Философия языка отношений и математика

Популярный раздел для новых идей и теорий мироздания.
Теории доказывающие существование Бога или опровергающие. Теории происхождения Вселенной, Земли, Человека. И многое другое…
Правила форума
Научный форум "Философия"

Философия языка отношений и математика

Комментарий теории:#1  Сообщение vem » 30 мар 2010, 16:03

ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА ОТНОШЕНИЙ и МАТЕМАТИКА

Если за руководство к действию принять мысль Пуанкаре[1], что наука может постичь не суть вещи, а лишь отношения между вещами, то первичными неопределяемыми понятиями любой теории могут быть только: не подразделяемые сознанием «объекты» – будем говорить «точки», и «отношения» в которых они находятся между собой. Точки и отношения – двойственные понятия. Точки не существует, если она не находится в каком либо отношении с другими точками – иначе мы и знать о ней ничего не можем; а без точек нет и отношений в которых они находятся. Поэтому для языка отношений не существует вопроса – что первично, дух или материя? Это двойственные понятия. По этой же причине для языка отношений пустого множества – как «объекта» рассуждений, не существует: «ничто», не может как-либо соотноситься с «чем-то». Значит и прямо связанные с этим понятием теоремы – Кантора, Цермело и многие другие, для языка отношений теряют смысл.

Следует подчеркнуть, что точка – суть образ умозрительного отношения эквивалентности. Это означает, что те отношения, которые мы осознаём, не различают её содержания – это как бы взгляд на «объект» с большого расстояния. С осознанием новых отношений между точками какая-то из них может предстать множеством «иных точек». «Единица» может превратиться в «одно стадо слонов» или что-то иное. Образно говоря, точка – это всегда единство многого и многообразие единства. Но какая именно из этих граней проявится, зависит только от отношений, в которых точка находится с другими точками.

И так, именуя какой-то объект-точку, мы подразумеваем и те отношения, в которых это «имя» находится с другими «именами». Некоторые из отношений отчетливо предстают перед нашим мысленным взором, о других – кто-то быть может и догадывается, а о некоторых даже и не подозревают. Поэтому имена не существуют сами по себе, а осуществляются только в языке, выражающим осознаваемые нами отношения между именуемыми объектами.

Однако – на наш взгляд, раскрыть смысл каждого имени «до конца», так сказать до последней «черты» через конечную совокупность его отношений с другими именами – чему посвящены все философские, лингвистические и прочие словари и работы, в действительности не представляется возможным. И дело здесь не только в том, что некоторые из возможных отношений мы еще не осознаем. Существует более глубокая причина нашей “беспомощности”. И она заключается в том, что само написание «имени», любого «содержательного» слова, – их буквенное представление, являет собой не осознаваемое нами – утерянное в процессе опрощающего исторического развития, наше представление об отношениях в окружающем Мире и наше место в нем. Тогда как алфавит являет собой символическую запись предощущаемых сознанием и реализованных в Мире фрагментов отношений. И когда символы из которых составляется слово, эти «буквицы», оказываются последовательно связанными содержащимися в них отношениями, тогда «имя» и приобретает свой «смысл», свой «образ». Вот почему далеко не любое слово – выдуманное ли, или же воспроизведенное прямой транскрипцией иностранного слова, представляется нам «содержательным». Вот почему удачно угаданное имя объекту кажется живым – оно словно мерцает красками еще не осознанных, но предощущаемых нами отношений.

Однако опрощаясь со временем алфавиты – быть может за исключением “письма” некоторых юго-восточных стран, теряли свое первородное значение. А с этим мы теряли и духовный опыт предшествующих поколений, и свое место в Мире. По-видимому, только Церковь – лишь некоторые из её течений, которые не опускаются «до человека», а поднимают его «до себя», все ещё пытается сохранить алфавит, язык и уклад жизни, несмотря на всё усиливающееся давление со стороны окружающего её мира.

Опрощение алфавита, потеря им глубинных связей с Миром и, как следствие, обеднение языка, – вот что подталкивает нас – при попытках “объясниться”, к созданию все новых и новых «терминов». Не имея ясного «образа» – отработанную поколениями систему отношений с другими именами, эти новые имена оставляют читателя наедине с произволом его же безудержных фантазий. Именно поэтому, а не только из-за роста объема и потерей целостности приобретаемых нами знаний, мы все мене и менее понимаем друг друга. А вот если судить по стародавним текстам, то для «древних» людей слова имели едва ли не священное значение. Слова рождались, а не создавались. Не потому ли мы до сих пор трепетно относимся к выбору имени для родившегося ребенка – ведь ежедневно окликая его по «имени» мы неосознанно задаем ему удерживающей его в Мире каркас отношений.

На эту проблему накладывает отпечаток и то, что у каждого человека свой Универсум «точек» – опорных понятий, и отношений между ними. Эти Универсумы, безусловно, пересекаются – что гарантируется общим для всех нас окружающим Миром, но никогда не совпадают, даже если бы мы учились в одном классе и всю жизнь прожили в одном и том же месте. Потому не случайно в любом разговоре то и дело слышится фраза «Вы меня понимаете?». Однако ответ «Да» может лишь на время успокоить вопрошающего, т.к. не даёт ему гарантий.

Многие философы и языковеды прошлого пытались раскрыть тайну «имени» разлагая его на “атомы” новых понятий, чтобы конечным их числом охарактеризовать весь необозримый Универсум отношений между «именами». Например А.Ф.Лосев [2], исследуя таинство «имени», оперирует понятиями типа «семема», «этимон», «морфема», «синтагма» и т.д., и т.п., которые, в свою очередь, требовали пространных разъяснений. Вот как Лосев поясняет, например, что такое «семема»: «Я должен при помощи фонематического значения понимать и высказывать еще особое значение, уже не фонематическое. Только тогда и может идти речь о слове как именно о слове, а не наборе звуков, хотя и определенных по своему смыслу. Назовем эту сферу слова, которая обладает характером значения, значимости, семемой». Но много ли мы выигрываем в понимании сути имени заменой одного понятия другими, столь же необозримыми, где всегда – так либо иначе, присутствует таинственное слово «смысл» – значение, значимость по-Лосеву? На наш взгляд этот путь не имеет перспективы.

И так,пред нашим мысленным взором предстают: Универсум объектов-точек и Универсум отношений между ними – необозримые понятия. Воображаемый горизонт Универсума точек и Универсума отношений зыбок, не определён,и все время удаляется от нас по мере того, как мы познаём его все глубже и глубже. Потому открывающееся нашему умственному взору постоянно расширяющееся поле отношений между значениями имен вынуждает нас признать, что часть наших суждений справедлива лишь «с точностью до…». С осознанием новых отношений между именами даже два равных значения имён, если они не тождественны, могут оказаться различными. До этого момента в силу исторически обусловленной ограниченности наших знаний, мы просто не замечали существующую между объектами разницу: истинность предложения, выражаемого символом равенства, в отличие от предложения, выражаемого символом тождества и понимаемого как разные имена «одного и того же», зависит от Универсума отношений, в которых находятся изучаемые нами объекты. Например, два шарика x и y, сделанные из одного материала, равных размеров и веса – это один и тот же объект или разные; можем ли мы написать, что x=y или нет? Мы об этом до конца никогда не узнаем – шарики могут иметь разное содержание, что может проявиться, например, в сильных электрических или магнитных полях. А так как у каждого человека свой – осознаваемый им, Универсум отношений, потому и возникают разночтения как «в понятиях», так и в понимании «смысла» предложений. И не только на бытовом уровне. Даже у математиков представление об отношениях между одними и теми же объектами могут в чем-то отличаться. И бессмысленное для одного исследователя предложение может предстать не просто осмысленным, но и истинным для другого. Например, для логиков предложение «Z - какое-то имя, является сыном бездетных родителей X и Y», кажется абсурдным, т.к. они подразумевают, что речь идет о родном сыне. Но для другого читателя это предложение является неопределенным – ведь речь может идти и о приемном сыне. И тогда это предложение будет вполне осмысленным и истинным. Абсурдное для большинства логиков [3] предложение «Я лгу», как ответ на вопрос «Лжете ли вы?», является, в действительности, осмысленным, но неопределенным. Например «Я лгу» лишь по пятницам, или только жене – в этом скрытый, неопределенный смысл предложения. Но если речь идет о том, что «Я всегда лгу», то это предложение отрицает самое себя и потому называется абсурдным.

Часто внешне бессмысленные предложения появляются в тех случаях, когда в предложении фигурируют имена из разных Универсумов точек. Так, часто цитируемое внешне бессмысленное предложение «”Цезарь” является простым числом» становится вполне осмысленным, если все имена упорядочить, а их какое-то конечное число N, и поставить их во взаимно однозначное соответствие отрезку целых чисел до N+1. Тогда предложение: «”Цезарь” является простым числом» означает, что имя “Цезарь” в принятом упорядочении имен соответствует простому числу. Тем самым, чтобы предложение могло бы иметь смысл, «имена» в предложении должны быть либо из одного Универсума точек, либо их Универсумы должны быть изоморфны. Это необходимое, хотя далеко недостаточное условие осмысленности предложений.

Мы уже много раз употребляли слово «смысл». На наш взгляд для языка, а потому и для всех разделов науки вообще, это центральное понятие. Обращения к «смыслу» не могут избежать самые изощренные лингвисты и философы – ведь мы пишем и исследуем понятия и предложения, которые мы в состоянии «осмыслить» и передать этот «смысл» другому читателю. Более того, даже самые завзятые формалисты в математике, например [4], не могут избежать этого “греха”, и не только на этапе «предварительных объяснений» и формулировки аксиом (определений). Просто потому, что любой символический язык являет собой не более чем сокращенную связную запись предложений из «предварительных» объяснений, где понятие «смысл» обязательно присутствует. Но можно ли вообще определить понятие «смысл», посредством предложений, которые сами этот смысл должны иметь? В своем обзоре различных точек зрения – как лингвистических, так и философских, на понятие «смысл», вместе с постановкой проблемных вопросов, А.И.Новиков [5] писал: «Смысл относится к тем загадочным явлениям, которые считаются как бы общеизвестными, поскольку постоянно фигурирует как в научном, так и в обыденном общении. На самом деле он не только не имеет сколько-нибудь строгого общепринятого определения, но и на описательном уровне существует большой разброс суждений о том, что это такое. Иногда допускается, что смысл принадлежит к тем наиболее общим категориям, которые не подлежат определению и должны восприниматься как некоторая данность».

В итоге оказывается, что мы стоим на очень зыбкой почве. И вопрос – а действительно ли мы понимаем друг друга, становится все более и более актуальным в наше технократическое время.

На наш взгляд “безвыходность” ситуации обусловлена не осознаваемой, но именно “материалистической” точкой зрения на цели наших исследований – мы до сих пор ищем «кирпичики» мироздания – понятия, из которых надеемся сложить весь Мир. Мы опять таки ищем «сущности», наделяя их «качествами», «свойствами», упуская из виду, что эти понятия – суть отношения. И из одних и тех же «кирпичиков» можно сложить тюрьму для мысли, а можно возвести и храм для неё – все зависит не только от того, как один «кирпичик» соотносится с другими, но и от общего "плана". Да и сами «кирпичики», их «имя сущее» – корень слова, его написание, – это целый мир отношений который раскрывает свое богатство, свою многоликость в приставках, окончаниях, контекстах....

И хотя в математике именем объекта-точки является лишь символ из принятого нами алфавита, и математика изучает маленькие фрагменты умозрительного мироздания с четкими – по возможности, границами, как в Универсуме точек, так и в Универсуме отношений между ними, нельзя гарантировать, что где-то в глубоком подсознании некоторые из отношений лишь подразумеваются (не осознаются). А «смысл» заложенный в алфавите и воплощенный на этапах «предварительных пояснений» и в аксиомах (определениях), в скрытой форме содержится в доказанных теоремах. И может оказаться, что какие-то из теорем вовсе не имеют смысла – например, теоремы, опирающиеся на понятие пустого множества. Поэтому, по мере развития математики обязательно наступает время, когда её «основания» в очередной раз потребуют своего переосмысления.

Так что же такое «осмысленное предложение» для языка отношений, что такое собственно «смысл»? Смысл предложения (слова) и есть осознаваемая целокупность отношений, в которых находятся именуемые объекты.

Поэтому смысл предложения «точка x находится в отношении r с точкой y» в том и состоит, что «точка x находится в отношении r с точкой y». Именно поэтому некоторые слова оживают – они наполняются новым и новым для нас смыслом по мере того, как мы узнаем все больше и больше об их отношениях с другими словами. Вот почему перечитывая старую книгу иногда кажется, что ты и не читал её вовсе. И все потому, что Универсум отношений и точек, который мы осознаем, не имеет четких границ, все время меняется – появляются новые отношения, другие, напротив, отмирают и то, что было истиной для нас «вчера», вдруг предстает ложью «сегодня».

Мы не собираемся углубляться в многочисленные проблемы современной философии или лингвистики – это огромная тема и требует другого воплощения. Но один пример ошибочных рассуждений при анализе предложений мы,все-таки,приведем.

Во многих энциклопедических и словарях по логике, с подачи Г.Фреге, часто цитируются выражения, как бы имеющие один и тот же денотат, но разный смысл. Например, предложения «самый большой город России», «город, в котором родился А.С.Пушкин» и «столица России». Но все они, в действительности, выражают отношения без первого имени. Во все трех случаях имя подразумевается – «Москва». Но ведь мы, а потом быть может и компьютер, анализируем то, что написано, а не то, что мы подразумеваем. Потому для языка отношений эти предложения смысла не имеют. Сделав то, что подразумевается явным, получим предложение: «Москва – самый большой город России». Оно уже осмысленно и выражает отношение, скажем по числу жителей, или же по площади, имени «Москва» к именам других городов России. Предложение «Москва – город, в котором родился А.С.Пушкин» тоже осмысленно и выражает отношение имени «Москва» к именам родившихся в этом городе. Наконец осмысленное предложение «Москва – столица России», выражает отношение имени «Москва» к административному устройству «имен» городов России. И подобных примеров – множество.

И так, мы подразделяем предложения, прежде всего, на осмысленные, бессмысленные – предложения, которые не имеют смысла, и абсурдные. Абсурдные и бессмысленные предложения обычно различаются [6]. Первые понимаются как предложения,противоречащие самим себе,например «Я всегда лгу»; вторые как предложения, не имеющие смысла, например «Если дождь, то трамвай». Но в нашем понимании смысла абсурдные предложения смысла не имеют. Значит, они являются лишь некоторой частью – собственным подмножеством множества бессмысленных предложений. Некоторые из бессмысленных предложений, но только не абсурдные, могут стать вполне осмысленными, хотя и в более широком поле отношений. Например, приведенное выше бессмысленное предложение может выглядеть и так: «Если в городе идет сильный дождь, то по нашей улице, расположенной в низине, не ходит трамвай». И так далее и т.п.

Осмысленные предложения могут быть истинными, ложными, или неопределенными. Однако, говоря о неопределенных предложениях, мы имеем в виду не только предложения, которые можно доопределить, и они станут либо истинными, ложными, либо абсурдными. Например, предложение « Z является сыном бездетных родителей X и Y» становится абсурдным, если слово «сыном» доопределить словом «родным»; и истинным, если его доопределить словом «приемным». Мы имеем в виду и те из предложений, которые невозможно доопределить в принципе. Такие предложения чаще всего предстают в виде бесконечной цепочки конъюкций предложений, каждая конечная конъюктивная цепочка которых является вполне осмысленной и истинной. Для примера приведем часто цитируемое, см. например [7], доказательство Г.Кантора теоремы о несчетности множества точек единичного отрезка вещественных чисел. Оно совершенно простое, но очень наглядное.

Теорема (Кантора). Множество точек единичного отрезка E=[0,1] несчетно.

Доказательство. Допустим противное, что это множество счетное:E={x1,x2,x3,..}. Выберем первый сегмент s1 из E так, чтобы он не содержал точки x1; второй s2 из s1 так, чтобы он не содержал x2; третий s3 из s2 так, чтобы он не содержал x3, и так далее. Это всегда можно сделать, например, как доказывал Кантор – делением сегментов на три равные части. В пересечении вложенных друг в друга сегментов, по мысли Кантора и его многочисленных последователей, обязательно лежит точка не принадлежащая E, что и доказывает его несчетность...

Но при этом упускают из виду, что каждый сегмент является подмножеством счетного множества E – по допущению от противного, и потому тоже является счетным множеством. А значит их пересечение не определено - пусто, ибо для любой точки из Е есть сегмент её не содержащий. И теорема ничего не доказывает.

Подобного рода бесконечные цепочки конъюкций не редкость в математике. По существу на этом основании Брауэр и считал, что принцип исключения третьего не может быть законом логики. Он, как и все интуиционисты, упустил из виду, что предложение может оказаться принципиально неопределенным, хотя и приводил примеры такого рода [8].

В связи с этим мы хотим обратить внимания на то, что существование в математической теории предложений в виде неопределенной бесконечной цепочки конъюкций по сути и есть теорема Гёделя о существовании в этой теории предложений, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть. О формальной стороне логики языка отношений – о формализации понятия «смысл», можно прочитать в [9] А завершим разговор общей характеристикой.

Для языка отношений повествовательные предложения могут быть осмысленными и бессмысленными. Бессмысленные предложения в качестве собственного подмножества содержат абсурдные предложения. Осмысленные предложения могут быть истинными, ложными или неопределенными. При расширении Универсума отношений a) некоторые из неопределенных предложений могут стать либо истинными, ложными, либо абсурдными и b) некоторые из бессмысленных предложений, исключая абсурдные, могут стать осмысленными.

Тем самым логика языка отношений оказывается «четырехмерной», а не двумерной «да/нет» классических исчислений.Она словно бы живая - все время меняется в зависимости от окружающего ее мира и не сводима к некой совокупности алгебраических операций.

1. А.Пуанкаре. О науке. М., Наука, 1983
2. А.Ф.Лосев. Из ранних произведений. М., Правда, 1990
3. Э. Мендельсон. Введение в математическую логику. М., Наука, 1973
А.Н.Колмогоров, А.Г.Драгалин. Математическая логика (доп. главы). М., МГУ, 1984
4. Ван Хао, Р. Мак-Нотон. Аксиоматические системы тео-рии множеств. М., Наука, 1963
5. А.И.Новиков. Смысл: семь дихотомических признаков. Galactic.org.ua.
6. А.А.Ивин, А.Л.Никифоров. Словарь по логике. М., Вла-дос, 1998 .
7. И.П.Натансон. Теория функций вещественной перемен-ной. М., Наука, 1974 .
8. А.Гейтинг Интуиционизм. Введение. М., Мир, 1965.
9. В.Е.Митрошин. Математика языка отношений.//Математика в ВУЗе,т.17, 2009.

Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать
Код: выделить все
<div style="text-align:center;">Обсудить теорию <a href="http://www.newtheory.ru/philosophy/filosofiya-yazika-otnosheniy-i-matematika-t305.html">Философия языка отношений и математика</a> Вы можете на форуме "Новая Теория".</div>
vem
 
Сообщений: 23
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 00:24
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА ОТНОШЕНИЙ и МАТЕМАТИКА

Комментарий теории:#2  Сообщение Wiskas » 03 апр 2010, 02:35

vem писал(а):Например, два шарика x и y, сделанные из одного материала, равных размеров и веса – это один и тот же объект или разные; можем ли мы написать, что x=y или нет? <...> Даже у математиков представление об отношениях между одними и теми же объектами могут в чем-то отличаться.

эквивалентность:
в логике - "x то же самое, что y"
в математике - отношение со свойствами: (x = x, y = y) (x = y, y = x) (x = z, y = z => x = y), в частности, отношение эквивалентности для чисел "равенство": x = y => x - y = 0. Тогда "равенство шаров" Ш{x,y,z,R} (x,y,z - положение центра, R - радиус) означает: Ш1 = Ш2 => x1 = x2, y1 = y2, z1 = z2, R1 = R2.

vem писал(а):Но можно ли вообще определить понятие «смысл», посредством предложений, которые сами этот смысл должны иметь?

проблема всех словарей, слова - объясняются словами :)

vem писал(а):нельзя гарантировать, что где-то в глубоком подсознании некоторые из отношений лишь подразумеваются (не осознаются). А «смысл» заложенный в алфавите и воплощенный на этапах «предварительных пояснений» и в аксиомах (определениях), в скрытой форме содержится в доказанных теоремах. И может оказаться, что какие-то из теорем вовсе не имеют смысла – например, теоремы, опирающиеся на понятие пустого множества. Поэтому, по мере развития математики обязательно наступает время, когда её «основания» в очередной раз потребуют своего переосмысления.

Хотите сказать, понятие "пустое множество" ("число ноль") не несёт смысла? Тогда и диалог, по Вашему, бессмысленный? "у вас есть <эта> книга?" - "у меня нет <этой> книги".
Нет, он осмыслен, если предположить, что "у всякого человека существует множество книг". Но у множества есть ещё и свойства, например, количество вещей в нём содержащихся, следовательно, высказывание "множество книг пусто" осмысленно. Свойство именуемое "пустое множество" несёт аналогичный смысл для математики, так что любое множество содержит в себе все вещи, в разных количествах, среди которых и нулевое.

vem писал(а):Но ведь мы, а потом быть может и компьютер, анализируем то, что написано, а не то, что мы подразумеваем.

жизненно :)

vem писал(а):Абсурдные <...> понимаются как предложения,противоречащие самим себе,например «Я всегда лгу»

Противоречие - это одновременная истинность "А" и "не А".
Если с технической т.з. рассмотреть некий диалог двух субъектов, один из которых посылает сигнал, другой - пытается его понять, то получается следующая картина.
Источник информации "Я" общается с нами по бинарному информационному каналу.

"Я" ---(я не вру, true)/(я вру, false)---> "Мы"

Фактически, мы сузили наш диалог до единственного бинарного канала, т.е. сделав себя заложниками его возможностей - он способен достоверно донести только один бинарный сигнал - true.
По каналу идёт одновременно и служебная, и фактическая информация (управление согласованием диалога и сами данные). Причём осмыслению подлежат именно данные, а не управляющая информация.
Служебная имеет следующий смысл: если пришедшая по каналу информация = false ("я вру"), то источник не готов к диалогу, он как бы "шумит" служебной информацией, а если = true ("я не вру"), то информация достоверна и может быть осмыслена.
Фактическая информация равна по значению служебной.
Т.о. в случае "Я лгу" (false) соответствующая служебному сигналу "я шумлю" у нас нет потребности искать в неё смысл, т.к. источник не говтов передаче самих данных. Общаться таким "формальным" образом, действительно, абсурдно.

vem писал(а):Теорема (Кантора). Множество точек единичного отрезка E=[0,1] несчетно.
<...>
И теорема ничего не доказывает.

В наивной теории множеств (у самого Кантора или последователей - не помню) есть теорема, доказывающая, что наряду со счётным множеством существуют несчётные (континуум) со строго большим кардинальным числом. После чего доказывается эквивалентность сегмента E с континуумом.
Wiskas
 
Сообщений: 27
Зарегистрирован: 27 мар 2010, 00:26
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА ОТНОШЕНИЙ и МАТЕМАТИКА

Комментарий теории:#3  Сообщение vem » 02 май 2010, 10:01

Уважаемый Wiskas.
1.Когда я говорю "Даже у математиков представление об отношениях между одними и теми же объектами могут в чем-то отличаться.", я ниже поясняю "нельзя гарантировать, что где-то в глубоком подсознании некоторые из отношений лишь подразумеваются (не осознаются)." Возьмите, например, определение измеримости множества, скажем по-Лебегу. Туда входят понятия открытого и замкнутого множества. А это уже топология, которая там никак не определяется. И таких ситуаций, к сожалению, множество.
2. Понятие пустого множества и "ноль" - совершенно разные объекты. "Ноль" - это конкретное число, а "пустое множество" - обект не содержащий никаких элементов. Более того, его определение абсурдно, так как утверждает ложность тождества x=x. А для языка отношений его просто не существует как объекта, хотя пересечение двух множеств может быть и пустым - не содержать общих элементов.
3. Абсурдность - это утверждать ложность истины, или истинность ложности. "Я лгу" - это не абсурдное предложение, а неопределенное. Я лгу только жене, по-пятницам и пр. А вот "Я всегда лгу" - значит и сейчас, а потому не лгу - здесь истинность ложного.
4. Теорему Кантора я привел, чтобы показать, какие неприятности могут скрываться в бесконечных цепочках конъюкций. А само утверждение верно - есть ряд других доказательств.

5. Подробно - если у вас будет желание, можно ознакомиться в 17 т. эл. журнала "Математика в ВУЗе", где у меня опубликована первая часть книги.
vem
 
Сообщений: 23
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 00:24
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА ОТНОШЕНИЙ и МАТЕМАТИКА

Комментарий теории:#4  Сообщение Wiskas » 03 май 2010, 14:16

vem писал(а):Теорему Кантора я привел, чтобы показать, какие неприятности могут скрываться в бесконечных цепочках конъюкций. А само утверждение верно - есть ряд других доказательств.

Какое утверждение верно?
Есть диагональный метод Кантора, где доказывается существование элемента сверх счётного. Я пока не вижу, что этому можно противопоставить по Вашему. Нашёл вот, http://ww.raai.org/about/persons/zenkin ... I-2005.doc, но я не могу судить эти утверждения, не нахожу их безупречными и альтернативными.

vem писал(а):Понятие пустого множества и "ноль" - совершенно разные объекты. "Ноль" - это конкретное число, а "пустое множество" - обект не содержащий никаких элементов. Более того, его определение абсурдно, так как утверждает ложность тождества x=x. А для языка отношений его просто не существует как объекта, хотя пересечение двух множеств может быть и пустым - не содержать общих элементов.

Ноль - число или не число?
Но ноль - кардинальное число (http://en.wikipedia.org/wiki/Cardinal_number), а множество ему удовлетворяющее - пусто. Вот здесь ещё нашёл [url]http://ru.wikipedia.org/wiki/Ординальное_число[/url] (пустому множеству сопоставляется ноль).
"пересечение двух множеств может быть и пустым", да, аддитивная арифметика множеств (определяется группой по сложению).

vem писал(а):Абсурдность - это утверждать ложность истины, или истинность ложности. "Я лгу" - это не абсурдное предложение, а неопределенное. Я лгу только жене, по-пятницам и пр. А вот "Я всегда лгу" - значит и сейчас, а потому не лгу - здесь истинность ложного.

Я исхожу из того, что формулировка парадокса не полна, пока не задан объект, субъект, связи. Это не логика виновата в парадоксе, а формулировка.
Вот интересно: http://psi-logic.narod.ru/psi/lier.htm

vem писал(а):Подробно - если у вас будет желание, можно ознакомиться в 17 т. эл. журнала "Математика в ВУЗе", где у меня опубликована первая часть книги.

посмотрю на досуге.
Wiskas
 
Сообщений: 27
Зарегистрирован: 27 мар 2010, 00:26
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА ОТНОШЕНИЙ и МАТЕМАТИКА

Комментарий теории:#5  Сообщение vem » 04 май 2010, 02:04

1. Доказывать теорему Кантора о несчетности точек единичного отрезка "диагональным методом" Кантора, значит предполагать существования трехместного предиката, а не функции выбора. Но есть и простое доказательство, опирающееся лишь на функцию выбора.
2. Определять число через понятие кардинальное число - значит не видеть порочного круга. Поясню. Понятие кардинального числа включает в себя понятие эквивалентных множеств которое, в свою очередь, включает понятие взаимно-однозначного соответствие, а значит и понятие "единица". Это достаточно подробно обсуждал еще Пуанкаре. А притягивать сюда еще и ординальные числа, значит и притягивать понятие вполне упорядоченного множества - а это уже совсем перебор!
3. Для меня парадокс - это значит невозможность доказать (опровергнуть) как некоторое утверждение, так и его отрицание. Тогда как абсурд - это утверждение ложности априорно истинного, или утверждение истинности априорно ложного положения вещей. Например "Саша является родным сыном бездетных Марии и Ивана", "Я всегда лгу", "Неверно, что x = x", и т.д.
vem
 
Сообщений: 23
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 00:24
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА ОТНОШЕНИЙ и МАТЕМАТИКА

Комментарий теории:#6  Сообщение Wiskas » 04 май 2010, 16:00

vem писал(а):2. Определять число через понятие кардинальное число - значит не видеть порочного круга. Поясню. Понятие кардинального числа включает в себя понятие эквивалентных множеств которое, в свою очередь, включает понятие взаимно-однозначного соответствие, а значит и понятие "единица". Это достаточно подробно обсуждал еще Пуанкаре. А притягивать сюда еще и ординальные числа, значит и притягивать понятие вполне упорядоченного множества - а это уже совсем перебор!

Ну, без пустого множества не образовать группу по сложению. И этого уже достаточно, чтобы ввести пустое множество как объект.

vem писал(а):Тогда как абсурд - это утверждение ложности априорно истинного, или утверждение истинности априорно ложного положения вещей. Например "Я всегда лгу"

Чтобы добиться логического абсурда, нужна непонятная фраза, а приведённая - не чисто логическая, а скорее из теории систем.

Т.е. фраза "я лгу" подразумевает 2а аспекта:
1. объекта, подвергающего сообщение логическому анализу (за кадром).
2. сообщение кидает субъект - "Я" - по сути совокупность интерфейса и генератора. Генератор сообщает всегда истинную информацию, какую хочет, а вот интерфейс - это функция, в контексте фразы "я лгу" - это функция либо инвертор, либо повторитель, по желанию субъекта. Что конкретно означает фраза "я всегда лгу"? - То, что генератор говорит: "мой интерфейс инвертирует генератор всегда, кроме этого сообщения", т.е. он всегда работает инвертором, а на момент произнесения фразы - повторителем. Если же думать , что это самоотрицание самого себя, то для объекта фраза теряет информативность и её логический анализ бессмыслен (мы фактически не понимаем её как белый шум)!
Логический цикл самотрицания возникнет при явной формулировке: "Истина - это ложь, ложь - это истина".
Wiskas
 
Сообщений: 27
Зарегистрирован: 27 мар 2010, 00:26
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА ОТНОШЕНИЙ и МАТЕМАТИКА

Комментарий теории:#7  Сообщение vem » 05 май 2010, 16:40

2. Если речь идет о числах, функциях, операторах и т.п., то существует число нуль, а значит и нулевая функция, и нулевой оператор и пр. И там группы по сложению вполне определены без каких либо ассоциаций с пустым множеством. А то, что для произвольных структур группа по сложению неопределима - то почему это должно нас смущать?
3. Если под информативностью разуметь передаваемый предложением смысл, то да, абсурдные предложения бессмысленны - они всегда часть бессмысленных предложений.
vem
 
Сообщений: 23
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 00:24
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА ОТНОШЕНИЙ и МАТЕМАТИКА

Комментарий теории:#8  Сообщение Wiskas » 06 май 2010, 22:21

vem писал(а):3. Если под информативностью разуметь передаваемый предложением смысл, то да, абсурдные предложения бессмысленны - они всегда часть бессмысленных предложений.

Вобщем, делается синтаксический анализ фразы, потом переход к графу её смысла (включая те части, которые "молча" подразумеваются или "само собой разумеются"), и уже потом возможен логический анализ непротиворечивости.
Wiskas
 
Сообщений: 27
Зарегистрирован: 27 мар 2010, 00:26
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА ОТНОШЕНИЙ и МАТЕМАТИКА

Комментарий теории:#9  Сообщение vem » 06 май 2010, 23:01

Подскажите, где почитать о "к графу её смысла (включая те части, которые "молча" подразумеваются или "само собой разумеются")",
vem
 
Сообщений: 23
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 00:24
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА ОТНОШЕНИЙ и МАТЕМАТИКА

Комментарий теории:#10  Сообщение Wiskas » 10 май 2010, 01:33

Если мы хотим понять фразу естественного языка, то смысл её сводится к некоторой модели, заранее не формализуемой, возникающей в мозгу как "образы действия". Наше сознание как бы состоит из нескольких сознаний, для зрения, для слуха и т.д, все части слагаются.
А построить формальную интерпретацию можно только тогда, когда фраза несёт явный смысл - это немного напоминает физическую реализуемость каузального фильтра и нереализуемость некаузального фильтра.
PS: искать - особо не искал, думаю и так понятно:
http://www.inteltec.ru/publish/articles ... x5_9.shtml
Wiskas
 
Сообщений: 27
Зарегистрирован: 27 мар 2010, 00:26
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

След.

Вернуться в Философия

 


  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron