 16 май 2010, 18:28

tuzik961 писал(а):На пустом месте не может существовать самоподдерживание само по себе. А констатировать предадаптацию - это
идеализм чистой воды.
С уважением tuzik 961/

В "самом начале", при первичной структуризации Универсума, возникла возможность самой примитивной, как вы назвали, "предадаптации". Иначе бы первичный хаос так и остался бы первичным хаосом, не способным структуризоваться и развиваться во все более сложные формы.
Примитивная предадаптация настолько тривиальна (поскольку изначально не имеет прообраза), что должна возникнуть и, поддерживаться как принцип, сама по себе. (Если рассматривать божественное участие, то Бог тоже откуда-то взялся... Вот это уж действительно идеализм.)
Истоком такой предадаптации является самопроизвольное (непредсказуемое, не имеющее само по себе "предадаптации") проявление (т.е. как бы "возникновение" чудесным образом) принципа причинности.
А принцип причинности не запрещает образование замкнутых из конца в начало "цепочек" причинно-следственной связи (замкнутых кругов).
Вот эта вот "незапрещенность" и является основой примитивной предадаптации.
Ystok
 
Сообщений: 118
Зарегистрирован: 12 сен 2009, 19:16
Благодарил (а): 2 раз.
Поблагодарили: 8 раз.

Re: Мета-физика без метафизики(3). Самоорганизация "идеально

Комментарий теории:#8  Сообщение Анатолич » 20 май 2010, 17:57

"Ystok"- " Вот эта вот "незапрещенность" и является основой примитивной предадаптации".
Вы в своих размышлениях отталкиваетесь от сущностей, которые породила человеческая сущность.
Все науки, естественные и теологические, плоды рациональных обоснований наблюдаемых фактов, как реальных (заметьте в прошлом), так и вымышленных - виртуальных. Метафизика могла бы дать исчерпывающий ответ на все вопросы, но она не занимается программированием пространства как остальные (особенно сильно в этом преуспели астрология и как не странно, медицина), а оперирует единичными, не могущими повторятся по природе информации, реальными (в настоящем) фактами, и терпит фиаско.
Я, уже объяснял "реальность" на примере графика испытаний "машины времени", в нём отображены возможности сущностей, создавших - "В "самом начале", при первичной структуризации Универсума, возникла возможность самой примитивной, как вы назвали, "предадаптации".
"Ystok"- "Можно заметить, что в процессе естественного порождения иерархии целей существования, низшие цели возникают прежде высших, но высшие порождаются не низшими целями, возникают не из низших, не определяются ими, а образуются независимо, самостоятельно, на подготовленной ими почве; а затем трансформируют и подчиняют целесообразность поведения низших уровней. Поэтому становится ясным, что бессмысленно задавать вопрос, зачем существует природа, жизнь, разум, Бог. (Бог здесь — не как тотальность абсолютного, а его интегральный творческий, “продвинувшийся” естественным образом, аспект, ипостась — по своей природе, это скорее всего "мега-нумен", одушевленная интеллектуальная сущность, смысл существования и целесообразность которой имеет наивысшую степень или уровень среди всех достигнутых степеней или уровней, в масштабах "подвластной" ему Вселенной).
Ваши мысли, в согласии с моими экспериментами, но повторяю в пределах человеческой сущности, сопоставительной формы разума, которая программирует природу, преобразуя её под себя. И в отрыве от реальной природы, в которой нет фрактальности, повторяемости, "природы" созданной и "подчиняющейся" устоявшимся законам и теориям, мне видится "кризис" науки.
Хочу, всё, знать! (дурацкое желание)
Анатолич
 
Сообщений: 3818
Зарегистрирован: 28 ноя 2009, 21:47
Откуда: Ростов на Дону
Благодарил (а): 554 раз.
Поблагодарили: 138 раз.

Re: Мета-физика без метафизики(3). Самоорганизация "идеально

Комментарий теории:#9  Сообщение Анатолич » 25 май 2010, 00:24

“тот, кто стремится и следует стремлению совершенствоваться должен получать нескончаемое чувство удовлетворения. И испытывая чувство удовлетворения, он неизбежно будет стремиться самосовершенствоваться”.
Это так, и говорить о предаптации в отношении человечества не корректно, ведь у каждой человеческой сущности своё, ни с чем несравнимое бытиё. Вот пример: женщина обижается на дочь, мол, хамка, матери перечит. Я ей отвечаю, ты не права, ребёнок живёт без отца, твоей защиты маловато. Дочь, конечно же, тебя любит и боготворит, но на твои бессмысленные притязания огрызается, интуитивно понимая, что ей придется защищать себя и детей в одиночестве. Так оно и случилось. Но нашёлся человек, с помощью которого она приобщилась к общечеловеческим ценностям. И тут началось её стремление к самосовершенствованию.
Хочу, всё, знать! (дурацкое желание)
Анатолич
 
Сообщений: 3818
Зарегистрирован: 28 ноя 2009, 21:47
Откуда: Ростов на Дону
Благодарил (а): 554 раз.
Поблагодарили: 138 раз.

Re: Мета-физика без метафизики(3). Самоорганизация "идеально

Комментарий теории:#10  Сообщение Анатолич » 27 май 2010, 11:21

Вижу возникло непонимание (слабо сказано). Наблюдения автора умозрительно и гипотетично, я вношу лишь дополнения со своим пониманием выводов " САМООРГАНИЗАЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО". У Константина Истодина намного больше опыта в публицистики и мои попытки выглядят нелепыми.
"Ystok » - "Живое — это то, что обладает элементарной одушевленностью. Самые первые живые существа во Вселенной, независимо от того какой они были природы, просто существовали без какой-то собственной или высшей цели [2], и стремились не столько выжить (они были апсихичны), сколько просто усложняться — это их сущность. Стремление усложняться вызвано всей предшествующей, в процессе эволюции, тенденцией усложнения вещества. Первые живые существа и возникали как таковые благодаря тому, что непосредственно предшествующее им неживое обладало свойством непроизвольно и неудержимо образовывать сложные структуры (т.н. первичный бульон). Судя по исследованиям ученых, занимавшихся проблемами возникновения жизни, именно так это и происходило в молекулярных предбиологических структурах («самосборка» макромолекул и их дальнейшая кооперация).-
Изучая взаимодействие сознания и бессознательного, я пришёл к выводу, что бессознательное уже учавствовало в («самосборка» макромолекул и их дальнейшая кооперация). Бессознательное, в основе – участок (ограниченный кодами организма – его душа) материальной базы Абсолюта со свойственными ему алгоритмами. Усложнение промежуточных алгоритмов в результате действий "свободных" биологических операторов, приводит к появлению сознания. Так что сознание и бессознательное используют единую материальную базу и следуют единой цели (цели создания Мира). Многократное уничтожение жизни на земле (выбросы урана) не сопровождалось её возникновением с нуля. Жизнь возникала как Феникс в том же видовом составе, ведь вся информация содержится вне квантовых объектов.
-"Одушевленность возникла в результате изменения в характере порождения сложности. Качественное отличие состоит в том, что появляется самоорганизующийся мета-объект, в котором, с одной стороны, беспрестанно происходит наращивание определенных структур, опережающее распад. С другой – не сами эти структуры, объединившиеся в целое, а самовоспроизводящаяся структурная организация с циклической детерминацией, "прогоняющая" через себя производимые материальные структуры, представляет объект этот. (Именно она и представляет феномен одушевленности.) При этом циклическая детерминация воспроизводилась двояко: в рамках возникавших популяций (колоний) организмов как целом и за счет преемственности, обусловленности стадий жизненного цикла, т.е. стадии усложнения первичных организмов и стадии “распада” на фрагменты-зародыши. Фактически образовалось два вида нуменальных "объектов": организм и популяция."-
Каждый биологический ярус не обладает самодостаточностью и черпает энергию из нижнего яруса. “эгоистичном гене” это проявление основных алгоритмов Абсолюта, когда цели "нравственности" самоорганизации, уходят на второй план уступая инстинктам самосохранения (уход в нижний ярус).
- "Поскольку мозг является главным органом, управляющим всеми процессами в живом существе", Я бы отнёс это только к физиологическим процессам, несомненно "подчиненными" (духовно психические и мыслительные проявления, т.е. преимущественно идеальное)
-"То есть в процессе эволюции, с необходимостью всегда главенствует самый высший уровень целесообразности, который с усовершенствованием живых существ становится всё менее прагматичным и менее очевидным и конкретным".
Мозг (сознание) отрывается от тела, и (самый высший уровень целесообразности)- лавинообразное размножение информации смещается в виртуальный мир мыслей и тело начинает разлагаться, разрушая сознание. В этом я вижу необратимость старения, как действие механизмов видового самосохранения. Но если не мешать природе своими негативными мыслями, можно отодвинуть старость на неопределённый срок и примеров не мало.
Хочу, всё, знать! (дурацкое желание)
Анатолич
 
Сообщений: 3818
Зарегистрирован: 28 ноя 2009, 21:47
Откуда: Ростов на Дону
Благодарил (а): 554 раз.
Поблагодарили: 138 раз.

След.

Вернуться в Метафизика

 


  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1