bocharov писал(а):Корни этой ситуации просматриваются ещё со времён Античности,но проблема постоянно отодвигалась,пока не мешала развитию науки
Приблизительно то же я писал здесь в #49. Рад, что наши позиции близки.
bocharov писал(а):Спонтанность-это честное признание реальности,но узкое понимание причинности.
Мне представляется, что это высказывание верно, но слишком лаконично. Две заключенные в нём мысли заслуживают более подробного обсуждения каждая.
Во-первых о том, что представление о спонтанности укоренено в реальности, порождено практическим опытом. Именно это я имел в виду, когда в своём #51 приводил "психологическое" доказательство существования спонтанности, произвольности. Наличие в природе произвольного движения было очевидным с возникновения человеческого разума. В ранних культурах всякое движение, действие, представлялось как результат волевого акта, причем между человеком, богом, демоном, стихией -- не усматривалось принципиальной разницы. Представление о причинно-следственных связях, как об установленных Богом "законах", ограничивающих произвол, произвольность, свободную волю -- возникло позже. Формулировка эмпиричческих знаний в форме Законов Природы оказалось мощным инструментом материально-технического прогресса. Это придало концепции детерминизма необычайную авторитетность. Логика и математика возникли и развивались в рамках детерминистической парадигмы, они же служили "языком" на котором идеи абсолютного детерминизма безукоризненно формулировались. Для формулировки же представлений о произвольности, адекватный логико-математический аппарат долгое время отсутствовал. Улучшение наметилось с возникновением Теории вероятностей, которая мгновенно нашла применение в Статистической физике. Но переломным моментом оказалась разработка теории нелинейных дифф.уравнений и смежных мат.дисциплин -- теории катастроф и пр. К сожалению, эти идеи и методы весьма туго входят в практику науки. Зато их терминология -- "бифуркация", "аттрактор" -- на языке у жуликов!