Сегодня невозможно отрицать активную роль человека в природном мире, когда он, согласно В. И. Вернадскому, стал его «геологической силой», хотя еще каких-то десяток тысяч лет назад — в неолите— он был всего лишь его малозначительной частью. В самом деле, на планете Земля практически не осталось ландшафтов, не испытавших антропогенного воздействия, а практически мгновенная информационная доступность к большинству событий, происходящим на планете, стала неотъемлемой частью повседневной жизни. Тем не менее, в этих современных условиях нельзя забывать о длительном пути человечества, который почти всегда нависал над краем пропасти, и многие этапы развития человечества исчезли в этой пропасти без следа. Экологическая составляющая нынешнего этапа развития человечества также означает осознание реальности угрозы (взять хотя бы ядерный потенциал, накопленный человечеством) и каждую такую угрозу оно стремится устранить (или хотя бы отдалить) не заклинаниями и магическими ухищрениями, как это было в глубокой древности, а знаниями и стремлением к разумному социальному устройству.
В наше время под видом научного поиска выдвигаются и затем, согласно аксиоматическому методу, развиваются самые разные гипотезы, часто противоречащие всему предыдущему ходу научного развития. В связи с этим информационная составляющая жизни человечества становится предметом очень тенденциозных, порой совершенно ненаучных приемов и подходов. В то же время важность реалистичности в теоретической науке сегодня трудно переоценить — от этого зависит точка приложения огромных усилий, предпринимаемых человечеством для выхода из кризисного состояния теоретической науки (в частности, физики), которое образовалось в ней еще в начале 20-го столетия. Поэтому в теоретической науке совершенно необходим добросовестный и развернутый анализ сложившейся ситуации и тщательное отсеивание из нее всего того, что невозможно подтвердить (или опровергнуть) опытным путем, в частности, измерениями.
ОСНОВА
Отметим существующую связь между содержаниями понятий «отображение» и «информация» в контексте названной темы. В самом широком смысле понятие «отображение» характеризуется взаимодействием, а понятие «информация» — процессом передачи сообщений. Посредством определенных внутренних изменений своих свойств одни материальные сущности — участники взаимодействия — воспроизводят в виде отпечатков, следов, деформаций и т. п. свойства воздействующих на них других материальных сущностей. Отображение и информация выступают в природном мире достаточно коррелированными процессами. Данные научного опыта, полученные при целенаправленном взаимодействии исследователя с внешним миром, при определенных условиях могут быть многократно повторены. Эти данные становятся доступными количественному отображению и могут быть описаны на языке математики, т. е. представлены как информационные данные. Правильность этого описания проверяется посредством дополнительных экспериментов, путем активного вмешательства в естественные процессы природного мира, а наблюдения их результатов, выражаются на языке физики множествами сигналов. Сигналы — это дискретные, локализованные в пространстве и времени физические факты. Например, звуковые или электромагнитные волны, вибрации и т.д., а в живых организмах — импульсы нервного возбуждения. Такого рода физические факты могут применяться для передачи определенных последовательностей сигналов — сообщений, однако последние ни в коей мере не тождественны сигналам, так как с помощью одних и тех же сигналов можно формировать различные сообщения, передавая информационные данные о тех или иных событиях.
В связи с этим возникает вопрос: можно ли описать деятельность человеческого мозга, а точнее, деятельность центральной нервной системы (ЦНС) в терминах теории информации? Если любую мысль представить в форме языкового сообщения, то ответ будет утвердительным. Однако у информации в ее математическом определении (по Шеннону) имеется дополнительный физический аналог — энтропия, которая в физическом мире оценивает меру беспорядка в системе. Что же касается упорядоченности информации, то она не отображает ее системных параметров, с которыми мы обычно связываем такие качества сообщений, как «правдивые», «хорошие», «интересные» и т. п., но эти свойства информации оценивает ЦНС. Поэтому очевидно, что измерять деятельность сознания с помощью информации в ее математическом понимании (через количество бит/сек), равно как и в физическом — посредством энтропии, не представляется возможным. Сами основатели теории информации, Н. Винер и К. Шеннон, отмечали недостаточность развиваемого ими физико-математического аппарата информации для описания содержательного человеческого общения, в котором присутствуют не только сообщения, но и оттенки чувств и смыслов в объеме информационного потока. В результате само по себе понятие информации в ее физико-математическом выражении без представления о ее системном характере — фундаментальном качестве всех объектов природного мира, оказывается изначально непригодным для анализа такого же природного объекта, как человеческое сознание.
Эти общие рассуждения проиллюстрируем примером. Так называемая информационная «начинка» современного компьютерного мира («облака»), если ее рассматривать как итог суммарного знания нашей цивилизации, превращается в бесконечные (с позиции человеческого разума, пасующего перед магией больших чисел) и совершенно бессодержательные цепочки электрических сигналов, если из системы «человек — компьютер» изъять человека. В то же самое время информационная «начинка» биоты (или ноосферы, по В. И. Вернадскому) при такого же рода воображаемой операции (возьмем, к примеру, время до неолита, когда человека в современном облике на Земле еще не было) практически не претерпит никаких изменений. Дело в том, что представления о человеческом социуме как информационной системе по своей емкости чрезвычайно мала по сравнению с валовой информацией биоты, понимаемой как совокупность всего живого на Земле — единства растительного и животного миров. Человек вошел в эту систему как дополнительная ее часть, и не он этой системой управляет (как бы человеку этого ни хотелось), но биота как более мощная система управляет человеческим социумом. Можно лишь говорить о помехах и возмущениях, которые человек вносит в ноосферу своей технократической деятельностью, но обратное действие этих возмущений испытает на «своей шкуре» в первую очередь сам возмутитель спокойствия. В биосфере всегда устанавливается состояние равновесия, которое как результат динамического процесса — движения в сторону равновесия — описывается одной и той же, универсальной для всех равновесных состояний математической моделью.
Информационное взаимодействие (или общение, в бытовом смысле) людей между собой — это взаимодействие между полуоткрытыми системами. Люди находят возможность для взаимной коммуникации благодаря той пластичности, которой обладает (в большей или меньшей степени) любая полуоткрытая система. На основе передаточного упорядочивающего агента — речи, письма, мимики, рисунка или формулы — мы можем понять друг друга в форме совпадения двух образов, отображающих какой-то мир и построенных по общим правилам существами, обладающими примерно одинаковыми принципами создания образов. Иррациональность самого процесса отображения восполняется тогда системой кодирования, используемой в информационном взаимодействии как медиатор. Можно, конечно, предположить, что поддержание процесса отображения представляется как сумма числа квантовых переходов в составляющих организм коммуникатора молекулах, которые после утилизации энергии, поступающей с пищей, «возбуждаются», а затем, переходя в основное (равновесное) состояние, излучают «информационную энергию». Таким образом, казалось бы, что вся загадка системного информационного взаимодействия состоит в поглощении и излучении определенного вида энергии. Примерно так описываются процессы самоорганизации в синергетике, но при этом не учитывается ключевой фактор этого явления — системность самоорганизующейся материи.
Еще раз обратимся к примеру — нагреванию жидкости в плоском слое. Если разность температур на границах слоя не достигает требуемой величины, то так называемые ячейки Бенара не возникают при любых уровнях подводимой теплоты; вода просто переходит в режим кипения, если тепла для этого достаточно. Не возникает и лазерное излучение, если сколь угодно долго «накачивать» неподходящее рабочее тело. Равно и любая форма жизни не возникает при неограниченной «накачкой» ее энергией в виде той или иной «пищи». Для живой сущности требуется некий комплекс внутренних связей, обусловленных ее уникальной внутренней организацией и целого ряда факторов, пока далеко не известных науке. Другими словами, абсолютная мощность внешних воздействий ничего не дает, не позволяет «запустить» самоорганизацию (установление порядка) и ее поддерживание в пределах системного равновесного ограничения.
В науке нового времени продолжает доминировать механистическое мировоззрение. Так, до сих пор в классической механике и ее расширении — релятивисткой механике — описываются взаимодействия, которые представляются как абсолютно детерминированные и обратимые. Таковы, например, соударения двух твердых тел (доказательство закона сохранения импульса), качание маятника без трения в точке подвеса, вечное движение планеты вокруг звезды в искривленном обратимом пространстве-времени. Но при этом не отрицается и существование необратимых процессов, которые досадно противостоят обратимы и которые подчинены так называемой «стреле времени». Никто не будет возражать против того, что если слить две жидкости — воду и спирт в одну емкость, то они образуют смесь, которая уже никогда не разделится на свои составляющие. Вся химия, по существу, представляет собой мир необратимых процессов, движущихся по «стреле времени» в сторону неупорядоченности. И хотя классическая физика послужила стимулом к необычайно плодотворному взаимодействию человека с природным миром, обе эти крайние точки зрения ошибочны.
Получается полная невозможность понять, что происходит в материальных системах и как на них влияют потоки энергии, которые, согласно наблюдениям, так или иначе перерабатываются и утилизируются этими системами. Вопрос сводится лишь к тому, насколько полно данная материальная сущность обладает свойствами полуоткрытой системы.
Следует признать, что на всех уровнях мироздания — от элементарных частиц до космических объектов — обратимость и необратимость или, с позиции реальной логики, закон тождества и закон противоречия сосуществуют в рамках каждой системной единицы мироздания, и именно сосуществование этих двух противоположностей поддерживает нерушимость принципа сохранения и превращения энергии в Природе. Проблема, затронутая в данной теме, чрезвычайно важна, в том числе и для принятия стратегических социальных и экономических решений, а именно: нельзя моделировать те или иные последствия деятельности человека на основе лишь алгоритмов, создаваемых с помощью инструментов математического моделирования для полностью закрытых (консервативных) систем.
Несмотря на очевидность сосуществования обратимости (устойчивости) и необратимости (изменчивости) в пределах каждой реальной системы, человеческий мир практически бесконечен именно в своей изменчивости, наложенной на множество процессов не менее бесконечной в своей изменчивости системы природного мира. Другими словами, в рамках приведенных качественных сравнений природная среда, в которой живет человек, и общественная среда, которую он создает, имеет не меньший порядок информационной мощности, чем сама биосфера. Проблема состоит лишь в корреляции этих информационных мощностей, и если такая согласованность существует, то общественная среда является полноценным, законченным миром, способным к устойчивому самоподдерживанию в себе общего системного порядка. И возможно, что именно в равномощности (в терминах канторовской теории множеств) внешнего и внутреннего системных миров находит объяснение познаваемость мира вообще, воспринимаемая как отображенная сознанием системная информация этого мира. Именно поэтому общественная составляющая биосферы является полноценным и законченным миром, способным к устойчивому саморазвитию, в котором смогли существовать и способны в будущем существовать многие поколения людей, несмотря на кризисы и возможные природные катастрофы. Более кратко: ранг информационной бесконечности, продуцируемой совокупным разумом, равномощен рангу базовой информации всей биотической системы.
Расширение возможностей человеческого разума, связанное с уходом от чисто рефлекторных действий по сохранению рода к сложным поведенческим схемам и, в конечном итоге, к сознательному экологическому поведению в ноосфере, происходит не за счет механического накопления информации в террабайтах, а за счет способности разума к системному отображению объективной информации. В точности так же поступают и все высшие животные (они чувствуют почти то же, что и человек), и в этом смысле обладают тем же необходимым объемом оперативной системной информации о внешнем мире. Единственное, что отличает человека от животного, так это то, что в дополнение к системе ощущений на сцене эволюционной истории появляется такая новая функция сознания как Вера в духовное начало, и человек отныне обладает неограниченной внутренней свободой «перемещения» с субсветовой скоростью (скоростью передачи импульсов нервного возбуждения) в созданном им бесконечном духовном пространстве. Так что Бог — субстрат нашей Веры — живет внутри нас, а не во внешнем космическом пространстве, как это полагал, например, сэр Ньютон («абсолютное пространство — это чувствилище Бога»).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Иерархическое устройство системной информации отображает не только устройство нашей памяти, что не приводит сознание к коллапсу и помогает господствовать над прошлым, создавать воображаемое будущее и строить бесконечный духовный мир, но именно таково и устройство природного мира. По этой причине не наблюдается известный космологический парадокс Ольберса — бесконечная и равномерная светимость неба из-за прямолинейного (или почти прямолинейного) и изотропного распространения света от миллиардов звезд, окружающих нашу грешную Землю. Равномерная светимость неба исключается системной иерархичностью распределения материи во Вселенной — звездные системы (такова, например, наша Солнечная система) объединены в галактики, которые в свою очередь образуют метагалактики и т. д., и каждая такая система пребывает в состоянии, близком к состоянию равновесия. Прав был первофилософ Гераклит: мир никто не создавал ни из людей, ни из богов; это вечный огонь, порой (локально) затухающий, а затем где-то (локально) возгорающийся. Не было, значит, никакого Big Bang'á. Это бредни современных теорфизиков, погрязших в математической глупости и бесстыдном вранье.
Равновесное состояние системы — самое выгодное с позиции сохранения энергии, ибо только в состоянии равновесия система способна больше поглощать внешней энергии, а не бездарно ее излучать. Именно поэтому любая система «сознательно» стремится к равновесию (не исключение и наше сознание), и именно поэтому атом, как наиболее эффективная система, излучает (когда его равновесие нарушается из-за взаимодействия с другими атомами) и поглощает (когда его равновесие восстанавливается) в одном и том же диапазоне электромагнитных волн. Единственное условие — равновесный атом способен поглотить электромагнитную волну только от другого атома, но не свою собственную, излученную им ранее, и это явление обусловлено с направлением волнового вектора электромагнитного пакета.
Добавлено спустя 3 дня 19 часов 35 минут 17 секунд:
Уважаемые участники форума, тема называется "Системное отображение информации". Извините за мою ошибку.
- Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать