Природа физической реальности

Популярный раздел для новых идей и теорий мироздания.
Теории доказывающие существование Бога или опровергающие. Теории происхождения Вселенной, Земли, Человека. И многое другое…
Правила форума
Научный форум "Философия"

Природа физической реальности

Комментарий теории:#1  Сообщение pvalvl » 17 янв 2020, 19:05

В предыдущей заметке («Роль субъектности в научном познании») мы уже коснулись такого понятия, как физическая реальность. И установили, что его содержание может быть разным в зависимости от того, усматриваем ли мы различие между «объективностью» и «объектностью» или нет. В настоящем сообщении мы остановимся на этом понятии более детально, имея в виду последствия углубления наших представлений о природе физической реальности. Речь идёт о последствиях для физических теорий. В подобных случаях возникает известный вопрос — насколько насущна методологическая (этим термином в физике именуют философские аспекты теории) проработка концептуальных основ обновляемой парадигмы научного знания? Тем более, что физики в массе своей скептически относятся к методологической проблематике физических теорий, полагая, что центр тяжести их усилий должен лежать прежде всего в области разработки и освоения соответствующего формально-математического аппарата. Однако, особенность вышеназванных последствий такова, что наибольшую трудность при их освоении составляет именно методологическая (мировоззренческая) сторона решаемой здесь задачи. При этом приходится кардинально переосмысливать природу того, что мы понимаем под физическим законом. В основе такого переосмысливания и лежит пересмотр традиционно-упрощённых представлений о физической реальности.

Как традиционно мыслится физическая реальность? ‒ Существует подпространство изначально заданных физических явлений природы (их совокупность и образует физическую реальность), доступных обнаружению с помощью органов чувств и инструментальных средств регистрации (измерительных приборов). Сущность таких явлений абсолютно не зависит от активности познающего субъекта, во-первых, и может регистрироваться с любой наперёд заданной точностью (для соответствующих физических величин), во-вторых. Первое утверждение кладётся в основу определения того, что понимается под объективностью физических явлений. Второе предполагает существование предела последовательности результатов измерения той или иной физической величины в виде абсолютно точного её значения, при условии, что эта последовательность образуется за счёт постепенного роста точности измерений.

Может показаться, что такое представление о физической реальности, как минимум, непротиворечиво и, хотя бы с этой стороны, не уязвимо для критики. Но достаточно попытаться воспользоваться им по назначению, т. е. в качестве методологического средства исследования, например, природы физических законов, и быстро обнаружится присущая этому представлению внутренняя противоречивость.

В самом деле, характеризуя явления физической реальности, мы имеем в виду, прежде всего, проявление свойственной им закономерности. А таковая выявляется не иначе, как в процессе проводимого опыта, поскольку именно опыт по определению есть то, что необходимо подразумевает проявление той устойчивости и воспроизводимости событий реальности, которая осмысливается нами как наличие закономерности у данных событий. Иными словами, любое физическое явление проявляет себя как закономерное событие лишь в качестве объекта того или иного опыта. Рассмотрим последствия учёта данного обстоятельства применительно к содержанию понятия «физическое явление» как составной части того, что понимается под физической реальностью.

Включение любого фрагмента реальности в орбиту опыта в качестве объекта последнего необходимо предполагает противопоставленность ему субъекта опыта и, как следствие, – взаимодействие между ними. В ходе такого взаимодействия и формируется, строго говоря, то, что мы понимаем под физическим явлением. При этом формируемый объект, во-первых, лишается статуса абсолютно объективного (независимого от субъекта) события, во-вторых, наделяется неустранимой и неконтролируемой погрешностью измеряемых в ходе опыта параметров, что, тем самым, лишает смысла представление об абсолютно точном значении физической величины.

Итак, декларируемые свойства традиционного представления о физической реальности вступают в противоречие со свойствами, вытекающими из требования закономерности проявлений этой реальности. Нельзя сказать, что физикам был неизвестен данный факт. Для устранения указанного противоречия было предложено абстрагироваться от феномена взаимодействия субъекта и объекта опыта, подменяя объективность объектностью. Это автоматически приводило к выводу о том, что субъект опыта способен влиять лишь на форму физических законов и не влияет на их содержание. Прежде чем очертить границы такого представления, отметим некоторые важные особенности взаимодействия объекта и субъекта опыта.

Для начала заметим, что субъект и объект опыта представляют собой родственные, но не тождественные друг другу части того целого, что мыслится нами как «природа». Их родство проистекает из принадлежности единому целому и обуславливает однородность данной пары, в силу которой субъект способен функционировать столь же закономерно (в том смысле, что он свободен от волюнтаризма субъективности), что и объект. Их нетождественность проявляется в асимметрии присущей им связи, выражающейся в том, что субъект опыта выступает в активной роли по отношению к его объекту: в отличие от последнего, он не просто воздействует на объект, а использует его, т. е. действует с определённой целью. Именно это обстоятельство, как мы покажем ниже, приводит к тому, что познавательная активность субъекта опыта распространяется не только на форму физических законов (что само по себе достаточно очевидно), но и на их содержание. А это делает учёт влияния субъекта опыта на его объект качественно значимым.

Анализ такого влияния будем проводить не в отвлечённо философском контексте ‒ это воспринималось бы не более, чем предложение «порассуждать на тему», ‒ а применительно к постановке и решению конкретной естественно-научной задачи. Речь пойдёт о проблеме отказа от фундаментальной идеализации всей современной физики ‒ идеализации бесконечно малой погрешности измерений. А в этой проблеме расширенная трактовка творческой активности познающего субъекта образует ядро концептуального аппарата теории и, тем самым, посягает на традиционное представление о природе физической реальности.

Чтобы осознать степень неприятия физиками такого посягательства, следует учесть, что данное представление лежит в фундаменте существующего эталона научности. И никакие новации даже самых яростных альтернативщиков от физики до сих пор не затрагивали эту «священную корову» современной науки. Выдвигались и выдвигаются всевозможные гипотезы об устройстве «полей, частиц и энергий», но не подвергается сомнению ключевое для традиционной трактовки понятия физической реальности представление о существовании «абсолютно точного значения физической величины».

Можно было бы с ходу отвергнуть этот постулат, обратившись, например, к запрету теории информации на бесконечность информации (подобную запрету на бесконечность энергии), или к известному (провозглашённого ещё М. Борном) методологическому принципу: понятия, оказывающиеся за пределами реального опыта должны быть отброшены. Но это не подсказало бы нам, что предложить взамен. Поэтому мы вернёмся к вопросу о взаимодействии субъекта и объекта опыта и проанализируем более детально природу такого взаимодействия. При этом тезисно ход наших рассуждений будет сводиться к следующему. Природное явление может быть отнесено к разряду физических явлений (т. е. не просто природных феноменов, но объектов физического исследования, описываемых теорией) лишь постольку, поскольку оно воспроизводимо. Свойство же воспроизводимости любого явления всегда относительно и о нем можно говорить лишь с точностью до «несущественных признаков» этого явления. Выделение последних и формирует конкретное содержание опыта. При этом необходимо учитывать, что такое выделение осуществимо лишь в контексте того или иного использования явления, − именно по отношению к планируемому использованию природного феномена возможно разделение признаков последнего на «существенные», регистрируемые в опыте, и «несущественные», оказывающиеся за пределами его разрешающей способности. Такой подход к содержанию опыта, с одной стороны, вытекает из учета конечной разрешающей способности его средств, а, с другой, − приводит к важному выводу о том, что сущность физического явления относительна к средствам и цели его использования.

Развернём и обоснуем эти утверждения. Начнём с главного ‒ с идеи связи всего со всем, реализуемой через представлении о бесконечности и сверхсложности мира в целом. Логика такого представления наделяет сверхсложностью любой «момент» и «фрагмент» мира, коль скоро мир мыслится во всей своей целостности и полноте.

Для оперирования названным представлением введём понятие метасобытия, которое будем трактовать, как понятие-ноумен, наделяя метасобытие свойством абсолютной уникальности и неповторимости во «времени» и в «пространстве». В реальности такому понятию должно отвечать нечто, что Кант именовал «вещью в себе» и что может мыслиться как событие, существующее само по себе, вне включённости в какой либо опыт, в отличие от «вещи для нас», в которую «вещь в себе» превращается после того, как становится объектом опыта. Именно в ходе этого превращения и рождается физическая реальность, событиям которой, в отличие от событий мира «вещей в себе», могут быть присущи свойства устойчивости, повторяемости и воспроизводимости , т. е. проявления той регулярности поведения, которая фиксируется в теории в виде соответствующих законов.

Итак, реальность, взятая в своей целостности и той сверхсложности, которая лежит за пределами возможностей средств инструментального контроля (т. е. за пределами реального опыта), не доступна для опытной регистрации со стороны своих свойств (т. е. не попадает в разряд опытных фактов суть «феноменов») и по этой причине не может быть отнесена к тому, что мы понимаем под физической реальностью. «Ноумен» превращается в «феномен» ‒ событие физической реальности ‒ лишь после огрубляющего воздействия материальных средств опыта, которое, тем самым, служит необходимым условием проявления закономерностей материального мира.

Уточним природу воздействия средств опыта, пояснив, о каком огрублении при этом идёт речь. Традиционный подход сводит данный вопрос исключительно к физическим свойствам измерительных приборов, выводя за рамки опыта субъекта опыта вместе с каким бы то ни было целеполаганием со стороны последнего. В подобном целеполагании если что-то и дозволяется, то не более, чем пресловутое «любопытство» в духе «физиков, которые шутят». И остаются исключительно «объектные» факторы воздействия: энергетический и информационный. Первый отвечает за изменение состояния измеряемого объекта, второй ‒ за погрешность проводимых измерений. При таком подходе достаточно допустить несущественность влияния обоих (огрубляющих) факторов, и мы приходим к вышеописанному представлению о природе физической реальности и её законов.

Однако, попытаемся взглянуть на процедуру огрубляющего воздействия опыта не с количественной, а с качественной стороны. Со стороны «механизма» превращения «ноумена» в «феномен». Иными словами, попробуем разобраться с тем, каким образом множество абсолютно неповторимых и не повторяющихся событий мира «вещей в себе», попадая в сферу нашего опыта, обретают свойства закономерных явлений, с присущими им повторяемостью и воспроизводимостью. Если ограничиться коротким ответом на этот вопрос, то по сути он уже прозвучал выше: путём превращения «вещи в себе» в «вещь для нас». Нам требуется лишь развернуть его, описав «внутреннее устройство» такого превращения. Что при этом важно понять? ‒ С точностью до опыта (т. е. «для нас»), всё, что оказывается лежащим вне его рамок является несущественным, а, значит и не существующим. И наоборот: (в рамках опыта) существует лишь то, что существенно («для нас»).

Вне рамок опыта остаётся, как мы уже отмечали, абсолютная уникальность и неповторимость метасобытий реальности, и именно они (уникальность и неповторимость), следовательно, должны быть отнесены к разряду тех «несущественных признаков», с точностью до которых проявляют себя в качестве воспроизводимых соответствующие явления опыта.

В приведённой системе рассуждений не хватает лишь одного: предпосылки для подразделения признаков вещной природы на «существенные» и «несущественные». Очевидно, что природе самой по себе подобное деление не присуще. И единственным источником такого деления (что тоже очевидно) является субъект опыта. Он и только он способен привносить в природу качество «быть существенным», равно как и обратное качество. При этом в ходе фильтрации несущественных признаков явления осуществляется огрубляющее воздействие опыта и формируется то, что составляет конкретное содержание последнего.

Из сказанного следует важный вывод: природу тех или иных закономерностей из мира феноменов невозможно корректно понять и охарактеризовать не принимая во внимание существование и особую роль субъекта опыта. Эта роль осуществляется в ходе познавательной активности субъекта и состоит в разделении признаков природного феномена на «существенные», регистрируемые в опыте, и «несущественные», оказывающиеся за пределами его разрешающей способности. Очевидно, что «существенность» выявляемых в опыте признаков суть «существенность для нас». То есть субъект в ходе познания не просто воздействует на объект опыта, а воздействует на него с определённой целью, состоящей в соответствующем использовании данного объекта. Именно в контексте такого использования можно говорить о воспроизводимости любого явлений. Следовательно именно этот контекст формирует конкретное содержание опыта и, в конечном итоге, – содержание того, что мы понимаем под физической реальностью, обуславливая, тем самым, вывод об относительности сущности физических явлений к средствам и цели их использования.

Остаётся заметить, что сказанное не даёт оснований к каким-либо утверждениям о субъективном характере обнаруживаемых в опыте закономерностей материального мира. Как уже отмечалось выше, объект и субъект познания представляют собой две стороны того единого целого, которое исключает субъективизм в созидающей активности познающего разума. Но при этом приходится констатировать, что в формировании физической реальности познающему субъекту принадлежит особая роль, позволяющая сделать вывод о способности человека к сотворчеству с «творящей силой природы», которую можно трактовать как некую «сверхсубъектность» мироздания. Но это уже отдельная проблема, выходящая за рамки нашей темы.

Затронутые здесь вопросы подробно освещены в первой главе уже цитированной монографии «Петров В. В. Основы интервальной механики. Часть I. ‒ Нижний Новгород, 2017». Их изложением мы завершим методологическое введение к проблеме последствий отказа от идеализации бесконечно малой погрешности измерений и перейдём к обсуждению этих последствий в рамках теории макроскопических систем. Соответствующий материал будет размещаться на сайте «Новая теория» на его форуме «Физика».

Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать
Код: выделить все
<div style="text-align:center;">Обсудить теорию <a href="http://www.newtheory.ru/philosophy/priroda-fizicheskoy-realnosti-t5733.html">Природа физической реальности</a> Вы можете на форуме "Новая Теория".</div>
pvalvl
 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 24 окт 2019, 14:18
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Вернуться в Философия

 


  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2