Если позволите, могу объяснить, что происходит с миром и Россией. Куда девались Культура, интеллект, высшие чувства, талант?
В принципе, всё просто до примитива. И, при этом, сложно до невозможности. Исправить ситуацию - элементарно. Объяснить людям - что происходит, и что надо делать... НЕВОЗМОЖНО! Как невозможно объяснить алгебру папуасу.
Понятие "Культура" затёрто до дыр. У всех существует иллюзия понимания - что такое культура, духовность, мышление. Именно иллюзия. Даже, у людей, на деле, относящихся к Культуре.
Можно быть практиком, не владея теорией. Но, это дилетантство. А, поскольку научной теории Культуры не существует в принципе, то, вся наша Культура - была и есть дилетантство. Исключение - теории, которые существуют в каждом из искусств. Но, они относятся к конкретной деятельности. А искусство только часть Культуры.
Специалистами по Культуре считают себя гуманитарии разных направлений. Так называемые, интеллигенты - люди умственного труда. Они красиво и много разговаривают. Суть дела давно погребена под Монбланами слов. У каждого человека своё собственное мнение. Докопаться до истины в этих условиях - невозможно.
Почему человечество всегда получало толчок развития после мощных катаклизмов - природных, социальных? Да, потому что взрослое население сильно прореживалось. "Умники", определяющие доминанты развития социума, - погибали или теряли трибуны, с которых воздействовали на умы подрастающих поколений.
Другими словами, не засоряли умы молодёжи своими заблуждениями.
Итак, существует много определений Культуры. Но, по сути, любое состояние человека и социума - это его Культура. Высокая или низкая - зависит от уровня развития большинства. У "примитивных" племён есть своя Культура, отличная от высокоразвитой Европейской. И ещё неизвестно, какая лучше.
Кто назовёт высокопоставленного чиновника некультурным? Он опрятен, хорошо одет, у него дорогая машина, прекрасно обставленная квартира. Он вежлив, подтянут, контактен, хорошо разговаривает. Это признаки высокой культуры - внешней - поведенческой, материальной. Но, является ли он действительно высококультурным человеком? А вот это сомнительно.
Так что такое суть культуры? Это не просто "вспаханное поле". А грамотно вспаханное... с достаточной глубиной и без огрехов. А не слегка и местами натыканное лопатой. Высокая культура - это всестороннее и глубокое развитие людей.
А как это - всестороннее? У каждого человека может быть своё понимание "всестороннего", на что ориентироваться?
Только на естественную природу мозга!
Органичное развитие всех его частей - и будет той самой культурой - настоящей, а не внешней. И для понимания этого недостаточно знаний самой Культуры и Искусства. Должны быть подключены различные направления науки.
1. Начнём с Философии. С идей материализма и идеализма. Чем они различаются?
Способами организации человеческой психики.
Материалист мыслит через осознание реальности. Материя первична.
Для идеалиста первичен субъективный разум, который воплощается в слове. Объективная материя вторична
2. А теперь физиология.
Кора головного мозга состоит из трёх основных систем.
Сенсорная кора, - первая сигнальная система ( по Павлову) - работает с ОБРАЗОМ, который, прежде всего - отражение реальности в нашей голове.
Вторая сигнальная система - лобные доли. Второй сигнал - условная, абстрактная форма - слово, цифра, нота.
И ещё есть древняя кора - лимбическая система. Она работает с эмоциями.
3. Лингвистика.
Неплохо было бы, если бы лингвисты чётко объяснили людям - что такое слово, речь. Ну, или, хотя - бы, сами это поняли.
Речь - это сочетание двух сигналов - образа и слова. Одновременная работа двух систем мозга.
В процессе познания действительности, ребёнок узнаёт, как называются те или иные предметы. Образуется рефлекторная связь между первым и вторым сигналами. Между образом и словесной формой.
Лингвисты знают, что у слова - есть форма и содержание. Исследуется и происхождение формы, и происхождение содержания. Но, то, что содержание - это образы, лингвисты как-то упустили.
4. Теперь, Культура - Искусство - Литература.
Без образов и эмоций - никакого искусства не будет в принципе. Для искусства слово вторично. http://www.youtube.com/watch?v=r9JYKxeDg5Q
Здесь главное внутреннее содержание - то, что называется душой, духовностью.
Проще всего понять на примере музыки...
Музыка - это восприятие звуков разной тональности, длительности, ритма и тембра... - это всё ОБРАЗЫ, первый сигнал.
А нота? Нота - это условный символ, рефлекторно связанный с определённой тональностью. 2 сигнал.
Назовём его "ДО" или "ФА". Но, суть звука не изменится, если вместо "до", назвать его "Би". Людям только надо сообщить, что вместо "до", надо читать "би".
Само по себе искусство - это работа эмоционально - образных разделов мозга. Чтобы петь - не обязательно знать нотную грамоту.
Но, для уровня, для полноценного творчества необходимо владеть и вторым сигналом. Иначе, самодеятельность.
Должны быть теория и техника с одной стороны... без этого - дилетантство. И умение работать со звуком - с другой. А эмоция придаёт всему этому чувства.
Т.е. в искусстве - необходимо равновесие, органика всех сигналов - Образ, эмоция, слово. Попробуй, поступи в творческий институт, не имея эмоционально - образного развития... или не владея речью.
4. А теперь психология.
Наука Психология в восторге от абстрактного слова.
В принципе, да! Именно умение абстрагировать, возносит человеческий разум до самых высших уровней интеллекта, мышления, таланта.
Но, как образовывается абстракция?
Слово - второй сигнал связано со множеством однотипных образов. Каждый образ жизненно - конкретен. Но все вместе, в сумме, они и будут абстрактным образом, под началом одного слова.
Слово - одно, общее для всех. Осмыслить его нельзя.
А что можно осмыслить? Те десять тысяч образов, связанных со словом "кошка", которые хранятся в нашей памяти.
(Помним мы, конечно, не всё... многое забылось. Ушло в подсознание. Но, мозг работает со всей информацией)
Мысль - это последовательная, логически связанная цепочка образов. Мысль родилась, теперь можем формулировать её словами.
(Это утверждаю лично я!)
В науке психологии - ничего такого и близко нет. Они считают, что мысли - это слова.
А первая сигнальная система, обрабатывающая всю образную (жизненную) информацию, - считается животной, неразумной частью мозга, которую у человека развивать не надо.
5. Педагогика.
Культура и педагогика уже в советское время были аутсайдерами. И туда, и туда шли абитуриенты, которые больше никуда поступить не могли. Середнячки, тупенькие, послушные девочки. Интеллект мизерный, мышление примитивно - бытовое, способности низкие.
Такие люди не могли поднять Культуру и Педагогику. Тем не менее, они принесли свои возможности в школы и учреждения культуры, и... весь народ был воспитан этими девочками, превратившимися в заслуженных учителей и работников культуры.
В итоге, русский народ не только не имеет эмоционально - образного развития, но и что такое ОБРАЗ не знает.
А духовность подменена религиозностью. Хотя, религия, как раз, - убивает духовность.
Но, не только народ в целом... будущие учёные учились в тех же школах, обучение в которых поставлено через второй сигнал, через слово.
Наука - материалистична по своей сути. Здесь не может быть абстрактных измышлений, не подтверждённых опытами. А учёные воспитывались, как идеалисты.
Ну, и где сегодня та наука?
Более того: СССР был страной, заложенной на идее материализма... а народ вырастили, как идеалистов. И где, ныне, тот СССР?
Есть такой форум - "Творческие педагоги". Как-то решили литераторы обсудить - что делать, чтобы дети читали? Я влезла... объяснила педагогам по литературе, что дети не будут читать книги, если у них отсутствует эмоционально - образное развитие. Педагоги мало не поняли, что я имела в виду... они не подозревали!.. что там за словами есть образный мир, описанный писателем. И, потом, сами же пришли к заключению, что мало читают.
Учителя по литературе! Вот, по своему образу и подобию, они и воспитывают детей... поколение за поколением.
Сегодня органика речи нарушается у детей уже в младших классах.
Органика - это когда ребёнок не только знает слово, но и понимает, что оно значит. Когда есть его образное осмысление, и эмоциональная оценка.
До школы детей учат понимать слова - дома, в детском саду. В школе же, особенно в старшей, поток незнакомых слов резко увеличивается. Сформировать образное понимание дети не успевают, им остаётся заучивать слова лишь с приблизительным смыслом. Отсюда и возникает иллюзия, что мы всё знаем, всё понимаем... а интеллектуальный и культурный уровень общества тает на глазах.
К сожалению, вышесказанное недоступно пониманию большинства людей. Пробиться с этими мыслями невозможно ни на каких уровнях.
Что такое образ, по идее, должны понимать творческие люди. Они и понимают - в смысле художественного образа. Но, не более.
Ситуация сложилась - безнадёжная. Культурно - интеллектуальный уровень всё понижается. Это грозит развалом, гибелью страны.
Люди - без эмоционально - образного развития - рассудочные. Немыслящие, бездарные. Обучаются хорошо, но в книгах не написаны открытия. Т.е. прогресс исключён.
Более того, субъективный разум должен корректироваться реальностью, здравым смыслом. А идеалисты относятся к реальности, исходя из своих, субъективных предпосылок. Возникают ножницы между законами, навязанными обществу, и законами реальности.
Например, правительство считает, что управляет развивающейся, богатеющей страной... а народ задыхается от того, что расценки квартплаты приближаются к размеру зарплаты или пенсии. А нынешние ЕГЭ напоминают, скорее, анекдот. Как сказал один мальчик: Отличников жалко. Они старались, учили. А остальные скачали ответы из интернета.
Организационная деятельность рассудочных людей всегда провальна для страны. А в России - рассудочность чуть ни поголовная.
Исправить ситуацию легко. Правда, потребуется время.
Органично развивать детей - это праздник и для них, и для себя. При этом интеллект растёт, как на дрожжах, талант развивается, высшие чувства формируются. А дети какие хорошие!
И, даже ещё есть люди, способные это делать.
Но, тем, кто управляет обществом - объяснить это невозможно. Педагогика поставлена на второй сигнал и всё больше формализуется. И даже Культуре ничего не объяснить.
В истории человечества было много государств, которые разрушались, как только основная масса населения становилась рассудочной. Россия ещё, каким - то чудом, держится... но, это ненадолго. Если не принять меры, всё окончится очень печально.
Благодарю за внимания.
- Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать