Владислав Фельдблюм. Неуемная жадность

Здесь можно отдохнуть от всего нового и просто побеседовать.
Принимаются пожелания по созданию разделов в данной ветке.
Правила форума
Научный форум "Новая Теория"

Владислав Фельдблюм. Неуемная жадность

Комментарий теории:#1  Сообщение explorer » 01 окт 2014, 22:29

Неуемная жадность
(снова про инфляцию с российской спецификой)





Изображение





В сентябре 2008 года «Вестник гражданского общества CIVITAS» опубликовал мою статью «Инфляция и конкуренция с российской спецификой» http://vestnikcivitas.ru/docs/233 В статье, в частности, говорилось:

Пора осознать, что в основе российской инфляции и до сих пор лежат последствия «шоковой терапии» начала и середины 90-х годов. В одночасье стало возможным зарабатывать не путём выпуска реальной продукции, а путём повышения цен при свёртывании производства. В тотально монополизированной советской экономике цены удерживались в приказном порядке. В либеральной экономике при свободном ценообразовании ограничителем цен служит конкуренция. И вот первый ограничитель исчез, а второй не появился. Экономика оказалась и без плана, и без рынка. Отсюда - неизбежная стагфляция начала 90-х.
Этот всплеск спекулятивной мотивации оказался настолько сильным, что инерция этого психологического фактора сохраняется до сих пор. Предпочитают идти по линии наименьшего сопротивления: ведь повышать цены куда проще, чем наращивать выпуск, совершенствовать технологию, заботиться о качестве продукции. Возникла и до сих пор раскручивается инфляционная спираль зарплата-цены. Этот порочный круг и в самом деле нелегко разорвать. Ситуация усугубляется зависимостью страны от импорта. Открытость экономики оказалась палкой о двух концах: с одной стороны, она избавила страну от тотального дефицита на период обвального спада производства, а с другой - стала тормозом на пути восстановления и развития отечественного производства.
Из сказанного следует, что самым надёжным средством борьбы с инфляцией в нынешней России является восстановление и развитие отечественного производства, увеличение предложения нашей собственной продукции на товарных рынках, продажа её населению по регулируемым ценам. Но, во-первых, на это требуется время. Во-вторых, этот процесс сам по себе не пойдёт или пойдёт крайне медленно. Ему мешают последствия спада производства, разбалансированность между отраслями после отказа от централизованного планирования, рецидивы модной «дезинтеграции», изношенность оборудования, несовершенство технологий, неразвитость инфраструктуры, усугубляющаяся нехватка компетентных кадров, высокий уровень экономической преступности и многие другие негативные факторы, накопившиеся за годы бездумной «радикальной экономической реформы»… Регулирование цен не является чем-то недопустимым в рыночной экономике…Меры по регулированию цен вводятся во всех странах по мере необходимости, то есть в тех случаях, когда товарные ресурсы не покрывают нормальный спрос, а рост цен влечет за собой нежелательные последствия в виде роста социальной напряженности или раскрутки инфляции в смежных сферах производства.


И вот прошло шесть лет. Ситуация мало изменилась. Более того, теперь добавились и последствия западных «санкций» из-за политики России в отношении украинских событий. В ответ на эти санкции наше правительство бодро объявило ответные меры в виде отказа от импорта с Запада ряда продовольственных товаров. И что же? Цены подскочили и продолжают расти. Чего и следовало ожидать при недостатке собственных товаров и сокращении импорта. Наши торговцы немедленно воспользовались ситуацией, чтобы набивать карманы путем бессовестной спекуляции.

Необходимы экстренные меры по ускорению импортозамещения. А пока суд да дело, необходимы и жесткие административные меры по сдерживанию роста цен и предотвращению искусственного дефицита. Другого выхода нет. Такова неизбежная плата за медлительность в своевременной реализации промышленной и антиинфляционной политики.

Ярославль, сентябрь 2014 г.

Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать
Код: выделить все
<div style="text-align:center;">Обсудить теорию <a href="http://www.newtheory.ru/talk/vladislav-feldblum-neuemnaya-jadnost-t3049.html">Владислав Фельдблюм. Неуемная жадность</a> Вы можете на форуме "Новая Теория".</div>
explorer
 
Сообщений: 216
Зарегистрирован: 29 июн 2010, 19:24
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 11 раз.

Re: Владислав Фельдблюм. Неуемная жадность

Комментарий теории:#2  Сообщение Виктор Янович » 10 окт 2014, 08:31

explorer писал(а):В ответ на эти санкции наше правительство бодро объявило ответные меры в виде отказа от импорта с Запада ряда продовольственных товаров. И что же? Цены подскочили и продолжают расти.

Это нужно перетерпеть. Без западного пинка в зад российскому правительству замещение импорта осталось бы одними разговорами. А так, может быть, что-то сдвинется.
Утверждающий новое обязан доказывать свою правоту.
Виктор Янович
 
Сообщений: 1884
Зарегистрирован: 21 янв 2010, 12:53
Благодарил (а): 99 раз.
Поблагодарили: 138 раз.

Re: Владислав Фельдблюм. Неуемная жадность

Комментарий теории:#3  Сообщение che » 11 окт 2014, 08:44

Виктор Янович писал(а):замещение
А зачем? Вот, к примеру, Китай -- жадно импортирует научные разработки и технологии. Начав с неуёмного экспорта трусов, сейчас щедро заваливает мир электроникой и продукцией машиностроения. И при том нельзя сказать, что Пекин впал в зависимость от Вашингтона, потерял авторитет, стал марионеткой...
che
 
Сообщений: 13016
Зарегистрирован: 25 авг 2010, 18:50
Благодарил (а): 956 раз.
Поблагодарили: 941 раз.

Re: Владислав Фельдблюм. Неуемная жадность

Комментарий теории:#4  Сообщение Виктор Янович » 11 окт 2014, 11:48

che писал(а): замещение

А зачем? Вот, к примеру, Китай -- жадно импортирует научные разработки и технологии.

Разработки и технологии -- это совсем другое дело. Кроме того, Китаю их и импортировать не пришлось: западные фирмы сами пришли и внедрили, чтобы подешевле свою продукцию производить. А России современные разработки не дадут даже за большие деньги, да и брать некому.
Государство организацией производств не занимается. А нувориши-капиталисты присосались к добыче и продаже сырья и не захотят преодолевать трудности освоения новой продукции и встревать в конкурентную борьбу за её сбыт. Им и так хорошо, даже очень хорошо.
Утверждающий новое обязан доказывать свою правоту.
Виктор Янович
 
Сообщений: 1884
Зарегистрирован: 21 янв 2010, 12:53
Благодарил (а): 99 раз.
Поблагодарили: 138 раз.

Re: Владислав Фельдблюм. Неуемная жадность

Комментарий теории:#5  Сообщение che » 11 окт 2014, 13:51

Виктор Янович писал(а):России современные разработки не дадут даже за деньги, да и брать некому. Государство организацией производств не занимается...
Это бесспорно! Но остаются без ответа вопросы: почему? что делать?
che
 
Сообщений: 13016
Зарегистрирован: 25 авг 2010, 18:50
Благодарил (а): 956 раз.
Поблагодарили: 941 раз.

Re: Владислав Фельдблюм. Неуемная жадность

Комментарий теории:#6  Сообщение Виктор Янович » 12 окт 2014, 08:51

che писал(а):Но остаются без ответа вопросы: почему? что делать?

Вопрос "почему?" сегодня не актуален, а относительно того "что делать?" я изложил свои соображения в теме: Экономика и социальная справедливость
Утверждающий новое обязан доказывать свою правоту.
Виктор Янович
 
Сообщений: 1884
Зарегистрирован: 21 янв 2010, 12:53
Благодарил (а): 99 раз.
Поблагодарили: 138 раз.

Re: Владислав Фельдблюм. Неуемная жадность

Комментарий теории:#7  Сообщение che » 12 окт 2014, 18:21

Виктор Янович писал(а):Вопрос "почему?" сегодня не актуален, а относительно того "что делать?" я изложил
Когда в n-ный раз наступают на одни и те же грабли, вопрос "почему?" очень даже актуален.
А если Вы знаете ответ на вопрос "что делать?", то не грех и повторить несколько раз.
che
 
Сообщений: 13016
Зарегистрирован: 25 авг 2010, 18:50
Благодарил (а): 956 раз.
Поблагодарили: 941 раз.

Re: Владислав Фельдблюм. Неуемная жадность

Комментарий теории:#8  Сообщение Виктор Янович » 13 окт 2014, 10:20

che писал(а):А если Вы знаете ответ на вопрос "что делать?", то не грех и повторить несколько раз.
Повторяю:

Горе-реформаторы выплеснули с водой родившегося в муках ребёнка, выбросили на помойку социальные завоевания, за которые была заплачена очень высокая цена. А всего-то нужно было:
1) ликвидировать бюрократическую централизованную систему управления народным хозяйством и, разумеется, политическую репрессивную систему;
2) предоставить социалистическим предприятиям и колхозам самостоятельность и возможность устанавливать между собой прямые экономические связи, основанные на принципах свободного рынка;
3) использовать часть полученной прибыли на дополнительную зарплату сотрудников, социальное развитие и развитие производства, и часть отчислять на местные и государственные нужды.

Именно такую реформу хотел провести Горбачёв, но, да простит он меня, у него не хватило на это ни ума, ни воли. Лукавые реформаторы сумели убедить его и общество в том, что рыночные отношения возможны только между частными предприятиями. Что благоденствие наступит после накопления частными лицами больших капиталов. Что во всём мире начальное накопление делалось нечестным путём и нам не нужно этого бояться. Доктор экономических наук (сейчас, наверное, уже академик) Шмелёв с трибуны Верховного Совета СССР провозгласил: “Что выгодно — то нравственно”. А мер Москвы Гавриил Попов предложил узаконить взятки как средство, стимулирующее оперативную и качественную работу чиновников. Один из первых киевских частных предпринимателей некто Ланцман успокаивал сомневающихся утверждая, что накопленные частными лицами богатства будут расходоваться не на их прихоти, а на пользу общества. Разве я смогу одеть сразу два костюма или съесть за один раз два обеда? — говорил он. Вся эта ложь, наивность и неискушённость народа позволила обогатиться проходимцам, которые ничего не создали, но присвоили ранее созданные богатства и природные ресурсы страны.

Осуществилась мечта реформаторов. Появились очень богатые люди. Умельцы “ловить рыбку в мутной воде” стали богатыми не за счёт созидания, а за счёт разрушения существовавшей хозяйственной системы и обнищания населения огромной страны, то есть по закону Ломоносова-Лаувазье: “Ежели в одном месте чего-либо прибавится, то в другом месте оного в том же количестве убудет”. Убывали средства у предприятий и у основной массы населения. У большинства денег хватало лишь на скудное пропитание. Спрос на промышленную продукцию резко упал, предприятия стали разваливаться, а разбогатевшие на торговле и рэкете, стали за бесценок скупать их имущество. Началась приватизация, которую народ окрестил “прихватизацией”. Успешные государственные предприятия были обанкрочены и приватизированы в основном с помощью ваучеров, скупленных за бесценок у населения. Один, из так называемых “новых русских” (Каха Бендукидзе), умудрился по дешёвке купить Уралмаш, который несколько пятилеток строила огромная страна. С оживлением экономики завод сильно возрос в цене, и он его выгодно продал. Особы же приближенные к высшему руководству отрывали от общественного пирога самые жирные куски — приватизировали ценнейшие предприятия, предоставляя им займы, которые те не в состоянии были вовремя возвратить (так называемые залоговые аукционы).
Колхозы разрушили путём разделения и раздачи земли в частные руки, которым оказалось не под силу её обрабатывать. Мощную колхозную технику растениеводческих комплексов и большие скотоводческие комплексы разделить было невозможно. Их растащили по частям на металлолом и стройматериалы. На этом никто особенно не нажился, но все потеряли.
Сделано это было просто по глупости, ради того чтобы понравиться Западу. Распаивание колхозного имущества и земли привело в упадок сельское хозяйство. Мелкие сельские хозяйства не могут стать рентабельными. Они не имеют средств для приобретения современной техники и достаточной квалификации для её эксплуатации. Сдача земли в аренду позволяет влачить жалкое существование на нетрудовые доходы. Альтернатива — батрачить у крупных частных хозяев, мало отличающихся от недоброй памяти кулаков и помещиков.

Нужно признать, что экономическая реформа, проведенная на постсоветском пространстве, была неудачной. Хорошо бы вернуться к исходной точке и начать всё сначала. К сожалению, это невозможно, ведь те, кто нажился на разрушительной реформе, теперь у власти экономической и политической и добровольно “своё” не отдадут. Но во избежание народного возмущения и новых революций, которые, как показал опыт, не приводят к положительным результатам, с ними можно найти компромисс. А именно: признать “статус кво” сложившихся отношений собственности, но дополнить их теми, что были незаслуженно разрушены. А также ограничить возможности непроизводительного расходования средств. И пусть эти формы сосуществуют и конкурируют.

Для этого должны быть узаконены:
1. Три формы собственности на средства производства товаров и услуг:
частная (принадлежащая отдельному лицу, семье или группе лиц — акционеров);
государственная (управляемая чиновниками, назначаемыми правительством и подчиняющимися ему);
и общественная либо социалистическая (используемая для общественных нужд либо для получения трудовых доходов, управляемая трудовым коллективом, но не принадлежащая ему, а как бы взятая у государства в аренду).
Таковыми, в частности, могли бы стать сельскохозяйственные предприятия, типа колхозов или совхозов. Сегодня в сельских районах царит безработица. Деревни умирают, а сельское хозяйство приходит в упадок. Средства, выделяемые ныне государством на развитие разрушенного сельского хозяйства, распыляются и уходят, как вода в песок, без заметного эффекта. Наиболее рентабельным стало бы их вложение в создание сельскохозяйственных предприятий подобных совхозам или колхозам там, где люди готовы объединить свои паи.
2. Свободный рынок товаров и услуг для всех видов собственности.
3. Три универсальных налога:
а/ пропорциональный налог с основного фонда заработной платы. Расходуется на содержание государственных служб и социальное обеспечение.
б/ индивидуальный налог на производство, использование, хранение, импорт или экспорт конкретной продукции, если таковые наносят вред людям (в том числе будущим поколениям), природе, отечественному производителю и государству. Расходуется на компенсацию наносимого ущерба.
в/ прогрессивный налог с прибыли, полученной от реализации продукции (товаров и услуг). Расходуется на развитие производства и социальное развитие общества.
Из полученных прибылей участникам её создания должна выплачиваться дополнительная зарплата, величина которой определяется, например, по формуле:

Фд/Фо = ln(1+П/Фо), (1)

где: Фо — фонд основной зарплаты предприятия; Фд — фонд дополнительной зарплаты предприятия; П — прибыль, полученная предприятием; ln — натуральный логарифм.
Часть прибыли (П — Фд), направляемая на развитие производства и социальное развитие, может распределяться, например, в следующих пропорциях: треть — предприятию, создавшему прибыль; треть — в местный бюджет; и треть — в бюджет государства.
Вышеуказанный прогрессивный налог на прибыль облегчит становление новых предприятий, снизит вероятность банкротств предприятий, переживающих временные трудности, сделает невыгодным занижение основного фонда зарплаты (путём неучтенных дополнительных выплат, что практикуется сегодня);
Для обеспечения социальной справедливости и невозможности завышения фонда зарплаты должна быть введена общегосударственная тарифная сетка твердых ставок, составляющих основную зарплату для всех должностей, специальностей, квалификаций и при любых видах собственности с соотношением между максимальной и минимальной ставками равным для начала, например, двенадцати.
4. Дивиденды и доходы по банковским вкладам, как уже говорилось, являются одним из наиболее одиозных способов обогащения, который следовало бы исключить. Однако это означало бы — разрушить капиталистическую систему, которую мы хотим всего лишь облагородить, уменьшив разрыв в личных доходах от труда и капитала. Поэтому дивиденды можно сохранить, но сделать акции именными (то есть числить их за конкретными людьми) и обложить личные доходы с капиталов (и доходы от продажи предприятий, если они используются на личное потребление) прогрессивным налогом так же, как прибыль, отнеся их, например, к средней зарплате в стране, полученной за тот же период.
5. Для обеспечения работы предлагаемой налоговой системы государство должно осуществлять полный учет и контроль доходов, расходов и прибылей всех предприятий и их распределения по статьям. Для этого все расчёты между производителями, продавцами и потребителями должны проводиться через банки и кассовые аппараты, подконтрольные государству (мелкие производители могут сдавать свою продукцию на комиссию, а мелкие торговцы пользоваться централизованными кассами, устанавливаемыми государством на рынках).
Доходы, расходы, налоги производителей и торговцев должны определяться по этим данным автоматически и направляться на соответствующие счета. Информация о них должна быть доступна только владельцам соответствующих счетов и контролирующим органам государства (по решению суда).
Это позволит освободить предпринимателей от давления правительственных чиновников и их взяточничества, возложив регулирование всех экономических отношений на автоматически работающую налоговую систему. Функции налоговой инспекции сведутся главным образом к недопущению: неучтённых денежных потоков, нецелевого использования средств и завышения основного фонда зарплаты путём приписки “мёртвых душ”.
6. Борьба с завышением цен монополистами или по сговору, недостаточно эффективна, так как сегодня ведётся только по воле правительства, которое за всеми не уследит. Прогрессивный налог на прибыль будет сдерживать искусственное завышение цен, так как при нём большая доля прибыли отчисляется в пользу государства и обостряется конкуренция (при существенном снижении цены конкурент получит не намного меньшую прибыль). Если же товар дефицитный по объективным причинам, то завышение цены на него оправдано. Покупать его будут богатые люди, а большой налог поступит частично на расширение производства и частично на нужды всего общества.
7. Патентное право, должно предусматривать свободу использования изобретений любым производителем, но обеспечивать выплату авторам вознаграждения из прибылей, полученных в результате их использования. Это относится и к произведениям других видов творчества.
Размер авторского вознаграждения может определяться, например, так же как дополнительная зарплата по формуле (1), в которой за основную зарплату принимается, например: 10 средних зарплат в случае изобретения; 3 — в случае технического усовершенствования; 1 — в случае рационализаторского предложения. Выплата авторского вознаграждения за изобретение может осуществляться, например, в течение 15 лет после внедрения; технического усовершенствования — 3 лет; и рационализаторского предложения в течение 1 года.
Интересы авторов изобретений должно защищать государственное патентное учреждение. Его сотрудники должны премироваться из штрафных санкций, накладываемых на предприятия, юридические и физические лица, которые используют изобретения, но недоплачивают положенное вознаграждение авторам. Это создаст материальную заинтересованность патентного учреждения в оформлении и охране авторских прав изобретателей. Указанная система патентного права должна быть предложена для принятия в качестве международной как более справедливая, чем существующая.
8. Государственные и общественные банки должны давать кредиты под минимальные проценты (не более необходимых для своего функционирования) и кредитовать в первую очередь наиболее рентабельные мероприятия. Для этого при банках должны быть созданы экономические советы. Члены экономических советов и служащие банков должны участвовать в получаемых заёмщиком прибылях. Вложенный капитал должен возвращаться банку с приростом, зависящим от рентабельности, полученной во время использования кредита. Полученные при этом дополнительные средства должны расходоваться банками так же, как и другими предприятиями: на дополнительную зарплату членов экономического совета и служащих банка, на увеличение основных фондов и расширение услуг банка.
Предлагаемая налоговая система обеспечит: выведение доходов из тени; вложение богатыми людьми средств в развитие производства и социальное развитие вместо покупками роскошных автомобилей, яхт и вилл; достойную оплату труда; содержание государственных служб и социальное обеспечение граждан; компенсацию ущерба, наносимого природе и обществу производством и потреблением конкретной продукции или услуг; независимость величины налогов от воли чиновников; максимально возможную простоту и универсальность налоговой системы и, что весьма существенно, минимизацию расходов на содержание налоговой службы и кардинального сокращения возможностей получения взяток её служащими.
Утверждающий новое обязан доказывать свою правоту.
Виктор Янович
 
Сообщений: 1884
Зарегистрирован: 21 янв 2010, 12:53
Благодарил (а): 99 раз.
Поблагодарили: 138 раз.

Re: Владислав Фельдблюм. Неуемная жадность

Комментарий теории:#9  Сообщение che » 15 окт 2014, 08:19

Виктор Янович писал(а):А всего-то нужно было: 1, 2, З...
Так это и пытались сделать но одного желания недостаточно.
1). Бюрократическая система должна быть не ликвидирована, а заменена. Фактически произошел переход не к демократии и рынку, а к анархии с естественной деградацией системы.
2). Ослабление централизованного контроля за руководителями привело к тому, что они пустились во все тяжкие в разграблении своих предприятий.
3). Лица, фактически контролировавшие производство, при помощи простейших бухгалтерских махинаций показывали отсутствие прибыли, и все средства попадали не в центральный или местный бюджет и ФЗП, а текли прямо в карманы жуликов, которые продолжали позиционировать себя, как сторонников коммунистической идеологии и социальной справедливости.
che
 
Сообщений: 13016
Зарегистрирован: 25 авг 2010, 18:50
Благодарил (а): 956 раз.
Поблагодарили: 941 раз.

Re: Владислав Фельдблюм. Неуемная жадность

Комментарий теории:#10  Сообщение Виктор Янович » 15 окт 2014, 16:38

che писал(а):Лица, фактически контролировавшие производство, при помощи простейших бухгалтерских махинаций показывали отсутствие прибыли, и все средства попадали не в центральный или местный бюджет и ФЗП, а текли прямо в карманы жуликов, которые продолжали позиционировать себя, как сторонников коммунистической идеологии и социальной справедливости.

Как это произошло? Началось с приватизации торговых организаций. Им была предоставлена свобода назначать цены по своему усмотрению, которой они воспользовались в максимальной степени. При этом цена на продукцию промышленных предприятий, которые оставались государственными, по-прежнему устанавливалась Государственным комитетом цен. Торговля начала высасывать соки из народного хозяйства. Приспособились к этому и многие директора государственных предприятий. С целью наживы они стали организовывать для реализации продукции руководимых ими предприятий частные конторы, состоящие из их родственников и приближённых. Пользуясь правом частного предприятия, они могли назначать любую цену. И вот пример: автомобили Запорожского автозавода продавались этими посредниками по цене, превосходившей заводскую в два раза. Всем понятно, что ничтожные затраты на реализацию продукции (особенно, дефицитной, какой были автомобили) не идут ни в какое сравнение с затратами на её создание (стоимость труда десятков тысяч рабочих, приобретение комплектующих изделий, материалов, энергоресурсов, содержание социальной сферы и пр.). Вскоре способ выкачивания денег, с помощью торговли, стал массовым. Началось обнищание населения. Для его поддержки правительство дало указание печатать деньги и индексировать пенсии, а предприятиям предложило индексировать заплаты. Но и торговля стала поднимать цены. В результате этого соревнования началась галопирующая инфляция. А потом началась ваучерная приватизация, залоговые аукционы и прочее, о чём я писал в предыдущем комментарии.
Утверждающий новое обязан доказывать свою правоту.
Виктор Янович
 
Сообщений: 1884
Зарегистрирован: 21 янв 2010, 12:53
Благодарил (а): 99 раз.
Поблагодарили: 138 раз.


Вернуться в Беседка

 


  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1