МЕТА-ФИЗИКА НРАВСТВЕННОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО
Истодин К.
Истодин К.
Это сочинение больше похоже на трактат: оно умозрительно и гипотетично. Автор не скрывает, что стремился к предопределенной им самим интерпретации нравственной природы человека. Как он представляет, нравственные принципы образуются из самого процесса возникновения и неудержимой масштабной эволюции одушевленных существ. Положительная сторона сочинения, как полагает автор, — системность и единство подхода, в основе которого используется формальная схема, основанная как на самообусловливаемости, самопроизводности существования систем, так и на самообусловленности, автокреативности эволюции. Лежащая в основе концептуальная циклическая структура отношений в виде замкнутой причинно-следственной связи служит для представления феномена «самодетерминации» — самоподдерживаемости, самовыводимости всякой системы и её эволюции [1]. Психо-эмоциональная природа человеческого существа, является результатом эволюции, в которой, посредством последовательных «метасистемных переходов» (термин В. Турчина) и связанного с каждым из них образования "нуменальных" уровней, из простого принципа усложнения материальных структур развиваются многоуровневое и неразрывное, материальное и идеальное, психическое содержание. При этом автор попытался выявить идеальное такой природы, которое действительно (действенно).
Концепция самоорганизации кратко (в применении к живому).
- • Живые существа, как самодеятельные и инициативные образования возникают на основе самоорганизации.
• Самоорганизация, в широком смысле, понимается не как отдельный акт, а как потенциально неограниченный процесс прогрессивного самоусложнения с возможным образованием иерархической структуры.
• Самоорганизация изначально заключается в выходе на самоподдерживание.
- • Собственная специфика самоподдерживания при возникновении жизни в том, что оно реализуется на основе беспрестанного самоусложнения (например, наращивания цепочек из молекулярных звеньев; а также клеточного деления). Т.е. самоподдерживание преимущественно процесс.
- • самоорганизация живого заключалась в том, что произошел переход в целом от непреемственной связи безостановочных взаимодействий к преемственной, описываемой циклически замкнутой причинной связью.
• В результате возникали процессы непрерывного воспроизводства организации как динамически реализуемой структуры организации, обусловливающей именно непрерывность. Эта организация уже не могла гипостазироваться как предметный – ощущаемый или "указуемый" объект, а как нуменальный ("виртуальный")
• Динамическое самоусложнение структур – новый этап структуризации в материальной среде, более развитая форма усложнения.
Самоподдерживание, определяемое в виде формулы: В обычной словесной форме: эффекты или явления, возникающие в некоторой системе, закрепляют ту ситуацию, при которой они возникают; либо, подготавливают реализацию самих себя.
Самоподдерживание, представляемое на верхнем уровне (формально), выражается в циклической детерминации (замкнутой петле причинно-логической связи, реализуемой за счет конкретной организации системы) – кратко ЦД. В простейшем, формальном смысле ЦД можно представить логическим кругом.
Развернутое изложение формализованного представления самоорганизации дано в статье [1]. Интересные моменты оттуда следующие.
- • Единичный переход, этап саморганизации формально представлен генезисом – образованием, на основе аксиомы эмерджентности и правила вывода ("модус генезис"), мета-объекта. Мета-объект – это объект мета-реальности -- объект нового, метасистемного уровня (описываемого на более абстрактном языке).
• Мета-объект имеет динамическую природу. Он образуется из предметных взаимодействий на основе зацикливания причинно-логической связи (ПЛС) с возникновением циклической детерминации (и самодетерминации как частного случая).
- • Объектность мета-объекта будет проявляться в форме самовоспроизводящегося процесса.
- Что такое "мета-реальность" | Показать
Пояснение:
- Нумен (от греч. Нус – неперсонифицированный разум, ипостась универсума); введен намеренно в отличие от ноумена, имеющего субъективную (гносеологическую) природу. Нумен самостоятельное, самодеятельное логико-смысловое образование, конкретная устойчивость которого определяется собственной логикой (не нарушающей, тем не менее, принцип причинности). Логика осуществления устойчивости порождаема сама по себе, а нумен, в отличие от ноумена – автологичен (самостоятельно существует) и потому объективен. Нуменальная структура – организационное основание объекта мета-реальности.
Организация нумена не следует из свойств, не является продолжением свойств его составляющих.
Переход на новый уровень приводит также к порождению самоопределенной семантики (смысла).
Это связано с тем, что при переходе на мета-уровень происходит выход за пределы предметного контекста исходного структурного уровня на семантический с образованием новой, семантической (по отношению к предшествующему предметному уровню), сферы и нового виртуального (и "неуловимого" в своей сущности) образования в ней. В общем, это является аспектом нуменальных образований.
В "невыразимой одушевленности", подвижности, живости заключается психичность живых существ. Нужно объяснить качественный рост этой начальной психичности.
- Ответственное мнение состоит в том, что психология — слишком серьезная наука, чтобы оставлять ее психологам.
Автор.
Психологические особенности высокоразвитых существ, закладывавшиеся при возникновении жизни.
Скрытый текст: Показать
От материального к психическому.
Необычность феномена самовоспроизводимости или циклической детерминации в том, что его нельзя увидеть как объект, потому что он обусловлен актами детерминированной связи от одного “микросостояния” к другому, переходами от одного к другому в сложной и разветвленной структуре взаимодействий. Этот упорядоченный, взаимосвязанный "перебор-просчет" отдельных актов, в своей непрерывности предстает как опосредованность, как слитная виртуальность вещественных взаимодействий. (Ту же виртуальную, а не фактическую природу имеют, например, образы, создаваемые лазерными шоу или бегущим огнем рекламы, но взаимодействия и последовательность виртуальных образов в них сами по себе не связаны в самоподдерживающуюся систему, в нумен.)
Слитная виртуальность согласованных взаимодействий, образующих нумен, предстаёт как проявление, осуществление идеального — как одушевленность живых существ. Это идеальное, как самоподдерживающаяся организация, самодостаточна и независима (нумен, фигурирующий на семантическом уровне, т.е. связанный самоописанием, представляет неразрывное целое, устойчивую самодостаточную систему). Оно находится не в материальном субстрате, но и не отдельно от него, хотя от его взаимодействий происходит; так же не находится оно ни в чьём-либо со стороны, сознании (хотя для собственного представления мы можем отображать это идеальное как “абстракцию”, порожденную нами). Это просто такая форма идеального – самореализующееся идеальное. Оно находится в динамическом виртуальном пространстве, обладающем реальностью, так как организация, представляющая идеальное, управляет нижележащей предметной сферой, через неё, с семантического уровня на предметный и обратно, вместе с тем (с управлением), логически замыкаясь. (Как оказалось, представить это непросто; вплоть до признания собственной неполноценности — когда пытаешься вникнуть и понять его суть, оно ускользает, распадается. Также после прочтения толстых книг [4] понимание идеального не проясняется, а еще больше запутывается.)
Таким образом, можно предположить, что в результате эволюции образовалась и поддерживается иерархия нуменальных уровней самодетерминации и соответствующих им логико-семантических сфер (со связанными с ними ненаблюдаемыми информационными структурами и процессами как структурами идеального); низшие из этих уровней находятся в сфере влияния (под управлением) высших. При этом высшие из них являются более утонченными и неуловимыми в своем проявлении, чем предшествующие им низшие. В основе самовоспроизводства каждого метаобъекта-нумена, как уже говорилось, лежит единственная схема — циклическая детерминация — замкнутая цепь причинно следственной связи из одного (само-детерминация) или более звеньев.
Каждый иерархический уровень самопроизводных нуменов, по мере усложнения биологической организации, задает или определяет собственную семантику целесообразности (т.е. смысл существования) организмов. При этом самый верхний (или высший из тех, что объемлет подчиненные уровни) семантический уровень самовоспроизводства живого существа представлен особым нуменальным образованием субъектной природы – системообразующей "ипостасью" самоорганизующейся системы — “самтом” и обладает целесообразным (этому обобщенному смыслу существования) поведением. (“Самт”, как и "самость", от слова “сам” — так же как и обычный нумен, по своей природе логический, не вещественный; самоуправляемый ("наивысший") центр всякой одушевленной сущности; ее объединяющее субъектное начало. Например, человеческое “я”, — выражение единства интеллектуально психической (идеальной) сущности самостоятельного человеческого индивида — самт сознания.) Отмечу сразу, что самт не является неким флюидом или тонкой материей, а системообразующим нуменом всех нуменов одушевленного существа.
У таких одушевленных сущностей могла появиться способность использования не только “внутренних” процессов, подчиненных этому самоуправляемому центру, а допускающая подключение любых “внешних” факторов (феноменов) и процессов, существующих в Природе. Например, “энергоинформационного” поля – вероятно, когда это начало касаться развития сферы психических проявлений (но этой темы, для исключения мистификаций, затрагивать не будем).
Эскалация целесообразности и совершенствование психических проявлений
В этой части будет рассмотрено последовательное образование уровней мета-реальности и нуменов самообусловленной целесообразности в них, которые отражают возрастающую поведенческую целесообразность живых существ в процессе эволюции.
Первичный нумен целесообразности, соответствующий начальному метауровню первых живых существ, способствовал простому выживанию. Смысл его заключался в следующей формуле ЦД ("логическом круге"):
- "сохранение целостности определяет жизнедеятельность и существование, а существование и жизнедеятельность, в свою очередь, обеспечивает сохранение целостности".
Для более успешного сохранения целостности, существам и популяциям необходимо было иметь больше информации о свойствах и особенностях окружающего мира (и о своей собственной организации, чтобы управлять и реорганизовывать ее). Виды существ (нуменов), способные отбирать, сохранять и накапливать информацию (“порождать” информацию), необходимую для жизнедеятельности, оказывались в привилегированном положении по сравнению с другими, не имевшими такой способности.
Более усовершенствованный способ проявления целесообразности заключается в инициативе, стремлении к добыванию и порождению информации. Активно взаимодействуя с внешним миром, они могли обнаружить какие-то неизвестные явления, процессы, свойства внешних объектов или своего поведения, которые могли оказаться в дальнейшем полезными для них. Видимо, в это время появилась нервная система и простейший мозг или другая центральная координирующая структура, способная обрабатывать информацию путем обмена сигналами, и на основе нервной деятельности (подобии примитивного мышления) в этой структуре возникает поразительно восприимчивый и приспосабливающийся самт (как уже говорилось, нумен субъект) более высокого порядка — простейший психологический (или "психо ментальный") нумен, не ограниченный медлительностью физико химических процессов. С неизбежностью возникает другой, более высокий, мета-уровень и нумен циклической детерминации на нем, определяющий новую семантику целесообразности:
- “стремление, инициатива к поиску (порождению) информации дает возможность усилить свою приспосабливаемость, за счет увеличения порождаемой нуменами существ информации (за счет функционирования нервной системы и “мозга”), а, в свою очередь, повышенная приспосабливаемость и выживаемость закрепляет в ходе эволюции такое свойство, как инициативу к порождению и поиску информации”.
Теперь самт (т.е. нумен психо-ментального субъекта) может меньше тратить времени на жизнеобеспечение, а больше на порождение информации: поисковую активность, исследование окружающего мира и развитие, усложнение собственного поведения. Следовательно, с неизбежностью появляется еще и такая цель, как безотчетное стремление развиваться, усложнять поведение. Не трудно поэтому, соответственно этой цели, сформулировать возможность образования мета-сферы с новой, следующего уровня самоопределяемой семантикой:
- “стремление развиваться способствует лучшему, прогрессивному порождению информации, а это, в свою очередь, способствует закреплению стремления к развитию”.
Можно предположить, что существа, обладающие мозгом, и тем более как существа одушевленные должны были осваивать и психические проявления своей духовно-ментальной сущности (не потому, что кто-то их к этому побуждал, а просто возникает очередная, следующего уровня самообусловленная сфера целесообразности, в которой реализовалось преимущество в стремлении к активному поведению). Появляются виды существ, которые испытывали потребность взаимодействовать с миром не только на основе инстинктов, но и способные получать удовлетворение от такой деятельности, — от активного исследования окружающего мира (возможно, в соответствии с этим приходить в некое комфортное состояние психики, появившееся в результате мутаций) и обретения, развития и усовершенствования навыков взаимодействия с этим миром, потому что за этим стояла их духовная сущность. (И такая способность нигде “не закладывалась”, никем не задавалась — просто возникала естественно и непреднамеренно, как и предшествующие самоопределяемые уровни целесообразности, что вполне возможно. Давая преимущество таким существам, в силу неуничтожимой самодостаточности цикла самодетерминации, она позволила замкнуть новый круг с более высоким уровнем целесообразности.)
С этого времени возникает следующий, более высокого порядка нумен самообусловленой целесообразности, и соответствующая ему цель:
- “способные получать удовлетворение от взаимодействия с внешним миром и от своего развития, существа стремятся возможно больше времени развиваться и исследовать мир, а, получая большее преимущество в выживании из-за дополнительного побуждения к исследовательской деятельности и развитию своего поведения, такая способность в психическом удовлетворении от познавательной деятельности закреплялась в их наследственности”.
С развитием живых существ совершенствовались не только их физические, поведенческие и интеллектуальные качества, но могли непосредственно развиваться и совершенствоваться и их свойства, связанные с деятельностью духовной сущности (психические проявления). Но содержательная психическая деятельность, в полной мере могла, скорее всего, развиваться уже только у таких высокоразвитых существ как человек. Она могла заключаться в исследовательской деятельности и развитии не только связанной напрямую с манипулированием объектами внешнего мира и с объектами мыслительной деятельности, отражающими внешний мир (образами в голове), но и с процессами утончающими, совершенствующими проявления духовной деятельности, "духовной жизни".
Итак, попробуем обобщить.
Начавшийся с простого самоусложнения материальных структур, складывается совершенно новый способ усложнения — регулярное, итеративное “восхождение” на качественно более высокие ступени целесообразности. В связи с этим очевиден своеобразный трудноопредставимый внематериальный "мета"-процесс, сопровождающий эволюцию: "эскалация" качества: целей и целесообразности поведения (смысла существования). Во взаимосвязи с этим процессом набирает силу, как удается предположить, и система замаскированного самодостаточного нумена, который можно условно обозвать как "самоорганизующееся Творчество", опирающегося на развивающийся мозг и интеллект.
Здравый смысл подсказывает, что высшая цель превращается в постоянное совершенствование духа или психо ментальной сущности (в случае человека) и целесообразность восходит от простого совершенствования на более высокие уровни, в более утонченные сферы, которые все труднее выявлять и очерчивать. Целесообразность поведения и смысл существования уходит в сферы далекие от насущных потребностей и “здравого смысла”.
- Возвышение целей поддерживается системным восхождением (развитием) духовной сущности (самта) живого существа, а развитие духовной сущности происходит в силу того, что возможна эскалация по ступеням целесообразности, т.е возвышение целей.
Можно заметить, что в процессе естественного порождения иерархии целей существования, низшие цели возникают прежде высших, но высшие порождаются не низшими целями, возникают не из низших, не определяются ими, а образуются независимо, самостоятельно, на подготовленной ими почве; а затем трансформируют и подчиняют целесообразность поведения низших уровней. Поэтому становится ясным, что бессмысленно задавать вопрос, зачем существует природа, жизнь, разум, Бог. (Бог здесь — не как тотальность абсолютного, а его интегральный творческий, “продвинувшийся” естественным образом, аспект, ипостась — по своей природе, это скорее всего "мега-нумен", одушевленная интеллектуальная сущность, смысл существования и целесообразность которой имеет наивысшую степень или уровень среди всех достигнутых степеней или уровней, в масштабах "подвластной" ему Вселенной).
Духовная сущность способна восходить еще выше: возможно появление существ, стимулирующих свою психическую деятельность так, чтобы как можно больше времени находиться в состоянии совершенствования своей духовной сущности (например, приподнятом состоянии духа, состоянии возвышенной «одержимости» от творчества, от чувства любви) и получать удовлетворение. На этой основе может возникнуть замкнутая в себе зависимость (самодостаточный нумен) следующего рода:
- “стимулирование определенным образом психической деятельности (создание настроения) приводит к состоянию удовлетворения, а состояние удовлетворения способствует, приводит к нужному стимулированию деятельности духовной сущности”.
Что здесь имеется ввиду? Если существо находит удовлетворение в совершенствовании своей духовной сущности, значит оно будет иметь стимул к развитию и совершенствованию, Но наравне с духовной будет развиваться и входящая в неё интеллектуальная составляющая: будет познавать, осваивать окружающий мир, заниматься моделированием действительности и художественным и интеллектуальным творчеством.
На каком-то этапе развития нуменальной структуры одушевленных существ, как можно предположить, вырабатывается механизм эмоций со сложной взаимосвязью между разными проявлениями и качествами духовной сущности, объединенных стремлением совершенствоваться.
Истоки нравственных принципов
Теперь достаточно просто говорить об основах нравственности. Для нас должно быть ясным, что человек оптимистичен и вдохновенен, когда он совершенствуется. Чувство радости и оптимизма, и это кажется естественным, у того, кто стремится к совершенству духа, должно быть нескончаемым, а состояние души должно быть приподнятым, жизнерадостным. Значит можно сформулировать замкнутый круг целесообразности и в этом случае:
- “тот, кто стремится и следует стремлению совершенствоваться должен получать нескончаемое чувство удовлетворения. И испытывая чувство удовлетворения, он неизбежно будет стремиться самосовершенствоваться”.
У средневекового философа Б. Спинозы есть рассуждения, которые можно свести к следующему утверждению: “Счастье — есть стремление [человека] от меньшего совершенства к большему”(!), которое он обосновывает с помощью незатейливых логических умозаключений, исходя из простых, непосредственных представлений. Вызывает удивление необычность и кажущаяся неоднозначность, неконкретность этой формулы, которая подразумевает не обладание, как обычно полагают, чем-то, а лишь соответствие "неожиданной" тенденции. Но это объяснимо, потому что, как полагается, суть мироздания — в неограниченном развитии своих всевозможных проявлений, а человек, по замыслу, — самый пытливый и необузданный добытчик нового знания. Поэтому он должен быть предельно «раскручен», «подогреваем» психически в стремлении к постижению нового.
Меня могут спросить, а какова роль бога во всем этом. Эта роль остается неясной, вернее, неоднозначной. Во первых, во всем своем многообразии и непостижимости Бог Творец не мог возникнуть в одно мгновение, хотя это могло происходить чрезвычайно давно и нам, по определению низшим существам, удобнее считать, что Бог не (само)сотворен и существует вечно. Появился ли Бог, как сознательный творец, задолго до появления самого первого разумного существа, в то ли время, когда они возникали впервые во Вселенной или несколько спустя после этого — мне неизвестно. Во вторых, Бог существует, как известно, в разных ипостасях и неизвестно, какое его проявление, в каждом случае, имеется ввиду. Наиболее вероятно, что Творец, — это самоопределяемая метамета нуменальная структура; сущность, обладающая реальностью — автологичный самт самоорганизующегося Творчества, который может быть существом столь же духовным, сколь и интеллектуальным.
Заключение
Данная концепция человеческой психики природы нравственности является для автора центральной. Удается проследить действие представленных принципов как в ретроспективе, приблизившись к «исходной точке» мира, так и в перспективе, в оценке поведения человека с учетом новых психологических предпосылок, в оценке тенденций человеческого общества.
К сожалению, в этой работе интригующая тема возникновения жизни (одушевленности) лишь обозначена, и её обсуждение было бы очень кстати для обоснования начального этапа становления духовности высокоразвитых существ. О феномене жизни коротко можно сказать следующее. Сущность возникновения живого заключается, несомненно, в «самоорганизации идеального», которое, имея нуменальную природу (природу "объектов" мета реальности), непосредственно для нас проявляется в одушевленности организмов. Идеальное, в данном случае, говоря обычным языком, — самодействующая, самоуправляемая динамическая структура связей и отношений, реализующаяся с помощью упорядоченных взаимодействий субстрата и нуменов, образующих организм. Рассмотрение возникновения этой упорядоченности и его схем, в разных существенных аспектах, и есть изучение процесса возникновения жизни.
Этих аспектов несколько и примерно равно количеству возможных видов (родов) циклической детерминации или "самопроизводности" (автопоэза, по Вареле), которые в живом тесно связаны. Сложность как раз в том, что зависимые друг от друга и «обремененные» многоуровневостью концептуального проявления они (виды ЦД) трудно поддаются разделению и интерпретации.
Для примера можно привести три наиболее очевидных «схемы» самоприменимости:
- – жизненный цикл — циклическая детерминация этапов «усложнения–распада» (роста и размножения организмов);
– «негэнтропийность» живого — обусловлена замкнутой петлей «самовоспроизводства энергетического цикла», (аналогия с двигателем внутреннего сгорания, самостоятельно извлекающим энергию, пока поступает топливо) ;
– круговая причинная зависимость между функцией (белок) и кодирующей её информацией (ДНК);
– ….
- * * *
(Эта работа является существенной переработкой ранее опубликованной на сайте "Академии Тринитаризма" статьи)
Литература и примечания
1.Истодин К. Формализм самоорганизации и автокреативные процессы. Метафизика Золотой Пропорции как частный случай. (http://www.trinitas.ru/rus/doc/0232/010a/02322002.htm
2. Истодин К. Феномены самоприменимости. Самоорганизация и антиэнтропийность жизни.//«Академия Тринитаризма». М., 2003. (www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001a/00120074.htm )
3. Докинз Р. Эгоистичный ген. — М:, МИР, 1993. 320 с.
4. Лисин А.И. Идеальность. Ч.I.Реальность идеальности. — М., 1999. 832 с.
- Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать