Комментарий теории:#16 tugodum » 29 дек 2019, 00:18
Такие вот наметки понимания совести
Совесть штука общественная и связана она с потребностями людей. Потребности людей в обществе стремятся к уравниванию. Это хорошо видно по примитивным племенам охотников и собирателей. У них практически все потребности общественные. Что может позволить один, то может позволить и другой. И если кто то выделился материально, то на него будут воздействовать шуточками и увещеваниями не жадничать и поделится добром. А если он не поделиться, то общаться могут перестать с таким. Т.е. механизм экономического уравнивания работает так. У кого то появилось то, что у других нет, и у кого этого нет – у них появляется зависть. Эта зависть побуждает людей пристыжать, а иногда и к воровству побуждает (это тоже механизм выравнивания и он присутствует и в примитивных племенах). А у имеющего наоборот, стремление отдать то, что выделяет его, что бы он опять стал таким как все. А если у имеющего механизм совести не сработает, то завистливые заставят его поделится или украдут.
В современном обществе это не так уже заметно. Но все равно видно уравнивание потребностей. Алкоголики кучкуются, люди стараются общаться с людьми своего уровня в доходах. В общем и в нашем обществе у различных групп механизм этот можно разглядеть.
Так что если человек потерял совесть, то завистливые люди будут давить на него морально, а может и физически. Если зависти вокруг нет, то может сработать совесть и человек сам, допустим поделится добром. А если сработают оба механизма, то выравнивание произойдет быстрее.
В итоге получается что то вроде общественного равновесия. Механизм Зависть – совесть (уравнивание потребностей). Если зависть и совесть молчат, допустим в группе – значит все в порядке – все равны и доброжелательны. Но этот механизм динамический и инерционный и зависит от степени возмущения. По пустяку может только шуточкой подправить, а по серьезному делу могут и проклятья посылать и отношения разорвать.
А уже на этот механизм можно наложить любую мораль, сдобренную характерными национальными и географическими особенностями.