Для кого я пишу? Не для убеждённых атеистов - и прошу не беспокоиться фанатиков этой мрачной религии - религии в том определяющем смысле слова, что основания её лежат не в сфере рационального (как мы увидим из следующего абзаца), но исключительно в подсознательном или вовсе бессознательном. (В скобках позволю себе подивиться мерзости нашего времени, обезбожившего подсознательное и бессознательное стольких миллионов - притом, что, как нашли недавно психологи, все более или менее нормальные дети рождаются с ЖИВЫМ ощущением Бога.)
Уже под конец XVIII века Кант (не только основоположник классической немецкой философии, но и солидный учёный, выдвинувший за десятилетия до математика,
физика и астронома Лапласа космогоническую гипотезу происхождения солнечной системы из первоначальной туманности, которую Лаплас затем блестяще развил) показал, что имеющимися в распоряжении Западной мысли рациональными средствами бытие Бога невозможно ни доказать, ни, разумеется, опровергнуть. Что и считается доселе на Западе раз и навсегда обоснованным - для всякого цивилизованного человека. Разумеется, традиционная Русская цивилизация, учившаяся философии и науке у Запада, и не успевшая создать собственную философскую классику (она начиналась - и самым блестящим образом - в последние десятилетия перед победой большевиков, но, как справедливо заметил Гегель, "вещи ещё нет, когда она начинается"), опровергнуть Канта не могла. (Так что претензия большевиков на "научный атеизм" была таким же наглым дикарством, как, скажем, претензия на "строго математическую истерику".)
Но, как неоднократно демонстрирует история цивилизаций, категорически невозможное для самой развитой из цивилизаций любого данного поколения может оказаться возможным для цивилизации следующего поколения. Ныне окончательно разлагается, сколь это ни грустно, традиционная Русская цивилизация (отчего таким гнусным фарсом смотрится наша действительность), но уже прорастают мало кому заметные ростки Русской цивилизации будущего, и живёт горсть пишущих (и кто знает, скольких не пишущих?), кто служит её возникновению. И найдено уже, даже дважды, независимыми друг от друга авторами первое в истории мысли КОРРЕКТНОЕ доказательство бытия Бога.(1)
Культурологи скажут вам, что всякая новая цивилизация начинается созданием новой религии - или глубочайшей реформацией религии прежней. Люди разительно разнятся даже в самых небольших племенных группах. Как убедить их согласиться на общих идеалах, да ещё небывалых, как уговорить принять принципиально новые обычаи? Да никак! - если действовать чисто рационально. Заговорят друг друга до сумасшествия, или перебьют, как бешеных собак, но не договорятся. Только религиям удаётся свершать - далеко не совершенным, конечно, но более или менее УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫМ образом - это ЧУДО ИЗ ЧУДЕС. И, когда оно удаётся, его лелеют, сознательно или бессознательно, ВСЕ в данной цивилизации - до "атеистов" и "агностиков". Если собрать "атеистов" из цивилизаций, основанных на резко отличных друг от друга религиях, презабавный приключился бы меж них диалог, где участники часто искренне не понимали бы, агитируют ли их за безбожие, или за чуждую им веру.(2) Ведь каждый "атеизм" есть только негатив той религии, от которой он отталкивается. Так ожившая тень не могла бы убежать от отбрасывающего её тела.
А ещё культурологи скажут, что созданию новой религии непременно предшествует в развитых традициях беспокойство философов, пытающихся прозреть её будущие заповеди, и подготавливающих базу её теологии... Отсюда Сенека как "дядя христианства" (Энгельс) и иные его "старшие родственники"-мыслители.
Не пишу я, конечно, и для традиционно верующих. Я пишу для тех умных людей, для кого, как для принца датского, "прервалась связь времён", и которые тем мучаются. Как самый мыслящий из современных поэтов Игорь Губерман:
Неужели, дойдя до порога,
мы за ним не найдём ничего?
Одного лишь прошу я у Бога:
одарить меня верой в него.
Что ж, Губермана можно поздравить: вера даётся далеко не каждому умному человеку, но теперь к Богу можно надёжно придти и на основании чистого разума.
(1) См. "Как был обнаружен "дьявол" на этом сайте. Доказательство это можно развернуть при желании читателей более обстоятельным образом.
(2) И обратно, cамую проникновенную религиозность чуждого нашей цивилизации склада умным людям не слишком хитро подать невеждам как "атеизм" и "материализм". Так году в 68-м у нас был издан великолепный сборник переводов даосских текстов под идиотским (как требовала дипломатия игр с чиновными дикарями) заглавием "Атеисты, материалисты, диалектики Древнего Китая"...
Мир не так сложен, как кажется, - он куда как сложнее. И притом так противоречив, что суждение: "мир не так прост, как кажется, - он ещё проще", - тоже многое объясняет.