Профессии, занятия, образ жизни философов

Популярный раздел для новых идей и теорий мироздания.
Теории доказывающие существование Бога или опровергающие. Теории происхождения Вселенной, Земли, Человека. И многое другое…
Правила форума
Научный форум "Философия"

Профессии, занятия, образ жизни философов

Комментарий теории:#1  Сообщение Ivanesphilosof » 15 фев 2018, 14:31

Среди студентов философских факультетов и преподавателей философии популярна поговорка: «Философ – не профессия, философ-это диагноз». В словаре дается следующее определение термина «профессия»: «Профессия — это род трудовой деятельности, занятий, требующий определённой подготовки, и являющийся обычно источником средств к существованию». Таким образом, профессия требует специального обучения (в специальной школе или непосредственно от учителя к ученику вне формальной школы), а также является источником существования, при этом «являться источником существования»- это достаточное, но не необходимое условие. Владение профессией-это определенный уровень профессионализма в профессиональной области. Этим профессионал отличается от дилетанта, который не имеет профессиональной подготовки в области своего занятия, увлечения, а полученные знания есть результат самообучения.
Таким образом, можно иметь профессию, пройти обучение ей, но источник существования при этом не связан с ней; можно увлеченно заниматься какой-либо областью деятельности (знания), не будучи профессионалом в аспекте прохождения «школьного» обучения. Надо учитывать, что если человек профессионально подготовлен в двух областях, а получает средства к существованию от деятельности в одной из них, то эта деятельность и есть его профессия в узком смысле слова, а в широком он является профессионалом в обеих сферах.
Чтобы не путаться в терминах, будем называть профессионалом человека прошедшего специальную подготовку в соответствующей области, а профессией-деятельность в области профессиональной подготовки при условии, что эта деятельность является источником дохода.
Если говорить о философии в настоящее время, то в данной области можно выделить следующие категории людей, имеющие какое-либо отношение к ней:
1. Академические философы. Это люди прошедшие специальную профессиональную подготовку на философских и теологических факультетах в университетах, и преподающие философию, философские дисциплины в академических заведениях или работающие в учреждениях по виду деятельности, требующей философской профессиональной подготовки. Это широкий круг людей от сотрудников академических институтов философии до учителя обществознания, основ этики и религии в средних образовательных учреждениях.
2. Профессиональные философы по образованию, но работающие в др. сферах деятельности или имеющие др. источник дохода, сохранившие интерес к философии, возможно пытающиеся писать, или пишущие философские работы.
3. Академические ученные, не имеющие профессионального философского образования, как правило, теоретики, интересующиеся философией или выходящие в своей области в сферу метапредметную, метатеоретическую, метафизическую. К этой категории, можно отнести и профессиональных ученных в разных областях (физиков, историков, биологов, юристы), которые работают в институтах философии, учителями дисциплин, требующих профессиональной философской подготовки.
4. Не получившие профессионального философского образования, далекие от философии по сфере деятельности, но глубоко интересующиеся философией, не равнодушные к философскому знанию.
Первые две категории являются профессиональными философами, а для первой-философия – это профессия в узком смысле слова. Данная классификация отчасти верна только для нашего времени, когда науки сильно дифференцировались, а философия перестала быть «матерью всех наук». Обычным явлением стала профессиональная академическая деятельность. В исторически более отдаленные эпохи, многие известные философы не имели специального философского образования, а у многих представителей ителлигенции (и не только) во все времена присуствовал интерес к философии.
Стоит заметить, что часто успешная деятельность в литературе, науке, философии осуществлялась дилетантами из четвертой категории. Причем дилетантов удавалось оставить после себя существенный культурный вклад в области своих дилетантских интересов.
«Чтобы наилучшим образом использовать свободное время, человек должен посвящать ему столько же внимания и изобретательности, сколько он посвящает своей работе. Занятие активным отдыхом, который способствует развитию человека, не такое простое дело. В прошлом люди ценили досуг, потому что он давал им возможность экспериментировать и развивать свои навыки. На самом деле, до того как наука и искусство стали профессиями, именно в свободное время люди сделали многие научные открытия, написали стихи, картины и музыкальные произведения. Грегор Мендель делал свои знаменитые генетические эксперименты, поскольку ему нравилось заниматься этим на досуге; Бенджамин Франклин следовал своему увлечению, а не предписаниям своей работы, когда он экспериментировал с электричеством, получаемым с помощью трения линз, и молниеотводами; Эмили Дикинсон писала свои возвышенные стихи, чтобы упорядочить свою собственную жизнь. Сегодня считается, что только эксперты могут интересоваться подобными вопросами; если любители на свой страх и риск пытаются проникнуть в сферы, предназначенные только для специалистов, над ними смеются. Однако любители – те, кто делает что-то из любви к этому – привносят интерес и удовольствие в свою собственную жизнь и в жизнь других людей».
Если говорить о «хлебе насущном», то издательская деятельность не была так развита, и жить от реализации философских трудов было невозможно. Даже писатели и поэты не могли жить только от реализации своих произведений, часто имели спонсоров или имели собственный достаточный доход от ренты, поместья и др.
Таким образом, профессия философа сформировалась не сразу и была связанна с содержанием со стороны государства или церкви. Частное же философствование не могло, да и не может кормить профессионального философа. Ведь, в обыденном понятии, профессией мы называем тот вид деятельности, который нас кормит, т.е. за него потребители или государство, другие социальные структуры готовы платить денежные средства, содержание; но профессиональный труд, чтобы быть оплачиваемым, должен быть полезен обществу, иметь стоимостное измерение. То есть, необходимо ответить на вопрос, сколько ваш труд стоит, скажем, в сапогах, сколько сапог можно за него дать или оценить степень его полезности для социальных структур. Оценить же интеллектуальный труд философа просто невозможно, он неизмерим в материальных предметах, хотя бы потому, что предмет его-метафизичен, связан с предельными основаниями бытия (личностного, культурного, природного….), с бесконечным, а сколько могут стоить мысли о бесконечном, даже красиво изложенные на папирусе, бумаге, в электронном файле….С точки зрения закона стоимости, они стоят ровно столько, сколько готов заплатить за них потребитель, если такой и найдется. Далеко не всегда найдется такой потребитель, да и не всегда он готов заплатить адекватную цену, если измерять труд философа в мыслечасах (хотя такое измерение – трудно представимо).
В истории философии были периоды, когда философы добывали «хлеб насущный», именно философией, за счет ее преподавания в академических заведениях и в частном порядке, отчасти от реализации своих трудов. Это были периоды особой популярности философии, востребованности «мудрости». Но таких периодов не так уж много, да и количество людей, получавших хлеб насущный за философию, было всегда существенно меньше, чем «философов», «философствующих», даже получивших специальное образование (знания) в различных философских школах (то есть, уже по определению являющихся профессионалами). А количество людей, пытавшихся философствовать, погружаться в практику философской рефлексии, а не просто извне знакомиться с философской традицией на «школярском» уровне, всегда значительно превышало, количество получивших специальное образование. Среди известных нам философов, даже современности, большинство не заканчивали философских или теологических факультетов по специальности философия.
Поэтому философы, «влекущиеся к мудрости», во все времена часто занимались философией как «хобби» (говоря современным языком), многие прошли «школьное» обучение, но хлеб насущный зарабатывали или получали другим образом, иногда не относящимся к интеллектуальным профессиям. Но при этом философствование было важной и значимой частью их жизни, а «профессия» часто просто «добыванием хлеба в поте лица».
Необходимо учитывать, что философия является метанаучным знанием, поэтому вполне естественно «философствование» ученых различных областей, возникающее, когда они, занимаясь теоретическими аспектами своей предметной области, выходят за пределы φυσυς, в область μετα φυσυς, если под первым понимать область эмпирически познаваемого.
Большинство философов были эрудитами. Известный философ и математик Мордухай-Болтовский называл философский ум широким, но не глубоким, характеризующийся большей ясностью сознания, чем бессознательной интуицией. Поэтому надо учитывать, что почти у всех философов их интересы, занятия выходили и выходят за пределы метафизической проблематики; они были довольно обширны, в связи с чем, большинство философов были в той или иной мере энциклопедистами. Ведь философия выполняет интегрирующую функции не только по отношению к научному знанию, но и др. областям культуры. Философия является не только метанаукой, рацинально аргументированным мировоззрением, но и саморефлексией культуры, поэтому деятели искусства также занимались философским осмыслением аксиологических аспектов различных сфер культуры, экзистенции человека. Если обратиться к истории русской философии, то видно, что большинство русских писателей философствовали, в то время как в Европе, не считая профессиональных философов, философствовали, преимущественно, ученные. В России, что не философ, то писатель, в Европе, что не философ, то ученный из какой-либо области.
Таким образом, философией занимались представители совершенно разных областей деятельности, с одной стороны, а с др. профессиональные философы в аспекте «школьной философской подготовки», занимались др. сферами, выходя за пределы чистых вопросов философии.
Цель данной книги описать и проанализировать «профессии», занятия, образ жизни известных нам из истории философии философов. Но здесь возникает методологическая проблема, - что относить к философии, что считать философией? Не мудрствуя лукаво, не отвечая на эти извечные вопросы философии, в книге будут рассмотрены философы и их «профессии» в соответствии с классической периодизацией философских культур в истории философии: античная философия, индийская философия, китайская философия, арабо-исламская философия, средневековая философия, философия Возрождения и Нового времени, немецкая классическая философия, современная западная философия, русская философия. Причем предлагается рассматривать только наиболее «знаковых» философов каждой историко-культурной философской традиции в разрезе их «профессиональной деятельности» или способа добывания хлеба насущного, образа жизни, насколько они совпадали с их философскими работами. Данную работу можно считать попыткой систематизации биографических сведений об известных философах в аспекте их профессиональной деятельности». При систематизации биографических данных известных философов использовались материалы Интернета и книги, учебники по истории философии.
В книге автор планирует не только описать, но и проанализировать «профессии» современных профессиональных философов, те сферы деятельности, в которых они более успешно или менее проявляли в различные периоды истории культуры человечества. При этом автор старается не вдаваться в философские взгляды, идеи, а концентрируется только на профессиях, интересах, занятиях, выходящих за рамки философии.
В заключение книги проводится анализ вопроса о необходимости философского образования, её компонента в структуре современного образования, а также на основе исторической ретроспективы автор оценивает перспективы развития философии в ХХI веке.
При подготовке книги, наряду с книжными изданиями, активно использовались Интернет-источники с указанием ссылок на них. Данная книга может быть интересна студентам и преподавателям философских факультетам, а также всем интересующимся биографиями известных великих философов. Работа позволит поступающим на философские факультеты, и студентам философских факультетов осознать, что знания, которые они получают, являются во многом не только энциклопедическими, но и элитарными, что позволит им в будущем широко их использовать в различных сферах деятельности, включая и способы зарабатывания «хлеба насущного».

1.Античные философы

Говоря об античных (древнегреческих) философах, их способе добывания «хлеба насущного», необходимо учитывать, что философия зародилась в древнегреческих полисах, и все античные философы были гражданами полисов. Средний древнегреческий полис занимал площадь 200 кв. км, проживало в нем примерно 10 тыс. чел. Из них малая часть была гражданами. Это те, чьи оба родителя были жителями этого полиса. Вольноотпущенники, переселенцы из др. полисов становились метеками, т.е. свободными людьми, но не гражданами. Остальная часть населения – это рабы, которые были частными и государственными. Количество рабов в полисе было небольшим и можно говорить о партисипативной модели рабства. Все граждане-это фэты, т.е. землевладельцы. Они имели земельный надел в пригороде и занимались скотоводством, земледелием с использованием труда рабов. Достойным занятием для них было управление полисом (законодательная, управленческая деятельность), военная служба. Этими видами занимались все фэты, а к торговле и ремеслу относились с презрением. Ремесленниками и купцами были, в основном, метэки. Причем каждый из них стремился приобрести земельный участок и стать фэтом. Поэтому такие виды деятельности как государственная, законодательная, судебная, военная служба были характерны для каждого гражданина. И акцент на них в рамках биографического описания философа представляется нам уместным. Ведь только в период римской философии мы видим философов из рабов.
Таким образом, первые философы не были вынуждены искать заработок посредством занятий философией. Из экономической теории известно, что есть 4 способа получения доходов: работа по найму, предпринимательская деятельность, рента, процент. По этой логике, философ только тогда зарабатывает философией, когда преподает философию, учит ей, как наемный учитель или как предприниматель, открывший свою школу. Но философ, даже имеющий профессиональную подготовку, может жить рентой (или процентом с момента развития банковской деятельности); в этом случае философия для него или хобби, или профессиональная деятельность, но никак не профессия. Среди первых философов, на мой взгляд, присутствовали и первые, и вторые, так как большинство известных нам философов того времени преподавали в философских школах, имея при этом доходы от земельных участков или предпримательской деятельности.
Надо учитывать, что брать деньги за интеллектуальную деятельность в то время считалось позором; если и брали что-то, то гонорар-дар, не имеющий цены. В античности считали, что интеллектуальный труд не может быть стоимостно оценен. Но получение гонорара становится обычным явлением в интеллектуальной деятельности только со времени софистов, а в Древний Рим данная практика приходит с греческими интеллектуалами в период империи. Так по свидетельству Плиния, врач Стертиний получал ежегодно до 600 тыс. сестерций (300 тыс. евро ориентировочно); хирург Алкон в несколько лет нажил до 10 млн. сестерций. Дело в том, что еще в 5 веке до Р.Х. софисты брали денежное вознаграждение за умственный труд, так философ Протагор за полный курс обучения требовал 400 мин или 3,5 тыс. сестерций. Вообще, обычай брать деньги за обучение среди греков считался предосудительным, а у Платона он вызывал ненависть.
Однако, по признаку профессионального обучения, философ является профессионалом при прохождении определенной школы, обучения. В Древней Греции изначально формировались философские школы, и философские знания транслировались от учителя к ученику. Трансляция философских знаний шла через ряд философских школ, основанных рядом «знаковых» древнегреческих философов. Древнегреческие философы в аспекте профессиональной подготовки были профессиональными философами, но философия не была для них профессией.
Большинство философов-досократиков принимали активное участие в различных сферах общественной жизни: политической жизни, издании законов, участвовали как граждане полисов в войнах, спортивных состязаниях. Древнегреческое образование-воспитание «пайдея» подразумевало воспитание широко развитой многогранной личности гражданина полиса. Философов классического периода никак нельзя назвать замкнутыми аскетами, ведущими уединенный образ жизни. Надо учитывать, что житель древнегреческого полиса чувствовал себя часть полисного организма, социальным пайщиком своего полиса.
В то время философия была еще «матерью всех наук» и древнегреческие философы не ограничивали своих занятий только, собственно, философией, в современном ее понимании. Математика, астрономия, механика, поэзия, государственно-политическая деятельность…всем этим занимались первые философы; при этом надо учитывать, что философия в то время практически включала в себя все области научного знания, только позднее в классический период, из нее выделились механика, математика, медицина, грамматика и риторика.
При этом многие философы были не чужды и прикладному практическому «софиен», что мы видим на примере первых философов милетской школы. Среди древнегреческих философов мы встречаем и аристократов, и ремесленников, и людей, ведущих асоциальный образ жизни (среди киников). Изначально философия не была уделом только избранного социального круга, а в более поздние периоды ей занимались и императоры, и рабы. При этом их занятия философией также трудно именовать профессией (хотя Эпиктет, будучи рабом, став вольноотпущенником, открыл свою школу философии, и вполне возможно брал деньги за обучение в ней). Но в начале своего развития философия не являлась профессией, способом добывания «хлеба насущного».

Добавлено спустя 1 день 6 часов 16 минут 15 секунд:
.1.Досократики

Досократиков принято называть физиками, так как они искали предельное основание материального мира. Собственно другого мира они и не знали, даже боги им виделись материальными, как и душа человека; принадлежащими миру материи. Им был чужд, да и неизвестен метафизический идеализм платоников с их негативным отношением к миру чувственному, полуреальному, неистинному бытию. Соответственно их гносеологические интересы не могли сосредотачиваться только на мире «чистой мысли», оторванной от чувственного материального мира. Философами они были в том аспекте, что искали предельную основу (основы) αρχη материального бытия (разделения на материальное и идеальное, еще не было, философский идеализм был сформирован в платонизме). Но поиск такой единой основы не отрицал и спекулятивного изучения, обобщения множественных фактов бытия. С учетом сказанного, их можно назвать метафизическими позитивистами, так как, на мой взгляд, любая философия невозможно без метафизики, но метафизика αρχη – это не трансцендентная метафизика. Поэтому досократики не могли не интересоваться различными областями знания и практической деятельности, др. вопрос, что доминировал метод умозрительного познания, сугубо теоретический, хотя нельзя и отрицать наличия простых эмпирических методов познания, таких как наблюдение и др.

1.1.1.Милетцы

Философия зарождается в колониях, и первые философы часто занимались торговлей, много путешествовали. Занятие торговлей среди жителей полисов-колоний не было предосудительным., хотя по инерции считалось менее достойным, чем земледелие. Жизнь большинства древнегреческих философов была связанна с колониями, меньшинство философов провели жизнь в материковой Греции.
Зарождается философия в Ионии в Милете. Переселение в Ионию начинается еще в «темные века» (Х-VIII вв. до Р.Х.) и в архаический период (VII- VIвв. до Р.Х.) это были наиболее развитые территории, с активным мореплаванием и торговлей. Жители ионийских колоний много путешествовали в рамках торговых поездок и бывали в Финикии, Вавилоне, Египте, имели контакты с Персией (в конце VI в. до Р.Х. Иония принадлежит Персии).
Все милетцы были натурфилософами, поэтому круг их теоретических и прикладных занятий был связан с различными научными знаниями: математикой, астрономией, метереологией и др. Большинство их знаний были заимствованы из египетской культуры, с которой у Милета и всего ионийского побережья были тесные связи. Знания милетцев, как и египтян были сугубо практическими, но именно им принадлежат первые «созерцания» (теории) в области натурфилософии или «философии природы», пытавшейся объединить в целое представления о природе на основе субстанционального вещественного первоначала. Милетцы, как граждане своих полисов активно занимались различными видами социально-политической деятельности: законодательной, военной и др.
По образу жизни, экзистенции милетцев можно назвать учеными не в смысле современных «служащих социального института науки», а учеными «по духу». Поиск истин природы, натурфилософия-это их жизненное кредо. Необходимо учитывать, что философия как созерцание в то время выходила за пределы практического астрономического, математического механического знания. Эти «научные» знания позднее стали теоретическими, и стали такими, благодаря развитию философии у древних греков.



Фалес Милетский (ок. 625 до Р.Х. – пол. VI в. до Р.Х.)

О философии Фалеса Милетского мы знаем меньше, чем о роде его занятий. Фалес был не только первым греческим философом, но и математиком, астрономом. Фалес на основе этих прикладных математико-астрономических знаний предсказал солнечное затмение 28 мая 585 г. до Р.Х. Дата затмения – это первая точная хронологическая дата в истории древнегреческой науки, день ее рождения. Фалесу приписывается греческими писателями также решение двух геометрических задач практического характера: определения расстояния корабля на море от Милетской гавани и определения высоты пирамиды по длине её тени.
Как математик, он доказал теоремы:
 о делении круга диаметром пополам;
 о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника;
 о равенстве вертикальных углов;
 один из признаков равенства прямоугольных треугольников и другие
Жизненную карьеру Фалес начинал, как купец, и ещё в молодости попал в Египет. Таким образом, в ионийских колониях быть купцом-мореплавателем для фэта было незазорным. Во многом образ жизни Фалеса повторял образ жизни др. милетцев, среди которых было много купцов. Развитие торговли шло в те века преимущественно в ионийских колониях, а торговое судоходство-это основа деятельности, процветания ионийских греков. Торговля всегда способствовала развитию свободного, адогматичного мышления, поэтому не удивительно, что философия зародилась среди милетцев: купцов и мореплавателей.
В Египте Фалес задержался на много лет, изучая науки в Фивах и Мемфисе. Считается, что геометрию и астрономию в Грецию привёз он.
Фалес активно занимался и государственно-политической деятельностью, помогал советами царю Крезу в походе против Кира, стремился создать панионийский союз древнегреческих ионийских городов.
Первый мыслитель, совершивший попытку создания первого целостного мировоззрения, был многогранным человеком: первым древнегреческим ученным, активным гражданином своего полиса, одним из академии семи бессмертных, его имя называли вместе с именами величайших законодателей Греции.

Анаксимандр (610-546 гг. до Р.Х.)

Анаксимандр, первый использовавший понятие «бесконечное, беспредельное», как предельной основы бытия, известен и как первый географ, составивший карту. Он также считается изобретателем гномона, посредством которого определяли дни равноденствий и солнцестояний, полоса-солнечных часов, астрономической сферы, то есть, Анаксимандр известен нам и как астроном.
Подобно многим первым философам активно участвовал в общественной полисной жизни-основал колонию в Аполонии.
Вместе с Ферекдидом, Анаксимандр известен и как древнейший греческий прозаик. Анаксимандр ввёл понятие «закон», применив его в общественной практики, а также к природе и науке. Ему приписывают одну из первых формулировок закона сохранения энергии: «из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются согласно предназначению».


Анаксимен (585/560 г — 525/502 гг. до Р.Х.)

Анаксимен – младший современник Анаксимандра и последний натурфилософ милетской ионийской школы.
Научные интересы Анаксимена был несколько уже, чем у первых милетцев, они сводились, в основном, к метереологии и астрономии. Подобно Фалесу и Анаксимандру, Анаксимен изучал астрономические явления, которые, как и другие природные явления, стремился объяснить естественным образом. Собственно, метереология и астрономия того времени-это еще не эмпирические науки, а спекулятивная натурофилософия. Вообще, называя философов того времени ученными в определенных областях не стоит впадать в исторический презентевизм.
Как метеоролог, Анаксимен считал, что град образуется при замерзании выпадающей из туч воды; если к этой замерзающей воде примешан воздух, то образуется снег. Ветер — уплотнившийся воздух. Состояние погоды Анаксимен связывал с активностью Солнца.
Подобно Фалесу и Анаксимандру, Анаксимен изучал астрономические явления. Анаксимен полагал, что Солнце — плоское небесное тело, аналогичное Земле и Луне, которое от быстрого движения раскалилось. Земля и небесные светила парят в воздухе; Земля неподвижна, другие светила и планеты (которые Анаксимен отличал от звезд и которые, как он считал, возникают из земных испарений) движутся космическими ветрами.

Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать
Код: выделить все
<div style="text-align:center;">Обсудить теорию <a href="http://www.newtheory.ru/philosophy/professii-zanyatiya-obraz-jizni-filosofov-t4714.html">Профессии, занятия, образ жизни философов</a> Вы можете на форуме "Новая Теория".</div>
Ivanesphilosof
 
Сообщений: 143
Зарегистрирован: 15 фев 2018, 10:41
Откуда: МО, г. Фрязино
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 9 раз.

Re: Профессии, занятия, образ жизни философов

Комментарий теории:#2  Сообщение alexandrovod » 17 фев 2018, 06:55

Ivanesphilosof писал(а): интересующиеся философией или выходящие в своей области в сферу метапредметную, метатеоретическую, метафизическую.
Ivanesphilosof писал(а): С учетом сказанного, их можно назвать метафизическими позитивистами, так как, на мой взгляд, любая философия невозможно без метафизики, но метафизика αρχη – это не трансцендентная метафизика.


Возможно и скорей всего вы правы относя конструктивную философию к мета наукам.
Так как орто (орто анализ) - анализирует связи между близкими понятиями и по видимому служит для улучшения работоспособности этих понятий, но малоспособен создать кардинально новое.
Паро - анализ взаимосвязи противоположностей, генерирует в основном новое, но в сыром виде.
Мета - само по себе бесполезное если эти понятия совершенно равноправные 1-1=0, но если они отличаются, а по вашей статье это синтез как минимум двух не равных профессий, 1. необходимой для материального состояния и 2.необходимой для разума - души. По этому философия как мета наука, по моему заблуждению - это подготовка нового фундамента для орто и паро направлений научного поиска , который не в состоянии найти сами.

Если вы достаточно безумны, чтобы заниматься делом, которое любите — вы обречены прожить жизнь, полную смысла.
© Герберт Келлехер, цитата
С уважением Овод
например смотри - орто мета и пара изомеры аминокислот в биологии
alexandrovod
 
Сообщений: 5617
Зарегистрирован: 06 май 2014, 17:34
Благодарил (а): 833 раз.
Поблагодарили: 349 раз.

Re: Профессии, занятия, образ жизни философов

Комментарий теории:#3  Сообщение Ivanesphilosof » 17 фев 2018, 10:13

Социум не может содержать людей, занимающихся предельными "предметными" областями, очень далекими от практики. Поэтому философы вынуждены были иметь профессию для обеспечения материального благосостояния. Хотя позднее социум смог себе это позволить. И результат.....в данной области появилось много прихлебателей, а чаще просто случайных людей, без какого-либо глубокого интереса к философии. Ну, как пример....родители из академической среды.....отправили девочку-отличницу после школы на философский факультет, т.к. понимали элитарность философского образования.....пошло, поехало...аспирантура....лет через 20, возможно, докторская.....результат-никчемный профессор или доцент (последнее чаще), а в сути, просто случайный человек в философии.......не только в философии, в науке таких большинство
Ivanesphilosof
 
Сообщений: 143
Зарегистрирован: 15 фев 2018, 10:41
Откуда: МО, г. Фрязино
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 9 раз.

Re: Профессии, занятия, образ жизни философов

Комментарий теории:#4  Сообщение alexandrovod » 17 фев 2018, 12:50

Ivanesphilosof писал(а): а в сути, просто случайный человек в философии.......не только в философии, в науке таких большинство

"в науке таких большинство" это в смысле прикладной науке? Ну это вы зря, в ней случайные на долго не задерживаются, нет результата сверх критического времени - освободи. К сожалению в советские времена, отстранённые от самой науки, по трудовому законодательству (они же не принесли прямой вред, ни чего не нарушили) переводились с сохрЕнением зарплаты - на административные должности или в отделы контроля, естественно со скрытыми и немалыми доходами.
С уважением Овод
alexandrovod
 
Сообщений: 5617
Зарегистрирован: 06 май 2014, 17:34
Благодарил (а): 833 раз.
Поблагодарили: 349 раз.

Re: Профессии, занятия, образ жизни философов

Комментарий теории:#5  Сообщение Ivanesphilosof » 17 фев 2018, 19:23

1.1.2. Элеаты, Эмпедокл

Все элеаты были жителями Великой Греции, южно-италийских колоний. Колонистами становились в основном, малоземельные и обезземеленные жители Греции. В колониях они занимались преимущественно ремеслами и торговлей. Колонии экспортировали в континентальные полисы зерно (прежде всего из Великой Греции и Причерноморья) и медь (Кипр), в меньшей степени — вино, то есть в основном это было сырьё. В свою очередь, в колонии экспортировались железо и изделия из него, а также шерстяные ткани, керамика и другие ремесленные товары.
Отличие италийских колоний от ионийских связанно с большим значением аграрной деятельности, меньшим-торговли и мореходства. Полисам с большим развитием аграрного элемента, был свойственен антидемократизм, именно в элейских колониях появляется антидемократическое политическое движение, но, элейские философы известны нам как борцы с полисной тиранией, сторонники демократии. По большей части философы характеризуются большим приятием демократическо-либеральных элементов жизни, чем тоталитарных, хотя и немалое количество философов были сторонниками примата общественного над частным.
Элеаты были не столько натурфилософами, как ионийцы, сколько чистыми философами (онтологами и гносеологами). В своих профессиональных занятиях они несколько отходят от научных натурофилософских интересов ионийцев. Элейцы больше гуманитарии по своим интересам, чем фисиологи.

Ксенофан (ок. 570 - после 478 до Р.Х.)

Ксенофана можно считать первым представителем философии религии, так как в своих поэтических «проповедях» он выступает против характерного греческой религиозности антропоморфного политеизма. Его идеал-это единое божество, чуждое человеческих нужд и страстей. Ксенофан-первый древнегреческий проповедник монотеистической религии. Хотя, известный историк философиии, Ф.Коплстон, считает, что о Ксенофане лучше говорить как о монисте, чем монотеисте, т.к. в Древней Греции монтотеизм был вещью из ряда вон выходящей. Монизм согласуется с пантеизмом и панентеизмом, поэтому, Ксенофана лучше назвать древнегреческих панентеистом. Монистический пантеизм и панентеизм вполне характерны для более раннего древнегреческого мировоззрения.
Ксенофана можно считать также первым античным экзистенциальным философом, в том смысле, что его философия была результатом его образа жизни. Впоследствии, начиная с Сократа у многих античных философов, философия выступает как основание образа жизни. Ксенофан был странствующим рапсодом, то есть философом-поэтом. Хоть он и был слушателем Анаксимандра, но сам не являлся «физиком». Он был философом-поэтом, облекавшим в поэтическую форму проповедь нравственно-религиозного идеала. Ксенофан был и представителем религиозного движения VI в. до Р.Х. Родившись в Колофоне в Ионии, с 25 лет вел скитальческую жизнь, живя в Сицилии, Элее.
В аспекте «профессии» (правильнее сказать, профессиональных занятий) в лице Ксенофана мы видим первого философа-поэта, а не ученного-«физика», натурфилософа. Его поэмы были не только философского характера; известно, что одна из его поэм была посвящена основанию Элеи, фокейской колонии в Италии в 540 г. до Р.Х.

Парменид (ок. 540-515 — ок. 470 до Р.Х.)

Парменид был учеником малоизвестного пифагорейца Аминия, человека бедного и праведного, который обратил его к жизни уединенного мыслителя. По смерти учителя Парменид воздвиг ему усыпальницу как герою.
Парменид стал основоположником элейской школы, одного из важнейших философских направлений классической эпохи. К этой школе относят Ксенофана, ближайших учеников Парменида Зенона и Мелисса, а также и Эмпедокла, Анаксагора, Левкиппа. Парменид нам известен как автор известной метафизической поэмы «О природе».
Парменид происходил из знатной и богатой семьи. Парменид, возможно, был членом пифагорейского союза и вел созерцательную жизнь философа, но при этом активно участвовал в политической полисной жизни, был законодателем Элеи, где его чтили как высоконравственного человека. Созерцательная жизнь не помешала Пармениду разработать установить такие законы в Элее, что «власти ежегодно брали с граждан клятву оставаться верными законам Парменида» (Плутарх).

Зенон Элейский (ок. 490 . — ок. 430 до Р.Х.)

Зенон известен как автор знаменитых апорий о движении: «Ахиллес и черепаха», «Стадион», «Дихотомия (апория)», «Стрела», но мы забываем, что он был еще и активным политическим деятелем. Зенон Элейский, сын Телевтагора, приемный сын Парменида. Как сообщает Диоген Лаэртский, участвовал в заговоре против тирана Неарха (по другим сведениям — Диомедонта). Был арестован. На допросе, при требовании выдать сообщников, вел себя стойко и даже, по некоторым сведениям, откусил тирану ухо, а по другим — откусил собственный язык и выплюнул его в лицо тирану. Присутствовавшие граждане были настолько потрясены произошедшим, что побили тирана камнями. По другим сведениям, напротив — Зенон был казнён: его бросили в ступу и истолкли в ней. Это все, что нам известно об этом философе, его занятиях.
Мелисс Самоский (ок. 485 — ок. 425 до Р.Х.)

Мелисс – последний из представителей элейской школы. Он активно занимался государственной деятельностью, пользовался уважением среди сограждан за свою доблесть. Был стратегом самосцев, и одержал победу в морском сражении над афинском флотом, которым командовал Софокл. Позднее Перикл разгромил Мелисса в морской битве и взял Самос после многомесячной осады. В лице Мелисса мы также видим государственного деятеля-политика, военного, активного участника жизни своего полиса.

Эмпедокл (ок. 490 - ок. 430 до Р.Х.)

Эмпедокл – известный философ из Сицилии. По происхождению он был из знатной семьи, аристократом, но по политическим взглядам был сторонником демократии. Он нам известен как врач, ритор, поэт. Начиная со средних веков, мы видим среди философов религиозных деятелей, монахов, аббатов, кардиналов. Эмпедокл был первым представителем среди «священников» - философов. Он был жрецом.
Аристотель считал его основателем риторики. Эмпедокл использовал риторические ухищрения в своей поэзии, которые позднее мы встречаем у древнегреческих и римских поэтов.
Как государственный деятель он был борцом с тиранией.
Как врач он был основателем италийской школы врачей, его медицинские представление основываются на «миксисе» элементов (начал). Здоровье – это их равновесие, болезнь – монархия одного, двух над другими. По преданиям, он известен и как целитель-чудотворец, что связанно, очевидно, с тем, что Эмпедокл был не чужд религиозно-мистической философии пифагорейцев. В лице Эмпедокла мы видим первого древнегреческого философа из врачей.

Добавлено спустя 1 день 14 часов 45 минут 16 секунд:
Большинство "фисиологов" да и философов доэллинского периода в целом были людьми широкого спектра интересов, занятий, что обуславливалось системой образования "пайдея" (образование). Концепция пайдеи строилась на универсальной образованности. И в наше время философ должен быть широко и универсально образован
Ivanesphilosof
 
Сообщений: 143
Зарегистрирован: 15 фев 2018, 10:41
Откуда: МО, г. Фрязино
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 9 раз.


Вернуться в Философия

 


  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron