Например, мне говорят – «Положи коробку, что у тебя в руках». Но кладу ли я её или ставлю? В моём внутреннем мире существует чёткое понимание того, каким образом я должен поступить с коробкой и придираться к словам было бы пустой тратой времени. Даже, если бы мне сказали «избавься» вместо «положи» я бы сообразил, как мне поступить. Проблема в том, что я не знаю и не могу знать о том, что именно имел в виду собеседник на самом деле. Его мысль (идею) я считываю на уровне контекстуальном, т.е. опираясь на собственное понимание того, что происходит вокруг. Человек же лишенный контекста ситуации, наблюдающий со стороны, был бы очень озадачен и имел бы полное право задать множество вопросов о ситуации, поступках, идеях, целях и смыслах происходящего.
По мнению Платона, этот сторонний наблюдатель и является философом, ибо его, в первую очередь, интересует истина. В работах Платона можно заметить множество раз, как герой диалогов постоянно спрашивает собеседника «является ли это по твоему мнению справедливым?/ красивым?/ богоприятным? И т.д.» Для самого Платона эта попытка определить нечто в реальности является его инструментом философии – знание, понимание, истина. Диалог же решает проблему «соответствия» мысли автора и мысли другого человека. Если мы видим одно и то же, то мы ближе к истине, чем по одиночке. Я могу ошибаться, но нам ошибиться труднее.
Людвиг Витгенштейн считал, что не существует настоящих философских проблем, а есть лишь проблемы языка. Иначе – проблема слов и их смыслов, знака и значения, мысли и сообщения, практики и понимания, реальности и представления о ней. Так, античная философия с точки зрения Витгенштейна в её формате диалогов является не более чем языковой игрой, в которой два человека лишь пытаются договориться между собой о едином представлении, о едином толковании, о едином мировосприятии. В своих исследованиях Витгенштейн дошел до того, что заявил, что проблемой философов является то, что они слишком много думают. «Не думай, смотри!»
Человечество сделало огромный рывок в изучении мышления с открытия нейронной структуры мозга. Любые особенности нашего мозга влияют на способ нашего восприятия действительности. Так, например, поражение лобных структур влияет на нашу способность завершать действия, по сути, зацикливая нас. Другие поражения нервных тканей могут «изъять нас из нашего тела» так, что мы будем уверены, что не управляем собой, или не будем помнить, как мы выглядим. Вряд ли найдутся адекватные аргументы против того, что человек, как сформировавшаяся «личность», является именно-таким-образом-сформированной нейронной структурой. Мы есть наш мозг. И раз уж мы – это мозг, то и наша «философия» есть одна из практик мышления – соответствующей работы нейронных структур мозга.
Важно понимать, что каждый человек, вне зависимости от пути собственного развития, является уникальным сочетанием нейронов. Это сочетание фундаментально определяет жизнь этого человека и ни разу не повторяется у другого человека, даже если существуют внешние сходства. Нас, как людей, объединяет типовая схожесть строения наших мозгов (элементы, зоны, отделы) и культурный контекст – история, политика, религия, музыка, мораль и т.п. грубо говоря, мы вырастаем уникальной структурой в общем культурном информационном пласте, поэтому качественного различия между нами заметить не в состоянии. Т.е. мы не можем знать, как протекает мысль у другого человека, одно и то же мы понимаем с ним под одним словом, чувства и эмоции у нас схожи, когда мы их называем по-одинаковому или там всё совсем не так, как у меня.
Мы привыкли относиться к языку, как к способу коммуникации. С помощью языка мы можем передать собственную мысль (идею) другому человеку, но, как уже понятно, качество данного мероприятия сомнительно, ибо понимание зависит от уникальных нейронных структур, а не от смыслового наполнения слов (их одинакового толкования). Если обратиться к биологии и посмотреть на животных, то для донесения некоторых идей им не нужны слова. Мы не притронемся к рычащей собаке и для этого ей не нужно нас уведомлять о своем желании нас покусать. Мы знаем о последствиях из личного опыта, а точнее из понимания. Точно также многие коммуникационные задачи человек решает невербально – жесты, мимика, интонация. Язык в данном случае лишь уменьшает наш «контакт» с реальностью. Вместо взаимодействия с человеком, наблюдения за ним, считывания с него информации мы довольствуемся абстрактным «Не подходи!» и додумываем остальное из контекста. Да, это намного проще, чем получать действительный опыт, меняющий нашу нейронную структуру мозга. Развидеть коммуникационную функцию языка практически невозможно, ибо мы с рождения погружены в языковой контекст социальной жизни.
Чем же на самом деле является язык и какую связь слово имеет с реальностью? Предположим, что нам говорят «ключ». В нашей голове от слуховых зон мозга разносятся сигналы в языковую зону. После этого у нас появляется наш образ объекта реальности, а точнее весь наш «опыт», связанный с данным объектом. Например, ключом можно открыть дверь или кого-нибудь пырнуть. Но всё ли это, что можно сделать с ключом-реальным? Конечно нет! Мы можем почесать им руку и поковыряться в носу. Реальных возможностей у действительного объекта гораздо больше, чем в нашем жизненном опыте. В действительности, нам не нужно слово «ключ», обозначающее объект «ключ». Нам нужно лишь уникальное имя, которое соберет наш разрозненный опыт использования нечто реального в единство. Таким образом, слова лишь собирают наши понимания в группы, что упрощает организацию жизни и принятие решений. На каком-то этапе развития, когда опыта и словарного запаса достаточно, мы обретаем язык – абстрактную параллельную реальность, в которой всё определено. В таком контексте слова являются лишь сигналом, вызывающим активность нейронов и вынимающим из нашего жизненного опыта алгоритмы действий, решающих нашу задачу в реальности. Как говорили в «Матрице» - «Ложки нет.» Она есть только в нашем опыте, как идея того, что чем-то можно есть суп. Таким образом, коммуницируя с кем-то мы лишь вызываем у него стимуляцию нейронов, а не сообщаем ему мысль (идею). Нашу мысль он лишь угадывает из контекста.
Особенностью языка является его упрощение наших отношений с реальным миром. По сути, нам не приходится думать о вещах, о которых мы уже думали и которые концептуализировались в нас в связку «слово-понимание-действие». К сожалению, данный феномен не упрощает саму реальность вокруг и внутри нас. От того факта, что нам проще удовлетворять свои потребности, не следует, что нам проще взаимодействовать с миром. Тут, как раз таки, всё наоборот. Новые вызовы реальности невозможно решить покопавшись в своём жизненном опыте и доставая из него уже готовый набор действий, т.к. такого набора еще нет – он еще не сформирован в нашем мозге.
Выступлю теперь критиком великого Витгенштейна. Вынужден согласиться, что многие философские проблемы являются лишь проблемой языка, но возникает вопрос о целесообразности. Чего мы хотим от философии? Если мы говорим о приближении к истине, как считал Сократ, то есть вероятность, что мы её самую, как раз потеряем, ибо истина не в мыслях (идеях), а в нашем опыте (там где сохранено наше эффективное взаимодействие с реальностью). Если мы говорим о познании языковых закономерностей, преодоление ошибок языка, то нужно понимать, что таким образом мы лишь исследуем параллельную вселенную, в которой язык тождественен личному опыту (пониманию), но не реальности.
Я убежден, что главной внутренней задачей философии является «усложнение» нашего внутреннего нейронного пространства. Не поиск истины, или иначе – согласование понимания вещей между людьми и дача определения тому, что есть что. Не поиск точного отражения картины мира в наших языковых структурах. А лишь усложнение нашего текущего понимания (опыта) реальности, позволяющее увидеть реальность за идеей, возможность за словом, факты за мыслью. Усложнение, ведущее к целостности картины мира, к связности нашего понимания внутри него самого, к обнаружению зон отсутствующего опыта и возможности нарастить количество нейронных связей.
Список литературы
Скрытый текст: Показать
- Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать