che писал(а):А если Вы знаете ответ на вопрос "что делать?", то не грех и повторить несколько раз.
Повторяю:
Горе-реформаторы выплеснули с водой родившегося в муках ребёнка, выбросили на помойку социальные завоевания, за которые была заплачена очень высокая цена. А всего-то нужно было:
1) ликвидировать бюрократическую централизованную систему управления народным хозяйством и, разумеется, политическую репрессивную систему;
2) предоставить социалистическим предприятиям и колхозам самостоятельность и возможность устанавливать между собой прямые экономические связи, основанные на принципах свободного рынка;
3) использовать часть полученной прибыли на дополнительную зарплату сотрудников, социальное развитие и развитие производства, и часть отчислять на местные и государственные нужды.
Именно такую реформу хотел провести Горбачёв, но, да простит он меня, у него не хватило на это ни ума, ни воли. Лукавые реформаторы сумели убедить его и общество в том, что рыночные отношения возможны только между частными предприятиями. Что благоденствие наступит после накопления частными лицами больших капиталов. Что во всём мире начальное накопление делалось нечестным путём и нам не нужно этого бояться. Доктор экономических наук (сейчас, наверное, уже академик) Шмелёв с трибуны Верховного Совета СССР провозгласил: “Что выгодно — то нравственно”. А мер Москвы Гавриил Попов предложил узаконить взятки как средство, стимулирующее оперативную и качественную работу чиновников. Один из первых киевских частных предпринимателей некто Ланцман успокаивал сомневающихся утверждая, что накопленные частными лицами богатства будут расходоваться не на их прихоти, а на пользу общества. Разве я смогу одеть сразу два костюма или съесть за один раз два обеда? — говорил он. Вся эта ложь, наивность и неискушённость народа позволила обогатиться проходимцам, которые ничего не создали, но присвоили ранее созданные богатства и природные ресурсы страны.
Осуществилась мечта реформаторов. Появились очень богатые люди. Умельцы “ловить рыбку в мутной воде” стали богатыми не за счёт созидания, а за счёт разрушения существовавшей хозяйственной системы и обнищания населения огромной страны, то есть по закону Ломоносова-Лаувазье: “Ежели в одном месте чего-либо прибавится, то в другом месте оного в том же количестве убудет”. Убывали средства у предприятий и у основной массы населения. У большинства денег хватало лишь на скудное пропитание. Спрос на промышленную продукцию резко упал, предприятия стали разваливаться, а разбогатевшие на торговле и рэкете, стали за бесценок скупать их имущество. Началась приватизация, которую народ окрестил “прихватизацией”. Успешные государственные предприятия были обанкрочены и приватизированы в основном с помощью ваучеров, скупленных за бесценок у населения. Один, из так называемых “новых русских” (Каха Бендукидзе), умудрился по дешёвке купить Уралмаш, который несколько пятилеток строила огромная страна. С оживлением экономики завод сильно возрос в цене, и он его выгодно продал. Особы же приближенные к высшему руководству отрывали от общественного пирога самые жирные куски — приватизировали ценнейшие предприятия, предоставляя им займы, которые те не в состоянии были вовремя возвратить (так называемые залоговые аукционы).
Колхозы разрушили путём разделения и раздачи земли в частные руки, которым оказалось не под силу её обрабатывать. Мощную колхозную технику растениеводческих комплексов и большие скотоводческие комплексы разделить было невозможно. Их растащили по частям на металлолом и стройматериалы. На этом никто особенно не нажился, но все потеряли.
Сделано это было просто по глупости, ради того чтобы понравиться Западу. Распаивание колхозного имущества и земли привело в упадок сельское хозяйство. Мелкие сельские хозяйства не могут стать рентабельными. Они не имеют средств для приобретения современной техники и достаточной квалификации для её эксплуатации. Сдача земли в аренду позволяет влачить жалкое существование на нетрудовые доходы. Альтернатива — батрачить у крупных частных хозяев, мало отличающихся от недоброй памяти кулаков и помещиков.
Нужно признать, что экономическая реформа, проведенная на постсоветском пространстве, была неудачной. Хорошо бы вернуться к исходной точке и начать всё сначала. К сожалению, это невозможно, ведь те, кто нажился на разрушительной реформе, теперь у власти экономической и политической и добровольно “своё” не отдадут. Но во избежание народного возмущения и новых революций, которые, как показал опыт, не приводят к положительным результатам, с ними можно найти компромисс. А именно: признать “статус кво” сложившихся отношений собственности, но дополнить их теми, что были незаслуженно разрушены. А также ограничить возможности непроизводительного расходования средств. И пусть эти формы сосуществуют и конкурируют.
Для этого должны быть узаконены:
1. Три формы собственности на средства производства товаров и услуг:
частная (принадлежащая отдельному лицу, семье или группе лиц — акционеров);
государственная (управляемая чиновниками, назначаемыми правительством и подчиняющимися ему);
и общественная либо социалистическая (используемая для общественных нужд либо для получения трудовых доходов, управляемая трудовым коллективом, но не принадлежащая ему, а как бы взятая у государства в аренду).
Таковыми, в частности, могли бы стать сельскохозяйственные предприятия, типа колхозов или совхозов. Сегодня в сельских районах царит безработица. Деревни умирают, а сельское хозяйство приходит в упадок. Средства, выделяемые ныне государством на развитие разрушенного сельского хозяйства, распыляются и уходят, как вода в песок, без заметного эффекта. Наиболее рентабельным стало бы их вложение в создание сельскохозяйственных предприятий подобных совхозам или колхозам там, где люди готовы объединить свои паи.
2. Свободный рынок товаров и услуг для всех видов собственности.
3. Три универсальных налога:
а/ пропорциональный налог с основного фонда заработной платы. Расходуется на содержание государственных служб и социальное обеспечение.
б/ индивидуальный налог на производство, использование, хранение, импорт или экспорт конкретной продукции, если таковые наносят вред людям (в том числе будущим поколениям), природе, отечественному производителю и государству. Расходуется на компенсацию наносимого ущерба.
в/ прогрессивный налог с прибыли, полученной от реализации продукции (товаров и услуг). Расходуется на развитие производства и социальное развитие общества.
Из полученных прибылей участникам её создания должна выплачиваться дополнительная зарплата, величина которой определяется, например, по формуле:
Фд/Фо = ln(1+П/Фо), (1)
где: Фо — фонд основной зарплаты предприятия; Фд — фонд дополнительной зарплаты предприятия; П — прибыль, полученная предприятием; ln — натуральный логарифм.
Часть прибыли (П — Фд), направляемая на развитие производства и социальное развитие, может распределяться, например, в следующих пропорциях: треть — предприятию, создавшему прибыль; треть — в местный бюджет; и треть — в бюджет государства.
Вышеуказанный прогрессивный налог на прибыль облегчит становление новых предприятий, снизит вероятность банкротств предприятий, переживающих временные трудности, сделает невыгодным занижение основного фонда зарплаты (путём неучтенных дополнительных выплат, что практикуется сегодня);
Для обеспечения социальной справедливости и невозможности завышения фонда зарплаты должна быть введена общегосударственная тарифная сетка твердых ставок, составляющих основную зарплату для всех должностей, специальностей, квалификаций и при любых видах собственности с соотношением между максимальной и минимальной ставками равным для начала, например, двенадцати.
4. Дивиденды и доходы по банковским вкладам, как уже говорилось, являются одним из наиболее одиозных способов обогащения, который следовало бы исключить. Однако это означало бы — разрушить капиталистическую систему, которую мы хотим всего лишь облагородить, уменьшив разрыв в личных доходах от труда и капитала. Поэтому дивиденды можно сохранить, но сделать акции именными (то есть числить их за конкретными людьми) и обложить личные доходы с капиталов (и доходы от продажи предприятий, если они используются на личное потребление) прогрессивным налогом так же, как прибыль, отнеся их, например, к средней зарплате в стране, полученной за тот же период.
5. Для обеспечения работы предлагаемой налоговой системы государство должно осуществлять полный учет и контроль доходов, расходов и прибылей всех предприятий и их распределения по статьям. Для этого все расчёты между производителями, продавцами и потребителями должны проводиться через банки и кассовые аппараты, подконтрольные государству (мелкие производители могут сдавать свою продукцию на комиссию, а мелкие торговцы пользоваться централизованными кассами, устанавливаемыми государством на рынках).
Доходы, расходы, налоги производителей и торговцев должны определяться по этим данным автоматически и направляться на соответствующие счета. Информация о них должна быть доступна только владельцам соответствующих счетов и контролирующим органам государства (по решению суда).
Это позволит освободить предпринимателей от давления правительственных чиновников и их взяточничества, возложив регулирование всех экономических отношений на автоматически работающую налоговую систему. Функции налоговой инспекции сведутся главным образом к недопущению: неучтённых денежных потоков, нецелевого использования средств и завышения основного фонда зарплаты путём приписки “мёртвых душ”.
6. Борьба с завышением цен монополистами или по сговору, недостаточно эффективна, так как сегодня ведётся только по воле правительства, которое за всеми не уследит. Прогрессивный налог на прибыль будет сдерживать искусственное завышение цен, так как при нём большая доля прибыли отчисляется в пользу государства и обостряется конкуренция (при существенном снижении цены конкурент получит не намного меньшую прибыль). Если же товар дефицитный по объективным причинам, то завышение цены на него оправдано. Покупать его будут богатые люди, а большой налог поступит частично на расширение производства и частично на нужды всего общества.
7. Патентное право, должно предусматривать свободу использования изобретений любым производителем, но обеспечивать выплату авторам вознаграждения из прибылей, полученных в результате их использования. Это относится и к произведениям других видов творчества.
Размер авторского вознаграждения может определяться, например, так же как дополнительная зарплата по формуле (1), в которой за основную зарплату принимается, например: 10 средних зарплат в случае изобретения; 3 — в случае технического усовершенствования; 1 — в случае рационализаторского предложения. Выплата авторского вознаграждения за изобретение может осуществляться, например, в течение 15 лет после внедрения; технического усовершенствования — 3 лет; и рационализаторского предложения в течение 1 года.
Интересы авторов изобретений должно защищать государственное патентное учреждение. Его сотрудники должны премироваться из штрафных санкций, накладываемых на предприятия, юридические и физические лица, которые используют изобретения, но недоплачивают положенное вознаграждение авторам. Это создаст материальную заинтересованность патентного учреждения в оформлении и охране авторских прав изобретателей. Указанная система патентного права должна быть предложена для принятия в качестве международной как более справедливая, чем существующая.
8. Государственные и общественные банки должны давать кредиты под минимальные проценты (не более необходимых для своего функционирования) и кредитовать в первую очередь наиболее рентабельные мероприятия. Для этого при банках должны быть созданы экономические советы. Члены экономических советов и служащие банков должны участвовать в получаемых заёмщиком прибылях. Вложенный капитал должен возвращаться банку с приростом, зависящим от рентабельности, полученной во время использования кредита. Полученные при этом дополнительные средства должны расходоваться банками так же, как и другими предприятиями: на дополнительную зарплату членов экономического совета и служащих банка, на увеличение основных фондов и расширение услуг банка.
Предлагаемая налоговая система обеспечит: выведение доходов из тени; вложение богатыми людьми средств в развитие производства и социальное развитие вместо покупками роскошных автомобилей, яхт и вилл; достойную оплату труда; содержание государственных служб и социальное обеспечение граждан; компенсацию ущерба, наносимого природе и обществу производством и потреблением конкретной продукции или услуг; независимость величины налогов от воли чиновников; максимально возможную простоту и универсальность налоговой системы и, что весьма существенно, минимизацию расходов на содержание налоговой службы и кардинального сокращения возможностей получения взяток её служащими.
Утверждающий новое обязан доказывать свою правоту.