Движение есть сущность времени и пространства, понять его - значит высказать его сущность в форме понятия. Два противоположных момента выражают эту сущность: непрерывность и точечность (отрицание непрерывности). Движение как понятие высказывается в виде единства отрицательности и непрерывности; но ни непрерывность, ни точечность сами по себе нельзя полагать в качестве их сущности. Движение есть единство непрерывности (времени и пространства) и точечности (времени и пространства).
Итак, в философии движение как понятие высказывается в виде единства противоположностей. В физике такое понятие отсутствует. Это уже само по себе недостаток; такой образ действия ненаучен. В математике также такое понятие (например, определенность понятия математического бесконечного) отсутствует. Мы уже отмечали одну из областей, в которой пользуются дифференциальным исчислением, это механика с ее процессами движения.
Уравнение, а именно математическое выражение просто равномерного движения, в котором пройденные пространства пропорциональны протекшим временам по некоторой эмпирической единице V, величине скорости, не имеет смысла дифференцировать, коэффициент V (скорость) уже совершенно определен и известен. Заметим, все заблуждения в физике и математике происходят оттого, что мыслят и действуют согласно конечным определениям, а конечные отношения не могут быть изображением сферы природы в ее бесконечности. Вопрос сводится, следовательно, к выяснению того, что суть формы бесконечного и что суть формы конечного.
Всякое движение заключает в себе механическое движение, перемещение больших или мельчайших частей материи. Но это механическое движение не исчерпывает движения вообще. Движение - это не только перемена места; оно является также и изменением качества (например, в ударе, в толчке). Что тела при толчке соприкасаются друг с другом - это означает только, что две материальные точки существуют в одной точке, или в тождестве.
В движении две точки сливаются в единую точку (в тождество, в единство противоположностей), и в то время, когда они есть в одном, они не есть в одном. То обстоятельство, что тела и сливаются воедино, и вместе с тем самостоятельны, есть момент отталкивания, а приток отталкивания в физике обозначается как «энергия».
Итак, в истории философии естествознания существуют две основные концепции развития. При первой концепции движения остается в тени самодвижение, его двигательная сила, его источник. Вторая концепция - жизненна. Только вторая дает ключ к «самодвижению» всего сущего; только она дает ключ к «скачкам», к «перерыву постепенности», к «превращению в противоположность».
Скачок или приближение
Вопрос, как приходит бесконечное к конечному и наоборот, иногда считают сущностью философии. Но этот вопрос сводится к выяснению их связи в полярности движения. Чем отличается диалектический переход от недиалектического? Скачком. Противоречивостью. Перерывом постепенности. Единством бытия (непрерывности) и небытия (точечности). Единством непрерывности (конечного) и точечности (бесконечного).
При современном «метафизическом» способе изложения для физиков важно прежде всего сделать понятным приближение величины к ее пределу и держаться той стороны отличия одного определенного количества от другого, с которой оно не отличие и тем не менее все еще отличие. Но помимо всего прочего приближение есть само по себе категория ничего не говорящая и ничего не делающая понятным; бесконечная близость сама есть лишь отрицание близости и приближения.
- Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать